Як-1Б в 72-м масштабе относительно недавняя новинка от Arma Hobby. Имея понятный интерес к отечественной авиации сборку купленной модели решил не откладывать в долгий ящик.
Делал этого Яка в перерывах от постройки других проектов с прицелом принять участие в турнире «Самолеты ВВС РККА ВОВ 1941-1945 гг.». Успел доделать как раз до окончания крайнего срока приёмки работ.
Для начала о своих впечатлениях от содержимого коробки и дополнений, использованных при постройке.
Из плюсов имеем в целом позитивное впечатление от пластика - в наличии достойная деталировка кабины пилота и шасси, весьма симпатичные колеса, подробно выполнены внешние поверхности, включая хорошую имитацию полотняных поверхностей фермы фюзеляжа. Из приятностей еще качественная декаль, небольшая платка травления и понятная инструкция.
Недостатки тоже присутствуют. Прежде всего, это пусть и с хорошей прозрачностью, но все же толстый фонарь кабины пилота, который еще и отлит в одну деталь. К тому же, как показала постройка, фонарь требует подгонки в районе козырька, а маски из набора для него не подходят. Отверстия для оси рулей глубины слишком большие. Лопасти винта отлиты не очень точно и их лучше заменить, а кок винта немного худоват и без доработки образует ступеньку с фюзеляжем. Киперные ленты на управляющих поверхностях отлиты выступающими полосками, непонятно, что мешало сделать их аналогично полотну на фюзеляже. Элементы каркаса крыла в нишах шасси отлиты худосочно и требуют доработок, а кромка выреза ниш весьма толстая. Дно тоннеля сзади у маслорадиатора отсутствует. Ну и в некоторых местах имеются утяжины, которые не глубоки, но их устранение отнимает изрядное количество времени.
Впрочем, эти минусы не сильно портят впечатление от модели. По крайней мере, по сравнению с Як-3 от Звезды, который я собирал раньше, единичка от Армы кажется шедевром.
Из дополнений были использованы: прицел ПБП-1а от North Star, лопасти винта для Як-3 от Prop&Jet и травленка от Eduard. Последний набор, по моему мнению, достаточно спорный. К цветным деталям травления вопросов нет – они вполне хороши, но вот остальное под вопросом. В травлении есть посадочные щитки, но это на любителя. Зато нет ряда полезных мелких деталей вроде замков в нишах шасси. Двузвенники для стоек шасси мне кажется крупноваты. А самое главное, имитация клепки очень уж жирная, даже для 48-го это, пожалуй, перебор, да и часть клепок к тому же не протравлены полностью. В итоге щитки шасси я дорабатывал пластиковые, травленый совок маслорадиатора собрал клепкой внутрь, но на травленых совке водорадиатора и посадочных щитках клеп от чехов создал мне некоторые проблемы при тонировке. Впрочем, решетки радиаторов у Eduard получились явно лучше таковых в травлении от Армы, где ячейки радиаторов слишком уж крупные.
Но в целом, считаю, что если Квинта сделает набор деталей для этой модели, то на травление от Eduard тратить деньги особого смысла нет, в этом случае модель можно будет спокойно собрать без травленки, замены потребуют только решетки водо и маслорадиаторов. Хорошо бы конечно дождаться и качественного ваку фонаря, желательно с отдельной сдвижной частью. В крайнем случае, уже сейчас можно взять вакушку для бренгановского Яка. Если так сложится, то, пожалуй, можно было бы собрать и еще один армовский Як. Впрочем, хватит мечтать, возвращаюсь к описанию постройки этой модели.
Предлагаемые в наборе варианты окраски меня не зацепили, поэтому принялся искать что-то другое. В конечном счете, выбор пал на Як-1Б с номером 47 из состава 3-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ по состоянию на лето 1943 г, пилот Гв. Лейтенант Кучеров Н.П. Цифры бортового номера имеют обычный шрифт Саратовского завода, и их я подобрал из запасов.
На фото видим вполне стандартный Як-1Б, но имеющий заметное отличие от деталей набора в части фонаря. Сдвижная часть на прототипе удлиненная. Я, конечно, сразу обратил на это внимание, думал получиться подклеить кусочек тонкого прозрачного пластика или скотча для имитации заднего козырька. Но после некоторых попыток оставил эту затею – результат мне не понравился. Поэтому фонарь модели получился пусть и не совсем соответствующим прототипу, но зато хоть выглядит аккуратно.
Теперь пройдемся по доработкам:
- кабину пилота дополнил травленкой, добавил проводку по бортам и от РУС, ручку дополнил гашеткой. Манометр расположил на панели приборов, а его имитацию в пластике с борта удалил. После склейки половин фюзеляжа под козырьком сделал вентиляционный короб, смонтировал дугу прицела, добавил ручки его регулировки и сам прицел от NS, приклеил заднее бронестекло (предварительно расшивкой имитировал на нем склейку из кусков);
- в нишах основных опор шасси полосками пластика дополнил и частично заменил элементы силового набора крыла, из проволоки и припоя добавил проводку и тормозные магистрали, сделал замки шасси и прямоугольные лючки на передние стенки;
- в нише заднего колеса из пластиковых прутков и полосок изобразил элементы фермы фюзеляжа;
- при работе со стойками шасси высверлил отверстия в пластиковых двузвенниках, на основные стойки добавил тормозные магистрали, головки болтов и пружинки на тяги уборки. Щитки стоек шасси оставил пластиковые, но уменьшил их толщину и заново расклепал. Беговую часть колес слегка подточил для имитации нагрузки. Стойки с колесами и щитки показалось удобнее смонтировать до общей покраски модели, чтобы сразу точно приклеить щитки к поверхности крыла, так как в реальности там была петля;
- посадочные щитки из травления;
- после сборки фюзеляжа и крыла устранил утяжины (в моем наборе они были на крыле сверху и снизу, на зализе ГО сверху, между щитками и баками снизу, на нижней части фюзеляжа после обтекателя водорадиатора и перед хвостовым колесом), после чего пришлось делать заново провис полотна на нижней части фюзеляжа и восстанавливать часть головок винтов;
- слишком большие отверстия для осей рулей глубины зашпаклевал и просверлил новые поменьше, а оси сделал из кусочков пластикового прутка;
- сгладил чрезмерность киперных лент. Удобнее всего оказалось это делать аккуратно сошкуривая их наждачкой на поролоновой подложке;
- высверлены отверстия в патрубках и трубе пулемета;
- основание и первую треть кока винта нарастил шпаклевкой и обточил, заодно убрав имитацию накладок вокруг выреза лопастей (этот момент встречался не часто). На торец фюзеляжа приклеил полоску пластика и тоже обработал. Эти меры позволили придать коку винта нужной пухлости, ликвидировать ступеньку с фюзеляжем и заодно головки винтов немного отдалились от среза фюзеляжа, что так же более точно. Храповик на коке сделал из металлической трубочки, которую сначала высверлил сбоку, а затем надфилями придал нужную форму. Лопасти заменил на смоляные от Prop&Jet из набора для Як-3;
- трубка Пито из металлической трубочки (до окраски кончик закрыл маской, чтобы не заморачиваться потом с его окраской);
- отверстия для подъёма хвоста закрыл круглыми заглушками из тонкого пластика;
- решетки водорадиатора и совок заменил на травление, добавил трубку на решетку и тяги совка, сделал потоньше передние кромки;
- на обтекателе маслорадиатора вырезал лючок, сточил гребни по толщине, добавил самодельное дно из пластика, а совок и решетки из травленки;
- сделал тоньше стенки воздухозаборника в корне крыла и высверлил вентиляционное отверстие в зализе с другой стороны;
- имитацию бано с законцовок крыльев сточил и заменил их капельками цветных лаков после окраски модели, а на РП сделал строевой огонь капелькой эпоксидки;
- на центроплане снизу вклеил трубку;
- топливомеры отлиты на поверхности крыла, альтернативы в декали нет. Решил раскрасить штатные с использованием масок и смывки, покрыл глянцевым лаком и готовые топливомеры закрыл круглыми масками, которые снял после отделки модели;
- после завершения покрасочно-тонировочных работ натянул антенну, которую потом пришлось переделывать. Первоначальный вариант антенны меня не устроил и я ее заменил, но новая порвалась перед фотоотстрелом для турнира, в спешке сделал антенну заново, но она провисла, потребовалось снова корректировать. Поэтому на фото антенна может встречаться в разных вариантах.
В качестве базовых цветов АМТ-4 и АМТ-7 для окраски модели взял краски Hataka оранжевой серии, а для АМТ-6 смесь XF-1 и XF-69 Тамии. Тонировка выполнялась аэрографом с коррекцией базовыми цветами, а также с использованием эмалей, масляных красок, смывки от Миг, художественных карандашей и пигментов.
В завершение отмечу, что, несмотря на некоторые моменты, в целом работа над моделью оставила приятные впечатления, поэтому от души могу поблагодарить Arma Hobby за хороший набор нашего Як-1Б.
Спасибо за внимание.
Извиняюсь за поздний ответ, был в отъезде.
Именно на фото саратовского Яка и ориентировался.
По расположению проводки и тормозных магистралей смотрел на эти фото
Лодочникв 02.11.2021 - 10:09 Тема: Arma Hobby 1/72 Як-1Б
Но на самом деле здесь исходник сам по себе весьма хорош, с ним несложно было работать.