Для любителей американской авиации, WWII и для тех, кому надоели стандартные декали в наборах, представляю обзор декали на Republic P-47D Thunderbolt от известной японской фирмы Lifelike Decals. Им я открываю свою серию обзоров афтемаркета для моделей.
Вступление
Уже стало традицией в моделизме устранять недостатки моделей от именитых и не очень производителей, конверсировать и улучшать деталировку малой кровью в кратчайшие сроки с помощью афтемаркета. Фототравление, смоляные наборы деталировки, конверсионные наборы из смолы, резиновые или смоляные колеса, вакуформованные фонари и остекление, декали, точеные стволы, различное оборудование, смоляные двигатели, дополнительное вооружение и прочие виды афтемаркета – на все это готов тратиться продвинутый моделист, желая быстро и качественно построить желанную модель. И тратит на это немало. По своему опыту знаю, что полный набор афтемаркета для модели может стоить в 2-3 раза ее дороже, а то и больше. Если я решился полностью переделать дешевую и старую модель, то разница между ценой афтемаркета и модели составит десяток раз. Но, увы, несмотря на кажущуюся надежность и 100% достоверность продукции производителей, специализирующихся на производстве афтемаркета, афтемаркет может обладать недостатками. Такие как сомнительную копийность и соответствие фотографиям (именно им, а не чертежам!), плохую подгонку и собираемость на конкретных моделях, качество литья и материалов, слабую проработку деталировки и поверхностей, упругость и клейкость металла травления, качество печати, клеевого слоя и подложки декалей и т,д.
Но сейчас на дворе видимость кризиса и повышения цен производителей, как моделей, так и афтемаркета к ним. Не всем стало по карману экспериментировать с покупкой того или иного афтемаркета или покупать все подряд, не имея качественных фотографий и грамотных отзывов об этих наборах. Но желание получить качественную и деталированную модель есть всегда. Если переделки модели до уровня с самодельным афтемаркетом не так велики, как кажутся, а тратиться не с руки. Тем более нет никаких гарантий, что не придется дорабатывать сам афтемаркет. Тогда возникает логичный вопрос - Стоит ли выбрасывать деньги на «кота в мешке»?
Поэтому этим обзором я открываю небольшую свою серию обзоров афтемаркета. Сам в прошлом году в чем то разочаровался, а в чем то наоборот был рад приобретению того или иного афтемаркета.
Предыстория
Без истории как всегда никуда. Пару лет назад я построил P-47D от Academy1/72 с красочным индейцем на борту. Радость от приятной и быстрой сборки, качественной окраски и ярких декалей скоро пропала. Буквально через пару недель декали, несмотря на приварку спиртом к блестящей поверхности полированного алюминия, стали отлипать от поверхности. С тех пор прошло 2 года, и модель облетела как липка осенью. Только гордый индеец на капоте кое как держится. Встал вопрос о покупке декалей на нетривиальный вариант раскраски и художества к модели, под имеющуюся раскраску. Изучив рынок афтемаркета, я остановил свой выбор на этих декалях от японской фирмы LifeLike Decals.
Что внутри
Как обычно для декали, она была упакована в закрывающийся прозрачный пакет. Всего внутри было 2 листа формата А4, лист А5, 2 листа декалей и 3 обрезка к ним. Один лист А4 служил обложкой с изображением боковиков и видов сверху/снизу.
Второй лист более подробно описывал раскраску и расположение декалей на боковиках.
Лист формата А5 содержал подробную схему расположения технички.
Сама декаль располагалась на двух листах. На первом, большем, была вся техничка и надписи, а на втором – опознавательные знаки. Еще, по каким то причинам, изображение двух красоток и одной белой подложки под одну из них были отпечатаны на обрезках. Также еще один комплект надписей был отпечатан на 4-м обрезке.
