Собрал и сфотографировал модель Австро-Венгерского линейного корабля «Вирибус Унитис» (SMS «Viribus Unitis») от российской фирмы "Комбриг".
Делал около девяти месяцев (с перерывами на отпуск, судомодельные соревнования и т.д). Корабль представлен примерно на начало Первой Мировой войны 1914 года.
Этот линейный корабль (вместе с однотипными «Тегетхофом», «Сент Иштваном» и «Принцем Ойгеном») был первым в серии построенных в Австрийской империи линкоров-дредноутов и на мой взгляд весьма удачным с учетом театра предполагаемых боевых действий.
Его проектирование и строительство были важным шагом для флота империи и ее промышленности. Это был линкор нового поколения, отражающий самые передовые тенденции военно–морской мысли перед Первой Мировой войной.
Имя линкору выбрал австрийский император, лично рассмотрев список представленных названий и постановил, первый из дредноутов назвать в честь своего личного девиза — «Вирибус Унитис» (что по-латыни означает «общими усилиями»). Корабль был заложен на верфи STT в г.Триесте 24.07.1910г. и вошел в строй 06.10.1912г.
Характерными чертами этого линейного корабля были: сравнительно небольшое водоизмещение (около 20 тыс. тонн) и размеры (152 м), при этом он нес очень мощное вооружение главного калибра, состоявшее из двенадцати 305 мм орудий с длиной ствола в 45 калибров. При этом «Вирибус Унитис» стал первым в мире дредноутом вступившим в строй, который был вооружен 305 мм орудиями в трехорудийных башнях. Причем сами орудия, сделанные на заводе «Шкода» имели практически лучшие в мире характеристики по дальности стрельбы, сравнимые только с орудиями Обуховского завода для строящихся в России линкоров типа «Севастополь» и «Императрица Мария».
Огонь из таких орудий велся 450-кг снарядами с начальной скоростью 800 м/с, расчетная бронепробиваемость крупповской цементированной брони составляла 1065 мм у дула, или 470 мм на дистанции в 35 кбт.
Как и линкоры-дредноуты союзного германского флота, "вирибусы" получили смешанный вспомогательный калибр: 12 150-мм/50 орудий (по шесть на каждом борту в отдельных казематах) предназначались для ведения огня в эскадренном бою; еще 18 66-мм/50 пушек служили непосредственно в качестве противоминных. Эти последние (скорее, чисто теоретически) считались переносными (для этого на станках были транспортные колеса и ручка), а число их на всех четырех дредноутах в ходе службы постоянно сокращалось. Австрийские дредноуты, как и большинство их зарубежных собратьев того времени, несли и внушительное торпедное вооружение - по четыре подводных торпедных аппарата калибра 533 мм. По одной торпедной трубе устанавливалось в фор и ахтерштевне вдоль корпуса, еще два аппарата располагались побортно в большом отсеке сразу за погребами второй 305-мм башни, причем их оси были развернуты на 63° от диаметральной плоскости.
В состав прочего вооружения входили два 66-мм/18 десантных орудия, две 47-мм/44 салютные пушки, два 8-мм пулемета "Шварцлозе", а также 392 8-мм винтовки М95 и 133 8-мм пистолета М07 для десантных партий. Наконец, в состав вооружения были включены 20 якорных мин заграждения, предназначавшихся для защиты корабля на промежуточных маневренных рейдах и якорных стоянках - на то время явный анахронизм. Контроль огня главного калибра осуществлялся на основе измерений двух горизонтально-базисных совмещающих 12-футовых дальномеров "Барр и Струд" (база 3658 мм), установленных в броневых 30-мм кожухах на крышах обеих боевых рубок. Кроме того, каждая 305-мм башня имела свой собственный 9-футовый (2,7 м) дальномер, установленный в кожухе из 30-мм противоосколочной брони. Плутонги 150-мм орудий также оснащались 2,7-м дальномерами "Барр и Струд" в броневых рубках.
Остается добавить, что к вооружению корабля относилась также система ночного боевого освещения, состоящая из 11 прожекторов с диаметром зеркала 110 см. Располагались они на мостиках вокруг обеих мачт, на прожекторных мостиках между труб и за второй трубой, и на боковых площадках шлюпочных кранов (прожекторы на "Сент Иштване", из-за другой конструкции мости-ков, размещались несколько иначе). Прожекторы предназначались для действий в условиях ночного боя и были оборудованы системой дистанционного управления (одна вертикальная и три горизонтальные скорости наведения), так что приводить в действие их можно было, не выходя из боевой рубки. На период дневного боя главных сил они опускались под броневую палубу, для чего в ней имелись специальные люки с бронекрышками.
При этом «Вирибус Унитис» имел практически полностью бронированный борт с толщиной брони от 110 до 280 мм, башенные установки в целом защищенные весьма надежно: барбеты и борта башен — 280-мм плитами, лоб башен - 200-мм, крыши наклонными - 150-мм и плоскими — 60 мм. Боевые рубки прикрывали с боков 250–280-мм плиты, в то время как их плоские крыши имели защиту из двух стальных листов — всего 60 мм (30+30 мм), а кормовая рубка даже из двух по 25 мм. Бортовые командно-дальномерные посты вспомогательной артиллерии бронировались 180-мм плитами с боков и сверху прикрывались 40-мм крышей. Наблюдательные колпаки боевых рубок и бортовых постов выполнялись из литой крупповской стали в 30 мм.
Линкоры типа "Вирибус Унитис" получили турбинную двигательную установку, позволявшую им развивать скорость до 20, 5 узлов.
В штат корабля входили 31 офицер и 1056 унтер-офицеров и матросов
Единственным существенным недостатком данного типа кораблей оказалась непродуманная система противоторпедной и противоминной защиты, что и сыграло в их судьбе трагическую роль.
Большие Австро-Венгерские корабли мало принимали участие в боевых действиях, являясь скорее сдерживающим фактором для флотов союзников. Лишь несколько выходов в море для обстрела береговых объектов и было сделано в военный период.
Но два дредноута все же погибли. Первым стал «Сент - Иштван», 10 июня 1918 получивший две торпеды от итальянского торпедного катера и затонувший через 6 часов безуспешной борьбы экипажа за живучесть.
А «Вирибус Унитис» погиб прямо в гавани Полы в ночь на 01.11.1918 года от воздействия прикрепленной к днищу линкора итальянскими диверсантами 170 кг мины. Корабль перевернулся и затонул в течение 10 минут унеся с собой не пожелавшего покинуть корабль адмирала и более 400 человек экипажа, уже начавших праздновать окончание войны..
Использовал литературу:
Книгу венгерского автора Zvonimir Frivogel «Austro-Hungarian battleships of World War One» и польские журналы Okrety №№ 2 и 6 за 2013 г. Там неплохая статья по этим линкорам. Кроме того «Моркола» по «Вирибусу Унитису» и очень пригодились фото из Венского музея, где экспонируется шикарная модель этого линкора в разрезе, что то находил в интернете.
По строительству модели:
Сам набор смолы отличного качества, но надводная и подводная части корпуса подходят друг к другу не очень хорошо. Потребовался довольно большой объём работы со шпаклевкой и шлифовкой, чтобы устранить эту проблему.
Листы обшивки и нижнюю границу броневого пояса изобразил с помощью скотча и грунтовки.
Самая большая проблема – это идущий в комплекте с моделью набор травления. В основном оно выполнено на очень тонком листе, с очень маленькими расстояниями м-ду краем детали и платой. Это приводит к почти немедленному обламыванию кончика лезвия на модельном ноже и неровному отрезанию детали, а учитывая, что деталь из очень тонкого материала, то подровнять край надфилем очень проблематично. А травленых деталей около 600шт.. В моем комплекте было несколько недотравленных деталей, Комбриг их заменил, но это отняло время. К сожалению, в комплекте отсутствовало леерное ограждение для башен ГК, его довольно сложно подобрать, я применил из разных наборов (Альянс Моделуоркс и Аошима). Самому пришлось изготовить ограждение на «вороньих гнездах» для обеих мачт. Штатное травление рассыпалось в руках.
Еще не очень удобны для установки предлагаемые «балочки»(не знаю как правильно называются) для установки торпедных сетей, часть их на срезах, часть клеится к борту, часть к верхней палубе. Если клеить их « в стык» то они совершенно не будут держаться или надо наляпать много клея, во избежание такой ситуации, я нарезал из остатков травления «подошвы», к ним приклеил эти устройства, а потом покрашенные установил по месту. Из за толщины не возможно оказалось подвесить плавсредства на травленные шлюпбалки (они от дыхания гнутся, какие уж тут дополнительные нагрузки..). На всех шлюпбалках почему то не сделаны тали.
Сложно собирались ростры для плавсредств, кильблоки к ним тоже даются «от балды» как по месту, так и по размеру.
Сами плавсредства в наборе состоят из двух видов:
имеющих отношение к Вирибусу Унитису
не имеющих к Вирибусу никакого отношения.
К первой группе относятся очень хорошо и точно сделанные паровые катера, ко второй –все шлюпочное хозяйство. Видимо Комбриг не стал заморачиваться с аутентичными шлюпками, а положил в набор много разных из ранее выпускавшихся наборов. Я их собрал, покрасил, смывку сделал – а потом выяснилось (при установке на места), что все было зря.. Опять зря потратил время.
Но удачно вышло, что я заказал набор «правильных» смоляных шлюпок от австрийской WMM, именно ими я заместил все недостающие шлюпки.
