Ни для кого не секрет, что во времена Третьего Рейха учёными и конструкторами Германии было создано огромное количество различных технических проектов, большинство из которых так и не было реализовано. Тем не менее, все они представляют интерес как для любителей истории техники, так и для моделистов.
В данном случае, речь идёт не о новой технике, а о необычном применении уже существовавшей. Но сначала небольшое отступление...
Во второй половине Второй мировой войны немецкая армия или постоянно отступала, или же держала оборону, что в корне изменило взгляды военных теоретиков и военачальников-практиков. Наступления уже почти не планировались, зато в оборонной тактике было придумано и опробовано немало интересного и полезного¸ накоплен огромный опыт.
Предпосылкой к описываемому проекту послужила постоянная головная боль командования Luftwaffe – внезапные атаки советскими передовыми частями немецких полевых аэродромов, расположенных на переднем крае. Танковые роты быстрыми и непредсказуемыми бросками выходили к местам базирования немецких истребительных и бомбардировочных эскадрилий, утюжили стоянки и взлётно-посадочные полосы, артиллерийским огнём уничтожали склады вооружения и ГСМ, точки зенитной артиллерии прикрытия аэродромов, а пулемётным огнём выкашивали наземный и лётный персонал. После чего безнаказанно уходили на свою сторону линии фронта. И если материальная часть пополнялась за счёт поставок от промышленности, то вопрос нехватки квалифицированных техников и, особенно, пилотов, встал очень остро. Противопоставить рейдам советских танкистов было почти нечего, ибо держать по периметру аэродромов крупные армейские подразделения не было никакой возможности.
В конце концов, Герман Геринг добился от Комитета по закупкам вооружения выделения некоторого количества танков типа «Тигр» для снабжения полевых частей Luftwaffe, осуществлявших охрану аэродромов переднего края. И тут родилась идея замаскировать тяжёлые танки под самолёты. Суть идеи такова – замаскированные Тигры расставляются на аэродроме точно так же, как устанавливаются самолёты, советские самолёты-разведчики определяют цель, как место базирования авиации, передают координаты и потом осуществляется очередной бросок советских танков на якобы беззащитную на земле авиацию. И вот тут Т-34, экипажи которых надеются на очередную лёгкую победу, получают неожиданный отпор от невесть откуда взявшихся тяжёлых танков, расстреливающих атакующую технику противника прямой наводкой, оставаясь защищёнными от ответного огня толстой бронёй.
Проект получил название «Fliegende Schildkröte» (Летающая черепаха). Было подготовлено около 12 (по другим данным,18) Тигров, названных PzKfz.VI (L) Tiger (L – от слова Luftwaffe). На борта установили экраны, полностью закрывающие ходовую часть, смонтировали крыльевые консоли, а на дульном тормозе орудия закрепили имитацию хвостового оперения. Все детали изготавливались из 10-мм фанеры, а окраска была сделана по стандартам RLM с использованием цветов RLM76, RLM82 и RLM83 (по другим данным, RLM76, RLM75 и RLM81). При этом была предусмотрена возможность быстрого разрушения навесных деталей – фальшборта вместе с консолями отваливались после того, как танк, начав движение, проедет 5-7 метров, для чего на нескольких траках установили специальные резаки, срезавшие крепления маскировки по мере вращения гусениц. Имитация же оперения соскакивала после первого же выстрела из орудия. То есть, замаскированный танк мог вступать в бой без предварительной подготовки. Должно быть, это выглядело очень эффектно – строй самолётов внезапно превращается в танковую цепь, под рёв моторов, грохот выстрелов и треск ломающейся фанеры! Однако, на деле всё оказалось куда менее красочно… Первая же попытка использования аэродромно-танковой засады (на дальних подступах к городу Одесса - прим. редактора) 1 апреля 1944 года окончилась полным провалом. После установки лже-самолётов, в небе появился советский самолёт разведчик, покружил над ловушкой и скрылся в направлении линии фронта. Однако, ожидавшегося рейда «тридцатьчетвёрок» не последовало. Зато был внезапный налёт нескольких эскадрилий Ил-2, экипажам которых было всё равно, что находится на земле - самолёты, танки или танки, замаскированные под самолёты. Советские штурмовики разнесли цель в пух и прах, не оставив, как говорится, камня на камне. Вернее, фанеры на броне.
Так и закончилась история превращения Тигров в ползающие самолёты. Согласно непроверенной информации, командование Красной Армии решило в этот раз использовать штурмовики потому, что в танковом полку, дислоцированном на данном направлении, в этот день проводились регламентные и ремонтные работы перед ожидающимся наступлением.
В архивах сохранилась лишь одна фотография «муляжного» Тигра, по которой и было решено сделать модель.
В качестве основы для конверсии использована модель фирмы «Звезда» в масштабе1/72. Была идея взять Тигр в 1/35, но габариты готовой модели превзошли бы все разумные размеры имеющейся полки.
Все дополнительные муляжные детали сделаны из тонкого, 0,5мм, листового полистирола.
Грунтовка – Mr.Base White, использованные краски - Mr.Color. Перед окраской, по привычке, сделал прешейдинг.
Камуфляж наносился с помощью масок из скотча Tesa и канцелярского пластилина Patafix. Моттлинг надувал от руки, настроив аэрограф на малую подачу краски и снизив давление воздуха.
Декали из обрезков и остатков от других моделей.
Вот такая черепашка, в итоге, получилась. Прошу не судить строго, я по БТТ не специалист...
Благодарю Владимира Демченко и фирму Bravo6 за предоставленную архивную фотографию прототипа!
Саша, Тамия в 1/48 дороговата, да и не было в доступности. А тут Звезда, недорого и на расстоянии вытянутой руки. Так что выбор очевиден и оптимален на данный момент. :)
Вот думаю - привозить этот Тигр на выставку в Днепропетровск или нет? Просто непонятно, в какую номинацию он попадает - авиа или БТТ?
Привозить обязательно!
А вот куда попадет... Хм...Нужно ставить между "авиация 172" и "техника 1/72", а там судьи пускай голову поломают, к кому его отнести... :mrgreen:
Славик, боюсь, что с этим "Тигром" мы не пройдем таможенный контроль!
А вот с ней могут быть проблемы...Не знаю, как с российской, хотя подозреваю- от украинской она недалеко ушла, но наша может сказать, что это образец секретной техники, новейшей разработки, и попросить купить на него дополнительный билет ("мимо кассы", на месте). :evil: "Эти" могут... :evil: :evil: :evil:
А я сначала подумал ,что это к первому апреля!
Это не к первому апреля. Эта модель приурочена к 68-летию использования Тигра в роли подсадной утки, которое состоялось 1,04,1944... :wink:
Ты шо так гнать!!! :shock:Вот уж точно говорят, когда припечет по-настоящему, с перепугу такое зачудишь, аж самому потом смешно и страшно становится :grin: Сорри за эмоции, это я не про модель, а собственно про проект... Модель шикарная, нет слов! Только, походу, летчикам надо было быть совсем "без руля", чтобы не отличить эту фанерную "черепаху" от настоящего самолета на стоянке... Чудны дела твои - люфтваффе... :grin: :grin: :grin: