Здравствуйте, коллеги по творчеству! У меня накопились собранные модели и мне хотелось поделиться с Вами своими последними результатами.
В этот раз я на время отошел от темы IJN и хочу показать модель знаменитого немецкого крейсера “Зейдлиц”. Постройка модели планировалась завершиться к годовщине начала Первой Мировой Войны, но по некоторым техническим причинам сборка закончилась только зимой 2015 года, а водную поверхность я доделал буквально на днях, так как были различные сомнения о том стоит делать воду для полного собранного корабля или оставить все так.
Перед тем как показать свою модель, я хотел немного рассказать о истории этого корабля, которая вдохновила меня.
“Зейдлиц” был спущен на воду в марте 1912 года, примерно через год был введен в строй служил в составе 1-й разведывательной группы. Свое имя корабль получил в честь прусского военачальника времен Семилетней войны командующий кавалерии армии Фридриха Великого. Практически всю войну являлся флагманским кораблем контр-адмирала Хиппера и принимал активное участие в операциях кайзеровского флота.
Несколько слов о конструкции и характеристиках корабля. Так же как предшествующий ему линейные крейсера типа “Мольтке”, данный корабль имел в вооружении десять 280 мм орудий, располагающиеся в пяти башнях аналогичным образом. Но за счет увеличения водоизмещения “Зейдлиц” имел более толстый броневой пояс – до 300 мм. По сравнению с английскими линейными крейсерами с 12 дюймовыми орудиями, “Зейдлиц” имел более мощную броню, так как немецкие линейные крейсера предназначались для боя с линейными кораблями, но уступал в скорости на несколько узлов, а так же в вооружении (280 мм против 305мм английских орудий), хотя немецкие конструкторы считали, что их орудия превосходили английские. Тем не менее немецкие линейные крейсера имели отличную противоторпедную защиту и чрезвычайную живучесть, что как раз не раз спасало корабль.
Если не считая участия в обстреле прибрежных городов Ярмут, Скарборо и Уитби то первое по настоящему боевое крещение «Зейдлиц» принял в сражении у Доггер-банки, в котором он не чуть не погиб. Крейсер получил 3 тяжелых попаданий крупнокалиберными снарядами. Англичане в переполохе сражения перепутали цели поэтому вместо того что бы прилететь в другой крейсер, первый снаряд прилетел в «Зейдлиц» с линейного крейсера «Тайге». Второй и третий снаряд, прилетевший с линейного крейсера «Лайон» вызвали значительное разрушение и пожары на корабле. Снаряд прошёл каюты офицеров, кают-компанию, пробил 230-мм барбет кормовой башни и разорвался при проникновении. Осколки пробили подачную трубу и воспламенили находящиеся там несколько основных и дополнительных зарядов. Начали тлеть заряды в боевом отделении, в нижних подъемниках и зарядном отделении. Возгорание снарядов сначала шло медленно, но команда перегрузочного отделения, вероятно, пытаясь спастись, открыла дверь в переборке в соседнюю башню в подбашенное отделение. Заряды в перегрузочном отделении мгновенно воспламенились. Огонь охватил заряды в зарядниках кормовой башни и перекинулся в соседнюю башню. Воспламенились 62 полных (основных и дополнительных) заряда — порядка 6 тонн пороха. Над кормовыми башнями поднялся огромный столб огня и газов. В пламени погибли 165 человек, из них 159 моментально. Благодаря мужеству трюмного старшины Вильгельма Хайдкампа, голыми руками провернувшему раскаленные штурвалы клапанов затопления, погреба и кормовое торпедное отделение были затоплены и огонь не добрался до снарядов, торпед и не воспламенившихся основных зарядов, находившихся в латунных гильзах. Думая, что крейсер вот-вот взлетит на воздух, старший артиллерийский офицер, желая нанести перед гибелью как можно больший ущерб противнику, открыл частый огонь. В течение нескольких минут три уцелевших башни давали полузалпы каждые 10 сек. Таким образом, «Зейдлиц» давал 3 выстрела в минуту из каждого орудия. За время боя «Зейдлиц» выпустил 390 280-мм бронебойных снарядов (45 % боекомплекта)— больше всех участвовавших в бою кораблей. Он добился как минимум 8 попаданий (2% выпущенных снарядов) из общего количества в 22 попадания немецкими кораблями в британские.
После ремонта «Зейдлиц» принял участие в боевых операциях флота 17—18 и 21—22 апреля, 17—18 и 29—30 мая 1915 в Рижском заливе. 24 апреля 1916 года в 15:48 он подорвался на английской мине, поставленной подводной лодкой. Мина с зарядом в 120 кг пироксилина взорвалась в 3,9 м ниже ватерлинии в районе левого бортового подводного торпедного аппарата. Были разрушены броневые плиты и две продольные переборки на длине 15 м. Размеры пробоины составили 95 м². К счастью для «Зейдлица», повреждённые торпеды не сдетонировали.
Самый эпичный момент из жизни крейсера «Зейдлица» это безусловно участие в Юталнском сражении. Во время боя корабль получил одно торпедное попадание и 19 попаданий тяжёлыми снарядами. Принявший внутрь корпуса порядка 5300 тонн воды (21 % от водоизмещения) крейсер на третий день после боя (4 июня) сумел вернуться на базу благодаря беспримерной борьбе команды за живучесть корабля. В артиллерийской дуэли с линейным крейсером «Куин Мэри» он получил четыре попадания, но затем к перестрелке подключился немецкий линейный крейсер «Дерфлингер», после чего у «Куин Мэри» взорвался боекомплект и она затонула. В это время в «Зейдлиц» начали лететь более тяжелые 381-мм снаряды с 5-й эскадры линкоров. Затем через начали атаку английские эсминцы в ходе которой «Зейдлиц» получил торпедное попадание. Образовалась пробоина площадью 15,2 м², размерами 12×3,9 м, и разошлись швы обшивки на протяжении 28 м. Обстрел «Зейдлица» английскими линкорами еще не закончилась. Один из 381-мм разорвался на лобовой броне правой бортовой башни. Часть осколков проникла в башню. Башня временно вышла из строя, а правое орудие замолчало до конца боя. Кроме этого 381-мм снаряд с «Ройал Оук» попал в правое орудие левой бортовой башни. Орудие сорвало с креплений, но потом оно стало на место. Под конец обстрела была выведена из строя 4-тая башня, а одни из последних снарядов взорвался у носовой боевой рубки над мостиком, убив всех находившихся на нём. Было ранено несколько человек в боевой рубке— кровью залило карты, и они пришли в негодность. В течение боя «Зейдлиц» выпустил 376 280-мм снарядов, по оценкам достигнув 10 попаданий (2,6 %). За первые 80 минут боя было выпущено 300 280-мм снарядов и достигнуто 6 попаданий (2 %) — четыре в «Куин Мэри» и два в «Тайгер». За время последующего боя, выпустив 76 снарядов, крейсер добился 4 попаданий (5,3 %) — два на дальней дистанции в «Уорспайт» при преследовании 5-й эскадры и ещё два в «Коллусус». Потери экипажа составили 11,7%— 98 убитых и 55 раненых. Корабль получил 22 попадания снарядами крупных калибров, одно 102-мм, одно 152-мм снарядами и одной торпедой. Из строя вышли четыре 280-мм орудия и два 150-мм.
Казалось, уже ничто не могло спасти израненный корабль. Электричество погасло, вентиляция не работало — машинной команде пришлось надеть противогазы. Особенно досталось кочегарам: один из снарядов перебил главную паровую магистраль, а другой разорвался в угольной яме, из-за чего в машинном отделении стояла смесь раскаленного пара и угольной пыли. Для выравнивания крена и дифферента были затоплены средние и кормовые креновые цистерны левого борта. Масса принятой воды порядка 5300 тонн — примерно четверть водоизмещения корабля. Несмотря на тяжелые повреждения котлов и турбин, а так же не работающие насосы для откачки воды, экипажу удалось в ручную откачивать воду, остановить течь и поддерживать ход. Но беды на этом не закончились в, какой то момент из-за отсутствия карт и выведенного из строя гирокомпаса «Зейдлиц» сел на мель, но к счастью его смогли снять с миле.
Утром 2 июня 1916 года «Зейдлиц» достиг плавучего маяка на внешней части залива Яде, а в 4:25 3 июня бросил якорь перед входным фарватером Вильгельмсгафена. Несмотря на полученные в бою тяжёлые повреждения и принятые внутрь порядка 5300 т воды (21,2 % от водоизмещения), благодаря беспримерной 57-часовой борьбе за живучесть команды под руководством командира Эгиди и командира дивизиона живучести корветтен-капитана Альвенслебена, корабль остался на плаву и добрался до базы.
После ремонта длительного ремонта «Зейдлиц» как и другие крупные корабли кайзеровского флота не принимал активных морских операциях. На первое место вышла «неограниченная подводная война», поэтому «Зейдлиц» в основном занимался прикрытием выхода и возвращения подводных лодок.
После войны 21 ноябрь 1918 года по условию мирного перемирия «Зейдлиц» вместе с другими кораблями немецкого флота прибыл на английскую базу в Скапа-Флоу. 21 июня 1919 года вместе с другими кораблями «Зейдлиц» был затоплен собственным экипажем в Скапа-Флоу южнее острова Кава, так и оставшийся не покоренный врагу.
Теперь о самой модели и сборки. Коробка с моделью оформлена в традиционном стиле Комбрига — маленькая белая коробочка с распечатанной черно-белой фотографии самого корабля. В коробке смоляные детали, фототравление, инструкция с чертежом «Зейдлица» на состояние 1913 года и куча маленьких фигнюшек для предотвращения поломки смолы при транспортировки и хранении, они еще обычно рассыпаются по всей кассе, когда открываешь коробку для проверки Пожалуй это основной недостаток набора. Качества литья у Комбрига всегда на уровне, корпус, надстройки, трубы, башни, шлюпки и катера отлиты четко, единственная проблема эта стволы орудий и мачты, понятное дело мачты надо делать самому, в вот с стволами 280 мм орудий я честно говоря поступил по читерски — их я взял от «карманных линкоров», а расширять их мне было уже лень.
Модель «Зейдлица» я пытался собрать на период начало 1916 года. Основные проблемы у меня возникли с мачтами, только через несколько месяцев меня осенило, что их можно делать из шприцев нужного диаметра. Так же не тривиально было сделать противоторпедные ограждения, для них я использовал полоску от старой платы фототравления, проволоку, а саму сетки я скатал из двухкомпонентной массы для лепки (по идеи ее заменит холодная сварка). Больше всего в наборе мне понравилась расчерченная палуба - очень четкая и аккуратная и соответственно приятная в покраске. При покраске палубы я экспериментировал различными цветами и оттенками, задувая в различных местами темную краску, а затем поверх нее ложил светлую. Затем углубления между досками я залил жидко разведенной темной масленной краской и излишек убрал ватной палочкой и кисточкой. Дальше готовую палубу я покрывал масками и красил весь кораль в светло серый цвет. Самый большой мой косяк в строительстве «Зейдлица» в том что я слишком поторопился, практически собрал всю модель, а потом начал ее красить, надстройки и мостики надо было красить еще до установки, поэтому линолеумное покрытие покрытие мостиков я докрашивал кисточкой. Для такелажа мне надоело использовать мононить, которую я применял для предыдущих моделях. В начале для такелажа я использовал обрезки лееров, но когда приобрел проволоку от Modelkasten толщиной 0.042 мм, я убрал предыдущие растяжки между мачтами и поставил новую проволоку. Под конец я немного добавил по бортам ржавчины, нагар на трубах, высветлил крыши кормовых башен (на фото мне в начале казалось, что они вообще не покрашены в темный цвет как остальные башни).
После окончательной сборки модели корабля у мен встал вопрос о создании водной поверхности. Применить тот же метод, который я использовал для «Ямато», я испугался что испорчу противоторпедное ограждение. В итоге я нашел более простой но не менее эффектный способ изображения небольшой водной ряби. В начале я взял лист пластика, приклеил к основанию, на котором стоит модель, и закрасил лист в соответствующие морские цвета. Затем из клея Момент Монтаж — жидкие гвозди я сделал самой ряб волн, нанося клей плоской кисточкой и выравнивая губкой, губка должна быть достаточно прочной , что бы ее куски не отрывались и не приклеивались. Ничего страшного, что клей в начале белый, после высыхания он становится прозрачным. Затем добавив в клей немного краски создаются различные оттенки морской ряби в том числе и пена.
Вроде это все, что я хотел рассказать этом корабле с трудной службе и модели над которой пришлось потрудится. Буду очень признателен Вашей критике и замечаниям.
В конце хочу поблагодарить Вадима Бочарова за бокc, в котором хранится модель и Вадима Полищука за фотографии.
Здорово получилось.
с стволами 280 мм орудий я честно говоря поступил по читерски — их я взял от «карманных линкоров», а расширять их мне было уже лень.
А можно подробнее, зачем расширять? Калибр то одинаковый
Тема: Re: Комбриг 1/700 Линейный крейсер Зейдлиц
Она цвета вороненной стали.