После приезда из большого тура по Норвегии предлагаю вашему вниманию свою новую модель. Модель закончена еще весной. Это британский авианосец R38 HMS "Victorious" типа "Illustrious" от Heller в масштабе 1/400. Авианосец представлен на май-июнь 1941 года. Модель издана в 2004 году.
Раннее я уже собирал модель этого корабля в базовом варианте с окрашиванием эмалями от Revell без выкладывания на форум. Почувствуйте разницу.
Сейчас базовая модель корабля дополнена фототравлением от WEM, носовой частью острова и дымовой трубой из эпоксидной смолы от WEM, леерами от Flyhawk model, самолетами из эпоксидной смолы с фототравлением от L’Arsenal и прочими довесками.
Все дополнения WEM издали в 2005 году.
В исторической части, при указании званий, рядом с оригинальным званием в скобках указан его примерный российский эквивалент.
Об историческом прототипе
Авианосец R38 HMS "Victorious" – это единственный корабль во Второй Мировой войне, который воевал во всех 4-х океанах и 2-х флотах.
Являлся 4-й боевой единицей британского ВМФ с таким названием. Сейчас это имя носит подлодка S29 типа "Vanguard".
Строился на верфях: Vickers-Armstrong shipyard (Tyne) и Newcastle Upon Tyne. Заказан: 13 января 1937 года. Заложен: 5 мая 1937 года. Спущен на воду: 14 сентября 1939 года. Закончен: 29 марта 1941 года. Введен в состав флота Метрополии: 14(15) мая 1941 года. Полная стоимость: 4,05 миллиона фунтов, из которых 2,46 миллиона пришлись на Vickers-Armstrong shipyard.
Девиз авианосца: Per coleum at aequorum victrix (Сonquer through sky and sea - в пер. Преодолеваем небо и море).
ТТХ
Водоизмещение стандартное/полное: 23000/28600 т. Длина макс.: 226,8 м. Ширина макс.: 33,9 м. Осадка: 8,8 м. Длина полетной палубы: 224,8 м. Ширина полетной палубы: 28,7 м. Мощность энергоустановки: 111000 л.с. Движитель: 3 3-хлопастных винта. Тип топлива, масса: нефть, 4640 т. Макс. скорость: 30,5 узлов. Крейсерская скорость: 14 узлов. Дальность: 11000 миль (14 уз) (20372 км (25,928 км/ч)). Топливо для самолетов: 230000 литров. Экипаж корабля: 1211 человек (817 моряков + 394 авиационная БЧ) + 1 кот Тиддлс. Снимок 10 июля 1942 года. Вооружение на 22-25 мая 1941 года: 8х2 114-мм универсальных орудий Mk.III и 6х8 40-мм "пом-помов" Mk.VIII, 1 палубная катапульта BH III (самолет массой 5 тонн разгоняется до 66 уз) и 2 бортовых крана грузоподъемностью до 5 тонн. Авиагруппа (15 самолетов) состоит из 6 истребителей Fulmar Mk.I (800Z-я эскадрилья) и 9 торпедоносцев Swordfish Mk.I (825-я эскадрилья).
В описываемый период авианосец мог принять в ангар максимум 36 самолетов, в конце войны – до 54 самолетов.
Служба во время Второй Мировой войны
С 15 октября 1940 по 26 ноября 1942 года авианосцем командовал кэптэн (капитан 1-го ранга) Henry Cecil Bovell, для которого "Victorious" стал последним кораблем в карьере. Командир, как и ряд других высших офицеров, назначаются на корабль еще на стадии достройки, чтобы хорошо изучить его к моменту окончания работ для обучения нижних чинов. В 1947 году Henry Cecil Bovell выйдет в отставку в ранге контр-адмирала.
