Приветствую, коллеги! Представляю вашему вниманию свой крайний проект – модель, на мой взгляд, очень красивого вертолета – Dauphin II. Почему вертолет в общем и именно этот в частности? Решил немного разнообразить ряд моделей самолетов и бронетехники на полке винтокрылой машиной.
После сборки предыдущего танка (IDF Shot Kal), что называется «из коробки», следующую модель хотелось такую, чтобы и из проволоки было чего добавить и шкуркой немного где пройтись… На тот момент сборка совсем без каких-либо доработок казалась немного скучноватой. Поэтому выбор пал на авиацию в виде вертолета, где и с нишами шасси можно поработать и за правильностью поверхности корпуса в плане стыковки деталей нужно хорошо следить.
Прототип
AS.565 Panther – это новое обозначение многоцелевого вертолета A 365F Dauphin II, которое он получил, после того как произошло преобразование в 1992 году концерна Eurocopter.
Исходный вертолет SA-365C Dauphin-2 (F-WVKE) первый раз поднялся в воздух 24 января 1975 года. Модификация 365F Dauphin II – в 1982 году.
Вертолет универсален и может иметь противолодочное, противолодочное, поисково-спасательное исполнение, а также гражданское пассажирское исполнение. Первый полет данного вертолета произошел в 19882 году.
Вертолет конструктивно соответствует одновинтовой схеме, рулевой винт тип "Фенестрон". Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей Turbomeca Ariel IM1. Шасси на трех убирающихся опорах, носовая опора - со сдвоенными самоориентирующимися колесами.
Краткие технические характеристики:
Длина,мм: 12110;
Высота, мм: 3980;
Максимальная взлетная масса, кг: 4250;
Практическая дальность, км: 875;
Полезная нагрузка: 10 пассажиров/1700 кг груза в кабине/1600 кг груза на подвеске;
Подробную информацию о прототипе можно посмотреть по следующим ссылкам: http://www.airwar.ru/enc/uh/as365.html http://www.airwar.ru/enc/sh/as365f.html http://www.airwar.ru/enc/ah/as565.html
Сборка салона
Тут следует отметить, что инструкция рекомендует сборку начинать с двигателя и несущего винта, но при этом собранные детали еще долго должны будут лежать в стороне и дожидаться времени своего соединения с двигательным отсеком. На мой взгляд, это не очень хорошо влияет на сохранность, как самих деталей, так и их покрасочного слоя. Поэтому, как, наверное, и для большинства моделей авиационной техники сборка Дельфина началась с салона. Фототравленые детали вместе с пластиковыми образовали панель приборов (Tamiya X-1 BLACK) и передние кресла (XF-2 FLAT WHITE).
Далее они были установлены на основание пола (XF-54 DARK SEA GREY), добавлена напольная панель приборов, ручки управления, кресла пассажиров, задняя стенка и элементы каркаса корпуса. Рельеф пола был выделен «сухой кистью» при помощи XF-80 ROYAL LIGHT GRAY.
После следовала установка пололка над пассажирской частью салона, который отказался точно вставать в передние и задние направляющие. В результате задние посадочные элементы были срезаны, потолок посажен только на передние элементы.
Далее на свое место были примерены задние стойки шасси, а ниши были сравнены с фотографиями реальных соответствующих узлов.
Доработка задних ниш шасси
Сравнение с фото показало, что ниши нужно дорабатывать.
Элемент 1 вырезан из сжатого плоскогубцами (для придание стенкам параллельности) отрезка литника. Элемент 2 – отрезок проволоки из телефонного провода. Элемент 3 – одна из жил витого провода. Элемент 4 – часть литника.
Кроме того на данном этапе в носовую часть был заложен груз в виде гаек. К слову надо сказать, что о необходимости закладки честно напоминает и инструкция. Закладка именно гаек позволила оптимально заполнить сложный объем в носовой части, образующийся при закрытии пола панелью низа корпуса. Здесь удалось избежать ошибки, допущенной при сборке МиГ-29 9-13 от G.W.H. (http://scalemodels.ru/articles/7261-Great-Wall-Hobby-1-48-mig-29-9-13--nebesnyjj-delfin.html).
Так как внутренняя часть вертолета была почти закончена, то далее настал момент добавления внешних панелей.
Сборка корпуса
Предвосхищая повествование, нужно отметить, что именно данный этап характеризовался при сборке модели наибольшим объемом подгоночно-шлифовочных работ.
Присоединение панелей левого и правого борта к корпусу прошло достаточно точно, однако правая панель несколько съехала назад примерно на 1 мм. Чем вызвано подобное – особенностью деталей или мной – точно сказать не могу. На стыковку хвостовой балки критически это не повлияло.
Основная проблема сборки выявилась при попытке установки переходного элемента от двигательного отсека к хвостовой балке. Предварительная сборка «на сухо» верха моторного отсека и задних капотов подтвердили наличие сложностей. Между ними образовывалась щели в несколько миллиметров…
Скорее всего, причиной такого положения дел являются казавшимися незначительными на предыдущих этапах сборки нестыковки деталей. Объявлять причиной нестыковок в полной мере сами детали и производителя, мне кажется, будет не совсем правильно. Возможно, при сборке второго такого вертолета с учетом выявленных сложных моментов подобного удастся избежать.
Для устранения щелей было предпринято следующее:
1. Наращивание переходного элемента при помощи небольших кусочков литника с последующим выравниваем.
2. Вставка листового пластика в щель за моторным отсеком.
После устранению щелей из отрезка проволоки телефонного провода были изготовлены недостающие трубки, расположенные за соплами двигателей.
Что касается самих двигателей, то в процессе постройки было принято решение одну сторону вертолета сделать с полностью закрытыми капотами и дверями, а другую полностью открыть. С одной стороны (здесь даже в прямом смысле ) это позволит показать пластику корпуса, а с другой – имитацию двигателей, которую дает производитель.
Изучение фотографий также подтвердило необходимость доработки двигателя. Магистралей там, конечно, много и то, что сделано представлено на ниже. Также приведен и двигатель в том состоянии, если его собирать «по умолчанию».
Также на данном этапе производилась установка остекления. В целом установки прошло хорошо. Подгонять пришлось только панель носа снизу лобового стекла в месте стыка со стеклом.
Доработки по двигателю производились также отрезками проволоки телефонного и жилами витого провода. Окраска двигателя: XF-77 IJN GRAY (SASEBO ARSENAL), XF-16 FLAT ALUMINUM, X-33 BRONZE, Mr.Hobby H38 STEEL RED. Здесь же была установлена и центральная часть двигателя.
Настало время с одной стороны устанавливать все капоты и двери. Если капоты в результате описанных выше подгонок установились нормально, то задняя сдвижная дверь и проем двери не сходились с образованием щели.
Образовавшаяся щель была закрыта листовым пластиком. Так как исходная стойка имеет плоскую форму без ребер и других подобных рельефный частей, то накладка не выделяется.
Аналогичная накладка была сделана и на другом боту. Хотя дверь там и должна быть сдвинута, накладка сделает ширину двух противоположных стоек одинаковой.
После установки горизонтального оперения, хвостового винта и носа сборка корпуса была завершена. Также были доработаны задние стойки шасси – добавлена имитация гидравлики.
Окраска
Производитель предлагает достаточно разнообразные вариант для окраски вертолета, но для этой модели был выбран вариант борта №486 флотилии 36F Base d’Aeronavtique Navale HYERES, France.
36F-Chamalieres-8
Этот вариант отличается яркими красно-белыми полосами поверх основного серого двухцветного камуфляжа. Лисенок. Именно это прозвище и прикрепилось к вертолету. Шикарный хвост вместе с объемным горизонтальным и вертикальным оперением, а также и окрас похожий.
Стоит отметить, что для данного варианта производитель предлагает устанавливать подвесную лебедку с правого борта, хотя на фото прототипа ее нет.