Причина такого спорного решения мне так и осталась неясна, так как никакой унификации декали не могло быть. Также запомнился список ссылок на литературу, по которой делалась декаль – 18 изданий. Мелочь, а приятно.;) Интересно, когда производители моделей будут ссылаться на чертежи и фото в своих косячных моделях
Качество
Надпись, говорящая, что декаль отпечатана в Японии наводят на дурные мысли о качестве клеевого слоя декали, толщине и жесткости ее подложки. Сами декали (судя по надписи) появились в продаже в марте 2008 г. Фирма рекомендует их к моделям P-47D от Tamiya. Оно логично, так как декаль и модели от Тамии сопоставимы по ценам и маловероятно, что купившие Academy во времена господства Razorback и Bubbletop Tamiya потратятся на декаль, которая в 1.5-2 раза дороже модели Academy. Но пока я не провел испытания с ней, судить об ее клейкости, яркости и жесткости подложки и устойчивости к химии еще пока рано.
Особенности
Из особенностей этой декали я отметил, что некоторые ее элементы выполнены раздельно – подложка и изображение. С точки зрения яркости декали на модели – преимущество неоспоримое. Я такие решения встречал на Хиномару. Здесь предлагают желтый ободок к ранним О/З до 29.06.1943 г. и тонюсенькие надписи на борту Фредерика Кристенсена (вариант №2). Но точность совмещения надписи, сделанной таким образом, будет не из лучших.
Варианты и историческая привязка
Вот теперь настала очередь самого сладкого – обсуждения предлагаемых декалью вариантов раскраски. Вариантов было всего 3, и с помощью имеющейся у меня литературы мне удалось их все найти. Теперь по порядку.
Вариант №1 - P-47D-1-RE «Miss Plainfield», 42-7945, 334FS/4FG, 8AF, лейтенанта Спироса Писаноса (Spiros Pisanos) “The Greek”
Весна 1943 г., аэродром Debden, графство Essex, Великобритания
Предлагается ранний вариант раскраски с о/з образца до 29/06/1943 с желтой окантовкой. На нижние плоскости крыла предлагаются 55-дюймовые о/з вместо обычных 45-дюймовых.
Вот единственное фото этого самолета которое я нашел. По нему мало что можно судить, но общее представление о самолете оно дает. Также прилагаю боковики на Р-47С из той же эскадрильи на тот период времени из разных источников. Линии камуфляжа практически совпадают. За одним исключением – окраски низа киля. На боковиках она светлая. Наличие белых полос на хвосте подтверждается фоткой, правда не видно киля и его белой полосы. В остальном вариант похож на свой исторический прототип.
Вариант №2 - P-47D-25-RE «Rozzie Deth II - Miss Fire», 42-26628, 62FS/56FG, 8AF, капитана Фредерика Кристенсена-младшего (Frederick Christensen Jr.)
Середина июля 1944 г., аэродром Boxted, графство Essex, Великобритания
Собственно ради этого варианта я и покупал эту декаль. Яркий и пестрый раскрас, одного из лучших асов, летавших на Р-47 – Фредерика Кристенсена (21.5 победы – 5 место среди асов на Р-47 и 12-е среди Асов США в WWII). В отличие от известного пилота, фоток этого самолета, на котором он сбил 2 самолета (27.06.44 Bf-109 у Villeneuve и 5.07.44 FW-190 у Beziers – все над Францией), я не нашел.
Более известен его ранний самолет с гаргротом P-47D-10-RE 42-75207 LM-C «Boche Buster" - Rozzie Deth» и P-47D-21 42-25522 LM-H «Sylvia», на котором он за один вылет сбил 6 Ju-52 (7 июля 1944 г. у Gardelegen, Германия).
По имеющейся у меня информации непонятно – были ли окрашены в желтый узлы навеса пера руля киля. Инструкция предлагает не красить, а боковики в литературе расходятся во мнении. Также непонятно, кому верить – инструкция предлагает на низ крыльев лепить звезды разных размеров – 40-дюймовую (левое) и 60-дюймовую (правое крыло). На паре фото разных Тандерболтов я видел подобное сочетание. И неясно, в какой цвет красить подкрыльевой пилон. Инструкция предлагает красить в белый, так как он находится на белой внешней полосе. Боковики в литературе предлагали некрашеный вариант. Еще стоит обратить внимание на взаимное расположение о/з и полос вторжения и их ширину. Крыльевые полосы имеют ширину 20 дюймов, фюзеляжные – 18, а на стабилизаторе – 15 дюймов, на киле 12 дюймов. На фото боковиках из литературы видно расхождение в окраске этого борта.
