В эпопею с И-185 от фирмы АРК Моделс я ввязался практически случайно – купил задешево довеском к основному заказу. В общем, я обычно игнорирую всевозможные не серийные и не воевавшие самолеты, но так как И-185 проходил войсковые испытания в 728-м ИАП и вроде даже учавствовал в боях, он был признан мною «боевым» и достойным колекции. Кроме того, у самолета есть некоторый почти мистический ореол «лучшего истребителя Поликарпова», да и вообще чуть ли не лучшего советского истребителя периода войны, ну и был определенный интерес посмотреть в живую, что же представляет из себя новая модель российского производителя.
О «траншейной» расшивке я знал, а вот ветку о матчасти до покупки модели не читал – а если бы прочитал, то покупка бы явно не состоялась
Собственно, делать обзор набора смысла нет ни какого, модель уже всем хорошо известна. Сборку я вел в этой теме на форуме:
А тут я просто сведу все это в одну статью, так сказать поделюсь опытом в борьбе с данной моделью.
Практически одновременно с моделью я купил и весьма полезный набор травления от Metallic Details, по прибытии которого, сразу расковырял модель в наивной надежде не особо заморачиваясь собрать эту простенькую «модель выходного дня».
Первым делом, замазал расшивку двухкомпонентной полиэфирной шпатлевкой – идея была в том, что вся усадка видна практически сразу, а не вылезает через месяц, как у моей любимой нитрошпаклевки. Увы, но это была грубая ошибка – проблема с выкрашивающейся из швов шпатлевкой меня преследовала все время, исправлял обычной нитрошпаклевкой в тюбике Soudal. Новую расшивку резал примерно в 1 мм от оригинальной.
Щель между коком винта и капотом мотора на самолете не очень большая, но АРК Моделс как-то уж очень радикально решил вопрос с движком – его там нет вовсе. Одобрить такую инновацию я никак не смог и вклеил более-менее подходящие цилиндры, хотя заморачиваться с толкателями и свечными проводами не стал.
Прочитав ветку о матчасти И-185 узнал много печальных подробностей о данной модели. Так как отступать было уже поздно, решил побороть самый заметный косяк по «наружке» - сильно уменьшенный зализ в задней части крыла. Опыта в подобном наращивании у меня не было и я решил срезать закрылки с зализом на нижней части крыла, вклеив заместо них увеличенные. Верхнии части просто приклеил, а сопряжение сделал двухкомпонентной автошпаклевкой.
Следующей проблемой было состыковать новое крыло с фюзеляжем. Выпилил часть фюзеляжа, вклеил пластик, намазал эпоксилин и в еще мягкий - впечатал крыло, сделав посадочное место. Клеил потом (после затвердевания эпоксилина и установки кабины) цианакрилатом. Доводил все шпаклевками - грубо двухкомпонентной автомобильной, потом нитро шпатлевкой Soudal.
Долго и печально смотрел на абсолютно неправильную и мелкую нишу шасси модели, на самом деле ее купол должен выглядеть вот так:
Даже начал пилить заготовку для самодельной ниши, но в конце концов не решился – прийдя к выводу, что даже если удастся такую форму воспроизвести, то впихнуть ее будет очень проблематично из-за толщины пластика. В общем, этот косяк остался на моей совести. Утешает только то, что я пока не видел ни одной модели И-185, где бы кто-то его исправил.
Паралельно занимался кабиной. Кресло доработал сращиванием родной бронеспинки с сиденьем для советских самолетов фирмы Barracuda. Кроме этого добавил кислородный баллон советского образа из смолы и прицел ПБП-1Б от Northstar плюс самодельная подушка для битья головой летчика. В основном же использовано травление Metallic Details.
Уже когда кабина была собрана, вклеена в фюзеляж и установлено крыло, мне нечаянно достался набор травления от уважаемого Анатолия «Gonza».
Сделан, этот набор, конечно намного изящней, множество мелких деталей в кабине, тонкий метал. Но есть одно «но» - такой набор требует куда большей квалификации моделиста по работе с травлением. В моем случае, кабина уже была собрана и использовать преймущества данного набора я уже не смог. Приятным бонусом было наличие лючков, но круглых оказалось меньше, чем на чертеже самолета. Была попытка использовать четыре лючка от набора Metallic Details – но из-за толщины металла на фоне продукции «Gonza» они смотрелись как «чугунные канализационные люки», пришлось их с негодованием оторвать. Я выкрутился только благодаря тому, что получил две пластины «Gonza» с лючками в качестве бонуса
Вместе с тем, при внимательном сравнении видно, что у Metallic Details есть много нужных деталей, которых нет в травлении Анатолия, по крайней мере в том «инженерном» образце, что я получил. В частности – шторка закрывающая закабинный отсек, ажурный держатель прицела, колесные диски основного шасси и дутика, вилка для дутика, тяги руля направления, шлиц-шарниры стоек шасси, решетки и совок радиатора. Есть еще рама остекления для крыльевой фары, но у меня она не подошла и не была использована. Кроме того внутренние створки основных ниш шасси даны одной деталью для обоих ниш и между ними идет разделяющая полоса правильной ширины (на модели ошибка - между нишами очень мало места). Такое решение позволяет легко исправить очередное «узкое место» на модели и одновременно не «париться» с монтажом каждой створки. Так что при всей внешней неказистости и грубоватости этого травления, оно мне показалось довольно полезным. Хотя для сборки кабины однозначно рекомендую травление «Gonza».
Следующий момент, который мне захотелось исправить – наплывы на капоте, уж очень они странно выглядят на модели. Эту работу пришлось начать с заготовки материалов. Прежде всего взял табличку «Не включать – работают люди», у нас они есть из разного пластика, одна из разновидностей – толстый, но легкообрабатываемый пластик. Из него на цианакрилате склеил пакет, на который сверху приклеил обтекатель с чертежа. Ну а потом, прям как скульптор, стал отсекать все лишнее с помощью скальпеля. Наждачкой вывел овал, а потом уже верхнюю часть «бульбы». Аналогично сделал и маленький обтекатель для пулемета. Срезал их пилкой и сделал себе копию в силиконе (вторую «бульбу» было лениво точить).
Ну и раз уж пошла такая пьянка, напоследок выломал деталь капота расположенную между «бульбами» - под ней должен идти ствол верхнего пулемета и в том месте, где фюзеляж переходит в капот этот ствол должен быть виден. На модели это место сделано как-то невразумительно. Я поставил трубку, лишнее замазал эпоксилином и поверху наклеил фольгу.
Доделал кое-какие мелочи – наклеил травленые лючки, из фольги самоклейки сделал фюзеляжный люк и полосы на консолях, вклеил стенки в место установки крыльевой фары. Сделал «заваленные» вниз «рельсы» для сдвижной части фонаря кабины. По указанию коллег стесал ступеньку «зализа» крыла.
Вставил эльфовскую фару, «стеклить» фару собирался «скотчем», но они сейчас настолько тонкие, что на передней закругленной поверхности образовывается некрасивая складка. В супермаркете нашел прозрачную упаковочную ленту, такая же прозрачная, но чуть толще «скотча» - этого оказалось достаточно. Хотел установить рамку из фототравления, но она не подошла категорически.
Были опасения при монтаже травленых тяг руля. Отрезал их с небольшим запасом – с «литником» (если так можно сказать о травле). Высверлил отверстия под монтаж и вклеил их на быстрой эпоксидке – получилось, что они приклеены не встык к поверхности, а по принципу шип-паз. Сами детали также довольно прочные – ни снести, не погнуть их пока не получилось.
«Весла» лопастей родного винта И-185 сразу намекают на перспективу провести вечер в увлекательном занятии по их доводке к удбоваримому виду. Конечно, фирма «Комплект ЗИП» выпускает смоляной набор из кока винта и лопастей, другой дело, что приобрести его вместе с еще парой наборов этой фирмы, одним, так сказать «лотом» мне, как «иностранному обывателю» из приблудившейся к Евросоюзу страны, да еще и с оплатой через привычный у нас PayPal оказалось не так просто. Большинство российских магазинов требует абсолютно непонятные для «нас, гейропейцев» WEB-money, ЯДы, Киви и прочие виртуальные тугрики, которых тут отродясь не водилось. В конце концов нашел человека в Новосибирске, который продал мне все искомое напрямую через PayPal.
Пулеметы и ПВД заменил на трубки. Сделал вилку дутика из травленки и трубки в качестве стойки, сам дутик – родное колесо, выпиленный из «моноблока», с травлеными дисками. Рассверлил патрубки. Заменил колеса на смолу.
Грунтовал модель Алкладом, красил Валехой. Потом уже немного поизвращался с фильтром и масляными точками, но не сильно. Так как посередине звезды на хвосте – тяги руля, вопрос с декой даже не стоял – опознавательные знаки пришлось накрашивать. По идее, во время войсковых испытаний в 728-м ИАП самолеты должны были получить номера, но к сожалению, ни одной фото И-185 с номерами мне не попадалось, поэтому оставил только звезды на хвосте и на нижней поверхности крыла – как на доступных фотографиях.
С одной стороны АРК Моделс, конечно, молодцы, что сделали модель И-185, с другой – уж больно блин у них вышел комом. Я хоть по убеждениям и не «миллиметрист», но все-таки «не вынесла душа поэта» - пустился во все тяжкие, но зато результатом остался доволен.
Если подвести итог всей этой эпопее – самолет, конечно, интересен очень многим поклонникам советской авиации времен ВОВ вообще и Поликарпова в частности, но как и в войну, И-185 снова не повезло – изготовленная АРК Моделс копия в масштабе1/48 слишком примитивна и имеет много трудноустранимых косяков по матчасти. Можно забить на все болт и собрать прямо «из коровки», слегка разбавив модель «фаршем» из травленки и смоляных дополнений для пущей эффектности. Причем пригодится все, что удастся найти – в идеале оба набора травленки, ЗИПовский кок с винтом, фара, кресло, прицел, огнетушитель, колеса.
А вот тонким ценителям и знатокам матчасти придется туго – пилить надо все, особенно крыло. По хорошему, необходимо вообще полностью новое крыло с увеличенными зализами задней части, правильными глубокими нишами шасси, масштабной расшивкой, клепкой и облагороженным вырезом под фару. Аналогично требует доработки и мотоустановка – нету цилиндров двигателя, неправильные обтекатели капотов. В общем, есть куда приложить руки.
Будет. Пока грунтуемся и доводим поверхности. Пока не решился на клепку крыла , но подумываю об этом - никогда не делал.
А там ничего сложного....я крылья прохлопунил и проклепал.
но сначала немного обточил для придания более-менее приемлемого профиля, а-то у модели черезчур-уж плоская верхняя кромка крыла.
В общем, катать клепку не стал. Причин две - во-первых, некоторое моральное истощение от этого проекта - дело для меня новое и если чего не так пойдет с клепкой, то все зависнет надолго. Вторая - опасаюсь подлянки от эпоксидной автошпаклевки которой "зарывал" траншеи оригинальной расшивки. Ей можно было быстро заделать "траншеи", почти без усадки, но не раз уже пожалел, что ее использовал - во многих местах в процессе работы над моделью она выкрашивалась из старой расшивки и приходилось по новой шпаклевать эти участки нитрошпатлевкой и шкурить.
Примерно в таком виде пошли на грунтование:
Лючки я вначале прорезал, а только потом получил "презентационный" набор от Gonza довеском к другому заказу. Расшитые пришлось шпаклевать кое-где, а где размер позволял - клеил сверху. Парочка безвозвратно улетела в неизвестность - спасло только наличие двух одинаковых пластин травления и еще обрезка с доп комплектом лючков. По моему их в моем "инженерном образце" травления меньше, чем на чертеже самолета, и с учетом потерь я еле-еле вписался.
Фару поставил Эльф, закрыл скотчем.
"Весла" винта из набора мне как-то совсем не показались - решил купить довеском к наборам для Ла-9 от "комплекта ЗИП" комплект из кока и лопастей для И-185. Наверно, сами лопасти можно и переточить ручками, но во-первых, повозиться надо, во-вторых кок винта тоже нужен - у них он сильно отличается, ну и главное - все равно надо заказывать ЗИП для Ла-9 (там стекло треснуло), поэтому решил купить.
Интересно, что вроде и велика Россия, а купить ЗИП за Pay-Pal почти невозможно, в укор российским магазам скажу - на Украине закупаюсь регулярно - с Pay-Pal нет проблем. Пересмотрел кучу российских магазинов- всяки-разны "смешные" Qiwi, ЯД, WEB-money, Контакты и МиГи принимают, но в моей глубоко европейско-натовской глухомани такие варианты довольно проблематичны. В общем, через Е-Bay, нашелся в Новосибирске человек Евгений Бобков, списался с ним и напрямую купил Pay-Palом - все пришло в целости и сохранности, большое ему спасибо.
Вот примеряем "обновку" - кок от ЗИПа:
На белом фоне как-то брутально черным смотриться... Вроде в жизни повеселее...
Судя по фотографии самолета - звезда на киле занимает две трети ширины и расположена в сильно неудобном месте для нанесения деки. Пришлось накрашивать.
Ну все, кажись я его поборол. Снимал ночью, несколько накосячил с одной из ламп, вместе с моими аховыми фотографическими способностями - результат так себе, может попробую потом переснять.
Roman-Nordв 24.01.2016 - 14:23 Тема: АРК Модель 1/48 Поликарпов И-185
Салют,всем!
Весьма серьезный подход к делу и как результат отличная модель на выходе!
Usatiymenв 24.01.2016 - 16:03 Тема: АРК Модель 1/48 Поликарпов И-185
Хорошо получилось!
Bonifacioв 25.01.2016 - 09:00 Тема: АРК Модель 1/48 Поликарпов И-185
Судя по датам, трудоёмкость получилась весьма нешуточная. А результат довольно скромный, но всё таки положительный. И-185 очень интересный самолёт, жаль моделей порядочных нет.
Pavel_Pв 30.01.2016 - 07:38 Тема: АРК Модель 1/48 Поликарпов И-185
Статья отличная, работа немалая, главное результат.
Scorpiusв 04.02.2016 - 04:07 Тема: АРК Модель 1/48 Поликарпов И-185
Расшивка то ладно, а вот ниши шасси действительно ужасны.
А там ничего сложного....я крылья прохлопунил и проклепал.
но сначала немного обточил для придания более-менее приемлемого профиля, а-то у модели черезчур-уж плоская верхняя кромка крыла.