Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Сага о Кругозоре

Когда мне было 4 года, однажды я встретил на улице мальчика с красивой оранжево-синей коробочкой в руках, на которой был изображен самолет. "А дай посмотреть!" В коробочке оказался пакет с отдельными частями из голубой пластмассы (позже я понял, что это был Як-3). Естественно, мне захотелось такой же (во всё летающее я был влюблен с рождения). Родители поняли поставленную перед ними ребенком задачу, и вскоре я узнал, что такое "сборная модель", став счастливым обладателем двух изделий завода "Кругозор" - Як-40 и Ту-104. Правда, собирались они руками деда, а внук сидел рядом и наслаждался ароматом клея... Уже при сборке третьей модели - подаренного на 5-летие Ан-24 - мне было доверено самому приклеить крыло... Дальше - больше... Покупая тогда те "Як" и "Ту", мама и представить не могла, на какую "иглу" на всю жизнь подсадила сына...
Сегодня я попытаюсь рассказать о линейке отечественных сборных авиамоделей, с которой (а вовсе не с Пластикарта и Ново-Фрога) на самом деле начался стендовый моделизм в Великом и Могучем. Ибо "корни" этого "бренда" уходят непосредственно в советский авиапром...

Меня же всегда интересовало происхождение моделей кругозоровской линейки и косяков в них. Так вот, просмотр старых фильмов и книг навел на мысль, что это копии КБшных сувенирок и тактических/идентификационных моделей. В бытность мою сотрудником ЦАГИ, версия подтвердилась (имел доступ в музей и кабинеты некоторых начальников). Копировались ли готовые сувенирки или прессформы их непосредственно передавались из макетных цехов КБ на игрушечные заводы - неясно, но факт: КБшные "оригиналы" кругозоровских Ан-10, Ан-24 и Ту-144 я держал в руках. Вероятно, так же делались и ранние модели Пластикарта. А сувенирки были разные - в разных масштабах и разного уровня проработанности и копийности. Для больших самолетов в ходу были масштабы 1:100 и 1:120(125). И вот смотрите: у Пластикарта аж 2 модели Бааде-152: 1:100 и 1:125 в примитивном бесколесном исполнении. А теперь сравним Як-40: пластикартовский 1:100 и кругозоровский 1:125! То же с Ил-62. Есть неподтвержденная байка о существовании и советской модели Ту-114, опять же в 1:125. (Похоже, остаток жизни посвящу поискам этого реликта, если он реально существовал). А вот в случае с Ту-104 и Ил-18 исходная "мастерка" была одна и та же, поэтому соответствующие модели у Пластикарта и Кругозора были идентичны (за исключением дополнительного стыка крыла с центропланом у Ту-104 Кругозора). Правда, материал прессформ у нас был, мягко говоря, недолговечным (гипс, что ли?). Поэтому поздние выпуски кругозоровских моделей отличаются от ранних (до-кругозоровских - МЗМПИ/Юный Техник) как земля и небо.
"Первозданную свежесть" в процессе выпуска более-менее удалось сохранить только прессформе Ан-10А - видимо, его очень мало выпускали (мне он в продаже никогда не попадался. Узнал о его существовании в 7-м классе по найденным на помойке останкам и с тех пор наивно искал в магазинах Very Happy. Нулёвый кит удалось добыть только с рук уже во взрослом возрасте...) А вот форма Ан-24 была "уделана" до неузнаваемости еще на "Юном Технике", а с переездом на Кругозор моделька хоть и стала ровнее и акуратнее, но сходство с самолетом утратила напрочь. Кстати, стеклянные круги вместо винтов Аны получили, вероятно, не сразу: раннюю коробку Ан-10А украшает фото собранной модели с нормальными винтами, правда,заретушированными "вращением". На КБшных моделях в музее ЦАГИ тоже винты, причем не изготовленные вручную, а отлитые из черного пластика (вот как на той фотографии).
Сага о КругозореСага о Кругозоре
В ранний период модели оснащались подставками фирменных КБшных дизайнов. Мне удалось идентифицировать "антоновскую", "яковлевскую", "ильюшинскую" и "милевскую" подставки (на фото слева направо). Принадлежность прямоугольной подставки установить не удалось (возможно, "туполевская"), не нашел также "микояновской" (в моих моделях МиГ-19 и МиГ-21 (о них позже) лежали "антоновские" подставки со значком Аэрофлота: истребители на авиалиниях - это по-нашему Twisted Evil) В поздне-юнотехниковский период появилась подставка "пластикартовского" образца, причем поначалу она отливалась из полиэтилена, т.к.собиралась "в замок" без клея. В дальнейшем, уже на Кругозоре, ею стали комплектовать все небольшие модели (хотя "яковлевская" еще попадалась), а крупные - "прямоугольником". Остальные исчезли бесследно...
Сага о КругозореСага о Кругозоре
Ну а теперь о "мутациях" кругозоровских моделей в процессе производства. К сожалению, у меня не осталось фото самого раннего выпуска Ан-24, который я видел у однокурсника - это был вполне узнаваемый опытный самолет со скругленным носом и обрезанными хвостами мотогондол (всем известная "Жар-птица"), отлитый из очаровательной прозрачно-голубой пластмассы, он очень красиво светился под люстрой. К сожалению, модель вместе с хозяином улетела за границу. А вот как выглядит выпуск "Юного техника" середины 70х в сравнении с Кругозором 90х:
Сага о КругозореСага о Кругозоре Сага о КругозореСага о Кругозоре Сага о КругозореСага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре
А еще на ранних выпусках модели на крыле и фюзеляже были проштампованы разные бортовые номера Very Happy
