Всем привет!
Представляю вашему вниманию свой очередной "долгострой", модель широкофюзеляжного авиалайнера Boeing 767-300ER.
Однажды, еще три года назад, благодаря местной "фарцовке", я стал, как мне тогда казалось, счастливым обладателем очень интересной декали. Постройка модели вяло переходила из стадии планов в стадию сборки-примерки и постоянно откладывалась. Но об этом ниже.
Поводом взяться наконец-то всерьез за эту модель стала Олимпиада в Сочи, и хотя к ее окончанию завершить постройку так и не удалось, зато в итоге, модель все же была доделана
О прототипе
Поскольку, лайнеры данного типа широко известны, и всю необходимую информацию можно узнать из сети (Boeing 767), то речь в основном пойдет об истории именно этого экземпляра.
Самолет Boeing 767-300ER с/н 27960, совершил свой первый полет 15 августа 1996 года.
Владельцем этого самолета стала американская лизинговая компания International Lease Finance Corporation (ILFC), специализирующаяся на лизинге и продаже самолётов.
Первой авиакомпанией, которой уже 29 августа 1996 этот борт достался в аренду, стала KLM Royal Dutch Airlines. Самолет получил регистрацию PH-BZG, и выглядел так:
Отработав почти 10 лет в компании KLM, самолет был возвращен владельцу. Однако, практически сразу, ILFC сдала его в аренду российской авиакомпании Aeroflot - Russian Airlines. Регистрация была изменена на VP-BWX и с 30 июня 2006 года, самолет был введен в эксплуатацию на международных линиях Аэрофлота. По устоявшейся в Аэрофлоте традиции, этот борт был назван в честь классика русской литературы Александра Блока. Выглядел он с этого момента так:
В 2008 году на время проведения XXIX Олимпийских игр в Пекине, один из самолетов Аэрофлота получил забавную раскраску в стиле BOSCO. И этим самолетом стал наш VP-BWX. Именно этот период "жизни" лайнера и был отражен в представленной вам модели.
Вот цитата с официального сайта BOSCO:
"Это совместный проект компании Аэрофлот – официального перевозчика олимпийской сборной России и BOSCO – генерального партнера Олимпийского комитета России и Официального экипировщика Олимпийской команды России.
Огромная красная Жар-птица раскинула крылья на передней части корпуса самолета Аэрофлота, олимпийские кольца украшают нос, а по всей длине корпуса воздушного судна расположились красные перья – элементы орнамента Жар-птицы.
В оформлении салона самолета также использованы элементы орнамента – подголовники на спинках пассажирских кресел украшены красными перьями. А самые маленькие болельщики – пассажиры этого необыкновенного авиарейса получат в подарок талисмана Олимпийской команды России – Чебурашку.
В презентации олимпийского самолета приняли участие глава группы компаний BOSCO DI CILIEGI Михаил Куснирович, заместитель генерального директора компании Аэрофлот Лев Кошляков, олимпийские чемпионы Павел Колобков, Алексей Немов, Алексей Тихонов, Илья Авербух, Антон Сихарулидзе и Ольга Брусникина, джазовый квартет Игоря Бутмана и талисман российской олимпийской сборной Чебурашка.
Ежедневный регулярный олимпийский рейс Аэрофлота по маршруту Москва – Пекин будет совершать воздушное судно Boeing 767-300 с 1 августа по 6 октября 2008 года. Каждый день олимпийский самолет будет перевозить 218 пассажиров: в августе – российскую олимпийскую команду, членов официальных делегаций, российских болельщиков и гостей Игр XXIX Олимпиады в Пекине, в сентябре – спортсменов-инвалидов, участников и гостей "Паралимпийских игр", которые также пройдут в Пекине.
Первыми пассажирами уникального Боинга с огромной Жар-птицей на борту стали волейболистки сборной России и национальная команда гребцов."
