Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
AER Moldova/Eastern Express 1/72 А-7 - Десантный планерУчастие немецких десантных планеров в операциях на Крите и британских в Нормандии оставили в тени советские планера и их участие в Великой Отечественной войне. Одним из таких планеров был А-7 конструкции Олега Константиновича Антонова. О нем и его подзабытой модели я хочу рассказать в моей статье. ПредисловиеПару месяцев назад, отправляя своему другу посылку с планером Г-11, я вспомнил, что такой планер вполне мог бы у меня появиться в коллекции, если бы не другой планер – десантный планер А-7 от Eastern Express, на который пал мой выбор 11 лет назад. Чтобы получше узнать про планер Г-11 и его модель, я полез спросить у Гугла. Но могучий Google мне ничего стоящего не нашел. Также было и с А-7. И я решил пером и килобайтами устранить несправедливость хотя бы по отношению к модели планера А-7. Невзрачная и простая модель была вынута из витрины, и, вспоминая события давно минувших дней, я принялся писать статью. История создания и модификацииВ Советском Союзе во время Великой Отечественной Войны было серийно построено несколько типов десантных планеров. И наиболее распространенным был планер А-7 конструкции Олега Константиновича Антонова. Сначала проект планера был представлен под названием РФ-8 («Рот Фронт») на Всесоюзном конкурсе десантных планеров в 1939 г. РФ-8 представлял собой увеличенный вариант спортивного планера РФ-7. Проектирование и изготовление первого планера было закончено летом 1941 г. в Москве на бывшем планерном заводе Осовиахима в Тушино. Летные испытания проходили на подмосковном аэродроме с 2 по 18 сентября 1941 г. В ходе летных испытаний в конструкцию были внесены некоторые изменения, коснувшиеся формы фонаря и формы хвоста, также были добавлены интерцепторы. После успешного прохождения испытаний планер стал называться А-7. Серийное производство закладывалось на заводе в Тушино и на бывшем ремонтном заводе ГВФ в Быково. В конце 1941 г. эти заводы были эвакуированы в Тюмень. Кроме Тюмени выпуск планеров был налажен в городе Алапаевске в Свердловской области на бывшем бондарном заводе. В строевых частях отмечалось низкое качество изготовления машин этого завода. В конце 1942 г. в связи с тяжелыми условиями работы, производство планеров в Тюмени было прекращено и переведено в поселок Заводоуковск Тюменской области. Завод был создан на базе ОКБ-31 Москалева. В начале 1943 г. Антонов перешел в ОКБ Яковлева, а все работы по А-7 принял Москалев. В 1943 г. была разработана и построена модификация А-7М с вместимостью 14 человек. Во второй половине 1943 г. по результатам испытаний А-7М был построен его второй экземпляр с рядом доработок. Его испытания продолжались до начала 1944 г. в ЛИИ. 13 января 1944 г. он был передан на заводские испытания в ВДВ, продолжавшиеся до июня 1944 г. По характеристикам устойчивости и управляемости планер был идентичен А-7, сохранив его недостатки. Выпустили небольшую серию этого планера, получившего название АМ-14. Помимо десантного, основного варианта А-7, в небольших количествах были выпущены специализированные машины: учебные с двойным управлением А-7У и штурманские А-7Ш. В 1942 г. был построен в единственном экземпляре планер-бензовоз А-7, предназначенный для увеличения радиуса действия бомбардировщиков. С его помощью пытались определить целесообразность дозаправки в воздухе бомбардировщиков с буксируемых ими планеров и увеличения их дальности полета или увеличения бомбовой нагрузки. Всего было построено около 400 планеров А-7. Боевое применениеПланер А-7 буксировался за бомбардировщиками ДБ-3Ф, ТБ-3, СБ, ДБ-3, Ли-2 и другие самолеты в том числе и Р-5 и Hurricane. Планеры использовались на фронтах Великой Отечественной войны в ряде операций по снабжению партизан боеприпасами, провиантом и людьми. Такие операции, в частности, проводились в 1943 г. на Калининском фронте. Но эта задача составляла относительно небольшую часть того объема работ, которая была выполнена на планерах. Десантные планера наиболее широко применялись в качестве "грузовых прицепов" для выполнения транспортных операций в прифронтовой зоне. Это была вынужденная мера, т.к. не хватало транспортной авиации. Все эти полеты были не легче, чем в тыл врага. Они были вызваны необходимостью быстро и скрытно обеспечить доставку/переброску необходимых грузов, почти всегда выполнялись ночью при сложных метеоусловиях. Одним из примеров массового использования планеров для транспортных операций является доставка бочек с антифризом для танков перед Сталинградской битвой. Последней крупной операцией с применением А-7 был десант под Киевом в сентябре 1943 г., а последний вылет к партизанам в Белоруссии состоялся в апреле 1944 г. Планера АМ-14 так и не успели принять участие в боевых действиях. Происхождение моделиЕдинственную на сегодняшний день (если я не ошибаюсь) пресс-форму построила молдавская фирма AER Moldova в начале 90-х годов прошлого столетия. Дизайн коробки менялся несколько раз. Вот к примеру ранний дизайн коробки AER (до 1996 года), найденный мною на просторах рунета.
Что внутриКоробка была малого формата из тонкого картона. Внутри нее лежал один литник с деталями из светло серого пластика, литник с прозрачными деталями, инструкция и декаль. ПостройкаПервый блин комом…
Интерьер был быстро собран и окрашен. Сравнение с чертежами в МК грубых расхождений не выявило. Правда все детали интерьера сточил до приемлимой толщины. После Plasticart и Frog, это был божественный интерьер ;). Потом был склеен фюзеляж, секции центроплана и крыльев. Первое, на что я обратил внимание, был неверный носок киля. Попытки его переделать не увенчались особым успехом, лишь натер яму и дыру в зализе. После склейки крыльев и центроплана я обратил на излишнюю толщину задней кромки. Крылья были успешно сточены до приемлимой толщины, а вот с центропланом вышла история… При переточке толщины центральных секций крыльев, лопнули стыки верхней и нижней половинок, а нижняя сточилась до толщины листа. Попытался исправить положение с помощью «жидкого пластика» - не удалось, только усугубил ситуацию. Все это видно по фоткам. …ВозрождениеПрошло почти 4 года, на дворе был декабрь 2001 года. Я снова возвращался в моделизм, за плечами уже было около 20 готовых моделей. Шла бурная покрасочная деятельность и запасы моделей таяли на глазах. Тут я и вспомнил про лежавшие в витрине «останки» планера. В декабре 2001 года работа над моделью снова закипела. Сперва заменил все иллюминаторы, плохо проклеенные в первый этап сборки, на самодельные из торца прозрачного литника. Сначала затачивал конец литника, отполировывал его пастой ГОИ с суконкой, отрезал с запасом цилиндрик литника, вставлял его в отверстие иллюминатора и проклеивал снаружи по периметру. Потом когда клей высыхал, я срезал выступающую часть цилиндра иллюминатора, выравнивал с поверхностью фюзеляжа и заполировывал. Получался иллюминатор, но в силу своей толщины (пара миллиметров) он давал огромные оптические искажения, зато легко выбить или выдавить его не представлялось возможным. Так как иллюминаторы были маленькими, то интерьер был вообще не виден. Остекление пилотской кабины пришлось перешлифовывать, придавая детали граненую форму. Толщина остекления была огромной – больше миллиметра, поэтому, даже не смотря на полировку изнутри и снаружи, спинка кресла пилота еле видна. Также на остеклении на внутренней стороне был жуткий толкатель, но он к счастью находился под потолком остекления. Теперь настала очередь центроплана. Его надо было делать заново. Из двух толстых пластин пластика сформировал центральную секцию крыла, заточил ее, придав ей 18% профиль крыла. После этого я ее установил, вставив в нижний стык полоски пластика, так как крыло садилось в фюзеляж ниже положенного. Передний и задний зализы с верхней частью фюзеляжа я также изготовил из толстого пластика. В передней кромке левой секции центроплана пропилил отверстие под посадочную фару. В отверстие я вставил отражатель из фольги, а стекло фары сделал из литника. Прошпаклевав по стыку всю конструкцию, я получил готовый центроплан. Стабилизаторы я сточил до приемлимой толщины, немного подточив вырезы в задней кромке. Остатки старой имитации расшивки и провиса полотна на киле и консолях крыла я зашпаклевал и обработал. Мелочевки на планере было мало и она была отлита грубовато и толстовато. Антенну за кабиной пилота выточил из скрепки. Антенну на киле сделал из проволочки, а на кончик капнул «жидкого пластика». Ферменная конструкция шасси в наборе была толстой и ее пришлось заменить из тянутого литника. Стойку с амортизатором и колесами я оставил как есть – они были похожи на правду.
ФотообзорВ итогеНесмотря на почти 4-х летний простой, модель была сделана за 2 месяца. Всего было изготовлено 26 самодельных деталей. ЛитератураЛитературы по планеру мало, нет полноценной монографии. Единственные заслуживающие внимания чертежи планера были опубликованы в журнале Моделист-Конструктор 1/1973 в статье по планеру. Ими я и пользовался при постройке, благо журнал был дома на полке. Вот ссылка на них Также есть следующие книги, в которых есть информация по планеру:
|
|
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1056/–22 |
Откуда: | Moscow |
Слапыгин_Игорь в 28.02.2009 - 12:16 Андрей, привет! Понравилась статья и модель. Всё очень аккуратно, чисто и академично! Молодец! |
SilverGhost в 28.02.2009 - 12:31 Игорь, Женя, спасибо за отзывы!
постараюсь почаще выкладывать чтонибудь новенькое;) Жаль что Г-11 у меня нету... Ох как хочется Як-14 и Мессер-Гигант. даже есть идеи по диорамам. |
Bubnov в 28.02.2009 - 13:05 Спасибо за статью !
Просто образец ! Грамотно, выдерженно , действительно академический стиль. |
SilverGhost в 01.03.2009 - 09:19 Спасибо!
Решил выложить еще статью из L+K 17/1973 (надеюсь чехи на меня не обидятся;)) [url=http://www.postimage.org/image.php?v=aVu6st9][/url] С уважением, Андрей |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: AER Moldova/Eastern Express 1/72 А-7 ...(#1479) - обсуждение
По-моему, прекрасная статья! Да и прототип редкий.