Сага о КругозореСага о Кругозоре Сага о Кругозоре
В позднем выпуске крыльевой номер остался, а с фюзеляжа его убрали. Способность этой модели собираться без клея сохранилась до конца Smile
Сага о Кругозоре
По ссылке в начале статьи можно узнать о ГДРовской фирме DIWI, занимавшейся импортом советских моделей в ГДР. Фирма печатала свои коробки и ротапринтные инструкции на немецком, а содержимое приходило из Союза в запаянных пакетах вместе со штатными инструкциями, декалями (где они были) и клеем. Впоследствии эти DIWIшные коробки порождали в Союзе байки о секретных "ГДРовских моделях, не продававшихся в СССР", среди которых назывались Ан-10А, Ми-2 и т.п. Вообще чудна социалистическая экономика - ладно Ан-10 и Ми-2, но нафига немцам было покупать дублеры своих пластикартовских Ту-104 и Ил-18, только худшего качества, и совсем уж убогий Ан-24? Very Happy
Да, некоторые КБшные прессформы попали и на другие заводы. Киевский завод им. Ватутина выпускал Ан-2М в масштабе 1:50 (стандартный КБшный масштаб для небольших самолетов). В Донецке, опять же в 50м масштабе, делали вертолёты Ми-4 и Ми-8 (последний там обозначался В-8, как прототип). От кругозоровского он отличался глухим фюзеляжем без окон и дверей и несколько другим членением. Ми-4 был в таком же стиле и почему-то с 5-лопастным винтом от Ми-8! (Возможно, форма родной 4-лопастной втулки была утеряна и модели унифицировали по винтам). А в Казани (вероятно, на самом вертолетном заводе) выпускалась третья модель Ми-8 - подобная кругозоровской, но без обтекателей на шасси, зато с отлитым на фюзеляже переплетом кабины (как у пластикартовского Аэро-45).
Донецкий вариант:
Сага о КругозореСага о Кругозоре Сага о КругозореСага о Кругозоре Сага о КругозореСага о Кругозоре
И Ми-4 (к сожалению, не весь):
Сага о Кругозоре
Продолжим все ж про Кругозор. Ранние варианты оформления коробок для своего времени вполне приличны и даже вызывают уважение. Позже дизайн многих коробок изменился не в лучшую сторону. Очевидно, на Юном Технике к моделям как к товару относились серьезнее, чем на Кругозоре (игрушки же!) Были и обратные примеры - ранний смешной рисунок Як-25 заменили на ч/б фото собранной модели, что на мой взгляд всё же лучший вариант, а вот аналогичная замена для Як-3 была по-моему излишней.
Ил-62 на коробке в 70е гг. "набрал высоту и вышел в горизонтальный полет", а в конце 80х он и Ми-2 неожиданно вышли в веселых коробочках с комиксами, изображавшими летательные аппараты в разных ракурсах на земле и в полете. Ещё веселее стало в 2000е, когда на коробках мелкими картинками стала изображаться сразу вся линейка (включая НОВОвские модели), а содержимое конкретной коробки определялось... налейкой со штрихкодом, вклеенной в пустой квадратик с нужным названием на боковушке коробки. Маразматичность такого оформления явно предрекала скорый конец "бренда", который не замедлил воспоследовать. Правда, в середине 0-х случился "посмертный выдох ПЖ" - переиздание моделей Ту-104, Ил-18 и Ил-62 под брендом Алангера, в совершенно роскошных для такого содержимого коробках и с не менее роскошными декалями от "Бегемота". Но "недолго музыка играла..." - вскоре исчезли и они.
Сага о КругозореСага о КругозореСага о КругозореСага о КругозореСага о КругозореСага о Кругозоре
Автор картинки зеленого самолетика с красным носом был даже указан на днище коробки :-D
Сага о Кругозоре
Ранние модели МЗМПИ/Юного техника отливались из цветной пластмассы под окраску реальных самолетов. Не исключено, что когда-то в комплектах были и краски. Во всяком случае, в ранних текстовых инструкциях предписывалось "окрасить нижнюю часть фюзеляжа в цвет крыльев самолета".
Сага о Кругозоре
Декали... пардон, "переводные картинки" Кругозора - это отдельная песня! Грубовато отпечатанные номера и эмблемы на цветных непрозрачных подложках, приклеенные к листу обратной стороной (магическое слово ТОЛФОРЕА, проглядывающее сквозь желтый фон - просто заклинание, возвращающее в детство! Smile ) Правда на Ил-18 и Ил-62 фон подложек был белым для верхней части самолета и серым для нижней - под стандартную окраску Аэрофлота, что еще раз наводит на мысль о красках в комплекте, но вот желтый фон для Ту-104 логическому объяснению не поддается. Возможно, это подражание желтеющей "с рождения" пленке ранних ГДРовских декалей. Военные самолеты комплектовались 4-6ю корявыми звездочками, Як-40, Ан-10, Ан-24 и Ми-2 вообще не имели "сводилок" (там была рельефная "окраска" на пластике), а единственной моделью, комплектовавшейся декалями на полную ливрею, а не только номерами и флажками, был Ту-144 - только изображала она не реальный 68001, а выставочный макет 1965г. с красно-синим читлайном и синей "галочкой" на киле. Увы, я остатки этой роскоши безжалостно ободрал с доставшейся мне в бэушном виде модели, т.к. решил сделать из нее хорошую копию 68001 (грех было не воспользоваться безупречной КБшной геометрией, гораздо точнее чем у Пластикарта!)
Сага о Кругозоре
В конце 80х старые декали были заменены на яркие наклейки из лавсановой пленки, гораздо лучшего товарного вида, но по-прежнему "никакой" копийности (этот параметр вообще Кругозор не заботил). Их получили и ранее бездекальные Як-40, Ан-24 и Ми-2 (Ан-10 уже давно не выпускался).
Сага о Кругозоре
Последней декальной вариацией стали уже упомянутые Алангеровские издания трех моделей с приличными бегемотовскими декалями - польза от них была в том, что их можно было использовать на ПластикартCool
Сага о Кругозоре
Еще немного "мутаций". Детали вертолета Ми-10, цветные - ранний Юный Техник, белые - Кругозор 80х. Как говорится, без комментариев...
Сага о КругозореСага о КругозореСага о КругозореСага о КругозореСага о Кругозоре
Пару ему составлял Ми-6, очень неплохой по геометрии (как и Ту-144, существенно точнее пластикартовсого аналога).
Ту-104, сверху вниз - ЮТ 70х, Кругозор 80х, Алангер 2000х. В последнем варианте окна изобразили декалью. Кроме того, упразднили шасси, а чтобы не заделывать дырки в нижних панелях крыльев, вместо них стали класть вторую пару верхних Very Happy Типа, кто умный - тот лишние гребешки срежет, а вообще детям и так сойдет... Россия...
Сага о КругозореСага о Кругозоре
Ил-62 - тоже отдельная "песня". Модель явно делалась по каким-то предварительным эскизам самолета, поэтому макетчики "ничтоже сумняшеся" прилепили нос от Ил-18 (разница в сечении фюзеляжа была скмпенсирована разницей в масштабах - нос от Ил-18 1:100 на Ил-62 в 1:120). Тем не менее в деталировке присутствуют такие подробности реальных самолетов, как выштамповки в районе ниш шасси и гребень под хвостом (вернее, присутствовали - в кругозоровских выпусках это всё исчезло). Форма мотогондол также напоминает вполне конкретный второй прототип Ил-62 СССР-06176 (в отличие от первого прототипа у Пластикарта).
Сверху вниз - МЗМПИ 60х, ЮТ 70х, Кругозор 80х-90х... Движки от МЗМПИ и Кругозора.
Сага о КругозореСага о Кругозоре Сага о КругозореСага о Кругозоре Сага о КругозореСага о Кругозоре
Из вертолетов осталось упомянуть Ми-2. Культовый пепелац из "Мимино" в 50м масштабе был неплохо сделан, за исключением забавного "глюка" - расположение окон и дверей на правом и левом борту было зеркальным отражением оригинала :-D
Красный пластик (модель б/у, в процессе реставрации и исправления окон) - ЮТ, белый - поздний Кругозор.
Сага о КругозореСага о Кругозоре
Немного о военных самолетах. Пожалуй, самой загадочной моделью линейки является т.н. "МиГ-19" (так он назывался на коробке) - нечто реданной схемы, напоминающее одновременно опытные машины Су-15П и микояновский И-320, но отличающееся от обоих расположением двигателей - на тех аппаратах один располагался в редане, а другой в хвосте фюзеляжа, на модели же в редане были оба движка (этакий МиГ-9 с крыльями от Миг-15-D ) Обычно модель считают "сдеркой" с аналогичного изделия американской фирмы Lindberg... Вот только с позиции госорганов, ведающих производством товаров для детей, подсовывание советским школьникам вражьей "дезы" о доблестной советской авиации представлялось бы... мягко говоря, вредительством. Лично мне думается, что корни у игрушки вполне отечественные. Может, какая-то нереализованная разработка. На одном английском модельном форуме была высказана версия, что самолет существовал в виде полноразмерного макета, построенного студентами МАИ в рамках дипломного проекта и сфотографированного западными шпионами, в результате чего и появилась линдберговская модель. Кроме того, изображения подобного самолета встречаются на советских авиационных агитплакатах 50х годов, была также похожая жестяная игрушка-каталка.
Модели перехватчика Як-25 также обычно приписывают "вражеское" происхождение - похожая модель была у фирмы Revell. Правда, похожего в них только масштаб (около 1:50) и явно избыточный размах крыла. Деталировка моделей совершенно разная, Ревель гораздо сложнее и подробнее, зато у кругозоровского Яка более правильный нос. Скорее всего, оригинал обоих моделей - "тактическая" учебная моделька, с какими лётчики отрабатывают задания "пеший по-лётному" (видел эту сцену в каком-то старом фильме, и в руках у летчиков были вот эти самые Яки!) Одна из них вполне могла попасть в руки "вероятного противника".
Модели ЮТ, Кругозора и Revell:
Сага о КругозореСага о Кругозоре Сага о КругозореСага о Кругозоре
Аналогичное происхождение имеет, вероятно, и модель Миг-21, также в 50м масштабе, в которой прослеживаются черты сразу нескольких модификаций: нос от Ф/Ф-13, узкий киль также от Ф, небольшой гаргрот за кабиной и верхнее расположение ПВД указывает на ПФ, а контейнер тормозного парашюта на киле - на МФ/СМТ/Бис. Впрочем, такие гибриды были нормой в модельной практике 60х гг, и не только у нас или у немецких друзей - полно таких примеров и на Западе.
Модель штурмовика Ил-2 была неплохо проработана (подвижные элероны, расшивка, шасси, правда в убранном положении - колеса вклеивались прямо в гнезда гондол), но сделана в несколько странноватом масштабе 1:57 (смутно припоминаю, что такой масштаб вроде бы встречался на чертежах в "Моделисте-Конструкторе")
Сага о КругозореСага о Кругозоре
Ну и, конечно, вряд ли кто из старшего поколения моделистов не помнит Як-3 ("сувенирка" из десятка деталей в 1:50) и спортивный Як-18П (1:40) Мне посчастливилось найти эту модель в раннем исполнении. Обратите внимание на прямую "спину" фюзеляжа за кабиной (позже прогнувшуюся как у Росинанта), имитацию полотна на стабилизаторе, лючки на фюзеляже... "...Но куда ушло всё это..."
Сага о КругозореСага о Кругозоре Сага о Кругозоре
В завершение "титры" - список моделей-героев нашей саги и их масштабы:

  • Ан-2М - 1:50 (выпускался в Киеве)
  • Ан-10А - 1:150
  • Ан-24 - 1:157
  • Ил-2 - 1:57
  • Ил-18 - 1:100
  • Ил-62 - 1:120
  • Ми-2 - 1:50
  • Ми-4 - 1:50 (выпускался в Донецке)
  • Ми-6 - 1:100
  • Ми-8 - 1:50
  • Ми-8 (В-8) - 1:50 (выпускался в Донецке)
  • Ми-8 - 1:50 (выпускался в Казани)
  • Ми-10 - 1:100
  • "Миг-19" - 1:50 (если можно говорить о масштабе для несуществующего самолета)
  • МиГ-21 - 1:50
  • Ту-104 - 1:100
  • Ту-144 - 1:100
  • Як-3 - 1:50
  • Як-18П - 1:40
  • Як-25 - 1:50
  • Як-40 - 1:125


Если кто-то сможет дополнить этот список, буду очень рад! (Условие - прессформа должна быть отечественной и изготовленной не позднее 70х гг. ХХв. :-))
Ну и на десерт - несколько моих поделок из кругозоровской линейки разных лет:
Сага о Кругозоре Сага о КругозореСага о КругозореСага о КругозореСага о Кругозоре
Сага о КругозореСага о КругозореСага о КругозореСага о КругозореСага о Кругозоре

Сага о КругозореСага о КругозореСага о Кругозоре
Ну вот, и всё. Прошу прощения, что не выложил фото абсолютно всех моделей - всех у меня нет, да и по ссылке в начале статьи, полагаю, можно найти всё недостающее.
Спасибо за внимание,
С уважением, Владимир

P.S. Когда я в разлуке с любимой коллекцией (например в отпуске, на югах), мне регулярно снится один и тот же сон. Будто я иду по огромному магазину игрушек, а по залу в здоровенных решетчатых корзинах внавал насыпаны кругозоровские модели... Честное пионерское! :-)
Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре Сага о Кругозоре

» Информация о статье
Просмотров: 23870
Опубликовано:
Лучшая публикация - февраль 2014
http://scalemodels.ru/articles/7095-saga-o-krugozore.htmlЛучшая публикация - февраль 2014 http://scalemodels.ru/articles/7095-saga-o-krugozore.html
Vladimir1:100 в 07.07.2022 - 08:22
А оно каким боком к теме?
yur в 06.09.2022 - 18:50
Вау какую штукенцию выложили. https://meshok.net/item/276802513_Tupolev_TU_144_1_100_%D0%A2%D1%83_144_%D0%AE%D0%BD% D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B7 %D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%90%D1%8D%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%8 2_%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D1 %81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%B0
romanmec в 06.09.2022 - 19:05
yur
Ага, по цене Моделсвит в 72м... :facepalm:
dedel в 06.09.2022 - 19:48
На эйрбее, помнится, ценник куда гуманнее был. :mrgreen: Сотка с четвертью баксов что ли. Надо глянуть.