22-25 мая 1941 года участвовал в охоте на немецкий линкор "Bismarck". Авианосец готовился к перевозке 48-ми истребителей Hurricane Mk.II на о. Мальта, но был срочно перенацелен на "Bismarck", в авральном порядке выгрузив груз и взяв на борт 825-ю эскадрилью, оказавшуюся под рукой. В атаке участвовало 9 Swordfish Mk.I и 5 Fulmar Mk.I. Эмблемы 825-й и 800Z эскадрилий.
24 мая в 22:10 (22:14) самолеты с трудом поднимаются в воздух. Шторм. До линкора ~90 миль. 9 Свордфишей ведет командир эскадрильи, оснащенный радаром ASV без торпеды "5А": лейтенант-коммандер (капитан-лейтенант) E.K. Esmonde (пилот), лейтенант C.C. Ennever (наблюдатель) и петти-офицер (мичман) S.E. Parker (стрелок-радист). 3 Фулмара сопровождают ударную группу и 2 - помогают поддерживать связь с "Викториесом" и ведут разведку.
24 мая в 23:30 (23:27) установлен визуальный контакт с "Бисмарком". Скорость линкора 27 узлов.
24 мая в 23:38 (23:50) линкор получил 1 попадание торпеды в главный бронепояс. Его добился "5F", командир 2-го звена: лейтенант P.D. Gick (пилот), саб-лейтенант (мл. лейтенант) V.K. Norfolk (наблюдатель) и петти-офицер (мичман) L.D. Sayer (стрелок-радист). Торпеда была сброшена на расстоянии 400-500 метров от линкора. Ближе нельзя, так как взрыватель не успеет встать на боевой взвод. На снимке слева направо: P.D. Gick, E.K. Esmonde, V.K. Norfolk, L.D. Sayer и ....
Результат попадания:
А) покинуто 2-е котельное отделение. Линкор потерял ~16,67% мощности (23000 л.с.);
Б) усугублены повреждения, нанесенные раннее линкором "Prince of Wales", в частности увеличилась течь из топливного бака. Курс изменен с 180 на 150, то есть с юга на юго-восток;
В) скорость упала до 16 узлов. Позднее скорость удалось поднять до 20 узлов. "Bismarck" потерял свое преимущество в скорости перед британскими линкорами;
Г) линкор принял 2000 тонн забортной воды, получив крен до 9 градусов на борт. Крен мешает наводке орудий и маневрированию, особенно в шторм;
Д) из экипажа 1 погиб (матрозегефрайтер (старший матрос) Günther Ferro) и 6 ранены. Так был открыт счет погибшим на линкоре.
Не многовато ли для НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ повреждений, о которых везде пишут?
Позже у 2 Фулмаров, которые вели разведку, заканчивается топливо и они приводняются. 28 мая один экипаж (лейтенант F.C. Furlong и саб-лейтенант (мл. лейтенант) E.M. Hoare) будет подобран канадским грузопассажирским пароходом SS "Beaverhill" (10041 брт). Второму экипажу повезло меньше. SS "Beaverhill".
25 мая с 02:00 до 02:30 все Свордфиши сели на авианосец. Позднее, во время разведки, погибли 2 Свордфиша с экипажами. Подробнее: http://www.kbismarck.com/article2.html
Полный список экипажа линкора "Bismarck" с указанием погибших: http://historisches-marinearchiv.de/projekte/crewlisten/ww2/ergebnis.php?site=1&var1=wert1&var2=wert2
В июне 1941 года перебросил самолеты Hurricane Mk.II на о. Мальта.
30 июля 1941 года удар по Петсамо (Норвегия).
12 сентября 1941 года удар по Бодё (Норвегия).
В феврале-июле 1942 года сопровождал Северные конвои PQ-12 – PQ-17 и QP-9 – QP-13. Дальнее охранение.
22-23 февраля 1942 года неудачно искал немецкий карманный линкор "Lutzow".
9 марта 1942 года самолеты Albacore Mk.I неудачно атаковали немецкий линкор "Tirpitz".
В августе 1942 года участвовал в операции "Пьедестал", которая стала решающей в битве за о. Мальта, Средиземное море и Африку.
12 августа 1942 года в Средиземном море получил в полетную палубу попадание 250-кг итальянской бронебойной авиабомбы, но та не пробила её, а срикошетировала и разорвалась в море рядом с бортом. Погнутый броневой лист быстро заменили. Броня однако!
В ноябре 1942 года участвовал в операции "Torch" (Вторжение в Африку).
21 ноября 1942 года в Атлантике, на обратном пути в Англию, в 10:17 Albacore Mk.I (BF 597) из 817(I)-й эскадрильи, который вел разведку, обнаружил и потопил (вынудил всплыть) глубинными бомбами немецкую подлодку U-517 типа IX-C из 10-й флотилии (Лорьян). Из экипажа 1 погиб (торпедо-механикерсмаат (старшина 2-й статьи) Rudi Siebert и 51(52) спасено. Уцелевшие подобраны брит. эсминцем G80 HMS "Opportune" типа "О" из 17-й флотилии (Скапа Флоу) из сопровождения авианосца и 24 ноября высажены в Гриноке. Подробнее:http://www.uboatarchive.net/U-517INT.htm. Эмблема 817-й эскадрильи, командир U-517 капитан-лейтенант Paul Hartwig и G80 HMS "Opportune". У U-517 не было эмблемы.
В декабре 1942 года одолжен флоту США, которому не хватало авианосцев.
2 февраля 1943 года "Victorious" вошел в Тихий океан через Панамский канал и направился в Перл-Харбор.
В марте-августе 1943 года действовал совместно с американским эскадренным авианосцем CV-3 USS "Saratoga" (3-й флот, TF 14, TG 36.3) совершая удары по Соломоновым островам. HMS "Victorious" в оперативных донесениях проходил под кодовым именем USS "Robin". Из-за более высокой квалификации группы наведения истребителей на "Victorious" базировались почти все истребители, а на "Saratoga" - почти все ударные самолеты. На фото: сверхопытные американские пилоты из VF-6 на борту "Викториеса" пока "Big E" был на ремонте, "Victorious" и "Saratoga" в Нумеа.
В начале октября 1943 года перешел обратно в Атлантику.
15 октября 1943 года возвращен обратно в состав Британского флота, базируясь на Скапа Флоу.
В ноябре 1943 года нарушал судоходство около берегов Норвегии.
2 апреля 1944 года в ходе операции "Tungsten", совместно с другими авианосцами, атаковал линкор "Tirpitz" в Альтенфьёрде (Норвегия). Всего в атаке участвовало 42 пикировщика Barracuda и 80 истребителей. Результат: в сумме 15 бомбовых попаданий, на "Тирпице" погибло 438 человек и ремонт 3 месяца. Также нарушал судоходство возле берегов Норвегии.
В конце июня 1944 года ушел в Индийский океан и включен в состав Восточного флота.
В июле-октябре 1944 года и январе 1945 года совершал удары по островам Малайского барьера, занятыми японцами.
10 февраля 1945 года включен в состав TF 113 в Сиднее (Австралия).
В марте-мае 1945 года совершал удары по островам около Японии.
9 мая 1945 года дважды поврежден камикадзе (3 убито и 19 ранено). Снова броня!
В июле-августе 1945 года в составе TF 38 совершал удары по самой Японии.
28 июля 1945 года бомбами самолетов TBF (Avenger Mk.II) из 849-й эскадрильи в заливе Беппу (о. Кюсю) был тяжело поврежден японский эскортный авианосец "Kaiyo" (прибл. пер. "Морской орел"), который в 1946 году был сдан на слом. Эмблема и Avenger Mk.II из 849-й эскадрильи и "Kaiyo".
В сентябре 1945 года вернулся в Англию и включен в флот Метрополии.
После войны был в резерве. Позже капитально модернизирован и продолжал состоять на активной службе.
Выведен из состава флота: 13 марта 1968 года.
Сдан на слом: 13 июля 1969 года.
Перед сборкой
Перед сборкой, как обычно, прошелся по литературе. Как это часто бывает, самое интересное и разрешение спорных моментов нашлось там, где это меньше всего искал. Например: имя командира корабля я нашел на сайте, посвященном немецким подлодкам, а камуфляж левого борта острова и наличие лееров на полетной палубе – в книге о Фулмарах. Чертеж чертежом, а реальность диктует свои законы.
Сборка
По сути сборка - это 1 большая доработка.
В модели 295 деталей. Сборочная инструкция понятная. Формально в инструкции 22 пункта. Не все пункты будут нужны. Параллельно сборке идет указание на окраску. В конце дается деталировка.
В целом корабль достаточно легкий в сборке, если конечно не думать об исторической достоверности.
Качество пластика удовлетворительное. Сходимость деталей в целом удовлетворительная, но при установке полетной палубы не обойтись без струбцин, шкурки, изрядного количества шпатлевки и самых крепких непечатных выражений. Если вы думаете, что с корпусом дела проще, то вы очень наивны. Цена менее 2000 рублей за модель такого размера говорит сама за себя, кстати длина модели 57 см, ширина 9 см и высота 15 см.
Работал клеями Tamiya и Bison CA.
Производитель дает палитру окраски только на Humbrol. Я работаю акрилом Tamiya. С помощью таблиц сделал подборку цветов.
Декали качественные. Есть черная ватерлиния в виде декали. Она слишком узкая и реально была заметно шире, но, при желании, можно обойтись и ей.
На полетной палубе пришлось поработать со шпатлевкой при установке платформ аварийных барьеров. На каждой платформе есть утяжины, в добавок их приходится красить в цвета камуфляжа по факту. Если установить платформы раньше, то будет неудобно наносить камуфляж. На 3-х платформах из 4-х есть переходы цветов камуфляжа. Сами сети я сделал из лееров, идущих в наборе WEM.
Авиагруппа
С авиагруппой пришлось покопаться. Есть фотография полетной палубы корабля с готовящимся к вылету торпедоносцами Swordfish Mk.I, но снимок сделан с балкона острова и рисунок на крыльях и, тем более, цвета окраски увидеть невозможно, также как и пятна камуфляжа на самой полетной палубе.
Схемы окраски самолетов приводятся в "Anatomy of the ship. The aircraft carrier "Victorious"", но цвета там не указаны. В итоге окраску самолетов нашел в монографиях об этих самолетах:
"4+ publications. "Fairey Fulmar Mks. I, II, NF Mk.II, TT Mk.II"";
"Aircraft profile №254. "Fairey Fulmar Mks I & II"".
"Авиаколлекция №6/2005. Окраска и обозначение самолетов британских ВВС".
Сильно не заморачивался с цветами красок. Для истребителей взял XF-1, XF-3, XF-19, XF-24 и XF-54. Для торпедоносцев XF-1, XF-3, XF-19, XF-24, XF-61 и XF-84. Главное точно повторить линии камуфляжа на маленьких 5 Свордфишах и 5 Фулмарах.
Схему окраски Фулмаров взял из "Авиаколлекция №6/2005. Окраска и обозначение самолетов британских ВВС", а схему окраски Свордфишей взял из "Anatomy of the ship. The aircraft carrier "Victorious"".
Остров
Заменил дымовую трубу и переднюю часть острова на смолу от WEM. Родной остров не соответствует оригиналу. Для установки дымовой трубы никаких изменений в острове не требуется. Для установки передней части острова, требуется срезать пластиковый фрагмент острова примерно на ¼ всей длины. Потом долго работал тамиевской шпатлевкой в вперемешку со шкуркой. По обоим бортам острова добавил двери от WEM.
На крышу, напротив стоек мачты, добавил жесткое ограждение из пластика. По обоим краям от него установил леера. Это доработка с хода, когда остров и ряд элементов на нем были уже установлены. Выворачивал руки и инструмент, как мог.
Авиагруппа
Несмотря на то, что модель дается на 2 корабля "Victorious" (май-июнь 1941 года и сентябрь 1941 года, Флот Метрополии) и "Illustrious" (октябрь 1942 года и февраль 1943 года, Индийский океан), в комплекте есть только истребители Martlet. В указанный период на авианосец базировалась эскадрилья истребителей Fulmar Mk.I. Фототравление WEM дается также только на Martlet. Пластиковые Мартлеты заменил на Fulmar Mk.I из смолы с фототравлением от L'Arsenal и аналогично заменил родные Swordfish Mk.I. Все пластиковые самолеты вместо колес стоят на костылях, а самолеты от L’Arsenal на смоляных колесах с травлеными стойками.
Видимо из-за изношенного штампа, все Фулмары находятся в достаточно толстом облое. Самый толстый облой находится в самом тонком месте - в хвостовой части. Там облой толще стабилизаторов. По ходу обработки сломал пару хвостов. Ерунда, вернул обратно.
Расшивка Фулмаров еле-еле видна.
У Свордфишей, в нижних частях фюзеляжей, тоже есть облой, но очень мягкий и легко убирается. Каждый Свордфиш состоит из 20 деталей. Собирать их далеко не сахар, особенно "Авоську" со сложенными крыльями. Никаких выемок в смоле под травленку. Зато на травленых крыльях хорошо видна расшивка.
Пом-помы" и радары
Я не стал полностью заменять родной пластик фототравлением на "пом-помах". WEM дает плоские стволы. Обрезал пластиковые снарядные короба. Оставшиеся стволы с корпусами клеил парами и аккуратно вставил в фототравление, которое как раз впритирку.
Heller предлагает установить радар на все 5 тумб системы управления огнем. На корабле в конце мая 1941 года радар был только на тумбе, установленной на крыше острова.
Леера
WEM, по своему обыкновению, предлагает самому нарезать леера.
Леера внутри корпуса от Flyhawk model для RN в 1/350. Все они с провисами.
На чертежах много лееров по периметру полетной палубы, но их нет на исторических снимках. Об отсутствии лееров также говорит тот факт, что операторы посадки, стоящие на краю полетной палубы, нередко оказывались в спасательных сетях, когда уворачивались от самолета, который садился по неправильной глиссаде. По краям полетной палубы просматривается только невысокий сплошной бортик.
Всего использовал 4 разных типа лееров.
Мачты
Пластиковые бортовые мачты заменил на ф/т от WEM при этом оставил пластиковые мачтовые спонсоны. Спонсоны пришлось немного подрезать. Для установки бортовых мачт пришлось подрезать некоторые спасательные сети. У WEM этот момент не продуман.
WEM ставит кучу травленки на островную треногую мачту и при этом начисто забывая о мономачте на полетной палубе. Во избежание сильного контраста, островную мачту заменил частично, оставив верхний ярус без изменений. Под радиомаяком типа 72 добавил рею из латунного прутка d=0,5 мм и прикрепил к ней элементы ф/т от WEM. Нижние стойки сделал из латунных прутков d=1,2 мм, расширив отверстия в платформе. Вдобавок у Heller треугольник, который образуют нижние стойки островной мачты на крыше острова, обращен вершиной к корме, а на самом деле, он должен быть обращен к носу.
У Heller платформа под радиомаяком типа 72 круглой формы, а на самом деле она прямоугольная с закруглением в носовой части и крыльями под трапами реи. По сигналу радиомаяка самолеты находят свой авианосец. За время старта всей авиагруппы авианосец может пройти до 100 км.
Лестничные трапы и бортовые краны
Добавил трап на стенку к "пом-пому", который расположен перед боевой рубкой острова. Добавил трапы на островную мачту. Добавил трап на площадку сразу за дымовой трубой.
Пластиковые бортовые краны заменил на травленые от WEM. Каждый кран выполнен из единой развертки. Уже к травленым кранам в верхние части оснований добавил внутрь по платформе размером 5х5 мм из подручного тонкого листа латуни. Также добавлены оси поворота кранов из латунных прутков d=1,2 мм и по 2 горизонтальные оси, на которые крепятся шестерни, из латунных прутков d=0,5 мм.
Такелаж и декали
Если с прохождением такелажа на бортовых мачтах всё ясно, то с такелажем на островной мачте далеко не всё однозначно. В книге он показан на мачте, но без привязки к острову. Несовершенство конструкции модели острова здесь тоже внесло свою лепту. Провел по своему разумению. Тянул из медной проволоки d=0,12 мм и черных нейлоновых ниток d=0,1 мм.
Декаль флага взял у "Бегемот". На редкость его не повело после глянцевого лака, как бывало до этого. Декали кокард самолетов частично взял у "Бегемот", а частично это родные декали от Heller. Чем богат, тем и рад.
Heller в сборочной инструкции дают пунктирную разметку на всю длину полетной палубы, а на самом деле, декали разметки слишком короткие. Более того, на фотографиях конца мая 1941 года я не увидел разметки на полетной палубе.
Почему-то нет в декалях герба авианосца, который размещался над верхним остеклением острова и был отлично виден. Ну хоть какое-то подобие... Тут уж ничего не сделаешь.
Окраска авианосца
Окрашивать было сложно. При чем, главной проблемой была не сложность камуфляжа, хотя он далеко не подарок, а постоянно меняющийся рельеф корабля и необходимость исправления косяков производителя, что называется, с хода. Немного изменил окраску корпуса и острова по сравнению с той, что дает Heller. В интернете много вариантов окраски данной модели вплоть до того, что на полетной палубе базовым цветом является светлый цвет, а пятнами идет темный или вовсе без пятен в монохроме. Цвета камуфляжа корабля у меня: XF-2, XF-25 и XF-63. Также применялись Х-11 и XF-1. На фото: единственный снимок HMS "Victorious", который мне удалось найти, где хорошо виден камуфляж полетной палубы. Он датирован 2 июля 1941 года. Разметки не видно.
Похожий камуфляж, судя по фотографиям, корабль сохранял до декабря 1942 года.
Heller предлагает окрасить все плоты в цвет хаки, но я решил окрасить плоты по факту в соответствующий камуфляж. Закамуфлировал все шлюпки и катера в XF-63 и никаких белых надстроек, как предлагают Heller.
На сколько этот камуфляж сбивает прицел подлодкам не известно, так как я не знаю случая выхода в атаку на авианосец хотя бы одной вражеской подлодки. При этом он точно не сбивает прицел бомбардирам на самолетах, о чем говорит исторический факт.
В самом конце обработал глянцевым лаком Tamiya TS-13 и полуглянцевым лаком TS-79. Во время "Охоты за "Бисмарком"" был шторм и весь авианосец до верхушки островной мачты был мокрым. Специально лил больше лака вплоть до подтеков. На снимке: вид с мостика "Викториеса" в шторм в мае 1944 года.
Другие доработки
На борта возле орудийных башен подвесил смотки заправочных шлангов, нарезанных из стальной проволоки d=0,7 мм (в реальности это d=280 мм), связав их элементами фототравления для шлюпок от NorthStarModels и окрасил в XF-1.
Для удержания 7-ми спасательных плотов на левом борту добавил фототравление для шлюпок от North star models. В наборе от WEM держателей для плотов не хватает.
Между парами шлюпочных штанг протянул перекладины из пластикового прутка d=1 мм от Evergreen.
Для установки флага на островную мачту взял пластиковые прутки d=0,5 мм от Evergreen.
Финальную фотосъемку производил в основном с напольного штатива.
Заключение
Впечатления от сборки смешанные. Работа была тяжелая, несмотря на кажущуюся легкость. Вроде неплохо получился.
У Airfix есть версия R38 HMS "Victorious" после капитальной модернизации в масштабе 1/350, но я не собираю этот период.
Всем спасибо за внимание.
А их кто нибудь делает,в особенности в 400-том масштабе.
С бортовыми литерами для британских кораблей тоже проблема. Даже в 1/350.
Да и странно: модели Эллеровские в 1/400 есть, травло и всякие допы к ним есть, а декали сделать никто не удосужился... Хотя чего странного-то? ОЗ же сделать без перекоса наверняка не получится, а на таких маленьких все будет оч. хорошо видно, если и в 1/72 они неровные. По-раздельности делать - фиг налепишь (хотя все-таки фюзеляжный ОЗ получается в диаметре порядка 3 мм - не такой и маленький). Бортовые номера кораблей - та же в целом история, они ж там с белой обводкой и сравнительно небольшие.
Но все равно странно, что никто не попытался, тем более что особой точности в проектировании не нужно.
А, и еще. У Airfix Викториес не в 1/350, а в 1/600. Разница очень большая ;)
Коллега отличная модель получилась. Статья как всегда на уровне печатного издания!
Модель конечно не без грешков особенно сильно резало глаз недошкуренный нос/торец летной палубы! Но в целом покоритель неба и моря вышел на славу! Поздравляю! Фото общих планов смотрятся особенно эффектно!
У самого в планах собрать нечто подобное!
Да, получилась вполне добротная модель. Недочеты коллеги осветили, но общее впечатление (все ИМХО, разумеется) - очень и очень даже! работал с Эллеровскими кораблями, представляю со сколькими мягкими знаками пишется слово "зае...шься";-) Вам удалось преодолеть. Снимаю шляпу!
Уважаемый U-boot!
Раз Вы целенаправленно разбирались с этим типом авианосцев, то не подскажите мне что за зенитки кроме 40 мм. Пом-Помов устанавливались на авианосец Illustrious. В инструкции даны два непонятных ни по количеству не по внешнему виду орудия. В книгах кроме 6*8-40мм. "пом-пома" никаких других не зениток встречал.
С уважением Алексей.
Я в апреле писал статью. В наборе даются 1-ствольные 7,7-мм пулеметы Льюис. Надо смотреть вооружение этого корабля на 1943 год, так как именно на этот период представлен "Illustrious". После ввода в строй каждый корабль идет своей дорогой.
В Вашей статье о постройке Victorious вроде бы сам нашёл ответ. Шесть пом-помов и 5 радаров - правильно? Но какие же они убогие. Если есть возможность поделитесь инфой и фото по Illustrious.
Про дополнения для этой модели я знаю и уже их заказал. "Рыть" специально ничего не надо. Меня интересуют фото, чертежи и всё что может помочь в постройке Illustrious. Если у Вас что то есть на эту тему буду рад помощи. У меня на руках книга "Авианосцы Второй Мировой" и очень немного информации и фото из сети.
С бортовыми литерами для британских кораблей тоже проблема. Даже в 1/350.
Да и странно: модели Эллеровские в 1/400 есть, травло и всякие допы к ним есть, а декали сделать никто не удосужился... Хотя чего странного-то? ОЗ же сделать без перекоса наверняка не получится, а на таких маленьких все будет оч. хорошо видно, если и в 1/72 они неровные. По-раздельности делать - фиг налепишь (хотя все-таки фюзеляжный ОЗ получается в диаметре порядка 3 мм - не такой и маленький). Бортовые номера кораблей - та же в целом история, они ж там с белой обводкой и сравнительно небольшие.
Но все равно странно, что никто не попытался, тем более что особой точности в проектировании не нужно.
А, и еще. У Airfix Викториес не в 1/350, а в 1/600. Разница очень большая ;)