По окончании Олимпийских игр в Пекине, самолет еще некоторое время носил на себе веселую ливрею, после чего была восстановлена стандартная Аэрофлотовская раскраска.
31 января 2013 срок аренды на этот борт истек, и самолет был возвращен владельцу.
Но на этом, его карьера не закончилась. И в возрасте 17-и лет, 04 июня 2013 года, очередным эксплуатантом самолета стала молодая российская авиакомпания Nordwind Airlines. И теперь, вот в таком окрасе, наш герой трудится по сей день:
О модели
Думаю, уже многие успели привыкнуть к тому, что отечественная фирма Звезда стала выпускать хоть и не идеальные, но весьма достойного качества модели. Не стала исключением и эта модель Boeing 767-300. От сборки которой, остались только положительные эмоции, кроме одной неприятности. Дело в том, что в моем наборе верхняя часть левой половины крыла была деформирована в двух плоскостях. Подобный дефект не редкость для наборов Звезды, благо исправляется он достаточно просто с помощью горячей воды и пресса.
В остальном все замечательно, совсем нет облоя, утяжин не много и расположены они в удобных для обработки местах.
К сожалению, фотографий в процессе я не делал, поэтому процесс сборки мне придется описать, а вам поверить мне на слово
Хочу предупредить тех, кто будет собирать эту модель. Груз в носовую часть нужно добавлять значительно больше, чем рекомендует производитель. Моя модель получила нейтральную устойчивость и балансирует на основных стойках шасси, не смотря на довольно увесистый кусок свинца в носу.
Если следовать инструкции при сборке двигателей, то можно получить проблему в виде швов на внутренней стороне воздухозаборника, которые будет довольно трудно обрабатывать при установленном вентиляторе, не повредив его.
Я же поступил следующим образом. Склеил половинки корпуса двигателя, приклеил обечайку воздухозаборника, и спокойно зашпаклевал и обработал внутренние поверхности. Т.к. вентилятор теперь уже не встанет на свое место, то мне пришлось его модернизировать. Срезал кромку-упор и наполовину сточил толщину задней части. Затем приклеил сзади полоску тонкого пластика, который и будет служить упором при установке вентилятора на место. Теперь окрасил все детали двигателя по отдельности и собрал. Вентилятор спокойно вставляется через заднюю часть двигателя и крепится двумя каплями супер-клея. Таким образом, между стенками воздушного канала и вентилятором появился микро зазор, который заметен, если смотреть в двигатель на просвет. Установка уже собранной сопловой части тоже не составляет труда и входит она на свое место в небольшим натягом. Добавлю, что устанавливал двигатели и стабилизаторы уже на завершающем этапе, после всех окрасочных и декальных работ. Разумеется, предварительно, нужно добиться идеального сопряжения всех деталей.
В соответствии с фотографиями прототипа, вырезал по два дополнительных окна в задней части салона на обоих бортах.
Остекление на этой модели, в качестве эксперимента, решил сделать прозрачным. В окна пассажирского салона вклеивать
родные прозрачные детали не стал, поскольку это грозило сильным усложнением процесса. Это и шлифовка-полировка и последующее маскирование каждого окошка. Вместо этого, уже после окраски заполнил проемы окон жидкостью Micro Kristal Klear, прозрачности которой вполне досточно для таких размеров. Лобовое стекло установил родное из набора, сточив на нем имитацию переплета, который имитировал впоследствии декалью.
Сам планер собрался замечательно, все детали стыкуются мехду собой почти идеально. После склейки прошелся по всем стыкам сюрфейсером, зашлифовал и восстановил расшивку.
При покраске модели использовал краски разного состава и производителей. Сначала были окрашены крылья краской Mr.Color светло-серого цвета, затем фюзеляж этой же краской, но осветленной еще на полтона.