Добавлено спустя 1 минуту 58 секунд:

Продали...
130 бакинских был...
#
Vladimir1:100 в 07.09.2022 - 07:41
Продавец вполне ожидаемый, давно забаненный в здешней барахолке. В лучшие времена таких безносменов быстро "оптимизировали"...
Den2000 в 04.11.2022 - 10:54
Продавец вполне ожидаемый, давно забаненный в здешней барахолке. В лучшие времена таких безносменов быстро "оптимизировали"...То в здешней. А в мешковской 70 плюсов. И один минус, но не к нему, а к почте.
ГРач в 09.05.2023 - 11:18
Модель Ту-104 от Александра Ионас
(нечасто встретишь хорошо собранный Алангер-Кругозор)
(фото - Одноклассники)
# # # # #
# #

Оригинал:
#
https://ipmsdeutschland.de/archiv/FirstLook/Alanger/Ala_Tu-104/Alanger_Tupolew_Tu-104 .html

Нос этого кругозоровского Туполя- не совсем точен) Эт да))) Но- что то мне он очень нравится..)))
Vladimir1:100 в 10.05.2023 - 09:38
Потому что - детство ))) Моей второй сборной моделью в жизни, собранной дедушкиными руками, был этот самый Ту-104, кажись тогда еще "Юного техника" (1976 г.), и уже тогда морда была именно такой - но я был от него в восторге (а как ярко смотрелись желтые "сводилки" на густо-серой пластмассе!) Долго он не прожил, поэтому году в 78 или 79 я выпросил у мамы новый. А это был уже Кругозор (инструкция кстати от него сохранилась - еще старого образца, но уже с "двойняшками"), белой пластмассы, и собирался гораздо хуже...
А Александр мог бы и сам свои модели сюда выкладывать - стесняется, что ли?
ГРач в 11.05.2023 - 17:44
Да, Владимир, - детство!
Я ведь помню этот Ту-104, как есть, и с его такой вот "мордой". И у меня как то "сложилось", что вот такой Ту-104 и есть "самый правильный Ту-104.." ) Модель то я видел, а вот сравнить эту модель мне было не с чем. Потому как никаких картинок, фоток этого самолета у меня не было. Он тогда уже не летал, по телеку если только в кино мелькнет.. Но я этого не помню.
Другое дело - Ту-134 и Ту-154. В этих аппаратах я был спец. Летали над головой. В аэропорту вблизи можно было насмотреться сколько хочешь - там была довольно удобная площадка для обзора, со второго этажа аэровокзала. Можно и не входя в здание, на самолеты смотреть. Там забор был- решетка. И стоянка вот рядом. Одни хвосты торчат: все перед глазами!
Вот фото нашего аэропорта, СССР!

#

Один раз я, как дурак, "наслаждался" гарью из работающих двигателей стоящего на рулежке Ту-154... Хотел, так сказать, ощутить этот абалденный запах.. Там же - особенный запах... Ни с чем не сравнимый.

А Ту-104... Его я впервые увидел - у нас же, в Тбилиси... Когда поступал в училище. На площадке, за учебным центром, в траве лежали два самолета... Надпись на борту говорила о Ту-104Б.. Никто там не присматривал - лезь куда хочешь..
---------------------
А когда появился бакинский Ту-104, то- там сразу стало ясно: это неправильная модель! Потому что сильно не похож на кругозоровскую Тушку..
Vladimir1:100 в 12.05.2023 - 13:49
А мне еще посчастливилось застать 104й - и в небе, и в портах, полетать только не довелось. И вообще мое знакомство с миром авиации во младенчестве началось вот с этой игрушки и вот с этой книжки, так что этот самолет для меня во всех смыслах "Номер раз". Тем не менее кругозоровская модель тогда совсем не смущала ни мордой лица, ни окнами без стекол, ни ярко-желтыми сводилками "наизнанку". Я тогда , очевидно, философски рассудил: "Значит так надо!".

#

####
##

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy