У каждой модели есть своя история. Какие-то собираются быстро, на одном дыхании. Какие-то навечно зависают в долгостроях разных стадий, или вообще не выходят из коробки. Эта модель прошла долгий путь из магазина в Санкт-Петербурге до моей модельной полки, и путь этот был непрост…
Вступление
Был 2010й год, зима. Канун нового года. Я приехал из далекого Нижнего Тагила в северную столицу в гости к девушке. Но как водится, попав в модельный магазин волею случая, решил себе что-нибудь прикупить. Тогда я еще не имел никакого представления ни о фирме ХоббиБосс, ни о продукции, качестве и так далее. Уподобившись школьнику с большими глазами, взирающему на большие стопки моделей, я сделал выбор – выбор в пользу самолета F6F-5 Hellcat в 48м масштабе.
Уже тогда, в Питере, я стал что-то отделять от литников, пытаться собрать – но условия были не те, да и время неподходящее. Прошел новый год, я написал и защитил диплом, а вскоре и расстался с девушкой, а модель лежала и ждала своего часа. Немой свидетель истории, переживший отношения, в которых я ее и заполучил.
Вообще к теме палубной авиации США времен 2й Мировой я отношусь более чем прохладно. Неуклюжие летающие бочонки с батареями пулеметов, нелепыми тощими винтами и огромными лбами, с широкими прямоугольными крыльями, не шли ни в какое сравнение со стремительными и красивыми машинами японцев. Форменные уродцы, и только. А посему и делать из этой модели конфету, тратиться на афтермаркет для неё и прочее, не было никакого желания. Да и само качество моделей от хоббибосса не располагало к доработкам. И, тем не менее, от случая к случаю я доставал полусобранный планер и то использовал как кошку для покраски, то накатывал клепку новым риветером… и задумывался – когда же я её все-таки построю?
Стройка
Модель лежала в коробке без движения три с лишним года. Иногда я доставал ее, смотрел, морщился и убирал обратно. Но однажды, сжав кулак, сказал себе – хватит тянуть. Возьми и дострой как есть! Из коробки! Сказано – сделано. Стройка началась. Минусом было лишь то, что строил модель по наитию, почти не фоткая процесс. Посему фотографий маловато.
Первым делом, конечно, взялся за кокпит. Просто взять и собрать, как водится, моделистская совесть не позволяет – на кресло (кстати, весьма далекое от оригинала) повесил ремешки из тамиевского скотча. На приборной панели, окрашенной черным и с переведенной декалью будильников, добавил пару-тройку рычажков, ориентируясь на фотографии прототипа. По правому борту сделал в итоге невидимые проводки к пульту. Расписал недостающие части приборки. Кабина, как всегда, тамиевским эмалевым Green, смывка акварелью с фейри, легкое старение сухой кистью с металликом – и кабина готова. Имплантировал в фюзеляж.
Не заморачиваясь особо на копийности и интерьере, форсировал сборку – внутренние переборки, ниши, крыло. Все было благополучно и с подгонкой склеено. А потом настала небольшая пауза с переоценкой ценностей.
Немного пораскинув мозгами и посоветовавшись с более опытным коллегой, решился сделать стволы пулеметов браунинг из двух спаянных одна в другой латунных трубок. Так на модели появились оригинальные стволы с кожухами.
В процессе сравнений модели и фото пришел еще к одному выводу – капот модели не соответствует модификации Ф-5. Выштамповки под выхлопные трубы по бокам капота были упразднены: пространство внутри было залито суперклеем, затем аккуратно сошлифовал внешний обвод и вывел в 0 поверхность мелкой наждачкой. Еще один плюсик к «копийности» модели, в общем-то, далекой от копии.
Также были заменены родные аэронавигационные огни, то есть вырезаны куски серого пластика, на их место вклеены заранее подогнанные кусочки прозрачного литника с просверленными внутри углублениями, в которые залил цветной лак от тамии. Имитация получилась довольно достоверной и меня устроила полностью. Оставалось аккуратно зашлифовать их с поверхностью крыла, отполировать пастами от тамии, покрыть футурой и закрыть блу-таком для дальнейшей грунтовки.
С верхней части фюзеляжа были срезаны два «грибочка», которые, судя по всему, тоже были намеком на огни – в дальнейшем заменил их на изделия от Эльфа каплевидной формы. Также поступил и с маленькой лампочкой в хвосте под рулем направления. Строевые огни (три намеченных кружка на «брюхе» позади крыла) были высверлены и подготовлены к заполнению клеем и имитации лампочек.
Главный, на мой взгляд, недостаток этой модели – это стыкуемость деталей, и особенно – крыла с фюзеляжем. И если по зализам все еще куда ни шло, то нижняя часть фюзеляжа в месте стыковки крыла ощутимо отсвечивала ступенькой. Вывод прост – заливаем сюрфейсером и восстанавливаем всю расшивку и клепку. Долгая, нудная и неблагодарная работа – но что поделать, тяжел труд моделиста.) То же самое – передняя кромка крыла, с забытыми фарами (восстанавливать не стал) и окошечками вентиляции (то ли для пулеметов, то ли для ниш шасси), их я не поленился прорезать. Также одна особенность выбранной мной модификации Хеллкэта – фотокинопулемет, она же ган камера. Была одна – в центроплане либо справа, либо слева от фюзеляжа. Поэтому лепить сразу 2 декали не вижу смысла. Прорезав отверстие под камеру, вклеил туда крошечную бусинку как имитацию линзы – правда в итоге ее закрасил и вообще ее не видно.
Подготовил стойки и щитки шасси, изобиловавшие уродливыми и глубокими кружками от толкателей, а также винт и множество мелких деталей. И самое главное – послал к чертям всю подвеску кроме ПТБ – ни ракет, ни бомб на моем варианте модели не было и иметь я их не хотел. Посему заклеил отверстия кусочками тянутого литника и зашлифовал. Также просверлил отверстия облегчения в хвостовой стойке шасси – у производителя они лишь намечены. Последней доработкой (которую, по честному, осуществил первой) стало формирование канала выхода воздуха под центропланом – открытый совок с зияющей дырой меня пугал своей броскостью. Залепил кусочком доширачного пластика, залитого суперклеем намертво.
На мой взгляд, самая убогая и броская часть модели – двигатель. На своей менять не стал, лишь слегка доработав проволокой, но по-хорошему деталь требует замены на векторовский R2800.
Одной из самых трудоемких доработок стала доработка капота мотора, на котором после грунтовки забился весь рельеф с выступающими головками винтов и расшивкой. А посему пришлось заточенной трубочкой восстанавливать все винты и повторно нарезать ювелирным штихелем шлицы на каждом. Для финального проявления работы аккуратно мазнул каждый болтик супержидким клеем. Далее – в прокраску!
Покраска
Сперва – грунт. Использовал, наверное, впервые в своей практике, грунт от мистер хобби. Штука потрясная, хотя местами перелил (что и вызвало повторную доработку капота). После грунтовки модель аккуратно обработал жесткой кистью и тряпочкой, устранив мелкие дефекты вроде ворсинок и пыли.
Основным цветом для себя избрал цвет из палитры АКАНа – FS35042 Sea Blue. Меня всегда привлекали эти баклажаново-черные самолеты, наверное, одни из тех немногих, что действительно нравились в палубной авиации США. Посему из предложенных вариантов окраски выбрал не Minsi III, более попсовую, а «безликую» машину с номером 19. Итак, подготовив модель к покраске, а себя – к работе с АКАНом, взболтав краску и размешав ее с родным растворителем, приступил к работе.
Для меня всегда было проблемой работать с красками АКАН, особенно водными. Краска прихотливая, забивает сопло, требует большого давления и родного растворителя. Получить от неё требуемого качества поверхности сложно. Но если научишься с ней работать…=) В общем, я учился. И на этой модели – в том числе. За один заход покрасил и фюзеляж, и мелкие детали. После нескольких заходов на большом (ок. 2-2,5 атм.) давлении (аэрограф H&S Evolution с соплом 0.4мм) получил что-то приблизительно похожее на нужный результат. Поверхность была с мелкой шероховатостью, бархатистая и чуть влажная наощупь.
