Начну с небольшой истории.
Впервые об этой модели я прочитал во втором номере М-Хобби. Во втором по абсолютной нумерации. Выпущенном в 1994 году. На странице 13 (!) в обзоре модельного рынка под заголовком «Что новенького?» было написано буквально следующее:
Неизвестный производитель из Санкт-Петербурга производит небольшим тиражом модели МиГ-9 и И-15 в М1/72, которые упаковывает в коробки, напечатанные на обычной фотобумаге – можете себе представить производительность этого процесса. Сами модели неплохи, хотя облоя много, а И-15 явно состоит в родстве с И-153 фирмы Heller (Smer).
Ого, подумал я. Оказывается, есть в природе модель И-153! И И-15! И теоретически их можно купить! Шмеровский И-153 вскоре был куплен мною в коробке от Восточного Экспресса, и даже отчасти вогнан в чертежи при сборке, а вот И-15 так и не попался. А спустя чуть более 10 лет украинская ICM выпустила крупнотиражную модель этого самолёта, которой я вскорости и обзавёлся. После чего надолго забыл о существовании питерской модели…
И тут недавно на форуме вижу, что модель от MSP спокойно продаётся в московском магазине «Лейбъ-компания». Всего за 800 рублей (11-12 $ по текущему курсу). А я как раз в командировку в те края собираюсь. В общем, посомневавшись некоторое время, решил придушить жабу и стать счастливым обладателем этой модели. Из чисто букинистического интереса (если и буду собирать И-15 и доводить его до ума, то воспользуюсь до сих пор «набирающейся звёзд» на пыльном складе моделью от ICM).
Сразу оговорюсь: хотя обзор в обычной для меня манере будет направлен в основном на сравнение модели с прототипом, в первую очередь он пишется как дань уважения к её создателю. Ведь производить что-то в 90-е было настоящим подвигом. А доступность даже существовавшей тогда литературы, была несравнимо меньше, чем сейчас, в эпоху Интернета. Да и собственно информации о прототипе было тогда куда как меньше, чем сейчас. Впрочем, обо всём по порядку.
Итак, коробка размером 178Х133Х38 мм состоит из собственно коробки из картона толщиной 1 мм и съёмной крышки, собранных с помощью скрепок от обычного офисного степлера.
Рис.2.
К моменту написания статьи я уже забыл, что было написано про технологию изготовления коробки в М-Хобби. Пришлось обращаться за рассказами к создателю модели. Спасибо ему за ответы (как и за создание модели!) В общем, крышка действительно была отпечатана на чёрно-белой фотобумаге. И раскрашена вручную, в три цвета. Но фотографии печатались в лаборатории (по знакомству), а не дома. И оттого процесс не был слишком трудоёмким. Фотобумага, на которой печаталась крышка, была матовой, что и сбило меня с толку. В целом упаковка достаточно удобная и не производит впечатления кустарности. Вполне себе на уровне, а если сравнивать с фабричными коробками с торцевым клапаном, в которые в те и чуть более ранние годы паковались многие модели НОВО/FROG для внутреннего рынка, так и вовсе замечательное решение.
В коробке лежала инструкция по сборке на двух листах (размером 203Х154 и 107Х74 мм) и на сей раз метод её изготовления не подлежал сомнению. Она напечатана на фотобумаге. Т.е. это фотографии. Больший лист напечатан на глянцевой бумаге, меньший – на матовой. Но это не существенно.
Как и положено фотографиям, инструкция напечатана только с одной стороны листа. Большой лист сложен напополам, чтоб поместиться в коробку.
Отпечатанная в 1994 году декаль от Anna&CO (72Х53 мм):
Содержит 6 звёзд двух размеров (с чёрной окантовкой), два комплекта красных с белой окантовкой цифр от 2 до 5 и пару номеров (чёрный СА-32 и белый 232) для самолёта ВВС Испании. Об их применимости поговорим позднее.
Самая важная часть модели – пара литниковых рамок из белого пластика и одна рамка из прозрачного. Облоя, кстати, вопреки заявлению в М-Хобби, не слишком много. Возможно на разных моделях было по-разному.
Прежде чем перейти к обзору собственно модели, давайте посмотрим, какая информация о прототипе была доступна на момент её создания и чуть позже. Мастер-модель и пресс-форма разрабатывались в 1992-1993 годах, а производилась модель в 1993-194 (и возможно в начале 1995). На момент разработки, если не брать в учёт замечательные книги Шаврова (в которых информации было не так много) и иностранные источники (на тот момент совсем не доступные или доступные ограниченно) о геометрии прототипа не было известно почти ничего.