Вариант №3 - P-47D-15-RE, 42-76165, 83FS/78FG, 8AF Аэродром Duxford, графство Cambridgeshire, Великобритания
Этот самолет, уже побывавший в боях и имеющий большой налет часов и ограниченный ресурс. Самолет использовался «рабочей лошадкой» в различных служебных целях и второстепенных задачах. Этому соответствует литера WW на киле, означающая “War Weary Aircraft”. Предлагаемый вариант раскраски соответствует фотографии прототипа. Но вот уверенности в выцветшем цвете о/з и красной обводке бортовых литер у меня нет.
Вот сканы размеров о/з
Итоги
Достоинства:
Большой выбор вариантов раскраски
Высокое качество печати большинства элементов декали
Подробная техничка
Удобная и понятная инструкция и карта техничек
Историческая достоверность
Недостатки:
Смещение цветов на некоторых элементах декали
Необходимость совмещения белой подложки надписи и самой надписи
Довольно высокая для декали цена (в сравнении с моделью) – 9 фунтов британских стерлингов (~450 рублей) на hannants.co.uk без учета пересылки
Единственное что осталось – провести опыты по ее переводу на поверхность модели и реакцию на модельную химию.
Что еще?
LifeLike Decals делают не только этот набор декалей. Помимо него еще есть вот такие декали:
• 72-008 Republic P-47D Thunderbolt Part 1
• 72-009 Republic P-47D Thunderbolt Part 2
• 72-011 Republic P-47D Thunderbolt Part 4
Литература
Изучение вариантов окраски и декалей проводилось по материалам следующих изданий:
Конечно, у меня была далеко не вся литература по окраске Тандерболтов и опознавательным знакам ВВС США и 8 Air Force, чтобы 100% подтвердить верность декали. И так пришлось перелопатить 22 монографии/издания по P-47 Thunderbolt (из них только 2 на русском языке). Список литературы, который предлагается в самой декали, без сомнения достоин внимания, и возможно имеющаяся там информация действительно прольет свет, подтвердит верность и историческую достоверность декали от Lifelike Decals. По крайней мере, удалось установить, что декали соответствуют тем немногим имеющимся фото реальных исторических прототипов, а боковики в различных монографиях были нарисованы их авторами зачастую от балды или «по мотивам», упрощая себе работу в графических редакторах.
Сумма всех достоинств декали, на мой взгляд, перевешивает все ее недостатки. Я могу смело порекомендовать ее для тех, чьи Тандерболты лишились коварных Академовских декалей, или просто кому хочется иметь в коллекции красивый исторически достоверный или исторически известный окрас модели, отличный от тех, которые предлагаются в наборах Тамии и Академи, известные по всей сети. Я представил вам свой взгляд и оценку этих декалей. И каждый из нас уже сам решит для себя насущный вопрос – стоят ли эти декали для него или нет.
Выражаю благодарность Андрею Куделину за предоставленную литературу.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Отличная статься Андрей! Очень понравилась, всё чётко и ясно расписанно! Теперь хотелось бы посомтреть на готовый P-47D Thunderbolt :) ! Удачи в работе!
Спасибо Эмиль!
Сам Тандерболт готов был еще давно, но скоро придется его перекрашивать и лепить эти декали.
думаю скоро и в этой теме выложу процесс переделки Тандерболта, когда придержу в узде свою излишне бурную "весеннею" жизнь.А то сейчас по времени не до моделей.
Скан мелочевки в более высоком качестве
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=Pq1p2OES][/url]
Здравствуй Андрей!
Хорошая статья, большое спасибо!
Удачи в постройке твоего Тандерболта, ну после периода, когда не до моделей, конечно!
С уважением, Павел.
Модель сделал за 20 дней, доработок, как видно, минимум - антенны
сейчас самолет можно и доработать... проводку в ниши, сточить щитки- толсты, вооружение - мелочи там
Тема: Обзор Lifelike Decals 1/72 P-47D Thun...(#1502) - обсуждение
Отличная статься Андрей! Очень понравилась, всё чётко и ясно расписанно! Теперь хотелось бы посомтреть на готовый P-47D Thunderbolt :) ! Удачи в работе!