В попытках имитировать фирменный аэрофлотовский "перламутр" был проведен ряд экспериментов с разными окрасочными материалами. По рекомендации с сайта моделистов гражданской авиации попытался найти краску Standox-829 (желтый перламутр), но в нашем захолустье это оказалось нереально. Тот перламутр, что мне удалось найти в одной из местных колеровочных контор, совершенно не подошел для этого. Поэтому, было решено пойти другим путем. Подсмотрев в статье Александра (BigSeXy) технологию смешивания металлика с лаком, подобрал компоненты, которые устроили меня как качеством получаемого эффекта, так и удобством применения. В общем, вариантов было перепробовано множество, но остановился я на таком: Mr.Color Super Metallic SM06 разведенный в глянцевом лаке АКАН 8-й серии. Пропорцию точно сказать не могу, но меньше чем 1 к 10. Полученную смесь наносил в несколько очень тонких слоев. Дело в том, что эффект полностью проявляется только после просушки слоя, и на этом этапе очень легко "переборщить".
Синий цвет, не мудрствуя лукаво, нанес Акановской водорастворимой краской, которая так и называется "синий Аэрофлот".
Обечайки воздухозаборников двигателей и передние кромки стабилизаторов и киля - Mr.Color Super Metallic SM06 в чистом виде. На передней кромке крыла имитация ПОС сделана декалью.
Собственно про сборку и окраску рассказывать больше нечего, теперь самое интересное - декали
Декаль Бразильской фирмы GIO Decals, страдает целым букетом недостатков. Первое, что насторожило, когда я получил конверт с декалью на почте, это множество трещин и помятостей. Не возьмусь говорить, что это вина производителя, скорее всего, повлияли условия хранения и транспортировки. Но этот факт, долго не давал уверенности в успехе и поэтому работа над моделью все время откладывалась. Лишь когда, я получил некоторые навыки работы с декальной бумагой и решив: была - не была, если что, напечатаю свои элементы декали взамен испорченых. Отсканировав оригинал, я приступил к работе. Как выяснилось потом, наличие трещин, еще не гарантия того, что декаль рассыпется на тысячи кусочков. Толщина лакового слоя такова, что порвать декаль очень трудно. Но это влечет за собой еще большие неприятности: уложить ее на поверхности двойной кривизны без складок очень трудно - декаль не тянется совершенно. И самое грустное и смешное, это то, что клеевой слой очень слабый и декаль попросту не приклеивается к поверхности. Отдельные элементы пришлось укладывать на футуру по мокрому! И все бы ничего, но тут поджидала еще одна засада: никакие жидкости на эту декаль не действуют, даже чистый спирт. В результате, можно видеть, что лаковый слой на декалях имеет заметную толщину, а там где приходилось наносить декали вторым слоем, они предательски "серебрятся".
В общем, продукцию этой фирмы я покупать теперь вряд ли стану...
В завершение, собрал и покрасил шасси, добавил антенны и фары. Покрыл футурой в два слоя с помощью кисти. Хотел еще сделать датчики в носовой части, но работа с декалями так утомила, что уже хотелось поскорей все закончить. И т.к. размеры модели очень немаленькие, а места на полках нет совсем, то решил водрузить ее на подставку, что позволило разместиться еще паре моделей под крылом Боинга
Радует ли меня результат? Скорее нет. Полное разочарование от работы с этой декалью сказалось на заключительном этапе отделки - модель стала не интересна. Одно греет душу, это то, как выглядит окраска аэрофлотовского "перламутра", вряд ли по фотографиям это видно, но вживую очень похожа на оригинал, который я изучал каждый раз, когда летал самолетами Аэрофлота, а летаю я часто
Прошу извинить за такое количество букв, но короче не получилось
Ну, и собственно, результат:
Когда ж ты успел? Вроде недавно был почти в середине Баренцева моря. :mrgreen:
Отличная модель получилась! На таком расстоянии вообще не заметно ничего из перечисленных тобой недостатков. :wink:
Правда перламутр не видно, добавил бы пару фото поближе. :grin:
Belorussв 24.07.2014 - 20:30 Тема: Звезда 1/144 Boeing 767-300 Аэрофлот - Жар-птица по Пекински
Авиация - это всегда красиво!
И в гражданском обличье - тоже!! :)
Когда ж ты успел? Вроде недавно был почти в середине Баренцева моря.
А я и сейчас там :mrgreen: Фотки еще в мае были сделаны, а сечас время и вдохновление появилось на статью :)
Правда перламутр не видно, добавил бы пару фото поближе.
Трудно было фотографировать, чтобы и блеск был заметен и при этом общая экспозиция была верной. Теперь, пока домой не вернусь, ничего добавить не смогу...
Воробейв 10.08.2015 - 16:11 Тема: Звезда 1/144 Boeing 767-300 Аэрофлот - Жар-птица по Пекински
Красивая модель и сделана очень качественно. Поделитесь опытом, как сделать границу между серебристым и синим на фюзеляже, чтобы декаль-оранжевая полоса на нее точно легла?
Красная полоска на декали без белой подложки, поэтому на макросъемке видно границу разделения цветов. Лучше, конечно, сделать границу точно по краю красной полосы.
Отсканировать декаль, распечатать 1:1 на принтере (обычном, черно-белом), вырезать детали (флаг и куски красной полоски) точно по контуру, приклеить на фюзеляж точно там, куда ляжет сама декаль, а потом протянуть полоску тамиевской ленты точно по краю "декали" со стороны маски. Чтобы лента легко и без складок ложилась вдоль криволинейной полоски, я нарезаю ее на полоски 1-2 мм шириной. После того, как линия "отбита", отклеиваем бумажную копию декали, смываем остатки клея и закрываем остальную часть той же лентой (уже обычной ширины), малярным скотчем и т.д. Для простоты работы можно широкую ленту клеить кусками на расстоянии пары миллиметров от тонкой ленточки, а зазор замазать Масколом или другой латексной жидкой маской.
В качестве временного клея лучше всего использовать Micro Liquitape от Microscale, а можно и обычный ПВА
Воробейв 10.08.2015 - 19:12 Тема: Звезда 1/144 Boeing 767-300 Аэрофлот - Жар-птица по Пекински
Понятно, спасибо. Вы так делали? Я, наверное, пойду чуть более простым путем, так как крашу свои модели пока кисточками. Я сделаю бумажную полосу, приклею ее и буду так красить. После покраски оторву и наклею декаль. Надеюсь, получится.
Добавлено спустя 3 минуты 16 секунд:
Да, еще один момент забыл спросить. Не подскажете, сколько примерно по массе нужно фактически добавлять балласта в носовую часть? Планирую делать его из пластилина.
Как рассчитать груз в носовой части чтобы модель не завалилась на хвост. Собери планер на сухую - фюзеляж и крыло. И поставь его на палец между нишами основных опор шасси. Если валится на хвост - догружай нос, если валится на нос - груз не требуется. В качестве груза идеально подойдут самоклеящиеся балансировочные грузики для колес. Их можно наклеить на нишу передней опоры шасси. Держится прочно и надёжно.
Воробейв 12.08.2015 - 12:52 Тема: Звезда 1/144 Boeing 767-300 Аэрофлот - Жар-птица по Пекински
У меня еще вопрос. В схеме окраски, прилагающейся с набором, указано, что средние части крыльев и ГО нужно красить серебрянкой, а на фото там вроде просто темно-серый, серебристая только кромка. Как быть?
В том то и дело, что на разных фото, один и тот же борт может по разному выглядеть. Когда смотришь вживую, в течение полета этот корогард меняет свой цвет от светло серого до темного и даже серебром иногда поблескивает в зависимости от освещения. Так что, краска там не простая
Отличная модель получилась! На таком расстоянии вообще не заметно ничего из перечисленных тобой недостатков. :wink:
Правда перламутр не видно, добавил бы пару фото поближе. :grin: