Разрешите представить мою очередную модель, которая делалась в рамках ГБ "Красные звёзды-3". Почему я выбрал именно эту машину? Хотелось сделать что-нибудь нестандартное, такое, чего "ни у кого нет",а этот Як, к тому-же мне всегда нравился своей "грациозностью и гармоничностью". И вместо того, чтобы сделать очередной "Лавочкин" или МиГ-3, я окунулся в пучину самодельщины.
Технические данные
Як-12(М-11) разрабатывался как санитарный и связной для ВВС и пассажирский для местных авиалиний ГВФ. Первый полёт он совершил осенью 1947 года. Самолёт имел лучшие данные, чем использовавшийся для тех-же целей По-2. Однако слабым местом Яка оставались взлётные характеристики, обусловленные слабоватым для такой машины двигателем М-11ФР (165 л.с.). С установкой двигателя М-14 (260 л.с.) лётные данные значительно возросли и основная масса "двенадцатых" была построена именно с М-14.
Технические данные самолёта Як-12(М-11):
Взлётный вес -------------------1185 кг
Масса полезной нагрузки--------355 кг
Максимальная скорость----------170 км/ч
Посадочная скорость-------------68 км/
Дальность------------------------810 км
Всего построено около 750 машин.
Модель
Стендовых моделистов можно делить на самые разные категории, по самым разным признакам. Я полагаю, одно из главных делений, это на тех, кто получает "кайф" от самого факта владения моделью (неважно, сам её сделал, или кто-то другой) и на тех, кто получает удовольствие от процесса изготовления. Процесс "самодельщины", в который я окунулся, как раз для вторых.
Начал с чертежей. Их, увы, не густо. В пределах доступности лишь старые чертежи на Як-12А и поновее, на Як-12(М-11), опубликованные в "МК". С куда большим удовольствием выбрал-бы Як-12М, но чертежей нигде не публиковали и пришлось выбрать ранний Як. Как я понял, чертежи делались на основе книжки технического описания, но и на том спасибо. Как оказалось, к чертежам этим следует относиться с осторожностью, там я не раз сталкивался с ошибками.
Продумав членение модели на узлы и детали, я вырезал шаблоны для основных деталей. Имея некоторый запас листового полистирола разной толщины, купленного в своё
время в хозмаге, я приступил к изготовлению заготовок.
Наконец-то дело дошло до склейки фюзеляжа. Оставив открытой верхнюю часть, я выклеил коробку, которую следовало наполнить деталями оборудования. Начать пришлось с изготовления пола кабины: он весь покрыт головками крепёжных винтов, что связано с конструкцией, обеспечивающей жёсткость пола. Взяв фольгу-самоклейку, расчертил на её подложке расположение головок, затем тупой иглой натыкал по рисунку "пупырей" и отделив фольгу от подложки, наклеил её на пол кабины. Изготовив кресла (одно из них со сложенной спинкой) и задние откидные сидения, педали и ручку управления, разместил их на пространстве пола.
В багажном отсеке изготовил полку радиооборудования. На ней расположились: приёмник РСИ-6М1, передатчик РС-6К47К, приёмник РПКО-10М и два умформера. На полу установлен аккумулятор. Замыкает этот отсек матерчатая перегородка, препятствующая попаданию во внутрь хвостовой части посторонних предметов (чтобы никакая бутылка с пивом, выкатившись из кабины, не заклинила-бы тросов управления). А ещё установил там трубу-распорку, которая компенсирует ослабление прочности фюзеляжной фермы в районе багажной двери. Разумеется, перед всем этим я сымитировал силовой набор фюзеляжной фермы и расположил проводку кабелей вдоль ферменных труб.
Далее пришел черёд переднего гаргрота, на торце которого расположилась приборная панель. Саму панель изготовил из двух слоёв "Доширака". Шкалы приборов изображал масляной краской с помощью тонкой иглы. Под приборную панель добавил ручку управления газом. Индикатор курса над приборкой отложил до лучших времён, высверлив отверстие под его крепёж.
Перед установкой пола решил сначала проблему дверей. Все три двери задумал подвижными, применив не раз испробованные мною микропетли. изготовленные из тонких стальных волосков от щёток к перфорационным машинам. На внутренних поверхностях дверей изобразил богатую фактуру, обеспечивающую жёсткость панелей. На обеих кабинных дверях предусмотрены подвижные форточки.
Кресла я изготовил с учётом задуманного ранее положения кабины перед загрузкой носилок с больным (носилки вносились через багажную дверь и продвигались на место правого переднего пассажира). Перед установкой пола с сиденьями и органами управления, установил на левом борту ниже приборки, ручку управления закрылками. Салон наполнен и я осторожно приклеиваю задний гаргрот, накрывший часть багажного отсека.
Пришло время позаботиться о крыше кабины и верхнем остеклении. Уж как я сетовал на конструкторов КБ Яковлева, создавших эту ажурную конструкцию и не подумавших, что где-то в будущем, некто возьмётся делать это в 1/48! Вся моя ажурность то и дело ломалась и я, в очередной раз скрипнув зубами, латал это, чтобы продвинуться дальше. Впереди ещё оставалось переднее остекление, которое я оставил "на десерт".
Теперь можно взяться за крылья и оперение. Крылья изготовил из дощечек пластика 4 мм и изобразил на них всё, что полагается. Обтяжку полотна изображал, используя метод, предложенный нашим коллегой Spatz. Отложив крылья и стабилизатор, взялся за изготовление капота. Решил не применять никаких хитрых технологий, чтобы изобразить это вычурное создание с пятью обтекателями цилиндров. Сначала изготовил "коробочку" капота, на которую спереди наклеил "звезду" с передней частью обтекателей, затем, позади "звезды" к коробочке приклеил заготовки, продолжающие назад лучи "звезды", подгоняя каждую заготовку по месту коробочки. После этого вновь отделил звезду от коробочки и вырезал в ней заборники охлаждения цилиндров, установил в окнах имитацию цилиндров и вклеил центральную часть с пятью окошками, за которыми спиральная трубка.
В задних частях обтекателей вырезал выхода охлаждения и наконец склеил всё это вместе, обработал и нанёс раскрой. Изготовляя винт В-501, постарался изобразить на нём все его мелочи. Осталось лишь установить внизу капота выхлопные патрубки.
По конструкции капот получился такой, что его можно было приклеить в последнюю очередь, так что я спокойно отложил его в сторону и взялся за самое "стрёмное" - изобразить лобовое остекление. Сначала пришлось установить раму из труб, на которую наклеил все прозрачные элементы, вырезанные из синтетической плёнки. Перед этим установил внутрь на раму зеркало заднего вида и синий световой фильтр, который в ТО указан, как аналогичный таковому на автомобиле "Москвич". Ни одно из стёкол не пришлось выдавливать, т.к. почти все они плоские, лишь переднее верхнее хитро изогнуто, но эту форму приобретает плоский лист, будучи прикреплённым к той раме. Все стёкла, кроме дверных, крепились к трубам рамы пришнуровкой вощённым шпагатом. Снаружи шнуровка заклеивалась лентой, но изнутри она хорошо видна. Увы, изобразить шнуровку изнутри мне "не хватило пороху".
Взявшись устанавливать крылья, столкнулся с хлипкостью конструкции фюзеля. На реальном Яке прочность даёт фюзеляжная рама, а у меня силовой набор лишь имитация. По идее, жёсткость должна обеспечиваться подкосами, но будучи изготовленными в масштабной толщине, они получились тонюсенькими, изгибались от малейшего усилия и конечно, реальной жёсткости они не обеспечивали. Намучившись изрядно, всё-же приладил к месту крылья и подкосы, изобразив в местах их крепления к крылу швартовочные скобы и тросы управления элеронами вдоль задних подкосов.
