Долго раздумывал, стоит ли публиковать эту модель на сайте. Причина - неудачная окраска. Вернее, работа с прешейдингом. Но, всё таки, через почти два года после сборки, решил показать. В конце концов, у всех бывают удачные работы и бывают неудачные. Да и процесс сборки был интересным и мой опыт, надеюсь, будет кому-то полезен.
Четыре года назад модель Як-38 в популярном масштабе1/48 выпустил Hobby Boss. Деталировка вполне достаточная, тонкая внутренняя расшивка (это уже стало правилом для всех новых моделей – внешняя расшивка уходит в историю), два литника с подвесным вооружением, что позволяет установить на пилоны (в разных комбинациях) блоки НУРС, ракеты «воздух-воздух» Р-60 (выполненные, правда, грубовато) и пушечные контейнеры УПК-23-250. Остекление тонкое и прозрачное, подъёмная и передняя части фонаря отлиты в многоразъёмной форме, что позволило передать их характерную округлую форму при виде спереди. Имеющийся шов легко удаляется с помощью мелкозернистой наждачной бумаги с последующей полировкой и купанием в Футуре.
Кабина проработана неплохо, но, всё же, желательно либо установить смоляную (наборы выпускают фирмы Aires и Pavla), либо доработать самостоятельно – площадь остекления сравнительно велика и интерьер прекрасно просматривается. В моём распоряжении был набор Aires, при установке которого пришлось немного поломать голову, что бы избежать (или устранить) щели на стыках пластиковых и смоляных деталей. Приборная доска собрана по принципу бутерброда из прозрачной плёнки с напечатанными шкалами приборов и внешней панели из фототравления. На козырьке установлена фототравленая рамка, в которую вклеен прямоугольник из тонкого прозрачного пластика.
Смоляное катапульное кресло К-36 собирается легко и выглядит превосходно! Правда, с ремнями пришлось повозиться – их много и каждый требуется аккуратно укладывать на место, придавая им правдоподобные изгибы и стараясь не залить клеем тонкий рельеф спинки и подушки кресла.
После окраски и лёгкой тонировки (сухая кисть по граням и выступам), вся сборка была установлена в уже окрашенную кабину.
Кроме кабины, смоляными аналогами были заменены воздухозаборники подъёмных двигателей, открывающаяся панель над ними, поворотные сопла подъёмно-маршевого двигателя и вспомогательные воздухозаборники на фюзеляже.
По совету Дениса Сапрыкина (REDCAT), приобрёл набор травления фирмы Dream Models, от работы с которым остались самые приятные впечатления! Две пластины с деталями изготовлены из металла разной толщины, который в меру упруг, легко обрабатывается и отлично клеится цианокрилатным клеем. Установленные фототравленые детали здорово украшают модель, а при их установке не возникло никаких проблем. Поэтому, смело рекомендую этот набор всем, кто захочет доработать свою модель.
Из доработок были сделаны посадочная фара (отражатель из набора Эльф и кружок из прозрачного пластика, вырубленный пробойником) и тормозные шланги на основных стойках шасси. Пластиковые гребни на верхней поверхности фюзеляжа, показавшиеся слишком толстыми, заменил самодельными из тонкого полистирола.
Поскольку на стыках воздухозаборников с фюзеляжем образовались щели и ступеньки, пришлось шпаклевать и обрабатывать. Расшивка в этих местах пропала, а восстанавливать её скрайбером оказалось несколько затруднительно – шпаклёвка выкрашивалась, а линии получились неровными и разной ширины. В итоге, после повторного шпаклевания, решил местами наклеить фольгу. Кроме того, что стыками панелей из фольги сформировалась тонкая и равномерная расшивка, ещё и поверхность получилась слегка неровной, как на прототипе. Накатанные риветером имитации заклёпок завершили работу с внешней поверхностью модели.
Открывающаяся панель над воздухозаборниками подъёмных двигателей взята из набора Quickboost, створки из неё вырезаны и установлены их аналоги из набора травления. Поворотные сопла потребовали только аккуратного отделения от литникового наплыва, окраски и установки на модель с помощью цианокрилатного клея.
С вооружением пришлось повозиться. Ракеты Р-60 получились никудышными, даже хуже, чем в модели МиГ-23 от Trumpeter. Была мысль заменить их (и их направляющие) великолепными ракетами от эдуардовского МиГ-21, но победила идея сделать ударный вариант – пушечные контейнеры УПК-23-250 на внешних пилонах и блоки УБ-16 на внутренних. УПК потребовалось лишь аккуратно собрать и заменить пластиковые стволы на отрезки металлической трубки.
Корпуса блоков НУРС мне не понравились, поэтому, взял их от МиГ-21 Eduard, приклеив к ним «родные» передние части. После обработки стыков, наклеил полоски фольги и имитировал перфорацию с помощью риветера с шагом зубьев в 1 мм.
Пилоны, дающиеся в наборе, меня тоже не устроили. Прежде всего, они имеют грубый рельеф. От МиГ-23 Трумпетера у меня остались подходящие детали, которые я, после минимальной подгонки, и установил под консоли крыла Яка.
В результате всех доработок, на модели оказалось много деталей из фототравления и панелей из фольги.