Окрашивался Лисенок с помощью кистями ПОНИ №3; JAS 0000 и 0 сначала в белый (XF-2 FLAY WHITE) по контурам элементов для исключения появления ступенек при наложении следующих слоев краски. Контур красного (X-7 RED) намечался тонкой полоской модельного скотча с дальнейшей маскировкой. Аналогично и низ корпуса.
Для двухцветного камуфляжа использовались XF-80 ROYAL LIGHT GRAY, Mr.Hobby H307 GRAY FS36320.
Лопасти окрашены в XF-81 DARK GREEN 2 (RAF).
Далее промежуточный слой лака (Mr.Hobby H20 FLAT CLEAR), потом«смывка» акварелью и еще один слой лака. Установка декалей, больших (на хвост, пантера на бок) и маленьких на разные ручки и люки корпуса прошла без сложностей. Декали мне понравились: в теплой воде держать нужно совсем не долго, хорошо прилипают и облагают поверхность.
Завершающим этапом стало установка стоек шасси (стойки – H307 GRAY FS36320, штоки – XF-16 FLAT ALUMINUM) с колесами (диски – H307 GRAY FS36320, шины – XF-19 NATO BLACK), закрепление открытых капотов и дверей, установка винта. Также была натянута антенна из капроновой нити.
Итог
Вот такой получился Дельфин по прозвищу Лисенок с пантерой на боку. Рождался не без сложностей, но, тем не менее, меня он радует, а на полке с моделями теперь стоит такое яркое пятнышко. Желание подгонок, шлифовок, доработок утолил в полном объеме.
В целом, модель, по крайней мере, для меня оказалась не из простых. Нужно при сборке всегда смотреть по инструкции вперед на несколько шагов. Ввиду большого количества сопрягаемых деталей корпуса начинающим моделистам данный набор рекомендовать, наверное, не стоит.
Колоссально проделанная работа! НО! С аэрограф бы сюда- за уши будет не оттянуть!
Marakarв 09.07.2014 - 15:55 Тема: Kitty Hawk 1/48 Dauphin II AS.565SA - Дельфин, лиса и пантер
snitok1983, спасибо за внимание к работе и отзыв!
По поводу аэрографа есть мысли и "блуждают" они давно, но кисть, как инструмент, пока на данный момент подкупает отсутствием необходимости использования средств защиты (респиратора), организации вентиляции, большей скоростью приведения в рабочее состояние и "свертывания" при окончании работы.
Не могу с вами не согласиться, что в плане качества покраски аэрограф лучше, но пока работаю кистью.
С уважением, Marakar.
Неплохо конечно....Но покраска кистью несколько портит общее впечатление. Так что нужно скорее приобретать аэр. И качество заметно улучшится
:smile:
п.с. Только при чем тут "вертолеты США"?
Что касается средств защиты и вентиляции- все это заблуждения! Пользуйтесь водорастворимыми акриловыми красками (Работаю в комнате, где спит ребенок и качество воздуха та критично): все супер! Ложиться великолепно, сохнет считанные СЕКУНДЫ, палитра, такая же, как и у "вонючих". Так что, "не так страшен черт"...
Пользуйтесь водорастворимыми акриловыми красками
Егор, ему для этого понадобится хороший аэр и не менее хорошая краска. А это стоит немало.
Игорь, мой аэр "КитАйФон" за 900 р, а краска ревелл или акан в среднем 80 р. Средняя модель в 48-м стоит дороже))))))
Marakarв 11.07.2014 - 04:43 Тема: Kitty Hawk 1/48 Dauphin II AS.565SA - Дельфин, лиса и пантер
Kent, спасибо за отзыв!
snitok1983, также нужно учитывать и стоимость компрессора. Про аэры уже изучил много тем на форуме здесь и получается, что китайские изделия что-то не очень...
Водорастворимые краски как-то упустил из внимания, так как пользуюсь в основном Тамией :-) Если ей продолжать пользоваться, но с аэром, то, думаю, респиратор все же лишним не будет.
С уважением, Marakar.
Тема: Kitty Hawk 1/48 Dauphin II AS.565SA -...(#7541) - обсуждение
Колоссально проделанная работа! НО! С аэрограф бы сюда- за уши будет не оттянуть!