Не знаю, кого как, но меня китайские производители в последние годы радуют. Благодаря фирмам из Поднебесной, становится всё больше моделей советской техники в различных масштабах и различной тематики. Можно (и нужно!) спорить о копийности, поругивать китайцев за промахи и странный подход к выбору прототипов, но факт остаётся фактом - восточные соседи вовсю работают и вал новинок только нарастает.
В данном случае, речь пойдёт о выпущенной Трумпетером пару лет назад модели МиГ-23М в популярном масштабе1/48. До этого момента существовали только две модели, выпускаемые фирмами Hobbycraft и Italeri (ex-ESCI), сильно упрощённые и имеющие множество недостатков как в плане копийности, так и по собираемости.
Новинка производит очень приятное впечатление. Деталей очень много, качество литья на высоте, проработка деталей вполне приличная – расшивка тончайшая, заклёпочные ряды аккуратные и ненавязчивые, декаль (правда, всего на один вариант) качественная и включает в себя множество технических надписей как для самого «борта», так и для подвесного вооружения, о котором стоит сказать особо.
Ракет много! Даётся по паре УР средней дальности Р-23Р, Р-23Т, Р-24Р, Р-24Т и по четыре штуки Р-13М, Р-13М1, Р-3Р, Р-60. Есть и четыре Р-73, не отмеченные в инструкции и предназначенные для следующих модификаций МиГ-23, планируемых к выпуску. И все ракеты отлиты, можно сказать, филигранно – тонкие стабилизаторы, аккуратная расшивка, а их количество позволяет вооружить ещё пару-тройку моделей. Кроме этого, имеются по паре подвесных топливных баков (подкрыльевые и подфюзеляжный) и разнообразные пилоны и ПУ. Тем не менее, подфюзеляжный ПТБ, ракеты Р-60 и их пилоны я взял от модели МиГ-21Eduard. Не сказать, что у чешской фирмы эти детали получились намного лучше, но отлиты они ажурнее, да и просто больше мне понравились.
Кабина пилота, собранная без доработок, будет выглядеть вполне презентабельно, если остекление планируется установить в закрытом положении. Если же фонарь делать открытым, то интерьер придётся дорабатывать. Можно приобрести смоляные наборы Aires или НеОмега, но второй вариант я бы не стал советовать коллегам. Может, мне просто не повезло, но катапультное кресло из неомеговского набора имело приличный воздушный пузырь между спинкой и подушкой, поэтому, сломалось прямо в руках. А на одном из боковых пультов красовался жуткий недолив. Задняя стенка кабины никак не желала устанавливаться на место, требуя возни с подгонкой. Ко всему этому, всё показалось перекошенным, сделанным на скорую руку, а поверхность выглядела какой-то пористой, как поролон. Но, на момент начала сборки, набора Aires не было в продаже и пришлось устанавливать то, что есть. В итоге, я поставил «родную» кабину, из набора, которую доработал боковыми стенками и пультами, срезанными с деталей НеОмеги. Заднюю стенку поставил тоже пластиковую, а кресло заменил на аналогичное от СМК из набора для деталировки модели МиГ-21. И только приборная доска и козырёк над ней без изменений взяты из набора НеОмега. В общем, не рекомендую. Лучше не пожалеть денег и приобрести намного более качественную кабину от Aires.
Для окраски интерьера в характерный бирюзовый цвет использовал краскиАкан новой, 6-ой серии. Оттенок получил смешиванием жёлтого и синего цветов с добавлением толики белого, что бы немного приглушить излишнюю яркость. Краску наносил без грунта, прямо на смолу и пластик. Последующие роспись деталей, смывку, сухую кисть и имитацию потёртостей базовый слой перенёс отлично.
Ниши шасси использовал тоже смоляные, фирмы Red Bear Resins. Ничего особенного в них нет, представляют собой несколько доработанные детали из набора и, поэтому, устанавливаются без каких-либо проблем. Плюс невысокая цена и безальтернативность на тот момент. Сейчас я бы выбрал набор Aires, более дорогой, но и более «навороченный». Впрочем, несложно и самостоятельно сделать доработки с помощью проволоки, при желании и наличии времени. У меня же не было ни времени, ни, особенно, желания, но оказался на руках набор RBR (отдельное спасибо Тимуру-dreamtim!).
Сборка половин фюзеляжа прошла быстро и как-то незаметно. По крайней мере, этот этап не оставил о себе ярких воспоминаний. А вот с воздухозаборниками пришлось немного повозиться. Для начала, необходимо удалить следы стыков пресс-формы. Затем доработать посадочные фары (они разного размера слева и справа) – я использовал отражатели из набора Эльф, а стёкла сделал пробойниками из тонкого прозрачного пластика. На регулируемых совках приклеиваются фототравленые перфорированные пластины, которые крайне желательно прошпаклевать и обработать по периметру, что бы устранить шов. Но я не стал это делать из опасения, что замажу мельчайшую перфорацию. Места стыков воздухозаборников с фюзеляжем потребовало первого шпаклевания на этой модели. Правда, шпаклёвки понадобилось совсем немного.
Конструкция из консолей, центроплана и верхней части фюзеляжа собирается легко и, как говорится, «на щелчке». Механизм синхронного поворота консолей представляет собой пару шестерён, работает мягко, но допускает небольшие люфты. В фюзеляжной детали необходимо прорезать окошко для крепления форкиля. Это удобно сделать сверлом и, затем, ножом, сформировать прямоугольный вырез. После установки ниш основных стоек шасси, верхняя секция фюзеляжа приклеивается к уже собранным двум нижним. Из-за того, что линии стыков довольно длинные, возможно перекосы, поэтому, надо внимательно и аккуратно соединять детали. В передней части опять пришлось немного шпаклевать и восстанавливать расшивку, пропавшую после обработки стыков. Кстати, воздушные тормоза в хвостовой части можно установить в открытом положении, но я решил их «закрыть».