Поскольку, грунт Mr.Base White на металлах держится неважно, решил попробовать нанести автомобильную грунтовку Novol, которую используют на фигурках из металла. Стравил состав из аэрозольного баллона в пузырёк и нанёс с помощью аэрографа. Крайне желательно поверхность предварительно обезжирить, а фольгу слегка обработать мелкой наждачной бумагой, что бы улучшить адгезию.
Для окраски использовал акрилTamiya. Окрасил белым радиопрозрачные панели белым цветом, а сопла, пилоны и воздухозаборники двигателей задул различными металликами. Затем закрыл всё окрашенное масками.
Прешейдинг сделал глянцевой чёрной Х-1.
Нижние поверхности окрасил цветом XF-5 Flat Green с добавлением белой краски и глянцевого лака.
Нижние поверхности закрыл малярной лентой Tesa и нанёс сверху цвет XF-8 Flat Blue, тоже слегка осветлённый и тоже с небольшим количеством лака.
Блоки УПК-23-250 и УБ-16 окрасил эмалью XF-16 Flat Aluminium.
Нанесением глянцевого лака Mr.Color подготовил поверхности к нанесению декалей. К сожалению, лак немного размыл тонкий слой акриловой краски, сделав эффект прешейдинга более контрастным, чем хотелось бы. И тут надо бы остановиться, подумать и подкрасить основными цветами. Но я решил, что такой жуткий эффект дал глянец и полуматовый лак всё сгладит. Как я ошибался... И продолжил работу...
О самих декалях ничего плохого сказать не могу – напечатаны очень качественно, переводятся отлично, с использованием специальных жидкостей привариваются великолепно, лаковая подложка становится абсолютно незаметной. Перестановкой имеющихся цифр, получил «свой» бортовой номер.
Затем сделал смывку средством Dark Wash MiG Production. Слоем полуматового лака Mr.Color закрепил декали и смывку.
Колёса окрасил акрилом XF-69 NATO Black, вырезал маски из малярной ленты Tesa и нанёс на диски Model Air 71094 от Vallejo. Стойки шасси задул осветлённым цветом Neutral Grey от Акан.
На завершающем этапе снял все маски, установил детали шасси и подвесное вооружение. На законцовках крыла и оперения имитировал стекатели статического электричества, сделав их из отрезков тонкой медной проволоки и закрепив цианокрилатным клеем в лунках, наколотых иглой.
Общее впечатление от модели хорошее. Несмотря на отдельные недостатки (прежде всего, небольшие проблемы с собираемостью), сборка проход легко и интересно. Отдельный интерес представляет процесс «вживления» смоляного афтемаркета и работа с подвесным вооружением.
Хотелось бы остановиться о вариантах окраски, предлагаемых производителем. Дело в том, что, несмотря на надпись«Yak-38/Yak-38M» на коробке, набор позволяет собрать именно и только Як-38, а для получения модификации Як-38М потребуются переделки, самая серьёзная из которых касается воздухозаборников. Поэтому, предлагаемый в инструкции вариант серой окраски неприемлем – так окрашивались только 38М. А вот два других вполне подходят – стандартный морской сине-зелёный и трёхцветный камуфляжный, представляющий собой вариант окраски самолётов, принимавших участие в операции «Ромб» (испытания в Афганистане). Кстати, ростовская фирма «Бегемот» выпустила шикарную декаль на Як-38, но, при её использовании, тоже надо обращать внимание на модификации.
Выражаю благодарность своему коллеге и другу Денису Сапрыкину (REDCAза поддержку и полезные советы в процессе работы над этой моделью!
Не совсем понятно, в каком месте она не удачная. Автору виднее конечно, единственное-это, совсем немного, режет глаз слегка ядовитый оттенок синего цвета, я бы его немного приглушил что-ли. В целом очень интересный пепелац, и замечетельная модель.
Не совсем понятно, в каком месте она не удачная. Женя, прешейдинг слишком явный, навязчивый. Даже сложно его так назвать. Скорее, жуткие тёмные пятна. Всё портят. Причину я описывал, с тех пор не работаю вонючим лаком Ганзы по акрилу.
Слав, а ты не пробовал, в подобных случаях я спасаю ситуацию матовым лаком "Testors", добавляя в него немного зубного порошка. Старый дедовский способ. Эта смесь гасит яркость и насыщенность цвета, и прешейдинг тоже. Затем можно пройтись жёсткой кистью, получится эффект морской соли, белёсости. Главное не переборщить со слоем и порошком. Лак разводить 647 растворителем.
Не пробовал. У меня этот случай был первым и пока единственным. Надеюсь, таковым и останется! :)
Вовремя не придал значения и не поправил, а потом, на декали, уже было поздно.
Что ж, хороший урок. Очень хорошо, если эта статья кому-то поможет избежать подобного.
Замечательная работа, Слава.
Меня цвет и не смущает. Может только чуть чуть ярковат (а может это такое контрастное фото).
Статья написано профессионально, отображены все основные этапы и сделаны акценты.
Боже!! Когда я доберусь до своего Як-38..
Кстати, Белоснежка-помощница таки есть, не отрицаю...
ну вот, наконец-то раскрылся..а то, один, один работаю...
"Понарожали себе помощниц!!!" :mrgreen: