Краткий обзор модели Fl 282 в масштабе 1:72 уже был на этом форуме, перед рассказом о постройке модели, так что эта статья будет несколько вторичной. Тем не менее, взяться за её написание сподвигло желание рассказать о некоторых нюансах соответствия модели конкретным прототипам.
Рассказ о собственно прототипах и их отличиях друг от друга, надеюсь, вскорости будет опубликован, а пока оставлю лишь ссылку на компилятивный перевод истории создания и эксплуатации Flettner Fl 282: http://www.airpages.ru/lw/fl282.shtml
Сама модель представляет собой упакованную в картонную коробку одну литниковую рамку, отлитую под низким давлением и потому облой на модели есть почти повсеместно, хоть и небольшой. Номера деталей на рамке не проставлены, так что придётся смотреть в инструкцию.
Кроме того в коробке лежит прямоугольник из прозрачной плёнки с напечатанными контурами приборных досок и прозрачного козырька для V23, тонкая полоска с декалью и небольшая плата фототравления с приборными досками, ремнями кресла пилота и некоторой мелочёвкой.
На задней стороне коробки присутствует цветная схема окраски для трёх прототипов: V11, V14 и V23 (последний - до захвата американцами и после).
Сначала поговорим об общих достоинствах и недостатках модели, а потом посмотрим, что надо «допилить» для каждого из предложенных прототипов в отдельности.
Исходный набор позволяет с примерно одинаковыми трудозатратами собрать большинство из идентифицируемых по фотографиям прототипов: V6, V11, V12 (до доработки), V14, V16, V17, V20, V21 и V23. V2 и V3 имели существенно отличный фюзеляж, V12 после доработки и V15 получили частично обшитую плексигласом кабину, воссоздание которой потребует существенных усилий.
Из безусловных плюсов отливки стоит упомянуть правильно показанный «надрез» на верхнем капоте в месте перехода от овального сечения фюзеляжа к рубленому, правильное сечение капотов вокруг трансмиссии, правильный (хоть и с некоторыми упрощениями) редуктор несущих винтов и наличие колпаков на ступицах колёс основных опор шасси. Неплохо выполнена приборная доска.
На этом достоинства заканчиваются и начинаются недостатки. На киле, руле направления и стабилизаторе изображён рельеф. Красивый, аккуратный и неправильный. Так что придётся его сточить, причём безжалостно. Вместе с хвостовым огнём, который на сниках руля направления вообще не встречается. Есть рельеф и на подфюзеляжном гребне, хотя ни на одной фотографии его не видно. Сам гребень менялся в ходе производства, так что в варианте из набора годится далеко не на все прототипы.
Стабилизатор для всех вариантов, кроме V23, имеет излишнюю стреловидность по передней кромке. Так что возможно его придётся полностью делать заново.
С лючками на фюзеляже не всё гладко. Большой люк напротив бензобака на левом борту показан, но вот «заклёпок» вокруг него натыкали напрасно, обшивка там скорее всего была тканевой. Задний шпангоут, формировавший сечение фюзеляжа вокруг мотора и редуктора, имел обильную перфорацию, а на модели он изображён только неслабой толщиной пластика. А очень бы хотелось увидеть там фототравленую деталь.
В кабине пилота на модели просто беда: педали и ручку управления предлагается приклеить к некой фототравленой детали, занимающей немалую часть сечения пола. В реальной же жизни педали крепились к той же поперечной детали фермы, что и приборная доска, а ручка управления крепилась к следующей по полёту «поперечине», имевшей довольно сложную форму. Идущие от ручки и педалей тяги, естественно, в модели проигнорированы, так что их придётся доделывать самостоятельно. Кстати, многие принимают их за детали фермы.
Как выглядело сиденье пилота доподлинно неизвестно, так что насколько похоже на него кресло из набора неясно. Зато понятно, что в модели проигнорирован выступ над спинкой кресла, похоже служивший подголовником.
Снизу за креслом пилота иногда устанавливалась перегородка, закрывавшая нижнюю часть фюзеляжа. В модели она присутствует (деталь 38), хоть и не совсем верна по форме: на фотографиях на её уголках видны выступы, а не вырезы.
Подтверждения наличия пластин, изображённых деталями PE8 на снимках вертолёта я не нашёл.
Главное достоинство мотора в модели состоит в том, что он есть. Причём как положено, с семью цилиндрами и даже с вентилятором охлаждения. На этом достоинства заканчиваются и начинаются недостатки. Нижний редуктор, деливший вращающий момент между валом, идущим к верхнему редуктору и вентилятором охлаждения, в модели отсутствует напрочь. Как и сам вал.
Задняя стенка (пожарная перегородка?) за мотором, на которой навешено довольно много оборудования, в модели есть (деталь 20). А вот перегородка, закрывавшая мотор сверху, отсутствует. Впрочем, это не важно, т.к. вместо выреза в обшивке сверху за редуктором, через который эта стенка видна, на модели изображён участок обшивки (который был там только на двухместных V21 и V23). Рельеф на внутренней поверхности деталей фюзеляжа показан как-раз в том месте, где его не будет видно.
Деталь 26, которая вставляется в вырез фюзеляжа в качестве заглушки, если Вам нужен одноместный вариант (а двухместными были только V21 и V23), в инструкции по сборке не упомянута. Забыты и тяги управления рулём направления и стабилизатором, проходившие на одноместных машинах над фюзеляжем, зато располагавшаяся там на двухместных машинах ручка для удобства наблюдателя изображена фототравленной деталью.
Колёса напрочь лишены протектора. В таком виде они встречаются на музейном V20, но на многих снимках «живых» машин поперечный протектор хорошо виден, и изобразить его было бы нетрудно.
Теперь переходим к конкретным вариантам окраски, предложенным производителем.
V11.
Действительно был серым. Для того, чтобы сделать его из этого набора, помимо основных доработок придётся вырезать участок обшивки напротив двигателя сверху, воссоздать непростой привод руля направления и приклеить подножки/узлы навески на капотах двигателей (показаны стрелками). Родной подфюзеляжный гребень можно использовать, но его придётся доработать, сточив снизу – на задней кромке имелся выступ подходящего радиуса, скрывавший опорную дугу.
V14
Все известные снимки этой машины сделаны с правого борта. Как и в случае с V11 придётся вырезать верхний сегмент обшивки над мотором и приклеить подножки/узлы навески на капотах. Этот прототип был оснащён УКВ-радиостанцией FuG 19, пульт управления которой располагался слева от пилота (на него тоже показывает стрелка). На подфюзеляжном гребне сзади была накладка, правда непонятно, поверх обшивки или под ней.
V23
Единственный прототип с V-образным оперением и обшитой тканью кабиной. Можно ли использовать предложенную в наборе кабину вопрос спорный, т.к. с одной стороны она скроет огрехи исходного набора, а с другой немалая толщина бортов здорово испортит впечатление. А кроме того на прототипе обшивка была не сплошной, в ней имелись довольно заметные щели. Сомнения вызывает приборная доска, предложенная в наборе для такой кабины (детали PE1, F1 и 31). Снимков, подтверждающих что она выглядела именно так, я не нашёл. На одноместных вариантах с открытой кабиной стояла доска, которую можно собрать из деталей PE4, F4 и 39. На машинах с частично обшитой плексигласом кабиной (V12 и V15) выглядела иначе.
В инструкции есть снимки с доской, предложенной в наборе, но понять по ним, что это доска именно с Fl 282 V23 невозможно. Вырезы в обшивке для удобства посадки в кабину наблюдателя придётся прорезать самостоятельно, причём оба, а не только намеченный расшивкой. Вырезать придётся и прямоугольное отверстие на нижней части капота (оно есть почти на всех снимках Fl 282 слева, только на V11 оно закрыто лючком, зато справа оно закрыто лючком всегда).
Помимо пластмассы, для этого варианта поработать придётся и с декалями. Инструкция велит приклеивать на киль и руль направления номер FE-4613 по разные стороны свастики. По левому борту так и было – F отдельно, а всё остальное с другой стороны. А вот по правому весь номер уместился от задней кромки руля направления до этой самой свастики. Так что учтите это, если выберете американский вариант.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
А меж тем детальный разбор прототипов был опубликован. Ссылки были тут:
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_31240.html
С увеличением количества информации по прототипу крепнет убеждение, что из набора RS models проще всего собрать V21, вот только декалей на него в комплекте нет. Впрочем, эта проблема решается сравнительно просто, благо сложных рисунков на вертолёте нет.
А ещё хотелось бы обратить внимание читателей на интересную деталь - размеры вертолёта сильно варьируются в разных источниках. Так на схеме V2 длина даётся как 6560 мм, а в техописании, написанном по V12, приводят 6150 мм. Так что опираться стоит лишь на размах лопастей НВ (12 м) да на размеры колёс...
Тема: Обзор RS Models 1/72 Flettner Fl 282(#9659) - обсуждение
Благодарю за весьма толковый подход к обзору.
Был неравнодушен ранее к этому аппарату.
Но почитав, понял - не буду им заниматься )
Может в 48-м ...