Ну а самая главная удача, что в процессе строительства нам с коллегой Игорем Котеревым удалось договориться хозяином польской фирмы Мастер Моделс Петром Черкасовым об изготовлении набора «точенки» для Вирибусов. Хотя это задержало строительство, но существенно увеличило качество и удовольствие от работы. Большое ему спасибо! Единственно, что отсутствует в наборе от польского производителя – стеньги их мне выточил Владимир Дударев, и ему спасибо! Но я советую и нижнюю часть мачт выточить из металла, при натяжении такелажа (а без этого кольцевые антенны не растянешь), эти смоляные части мачт начало плавно гнуть (по чуть- чуть, но каждый день..), пришлось хирургически бороться и с этой проблемой.
Шесты противоминных сетей делал из точеных стержней Мастер Моделс , при этом на оба конца приклеил колечки из маленьких иллюминаторов и одно колечко на шест ближе к концу (для топенантов). Нижнее кольцо одевается на вклеенную по разметке в корпус проволочку и обеспечивает подвижность для правильного расположения шеста, потом заклеивается, лишняя проволочка обрезается. В верхнее колечко протягивается единый трос вдоль всей сети. Сперва не хотел, но потом решил сделать противоминную сеть.
Она из колготок (жена дала ненужные, какие-то), а делал так:
Натянул между двумя вкрученными шурупами проволоку примерно 0.3-0.4мм
Приклеил один край заготовки из колготок к проволоке
Оборачивал «в натяг» проволоку постепенно промазывая жидким ПВА до получения нужной толщины противоминной сети
Перевязал мононитью через равные промежутки готовую "колбаску", типа она перевязана в местах креплений
Отрезал необходимую длину готовой сети, отрезал лишние кусочки мононити.
Все покрасил вороненной сталью, потом слегка покрыл глянцевым лаком, сделал видимой структуру сети "сухой кистью" с цветом сталь.
Проволока внутри помогает придать сети и зафиксировать форму борта.
Кольцевые антенны из колец WEM, нити Моделкастен и наконечников Рэйнбоу.
Кроме этого использовал:
L Arsenal –, «деревянные» ящики, фигурки морячков .
NorthStar Models – скоб трапы, иллюминаторы, морячков (их морячки самые проработанные из виденных мной)
MM - фигурки морячков.
Five Star- травленные деревянные ящики;
Леера клеил GMM т.к. они намного интереснее сделаны, чем у Комбрига, есть провис, видно структуру цепочки, но пришлось их долго разрезать по месту, вклеивать стойки в местах вырезов для киповых планок, их же часть вантов, а часть Рэйнбоу.
Красил: Подводная часть – Lifecolor (зеленый для итальянского флота), GSI Creos – намешал из разных цветов для получения розовой (так было принято у австрияков) ватерлинии. Надводная: вертикальные поверхности XF-80, горизонтальные металлические поверхности XF-63, деревянная палуба – XF-78, линолеум – Дек Браун. Смывка – Тамиевский Смоук. Лаки – акриловые от Тамии.
Такелаж растянул японской металлической нитью Modelkasten толщиной 0,1 мм и эластичной Хобби +, в некоторых местах, где требовалось серьезное натяжение, применил нить от бантика. В обвязке шестов немного использовал мононить.
Декали – это тоже инициативная разработка. Т.к. никто Австро-Венгерские морские флаги не выпускает, а без флагов, на мой взгляд, корабль выглядит незаконченным, то благодаря помощи коллеги из Белоруссии Павла Казака, был сделан макет, а саму печать партии декалей я заказал у «Бегемота». И вот теперь такой набор декалей есть, всем кто захочет собрать Австро-Венгерский корабль в 350-м не нужно таких сложностей, для изготовления флагов. И вообще, всем последующим моделистам для сборки Вирибуса теперь есть все – дерзайте!
Итог
Модель стоящая, очень интересная, но скорее подойдет опытному моделисту. Который сможет устранить некоторые недочеты (в основном набора травления) и сделать красивую модель красивого корабля с короткой и трагической судьбой, похожей на судьбу империи, где он был создан, и которую не смог защитить...
Большое спасибо коллегам оказавшим помощь визуальными материалами и советами (Валентину, Павлу, Игорю (Xorst, pnk66, HarryER ), Владимиру Макарычеву. Юрию Саламатину за помощь в обработке фотографий.
Это моя одиннадцатая модель. Недостатки в ней, безусловно, есть, тем более, что это мой первый опыт со смоляной моделью. Постараюсь улучшить качество работ в будущем.
Тема: Комбриг 1/350 SMS Viribus Units - Последние исполины забытой
http://scalemodels.ru/news/8556-luchshie-publikacii---nojabr-dekabr-janvar.html