Крыльевые АНО выполнены в виде прозрачных треугольных деталей, вклеиваемых в законцовки консолей. Но эти самые детали меньше своих посадочных мест и на стыках образуются ступеньки. Пришлось сделать и вклеить вставки из листового пластика, просверлив в них отверстия для установки цветных АНО фирмы Hobby+.
Оперение устанавливается без особых проблем, только желательно срезать стекатели статического электричества с задних кромок стабилизатора. Они будут только мешать и, всё равно, рано или поздно, отломятся. Да и выглядят немасштабно толсто. Установка носового конуса не доставила никаких проблем, только потом немного обработал стык и прорезал расшивку. Но, перед этим, заложил в конус балансировочный груз в виде свинцовой дроби, зафиксированной кусочком Патафикса.
Носовая стойка шасси выглядит вполне традиционно, собирается легко и требует только добавления пары шлангов тормозной системы и имитации трубок системы управления. А вот основные стойки представляют собой ажурную, довольно хитрую конструкцию. Поначалу, были опасения, что эта хлипкая на вид конструкция не выдержит веса модели. К счастью, эти опасения не оправдались. К имеющимся деталям добавил только трубки и шланги, закрепив их хомутами из самоклеющейся фольги и окрасил стойки «Матовым алюминием» Акан. Колёса на модели проработаны отлично! Диски и «покрышки» рельефные, после окраски выглядят очень правдоподобно. Только им не помешала бы имитация промятия под нагрузкой.
После сборки ракет (окрашивавшихся отдельно), установки пилонов и разнообразных антенн-датчиков, маскировки остекления малярной лентой TESA, нанёс слой белого грунта Mr. Base White от Gunze. Сопло окрасил двумя оттенками краски Alclad II, конус и радиопрозрачные панели на киле и центроплане задул тёмно-серым цветом RLM66. Снизу хвостовой части имитировал некрашеные панели, нанеся «Полуматовый алюминий» Акан. Всё накрашенное закрыл масками из той же клейкой ленты. Нанёс прешейдинг тёмно-коричневой краской Mr.Color.
Вопрос об оттенке основного цвета решался по имеющимся фотографиям и на всех оттенки немного отличались друг от друга, от нейтрально серого до серо-голубого. Остановился на оттенке, соответствующим FS36270. Краска – Mr.Color. Наносил тонкими слоями, стараясь имитировать лёгкую, ненавязчивую «пятнистость» светлого лакокрасочного покрытия, бывшего и под палящим солнцем, и под дождями. В общем, со следами износа. Вокруг ниш сделал маски и нанёс серо-голубой цвет, представляющий собой немного притемнённый основной оттенок.
После снятия масок отовсюду, кроме остекления, нанёс два слоя лака Future и приступил к нанесению декалей. Качество изображений безупречное! Однако, звёзды оказались маловаты по размеру, что подтверждает сравнение с фотографиями реальных самолётов. Подобрал замену из запасов, порезав декаль Propagteam для модели МиГ-15. Один забавный момент – среди технических надписей присутствует текст «Aeroshell fluid». Разумеется, такую надпись просто невозможно представить на советском военном самолёте времён СССР, предназначенном для эксплуатации на просторах родной страны. Производитель допустил явную ошибку, хотя, прочие надписи не только на русском языке, но и, в основном, грамотно написаны и легко читаются.
После полного высыхания декалей, сделал смывку составом Neutral Wash от MiG Prod. В завершение, нанёс слой полуматового акрилового лака Tamiya.
Удалил маски с остекления и имитировал герметик по периметру стёкол. Для этого взял остатки подходящей по цвету декали, нарезал лезвием узкие полоски и перевёл на место традиционным, «мокрым», способом.
Ракетное вооружение окрасил белой краской Акан, перевёл декали, задул матовым лаком и приклеил на пилоны с помощью клея Супер Момент. С помощью того же клея закрепил на месте стойки шасси. ПВД сделал из металлической трубки, а стекатели статического электричества – из отрезков тонкой медной проволоки, окрашенной чёрной эмалью.
В процессе работы, мне помогали советами и фотоматериалами мои друзья-моделисты, Иван Кикоть (Aviament) и Владимир Назаров (Nazar), за что им огромное спасибо!
А расскажи, пожалуйста, подробней о получении изумрудного цвета. Я ж, вроде, тебе рассказывал... Жёлтый и синий Акан 6-й серии. Цвета, сами по себе, очень сочные. И, в смеси, дают именно тот изумрудный интерьерный оттенок. Только надо дозировать синий крайне деликатно, тщательно перемешивая после каждой капли. Иначе, оттенок очень легко "уйдёт" в синеву.
Женя, спасибо!
Мои модели не только не на подставке, но и коврик загажен до крайности... :)
Так что в той эпичной теме чистым ковриком похвастать не могу. :mrgreen:
Салют,всем!
Отличная модель,ну все в самую меру!Спасибо за детальную статью - даже получилось,как обзор на модель,что и радует,давно,мечтаю перейти на наши реактивы.Ждем следующих работ! Удачи!
Спасибо Слава.
А ты говоришь критика... :)