Bristol M-1 представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом и тянущим винтом английского авиаконструктора Ф. Барнуэлла. Он скорее всего был ответом на «Бич Фоккера», но в отличие от легендарных айндеккеров появился на фронте уже поздновато, хотя и был более совершенным.
В целом самолёт напоминала скорее Morane-N, который известен всем моделистам-любителям Первой Мировой благодаря модели выпускаемой Восточным Экспрессом. Конструкция состояла из круглого в сечении фюзеляжа, образованного поперечными лонжеронами и продольными стрингерами, обшитыми в передней части алюминиевым листом, а в остальной – материей.
Над кабиной крепилась «пирамида» для крепления расчалок, служащая также своеобразными дугами безопасности. Обтекатель втулки винта был полусферический, в стиле того же Морана-Н. Но он не был его копией, так как Моран не имел элеронов; да и габариты были совершенно иными.
Прототип впервые поднялся в воздух 14 июля 1916 года, и показал прекрасные лётные данные. максимальная скорость была 206км/ч, против 141км/ч у Фоккера E.III. Скороподъёмность была 384м/мин против 305м/мин у Фоккера. Лучшую маневренность обеспечивали элероны (у его немецкого противника было устаревшее гоширование крыла). По результатам испытаний M.1 был рекомендован к серийному производству.
Но англичане, как известно, консерваторы, и военное министерство принимать в серийное производство монопланы долго отказывалось, в результате чего выпуск в общем-то удачного истребителя затянулся до осени 1917 года, когда он уже начал устаревать.
С сентября 1917 по февраль 1918 года было выпущено 90 штук, которые попали на вспомогательные участки боевых действий: в Ирак, Палестину и Македонию.
Самым результативным лётчиком на Бристоле М.1 был Фредерик Траверс, сбивший на нём 5 истребителей противника.
Однако наиболее известен не его самолёт, борт C5001.
Капитан Австралийского Лётного Корпуса Гарри Баттлер вернулся с войны в родную в Австралию с монопланом Бристоль и Авро 504-K. Там Бристоль получил гражданскую регистрацию G-AUCH и имя «Красный Дьявол». Баттлер совершил на нём множество показательных и коммерческих полётов в 1919 и 1920 году. Наиболее известным был 67-мильный перелёт 11 августа 1919 из Аделаиды в его родной Минлатон за 60 минут и обратный рейс года за 27 минут. Это был первый надводный перелёт, совершённый в Южном полушарии.
В 1922-м году он угодил в аварию на своём Авро, от последствий которой умер в 1924-м году, а «Красный Дьявол» после его смерти 6 лет простоял в сарае пока не был приобретён другим энтузиастом авиации «Хорри» Миллером. Он поменял на нём двигатель, заменив старый ротативный «Ле Рон» на 4-х цилиндровый рядный Де-Хэвилленд «Джипси». Чтобы проделать столь замысловатую операцию пришлось даже удалить боковые обтекатели фюзеляжа.
С новой регистрацией VH-UQUI и новым именем “Puck” он летал некоторое время, а позже попал в музей-мемориал Гарри Баттлера в Минлатоне, что в Южной Австралии. В 1973-м самолёт был отреставрирован, и ему был возвращён оригинальный внешний вид и старый мотор «Ле Рон». Если не ошибаюсь, это единственный оригинальный Bristol M1, сохранившийся до наших дней.
По модели.
AVIS выпустил сразу четыре Бристоля: в моей коробке красный C5001 с двумя видами окраски; M-AFAA, который был перегнан в Испанию и куплен Хуаном Помбо; и предположительно C4995 из 1-й лётной школы. Я говорю предположительно, потому что никаких описаний по вариантам окраски в инструкции нет.
Во второй коробке C4940 (полосатый); С5019 серебристый с черепом и костями; С4940 с полосками только на нижней части и С5019 (зелёный с черепом и костями). Полоски (хи-хи) предлагается накрасить самим.
В третьей коробке С4918 и С4996, окрашенные по-разному.
Ну и в четвёртой Bristol M.1D с двигателем Bristol Lucifer и весьма оригинальным капотом.
Отлита модель весьма качественно. Первое впечатление, что я держу в руках изделие от фирмы Roden. Хвостовое оперение и вовсе один-в-один роденовский Кэмел.
В чертежи от Windsock модель вполне укладывается, за исключением фюзеляжа, который оказался длиннее на 1мм, и киля который получился иной формы. Двигатель, конечно, воспроизвести качественно не удалось: он является чуть замыленной копией того же Родена, но его и не видно из-за массивного обтекателя втулки винта. Пулемёт оказался ещё хуже: даже роденовский, который моделисты зачастую меняют на травлёный, кажется шикарным. Но это всё издержки литья под низким давлением.
Однако есть и плюсы: неплохая, но толстоватая имитация силового набора фюзеляжа, которую предлагается собрать из двух деталей, а также узлы крепления расчалок на крыле.
Главным недостатком всех этих наборов является даже не ЛНД. Бристоли были интересны тем, что их зачастую весьма оригинально окрашивали: рыбки, полосочки, клеточки, шашечки, змеи и даже один крылатый дракончик - словом сплошной летающий цирк, что для англичан было нехарактерно. Так вот: всего этого великолепия среди декалей нет. Все варианты окрасок весьма просты: либо красный, либо серебристый, либо зелёный. Единственный вариант с полосками не в счёт: их предлагается накрасить вручную, а сделать это на круглом фюзеляже – задача очень трудновыполнимая.
Создалось такое ощущение, что производитель просто решил сэкономить на декалях, и так торопился выпустить модель, что решил даже не пояснять варианты окрасок, предложенных в инструкции. Типа «шорт ран» для опытных моделистов – сами разберутся.
Тем не менее, набор рекомендую к покупке, тем более, что тираж ограничен пятью сотнями экземплярами, а значит отложивший покупку «на потом» рискует не успеть.
Уважаемый Кристобаль! Статья понравилась, эаслуженный +, но резануло глаз-"...поперечные лонжероны", или я что-то не понимаю? Если не прав-прошу прощения!
Понравился обзор.
Относительно пёстрых окрасок.
Если я не ошибаюсь, все эти "змейки-дракончики" были уже на послевоенных невооружённых машинах.
Это, конечно, не оправдывает производителя, не сделавшего такие эффектные варианты.))
Уважаемый Кристобаль! Статья понравилась, эаслуженный +, но резануло глаз-"...поперечные лонжероны", или я что-то не понимаю? Если не прав-прошу прощения!
Да, это поперечные шпангоуты конечно же.
Понравился обзор.
Относительно пёстрых окрасок.
Если я не ошибаюсь, все эти "змейки-дракончики" были уже на послевоенных невооружённых машинах.
Это, конечно, не оправдывает производителя, не сделавшего такие эффектные варианты.))
Согласен, но Авис сделал вообще спортивный Bristol M1D, запиленный в одном экземпляре. И в моей коробке тоже предложил два гражданских варианта. Один - вполне заслуженно, второй - пожалуй нет; змейки и дракончики смотрелись-бы более выигрышно. В том числе и на боксарте.
Тема: Обзор Avis 1/72 Bristol M.1C(#13544) - обсуждение
Уважаемый Кристобаль! Статья понравилась, эаслуженный +, но резануло глаз-"...поперечные лонжероны", или я что-то не понимаю? Если не прав-прошу прощения!