Лёгкий пассажирский самолёт Hamburger Flugzeugbau HFB Hansa Jet, разработанный в ФРГ в 1960-е годы, был одним из первых в мире бизнес-джетов, однако любителям авиации он памятен прежде всего как единственный серийный самолёт с крылом обратной стреловидности по передней кромке. Неудивительно: его облик определял Ханс Вокке — ведущий аэродинамик Ju 287.
Правда, на этот раз дело было не в особенностях аэродинамики, а в компоновке. Центр подъёмной силы крыла обратной стреловидности сдвинут вперёд относительно точки его крепления, благодаря этому можно убрать центроплан за заднюю стенку пассажирской кабины и обеспечить больший объём салона, а значит, и удобство пассажиров. Сходную задачу впоследствии решали создатели Piaggio P.180 Avanti — у него центроплан тоже вынесен за пассажирскую кабину, но уже благодаря дополнительному крылу в носовой части фюзеляжа. (На фотографии — модель его беспилотного варианта P.1HH Hammerhead от A&A Models)
Необычный самолёт пользовался умеренным коммерческим успехом: всего было построено менее 50 машин, из них значительная часть — по заказу Вооружённых сил ФРГ. Восемь военных машин были поставлены в Flugbereitschaft (специальный лётный отряд), где использовались по прямому назначению — в качестве транспорта для высокопоставленных персон, а ещё восемь нашли необычное применение: их конвертировали в самолёты радиоэлектронной борьбы. Эта модификация известна как HFB 320 ECM (Electronic CounterMeasures). Внешне эти самолёты легко опознать по объёмным чёрным радиопрозрачным обтекателям в носу, хвосте и под фюзеляжем. Именно такой самолёт можно видеть в берлинском музее Люфтваффе на бывшем аэродроме Гатов, где мне довелось побывать в 2010 году.
До недавнего времени моделей Hansa Jet на рынке практически не было — не считая древнего вакуформированного набора Airmodel и смоляного кита Classic Plane. В 2018 году до этого самолёта наконец добрался гигант украинского ЛНД — фирма Amodel, активно осваивающая в том числе и тему бизнес-авиации. Было выпущено два варианта набора, различающиеся декалями — гражданский (Midwest Airborne Charter Express) и спецборт (Flugbereitschaft). Третий вариант — тот самый постановщик помех HFB 320 ECM — вышел уже под другим брендом, Sova-M. В нём лежит тот же базовый пластик, фототравление и окрасочные маски, но на одном из литников добавлена рамка с дополнительными деталями.
Что сказать об этом наборе? Думаю, что все, кто имел дело с Amodel и его многочисленными потомками, знают сами: сложно, но альтернативы нет. По сравнению с каким-нибудь МиГ-9 двадцатилетней давности — прогресс, конечно, заметен: практически нет облоя и замыленных деталей, большинство элементов довольно тонкие. И тем не менее лёгкой сборки ждать не приходится.
Рецепт работы в целом известен: шпатлёвка — шлифовка — грунтовка, повторять по кругу до полного удовлетворения или озверения, это как повезёт. В работе очень сильно помогли «утюжки» для наждачной бумаги от Master Tools и жидкая шпатлёвка Mr. Dissolved Putty от Gunze Sangyo. Больше всего пришлось повозиться с носовой частью — на переходе от конических обводов к цилиндрическому «дельфиньему носу». Отдельное спасибо производителям набора за качественные окрасочные маски — они помогли не столько даже при окрашивании, сколько при выведении фонаря кабины. Прозрачная деталь встала со ступенькой, которую пришлось долго шпатлевать и стачивать, и маска отлично защитила стёкла от наждака.
При сборке кабины от себя были добавлены привязные ремни (окрасочные маски-полоски от Colibri) и декали на приборные панели. Не знаю, что помешало производителю добавить в набор ремни, раз уж присутствует фототравление. Что касается приборов, то в декали дана центральная панель инструментов, а вот боковые и центральная консоли остаются пустыми. Они просматриваются через остекление кабины, поэтому решено было хоть как-то «оживить» их при помощи остатков декалей из загашника (кажется, от МиГ-31).
Мелочёвку вроде антенн и ПВД пришлось всё-таки сделать самостоятельно из иголок от шприцов и прочих подручных материалов. Опять же, производителю ничто не мешало дать эти элементы в травлении. Вообще из всей платы травления я использовал только стеклоочистители и датчики угла атаки. Решётки-«жабры» на мотогондолах выглядели слишком толстыми, стекатели ПВД — слишком плоскими, а больше ничего в травлении нет.
С самого начала я планировал ставить модель на подставку, чтобы лучше было видно обратную стреловидность крыла. Идеальным местом для крепления подставки был нижний радиопрозрачный обтекатель. К сожалению, я не угадал центровку модели — просто привык, что без груза в носу самолёты всегда заваливаются на хвост, а для подставки это и нужно. Увы, обтекатель оказался слишком близко к хвосту, позади центра тяжести, а смещать подставку вперёд мне не хотелось — она закроет детализацию. Я набил мотогондолы свинцом, но этого не хватило. Выход был найден: в верхний торец подставки вместо штатного крючка были врезаны две иголки от шприцов, а в днище модели были вставлены две ответные трубки (поскольку обтекатель наклеен поверх фюзеляжа, днище в этом месте двойное и надёжно фиксирует положение трубок). Получилось жёсткое и в то же время легкоразъёмное соединение. Кусочек маскировочной плёнки под иголками защищает краску от потёртостей.
В наборе идёт довольно подробная схема нанесения камуфляжа. Она напечатана в цвете и вполне соответствует цветным фотографиям реальных самолётов. Но при этом указанные в инструкции краски не имеют ничего общего с реальностью: светло-серый внезапно обозначен как Tank Grey, тёмно-серый — Medium Grey, а серо-зелёный — Blue Grey. На форумах была найдена альтернативная схема: RAL7030 Steingrau + RAL7012 Basaltgrau + RAL7009 Gruengrau/Feldgrau. Порывшись в своём шкафу, я выбрал краски Mr.Hobby H61 IJN Gray, Tamiya XF-66 Light Grey и Pacific88 F180 RLM02, которые меня вполне удовлетворили. В любом случае, из-за почтенного возраста прототипа убедительные цветные фотографии мне не попались — либо это старая фотоплёнка со сбитой цветопередачей, либо современный снимок музейного экземпляра с напрочь выцветшим и многократно подкрашенным камуфляжем.
Для нанесения камуфляжа пригодилась маскировочная масса CAMO Masking Putty с Алиэкспресса.
Финальные штрихи: фары от Эльфа, заклеенные обычным скотчем; крыльевые огни — УФ-смола; верхние и нижние проблесковые огни выдавлены из прозрачного литника на шаблоне. Немножко смывки. Глядя на потрёпанный музейный экземпляр, я не удержался и добавил едва заметные потёки под окнами и другими выступающими деталями. Чёрные радиопрозрачные элементы после полуматового лака поседели, и я натёр их акварельным карандашом — получилось довольно неплохо.
Спасибо за внимание! Надеюсь, что кто-нибудь после прочтения статьи тоже вдохновится на постройку этого удивительного самолёта.
Один из самолётов в списке хотелок. Эту модель в рунете практически ни разу не видел готовой, хорошо что кто-то уже собрал, хоть теперь есть какое-то представление. Салон через иллюминаторы совсем не просматривается?
А вот жидкие маски, кмк, на пользу не пошли - пятна получились рваные.
1) За работу спасибо. Отлично.
2) Помимо Boeing 737 на этой неделе еще новость из Украины про Eclipse-400 1/72 Amodel. Продолжение ассортимента business jet:
Салон через иллюминаторы совсем не просматривается?
Можно сказать, что нет. Там темно, а стёкла кривые и сильно искажают. Если хочется поманьячить, то можно выпилить дверь и сделать трап, но тогда и салон придётся с нуля. Вообще, насколько я видел бизнес-джеты Амодел, c интерьером есть только один — Piaggio Avanti.
Тема: Sova-M 1/72 HFB 320 ECM - сумрачный ...(#14594) - обсуждение
Хорошая работа.