Первый доступный альбом на русском языке, «Истребители бипланы Н.Н. Поликарпова И-5, И-15, И-15БИС» вышел в издательстве «Гончаръ» под брендом «Полигон» в 1992 году. Это издание под общим авторством Е.Гордона, В.Зенкина и В.Титова было оформлено в стиле популярного в ту пору «In action» и в отличие от последнего содержало не только огромное количество фотографий, но и весьма приличного качества графику. Позднее появилось достаточно много статей и монографий про И-15, в большинстве своём базирующихся на двух источниках: тексте и графике Михаила Маслова (монография «Истребители И-15» издательства ЭКПРИНТ, 2000 г, монография «Истребитель И-15. Курносый забияка» в журнале «Полигон», 2001г, Авиация и Время №3/2016 и т.д.) и на чертежах А.В. Шпигунова (Моделист-Конструктор №7/2003).
Но доступными эти источники, включая самый ранний (вспомните тогдашние методы рекламы и распространения!) стали уже после создания мастер-модели.
А теперь посмотрим, насколько графика совпадает с фотографиями. Найти снимок И-15 точно сбоку, сделанный на длинном фокусе мне не удалось. Равно как и найти снимок строго снизу (сверху) или спереди (сзади). Так что воспользуемся тем, что удалось найти. А потом подумаем о проблемах определения точности применительно к остальным профилям.
Итак, сравнение боковиков из альбома издательства «Гончаръ» («Полигон») с фотографиями.
Здорово, правда? Есть некоторые нюансы, но в целом очень похоже. А ведь это – самое раннее из имеющихся изданий!
Теперь посмотрим, что начертил Михаил Маслов.
При сравнении с обоими снимками киль и гаргрот на графике выглядят несколько переразмеренными.
А в завершении - сравнение с графикой А.В. Шпигунова.
Явно маленький киль, худоватый фюзеляж, вопросы с размерами кольца Тауненда. Сомнительные обводы гаргрота. В общем, худший из трёх вариантов.
Теперь об остальных проекциях. К сожалению, техописания именно на И-15 у меня нет. На И-5, И-15БИС, И-153 есть. А на эту машину нет. Насколько тождественной была их конструкция?
С И-5 сравнивать бессмысленно, а вот с И-15БИС и И-153 – интересно.
Естественно, у И-15 и И-15БИС не совпадает длина фюзеляжа. Зато хорда верхнего крыла у всех трёх машин 1500 мм, хорда нижнего 1100 мм, размах нижнего крыла 7500 мм. Логично предположить, что в конструкции было много общего. Проблема лишь в размахе верхнего крыла. У И-15 он составлял 9750 мм. У И-15БИС 10200 м. У И-153 10000мм.
Скорее всего, разница в размахе образовалась исключительно за счёт центроплана, а плоскости не менялись. Косвенным подтверждением этой мысли является сравнение следующих фотографий:
Не смотря на некоторое несовпадение ракурсов, хорошо видно, что центроплан у И-15 явно уже, чем у И-153. Следовательно нижнее крыло от И-153 должно подойти для И-15 (за исключением формы зализа), а вот с верхним надо что-то делать.
Сравнение остальных профилей на чертежах приводит к не менее интересным выводам.
Вид спереди на графике из альбома издательства «Гончаръ» («Полигон») неплохо совпадает с графикой Михаила Маслова. На видах сверху заметно отличается разве что положение стабилизатора. У Маслова, судя по тексту, был доступ к техническому описанию. Значит, скорее всего, его видели и создатели первой монографии.
Сравнение с графикой А.В. Шпигунова даёт более сложные результаты.
Виды спереди неплохо совпадают, а вот на виде сверху есть разница по хорде крыла и размерам стабилизатора. О том, что виды сбоку не совпадают, и говорить не приходится.
ИТОГО: для сравнения модели с прототипом лучше всего использовать чертежи из самого раннего альбома издательства «Гончаръ» («Полигон»), не забывая при этом ля выяснения некоторых деталей смотреть в чертежи явно знакомого с техописанием Михаила Маслова.
Так и поступим.
Но начнём не со сравнения с чертежами, а с размеров. Данные по доступным для измерения на модели размерам приведены в таблице ниже.
Крайне интересная табличка получилась. Размах верхнего крыла великоват для И-15, буквально на 1,6 мм. Совсем немного. Но почти настолько же не дотягивает до масштабного размаха И-153. Что говорит о качестве источника для переделки. Нижнее крыло чуть короче, чем надо, что есть плохо: наращивать размах всегда труднее, чем уменьшать. Отклонение заметное (1,67 мм или 1,6%), но не криминальное. По длине модель почти уложилась в размер (отклонение 1,28 мм или 1,51%). По хорде крылья больше, чем надо, но опять же разница по верхнему крылу чуть больше миллиметра, а по нижнему чуть меньше. Это около 5,5%, что в принципе заметно на глаз. Чуть переразмеренный винт тоже поддаётся лечению путём утачивания, а на колёса можно особого внимания не обращать, всё равно видна только часть, остальное спрятано в обтекателе. Так что за разницей в размерах приходится охотиться со штангенциркулем.
Таким образом, на первом этапе понятно, что криминальных отклонений в размерах, требующих хирургического вмешательства, не выявлено. Исключая разве что хорду крыла.
Вот теперь посмотрим на вкладываемость модели в чертежи. И начнём с профиля фюзеляжа.
Тут всё достаточно плохо. Как ни примеряй профиль по длине, в любом случае киль не похож на себя, гаргрот лишился горбатости, форма задней кромки верхнего центроплана вызывает вопросы. Да и худоват фюзеляж в передней части. Дополнительные окошки под козырьком не совпадают с графикой ни по форме ни по месту расположения.
Нижнее крыло при сравнении с фюзеляжем демонстрирует слишком длинную хорду и не совсем верный профиль законцовок.
Кроме того, откровенно не совпадает форма зализа, количество (и расположение) нервюр и место крепления подкоса.
С верхним крылом всё обстоит не лучше.
Заметны несовпадения абриса и размаха центроплана, профиля законцовок и длины хорды. Да и триммера на элеронах выглядят откровенно лишними. На этом фоне несовпадение расположения нервюр на модели и на графике совсем не удивляет. На рисунке этого не видно, но положение места крепления стойки к крылу тоже не совпадает с графикой (на модели оно смещено наружу по размаху как минимум на одну нервюру)
Со стабилизатором ситуация аналогичная.
Не совпадают ни обводы, ни размах, ни количество и положение нервюр. Ситуация со стойками крыла не лучше.
Не совпадение положения ПВД с реальностью – это мелочи. Гораздо хуже тот факт, что зализы на стыке с крылом имеют мало общего с реальностью.
В общем, по общей геометрии модели вопросов более, чем много. Но с другой стороны, а чего Вы ожидали от первого подхода к воспроизведению модели?!
Стоит, пожалуй, отдельно остановиться на доработках, позволивших превратить исходный И-153 в И-15.
Обтекатель колеса отлично совпадает по форме!
Колесо, правда, на модели выглядит не обжатым, но кто смотрел на это в 90-е?!
Теперь посмотрим на некоторые детали модели более подробно.
Для разнообразия начнём не с фюзеляжа, а с нижнего крыла.
Довольно утрированное провисание полотна:
Равно как и глубокие выемки под установку подкосов, явно позаимствованы у послужившей прототипом модели от Heller (Smer):
Сравнение с гораздо более точной моделью от ICM (не факт, что идеальной, просто сделанной позже в условиях наличия большего количества информации) показывает все недостатки, выявленные при сравнении с чертежами.
Зато видно, что центроплан нижнего крыла основательно доработан. Заделаны вырезы под основные опоры шасси, появилась расшивка, правда не похожая на чертежи Михаила Маслова (в альбоме от «Гончаръ» («Полигон») вида снизу вообще нет). Жаль только зализ на верхней поверхности крыла не переделан. А он отличался у И-15 и И-153, см. фотографию про сравнение размаха центроплана.
С верхним крылом ситуация в целом аналогична. Утрированное провисание полотна, толстоватая задняя кромка, глубокие гнёзда для межкрыльевых стоек.
Откровенная схожесть с прототипом от Heller (Smer):
И заметная разница почти по всем параметрам с крылом от ICM:
Фюзеляж тоже не выпадает из общего контекста.
При сравнении с исходником:
Видно, что фюзеляж основательно доработан. Перешита расшивка, прорезаны окна в передней части кабины, добавлена (газоотводная?) труба под ствол пулемёта, сбрит триммер на руле направления. Но в целом пропорции детали фюзеляжа остались прежними.