Выдержал несколько дней для просушки, затем легонько обработал модель зубной щеткой и тряпочкой для устранения небольшой шагрени (скорее вызванной неравномерностью распыла и разлета краски). После этого покрыл модель нескольким слоями полуглянцевого лака. Капот отдельно покрывал футурой с помощью кисточки. На этом же этапе покрасил строевые огни на брюхе, сперва заполнив углубления металликом, а затем – тремя оттенками цветного лака от тамии. Интересный момент – по центру каждого углубления сделал еще одно – для имитации лампочки, и в итоге получилось довольно неплохо, на мой взгляд.
Отдельное слово – фонарь кабины. В футуре не купал, решил оставить как есть, маски использовал комбинированные – из маскировочного скотча тамии и блу-така. Технология проста – клеим скотч, проходимся по контурам переплета кончиком зубочистки – и потом прорезаем контур острым лезвием модельного ножа, делая упор в строну переплета, как бы упирая кончик в него. При должной аккуратности получается практически идеальная и цельная маска. На поверхностях с большой кривизной так делать не получалось, там использовал раскатанный зубочисткой кусочек блу-така. Результат меня более чем порадовал – фонарь получился чистым и отлично покрашенным!
Декали
Декали, как уже сказал, использовал родные, вариант с №19, в моей интерпретации – без подвесок кроме ПТБ. Под декали покрывал модель футурой – чтобы лучше прилегали к неровной поверхности. Отмечу высокое качество хоббибосовских декалей – отлично варились как тамиевским марк фитом, так и микроскейловскими солом и сетом.
Процедура как всегда классическая – наносим сет на то место, куда будем переводить декаль, отмачиваем нужную декальку (вымачивались дольше обычных, типа бегемота, кстати), наносим на модель, раскатываем декаль ватной палочкой чтобы выгнать воздух и лишнюю жидкость, затем сверху покрываем микро солом. Иногда было необходимо наносить состав по 2-3 раза, но итог радовал – декаль надежно вваривалась в поверхность, подложка практически исчезала (правда, не везде удалось). Кое-где пришлось буквально загонять декаль в расшивку жесткой кистью и зубочистками, так на киле они порвались и пришлось подкрашивать некоторые места. Уже потом понял, что проще было накрасить до нанесения базового цвета. К слову, базовый цвет шел на всей площади самолета – и в нишах, и на стойках шасси, везде.
Декали наделяют покрашенную модель душой, индивидуальностью. Из просто покрашенной тушки они делают модель какой-то особенной, уникальной, со своим характером, историей конкретного борта. Увидев результат обдекаливания модели, я суверенностью приступил к следующему этапу – тонировке и старению.
Тонировка
Я не являюсь сторонником радикальных методов тонирования и старения модели, а потому действовать старался субтильно и аккуратно. Первым делом – покрыл модель лаком по декалям и дал просохнуть сутки. Далее – смывка нейтральным составом от МИГ, а когда он показал свою несостоятельность – самодельным темно-коричневым маслом.
Далее – снова лак, и весьма спорный метод масляных точек. Видимо, мало моделей я уже запорол этой технологией, сложно мне дающейся. Но тем не менее снова ее применил. Местами получилось очень обильно, но в целом эффект потасканного самолета вроде получился.
Высветление больших верхних плоскостей решил не делать, модель планировалась не настолько повоевавшей. Также обработал картер двигателя жженой умброй очень жидко разведенной уайт-спиритом, то же самое – со стойками шасси.
Финальным стал эффект «длинных выхлопов», следов копоти от выхлопных коллекторов. Традиционно решил делать трехцветный выхлоп – от черного до темно-серого и коричневого. Для этого положил маску на капот и стал надувать очень жидко разведенной краской сперва серый, потом – коричневый цвет, и под конец – использовал тамиевский смоук и пигменты из тамиевской же пудреницы. Они отлично прилипают к поверхности и почти не требуют дальнейшего закрепления. Правда, в процессе работы запорол-таки капот, отодрав со скотчем и часть лака, что хорошо видно на итоговых фото (проплешины).
После всех мучений снова покрыл модель лаком, на этот раз более глянцевым, под финиш.
Последние штрихи
В завершение работы оставалось приклеить все недостающие части – шасси, винт, козырек кабины, щитки, мачту антенны… и натянуть эту самую антенну. Но вот на самолете крепление антенны непростое – там есть 2 пружинки, как бы держащих тросик. Что ж, свил из тонкой проволоки пружинки, пропаял их, покрасил и продел в них антенну из нити Хобби+. Один конец ушел в обтекатель по правому боку (сделал с 0 из литника по аналогии с тандерболтом), другой – в киль через мачту антенны. В итоге получилось очень неплохо. Снял маски с АНО, вклеил огни от эльфа (сверху первый – белый, второй – голубой, сзади – круглая лампочка), залил несколькими слоями футуры строевые огни на брюхе. Подкрасил стволы пулеметов «оружейным металлом», тут и там убрал лишнее, вклеил трубку ПИТО. Вроде всё, фотосессия – и готово!
Итоги
В каждой модели я стараюсь использовать что-то новое, отрабатывать новые приемы, методы, делать новые детали, использовать разные интересные приемы. То есть каждая модель – это своего рода «кошка». Очередная ступень наверх, к недостижимой идеальной модели. На этой – использовал трубки и пайку, имитацию головок винтов, резал расшивку, натягивал антенны через пружинки, доработал капот. В общем, обновок хватило вполне. Доволен ли я результатом? И да, и нет. Модель, безусловно, удалась – совру, если скажу, что она мне не нравится. В процессе я получил и удовольствие, и опыт. Но я вижу в ней то, что можно было сделать лучше. И, тем не менее, она готова, и этому я рад. Как и рад тому, что спустя 4 с лишним года я закрыл очередной гештальт, очередная история подошла к логическому завершению. Модель, пережившая переезд, диплом, не одни отношения, годы застоя и творчества, наконец-то заняла положенное ей место на полке. Можно перевернуть эту страницу и начать писать следующую. С уже новой, очередной моделью, плохой или хорошей, изкоробкой или самоделом. Очередной ступенью наверх.
Спасибо всем коллегам за прочтение статьи! Надеюсь, вы поделитесь своими соображениями и мнениями в комментариях. С уважением, Михаил Shinji Беляев.
bilbosumkin
Спасибо за отзыв!) Как я понял из книг про палубники, в тот период их старались сразу подкрашивать, не допуская облупления, как это было у японцев, посему и я не стал наносить сколы.
Очень аккуратный и симпатичный Корсар получился, Миша. Возможно - блеск нужен был чуть больше.
Маленькая деталь - это самолёт с USS Lexington, в маркировке должна быть диагональная полоса сверху на правой консоли и снизу - на левой.
Только хеллкэт, не корсар...)
Ну да, заговариваюсь к старости... :mrgreen:
В следующий раз буду внимательнее.
Так их по маскам запросто можно накрасить, нет?
На будущее картинка
Модель хороша. Смотрится на мой взгляд превосходно. И описание толковое. Автор молодец. Один момент не совсем понятен. Цитата "Далее – смывка нейтральным составом от МИГ, а когда он показал свою несостоятельность – самодельным темно-коричневым маслом. ". А на фотках расшивка и клепка выглядят серой. Или ошибаюсь?????
Redstar_72, Den2000, спасибо за отзывы, коллеги! Вот да, о красоте палубников США как-то говорить не приходится, тут ничо не поделаешь)) Хотя вот Тандерболт например обладает своеобразной грацией летающего бочонка... :mrgreen:
Илья_Велижанин спасибо за отзыв) Тут такое дело... сперва я смыл нейтрал вошью от мига. Цвет не был виден совсем, терялся. Сделал темнее, намешал черный с белым и чуток коричневого масла, смыл - вроде хорошо вышло. А потом - масляные точки серым и белым.... и вот оно мне всё запортило в этом плане. Пигмент собрался в углублениях, забив смывку, но в итоге вроде не все так плохо вышло) Поэтому и возникает ощущение серой смывки. Короче не умею я масляными точками работать, надо практиковаться больше.
Спасибо за отзыв!) Как я понял из книг про палубники, в тот период их старались сразу подкрашивать, не допуская облупления, как это было у японцев, посему и я не стал наносить сколы.