«Мы строили, строили и, наконец, построили!»
(Чебурашка)
Еще на заре моего увлечения моделизмом у корреспондента из Голландии за пачку NOVO была выменяна модель SAAB 37 Viggen фирмы Heller. Полученный набор уже тогда был старым – помятая коробка, пожелтевшая инструкция и декаль (по данным Scalemates набор №256 Heller Saab 37 Viggen появился в 1977 г.).
Однако в те времена на подобные мелочи не обращали внимания (кто начинал с NOVO, меня поймет).
Изначально было решено, что мой Viggen будет обязательно в «неповторимом виггеновском» четырехцветном, ломаном камуфляже. Но, сознавая всю сложность его исполнения, сразу ввязываться в постройку не стал, благо запас моделей имелся. Только спустя несколько лет подвернулся вариант сделать «ход конем» - в результате цепочки взаимовыгодных обменов, приятель-моделист, прекрасно освоивший искусство покраски моделей, которому я без страха мог доверить и свою, согласился покрасить мой Viggen в соответствующий камуфляж. Модель была извлечена из коробки с намерением «по-быстрому» подготовить ее к покраске. Сильно дорабатывать ее не планировал, но посчитал, что родную внешнюю расшивку нужно обязательно перерезать на внутреннюю - все собранные Viggen с внешней расшивкой, которые я видел категорически не нравились. Но как говорится «чем дальше в лес, тем ….» - по мере изучения прототипа объем потребных доработок рос как снежный ком. Работа затянулась, договоренность о покраске потеряла актуальность, и соответственно резко начатая модель была отложена в долгий ящик, уступив место более интересным проектам. Конечно, Viggen не был забыт полностью - я периодически ковырялся в пластике (в основном в свободные дни длинных рождественских каникул), неспешно подкупал различные дополнения, но растущий список доделок и постепенное снижение интереса к данной модели, перевели проект в разряд бесконечного долгостроя. Толчком к тому, чтобы добить многострадальный Viggen стала появившаяся в 2016 году информация, что компания Special Hobby планирует к выпуску новую модель этого самолета в масштабе1/72. Стало очевидно, что либо я закончу свой Viggen до выхода новой модели, или уже не закончу его никогда. Появилась цель – «успеть к полуночи». К счастью чехи не слишком торопились. Сначала к проекту подключилась шведская фирма Tarangus и выход модели был запланирован на самое начало 2018 г. Однако не сложилось, и теперь модель ожидается только в 3-м квартале. Так, что я успел – в финальном рывке завершив модель к новогодним праздникам 2018 г.
Как я уже упоминал набор SAAB 37 Viggen фирмы Heller довольно старый, и при общей похожести обводов модели на прототип (более подробно соответствие размеров и сечений модели чертежам не исследовал, т.к. не было намерения «вгонять модель в миллиметры»), ее деталировка не соответствует современным стандартам - интерьер кабины и ниш, стойки шасси и сопло, и т.д. сделаны очень примитивно. Да и качество литья не очень - у меня киль был буквально испещрен десятком утяжин, а большая часть деталей не сходилась без обильной шпаклевки. Поэтому многое доделывалось и исправлялось вручную. Так же по ходу работы над проектом были приобретены и следующие дополнения:
- травлениеEduard 72345 AJ-37 Viggen for Heller – довольно старый (некрашеный) набор для оформления интерьера и экстерьера, оказался очень полезным;
- набор смоляных колес Maestro Models 7233 Saab JA-37 «Viggen» - качество набора среднее, но по сравнению с убогими родными колесами годится;
- набор Master 72056 Saab JA-37/AJ-37 «Viggen» - трубки Пито и датчики угла атаки;
- декаль 72-109 Flying Colors Aerodecals SAAB 37 Viggen, как уже упоминалось родная декаль была не в лучшем состоянии.
Подробно расписывать все проведенные доработки, не вижу смысла, так как после выхода новой модели Tarangus/Special Hobby вряд ли кто-то еще возьмется дорабатывать Heller. Упомяну только наиболее важные.
В первую очередь были доработаны воздухозаборники (ВЗ). Ориентируясь по фото в нижней части ВЗ были сделаны вырезы, а рядом приклеены вертикальные пластинки. Перегородки, ВЗ в фюзеляже (закрывающие канал ВЗ) удалил и вклеил стенки ВЗ до турбины двигателя выгнутые из «сметанки». Само колесо турбины позаимствовал из запасов (позже оказалось, что на готовой модели увидеть его практически невозможно – чистый «суслик»).
На модели створки реверса двигателя даны закрытыми, а сопло соответственно - плоской заглушкой. С учетом того, что на стоянке две нижние створки реверса убраны, и только верхняя отклоняется вниз (из-за падения давления в гидросистеме), доработал и этот узел. В фюзеляже выклеил из «сметанки» канал выхода реактивных газов, вырезал верхнюю створку реверса (вклеил ее позже), а само сопло двигателя опять позаимствовал из запасов (кажется от F-16).
Кабину украсил фтотравлением из набора Eduard. Здесь больше всего усилий было потрачено на приведение к приличному виду примитивного катапультного кресла. В ход пошли куски пластика, проволока, и, наконец, привязные ремни из набора фототравления.
Доработка ниш, проходила с использованием «сметанки», фольги (от банки из под пива), медной и оловянной проволоки, изоляционных трубок и вышеупомянутого набора травления Eduard. Здесь немного увлекся, сделав даже начинку внутренней части ниш основных стоек, которая на стоянке обычно прикрывалась щитками. Жаль было получать еще одного «суслика» (закрывая проделанную работу щитками), поэтому решил установить их в открытом положении (пусть будет как бы осмотр или регламент).
Переднюю стойку переделал практически всю, заново изготовив механизм поворота колеса и ее подкос (старый представлял собой просто палку). На основных стойках добавил гидроцилиндры, тяги, проводку, сделал новые подкосы.
При сборке модель пришлось обильно шпаклевать т.к. между деталями возникали существенные ступеньки и щели. Заодно попытался придать более оживальную форму слишком «мясистому» носовому конусу, но не сильно в этом преуспел.
Если не считать баков, то подвески в наборе не было. А мне хотелось оснастить модель шведскими управляемыми противокорабельными ракетами Rb. 04 (или Robot 04), разработаны в 50-х годах и оставалась на вооружении до начала 2000-х гг. Ех позаимствовал из набора Saab Viggen Sk.37 Matchbox (кстати, зеленая плоска на корпусе ракеты обозначает инертную боевую часть, а желтая – инертную). К ракетам пришлось по фото самостоятельно изготовить соответствующий пилон-переходник.
И вот, как не оттягивал я этот момент, начался длительный процесс покраски. Цвета смешивал сам, ориентируясь на данные IPMS Stockholm.org., литературу и фото. В основном использовал краски Hobby Color.
Маски вырезал из давно припасенного именно для этой цели листа RevellAirbrush Masking film формата А4. Этот материал полупрозрачный. Соответственно лист было удобно накладывать на распечатанную схему камуфляжной окраски Viggen и прямо по ней вырезать нужные маски. К сожалению, оказалось, что Revell Airbrush Masking film неважно гнется, и на сложных участках использовал и тамиевскую ленту. Хотя это занятие «кройкой и шитьем» и отняло много времени, но в то, что в выпускаемых сейчас готовых масках для окраски Viggen, смогли учесть все участки двойной кривизны и выступающие детали как-то не верилось.
При окраске сначала нанес темно-зеленый цвет (шведское обозначение - Dark Green 326M) который закрыл масками, вырезанными для него. Затем светло-коричневый (Tan 507M) и опять маски для этого цвета. После этого – светло-зеленый (Mid Green 322M) и маски. И, наконец, черно-зеленый (Black Green 093M). После удаления всех масок выяснилось, что кое-где присутствуют ступеньки на границах, избавиться от них помогли несколько слоев Футуры, заодно получил основу для нанесения декали.
Декаль Aerodecals хотя слегка и толстовата, но легла на модель хорошо. Удивило, что при обилии предлагаемых вариантов, цифру «6» на крыло модели пришлось вырезать из цифры «8» (так предлагается в инструкции к декали).
После нанесения декали – выделение расшивки и полуглянцевый лак. Знаю, что на многих фото камуфляж Viggen выглядел довольно потрепанным, но были и чистенькие машины. А так как я не люблю сильно потертые машины, то особо старить модель не стал. Добавил сколов краски по передним кромкам – серебрянка (спонж), немного потеков (в основном на брюхе) – масляная краска и загрязнений – пудреницы Tamiya.
В общем, я остался доволен результатом, а главное тем, что все же добил этот долгострой. Тем не менее, никому не могу посоветовать заниматься данной моделью - она требует серьезного перепила, самодельных деталей и афтермаркета.
Прощай Heller, ждем новый Viggen от Tarangus и Special Hobby!
Что делалось с расшивкой?
Старая внешняя расшивка с модели сошлифовывалась и нарезалась новая внутренняя.
Согласен с MID кое-где расшивка получилась широковатой, пластик довольно мягкий.
Anonymousв 19.07.2018 - 13:09 Тема: Heller 1/72 SAAB 37 Viggen
"..Само колесо турбины позаимствовал из запасов (позже оказалось, что на готовой модели увидеть его практически невозможно – чистый «суслик»)..."
Сей узел называется первая ступень вентилятора. А турбина она в фюзеляже, где то в районе киля.
Спасибо за ценное замечание. Вы совершенно правы, позаимствованная из запасов деталь должна была изображать первую ступень вентилятора двигателя Volvo Flygmotor RM-8, а турбина располагается в его задней части.
Как показывает практика, текст никогда до конца не отредактируешь :).
Вообще, если быть точным в данном случае, то перед колесом первой ступени вентилятора стоит т. н. ВНА - входной направляющий аппарат. Его-то мы и видим на этом снимке "в первом ряду". Но его на модели почти никто не делает.
Что касается модели - модель отличная! Смотрится просто здорово! Мои поздравления автору!
Тема: Heller 1/72 SAAB 37 Viggen