При сравнении с моделью от ICM недостатки недопереработанного исходника становятся очевидными:
Стабилизатор, как и остальные детали, так же сохранил несколько гипертрофированный провис полотна:
Доставшийся в наследство от исходника.
При сравнении с моделью от ICM, опять же, хорошо видны отличия.
Винт был ощутимо переработан.
Из не рассмотренных деталей остались сделанные автором модели заново мотор с капотом картера, кольцо Тауненда и стойки шасси.
Можно попробовать предъявлять претензии за грубоватую имитацию мотора М-25, но лично я, на пару-тройку лет позже, в попытке заменить на имитации двигателя одесского Fokker D-XXI худосочные цилиндры из набора, использовал куда как более грубую поделку в виде отрезков литника с накрученной плашкой резьбой…
Новодельные стойки шасси оказались рекордсменами среди всех прочих деталей по количеству облоя.
Приборная доска, как и кресло пилота (см. снимки выше) тоже сделана.
Вот собственно и всё по модели. Что осталось? Правильно! Соответствие предложенной декали схемам окраски прототипов.
Посмотрим, что есть по этой теме. Заглавная можно сказать фотография И-15 с цифрой 3 на руле направления расположена на крышке коробки. Эта же фотография, датированная 1936 годом, есть в неплохом качестве в монографии «Истребитель И-15. Курносый забияка» в журнале «Полигон», 2001г.
На ней видно, что звезда – как минимум с кругом в центре, т.е. примерно такая, как на декали. Цветные бокорисы разнятся: в альбоме от «Гончаръ» кольцо Тауненда окрашено в зелёный цвет, а в монографии Маслова – в чёрный. Номер на киле во всех случаях красный. В общем, самолёт с такой схемой окраски как минимум существовал, а о деталях пусть спорят те, у кого есть лучшее понимание типовых схем окраски или доступ к другим источникам.
Примерка декалей на фюзеляж показала, что они немного крупноваты.
Но не криминально.
С имеющимися на декали цифрами 2, 4 и 5 чуть сложнее. С одной стороны, если был истребитель с тройкой, то логично предположить, что были и с другими номерами, оформленными аналогично. Но вот беда, есть снимок самолёта с четвёркой на киле:
Как видите, и стиль изображения и размер отличаются от предложенных в декали. И вообще самолёт на снимке на лыжах и с РС под крылом (снимок как-раз сделан во время испытаний И-15 с РС в 1937). Да и звезду на фюзеляже не видно…
Конечно, это означает скорее не то, что истребителя с такой четвёркой, как на декали, не существовало в природе, а то, что существовал И-15 с номером четыре иного чем в декали вида. И тем не менее, это надо учитывать.
Снимков самолёта с номером 2 или 5 с белой обводкой по контуру на киле я вообще не нашёл.
Аналогичная история и с СА-32/232 ВВС республиканской Испании. Есть в альбоме от «Гончаръ» цветной бокорис на самолёт с чёрным обозначением СА-32 и белым номером 232 на киле. Но фотография с И-15 в таком варианте окраски мне на глаза не попадалась. Скорее всего при разработке декали автор ориентировался как-раз на цветныой бокорис.
Но как и в случае с вариантами для ВВС РККА декаль выглядит самую малость переразмеренной.
Что же получилось в итоге?
Модель вполне напоминает И-15 даже будучи собранной прямо из коробки. И до выхода нормальной графики претензий к точности быть не могло. Потом да, стали очевидными недостатки. Но при этом собрать копийный И-15 из этого набора было бы не сложнее, чем собрать копийный И-153 из прототипа модели. Т.е. вполне возможно, хоть и потребовался бы кровавый запил с расчленёнкой. Но кто об этом знал в первой половине 90-х?
А декаль из набора так и вовсе вполне себе пригодна к использованию для постройки как минимум одного варианта, даже по сей день.
Так что остаётся ещё раз поблагодарить производителя за создание модели, долгое время бывшей безальтернативной. А сегодня имеющей скорее букинистическую ценность.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Коллеги, спасибо за отзывы. Признаться не ожидал, что откровенный ретрообзор вызовет такой интерес.
Да, действительно были чертежи Воронина в "Крылышках".
А нет ли скана? Интересно посмотреть, насколько они совпадут с реальностью?
А вообще вольно же Вам тратить своё время и силы на подобный обзор того, что уж давно кануло в лету.
Этот обзор был написан исключительно из уважения к создателю модели и из любви к истории. Интересно же, что в 90-е паковали в коробки? Многое ведь в те годы промелькнуло и прошло мимо. Ностальгия...
Кое-что из МАВИшных и не только вакушек и по сей день бы с удовольствием прикупил и собрал.
Это, наверно была последняя сохранившаяся моделька.
Как выяснилось в ходе некоторых переписок, точно не последняя :mrgreen:
Но таки да, практическая польза от обзора (с т.з. брать/не брать) равна нулю. Говорю же, из любви к истории...
Pit
Такие обзоры полезны с исторической и ностальгической точки зрения:
- для тех, кто не знал про существование этой модели (как я)
- для тех, кто ее видел, но не знал что внутри
- для тех, кто ее имел/собирал, чтобы вспомнить те времена, себя и свой челлендж с этой моделью
Fokker20в 17.03.2023 - 14:46 Тема: Обзор модели И-15 от MSP в масштабе 1/72
На испанский вариант фото существует, создателям боковика попалась видимо мутная копия. На самом деле это один из последних попавших на фронт И-15 СА-232 "232" белая на хвосте, по моему производства Аликанте (Валенсия).
Добавлено спустя 3 минуты 7 секунд:
У себя нормального фото тоже не нашел. Но на мордокниге проскакивало.
Добавлено спустя 3 минуты 24 секунды:
Истребитель захвачен в Ла Рабаса 1939, после падения Каталонии.
На испанский вариант фото существует, создателям боковика попалась видимо мутная копия.
Спасибо, интересный снимок. Значит схема окраски подтверждена, только бортовая декаль не полная.
А ещё похоже, что у кабины пилотов не "испанский" вырез, а двустворчатая дверца, как у машин производства СССР (т.е. как-раз так, как сделано на модели).
Чертежи И-15 были в "Крыльях Родины" в восьмидесятых годах. И весьма подробные. Было разработчикам на что смотреть, было.
Эх, кабы ЭТОТ Интернет, да с такими бесценными подсказками, да в ТО бы время... :cry: :cry:
Так да, и в то время и несколько позже "литературный голод" был диким. "Продвинутых литературоведов" было немного, а у остальных доходило до фотокопирования чертежей и ч/б схем окраски (лет пять тому один товарищ принёс такие на клуб, но они по нынешним жирным временам никому уже не нужны). Так что даже если где-то что-то и было, то далеко не все об этом знали.
Увы.
Pit
"Продвигаться" не на чем было. Годе в 89-м в духе катастройки от меченого
у нас в КБ 1-й отдел устроил аттракцион невиданной щедрости - платный
ксерокс. Эйр интернейшнл и энтузиаст, варпайт - вэлкам, а например ТО
на Пе-2 - ДСП, хрен ксерить будут. А в 92-м по И-180 практически все
материалы в ЦГАСА/РГВА еще засекречены были.
avcooperв 20.03.2023 - 22:23 Тема: Обзор модели И-15 от MSP в масштабе 1/72
Интересная статья и, конечно, ностальгия по таким наборам и юности. Спасибо!
Нашёл фотографию CA-232 в RedStar 6. Снимок тот же, что приводился выше. Качество так себе. Различить, что написано после CA- на фюзеляже (32 или 232) не получается.
Тут оба фото обрезанные, там еще один И-15 справа стоит, с длинным храповиком винта. Вообще фото после падения Каталонии, в некоторых новых книгах приводят перечни самолетов захваченных на аэродромах, так что имеем СА-232.
Еще вид спереди выкопал.
Да, действительно были чертежи Воронина в "Крылышках".
А нет ли скана? Интересно посмотреть, насколько они совпадут с реальностью?
А вообще вольно же Вам тратить своё время и силы на подобный обзор того, что уж давно кануло в лету.
Этот обзор был написан исключительно из уважения к создателю модели и из любви к истории. Интересно же, что в 90-е паковали в коробки? Многое ведь в те годы промелькнуло и прошло мимо. Ностальгия...
Кое-что из МАВИшных и не только вакушек и по сей день бы с удовольствием прикупил и собрал.
Это, наверно была последняя сохранившаяся моделька.
Как выяснилось в ходе некоторых переписок, точно не последняя :mrgreen:
Но таки да, практическая польза от обзора (с т.з. брать/не брать) равна нулю. Говорю же, из любви к истории...