Изготовление стоек шасси в который раз заставило почертыхаться в адрес "субтильности" этой конструкции. Жёсткость могли-бы добавить подкосы основных стоек, но они были солидной толщины лишь у последующих модификаций Яка, а у этого, вместо жёстких подкосов, были ленты-оттяжки, которые следовало изобразить, но прочности они не добавили. Колёса изготовил обычным своим "таблеточным" способом, вырезав все их элементы из листового пластика. Изобразив формы на ступицах, нарезал протектор на шинах. Хвостовая опора проблем не вызвала.
Пришла пора "сбивать всё в кучу". Приклеил киль и руль, изобразил подкосы и расчалки хвостового оперения, Установил всякую мелочёвку: тяги руля, БАНО на крыльях и хвосте, ПВД, мачту антенны (стальную, чтобы не гнулась), подножки под дверями. Посадочную фару отложил на самый конец, предкрылки подогнал, но устанавливать не стал, чтобы покрасить их отдельно. Впоследствии я пожалел, что не изобразил кожуха амортизации в "нагруженном" положении, на что мне намекнул Глеб "Лекарь" (когда он написал, что летал на Як-12, я лишь кусал локти от зависти).
Окраска
Малярные работы начались ещё на стадии сборки фюзеляжа, когда пришлось красить салон изнутри. После сборки модели я начал с грунтовки, использовав Тамиевский Surface Primer. Окраска Як-12 тех времён разнообразием не отличалась и согласно условиям ГБ, нужно было изобразить вещь "со звездой". Поэтому сделал простенькую армейскую окраску - "зелёный верх - голубой низ". Согласно ТО звёзды наносились на киль и нижнюю часть крыла. Всю эту скромность дополнил жёлтый бортоврй номер, который я задувал через самодельный трафарет на декальную бумагу. Основные цвета задувал нитроэмалями. Цвета намешал сам, подобрав их по цвету клочков полотна с реальных Як-12, списанных в уфимском аэроклубе. Теперь вижу, что зелёный надо-бы сдвинуть чуть-чуть в оливковую сторону. После покраски покрыл всю поверхность футурой и просушил. Далее - декали. Их потребовалось по минимуму. Нужны были четыре звезды подходящего размера и я их нашёл. Наверняка кому-то захочется запустить в меня тяжёлым предметом, но ладно-уж - скажу. Я вырезал их из декали к звездовскому Як-3 1/48. Теперь вот решай, как восполнить потерю у Як-третьего... Ну ладно - всё поправимо. Кроме звёзд нанёс и самодельный номер на борта. После этого ещё раз зафутурил и просушил.
Затем задул всё это финишным лаком. Использовал прозрачный нитролак. После просушки снял маски с остекления и взялся за устранение мелких дефектов. После окраски крыла можно, наконец, установить и предкралки. Мелкие детали: винт, колёса, фару красил отдельно. Выхлопные патрубки покрасил, размешав измельчённую до порошка ржавчину с матовым лаком. Кажется, финиш.
Осмотрев произведение, я горестно охал, заметив то там недочёт, то тут недодуманность. А потом "вздребезнулся": "Что это я? Ведь неплохо вышло".Успокоившись, я позволил себе признать машину хоть и не верхом совершенства, но вполне способную "усладить мой взор" (надеюсь, на достаточно долгое время).
Заключение
Работа над этим Яком была истинной усладой для "садо-мазо-моделиста". Я рад, что в этом деле постоянно получал помощь коллег. Особенно ценна была помощь фотоматериалами. Это значительно облегчало работу. Не могу удержаться от того, чтобы не перечислить всех, кто помог:
Redstar72, Papagun, Yez, Лекарь, Bob, Jr Dock, Vig-gen
Ещё и ещё раз спасибо!! И особенно Константину и Жене за помощь с фотосессией! С уважением, Константин.
Под давлением планера, панели, где крепятся стойки, оттягиваются вниз и выходят за контуры фюзеляжа, а если сядут два-три увесистых дядьки то выпирание панелей более чем заметно.
Вы совершенно правы. Когда я значительно продвинулся в фюзеляже, то именно эта мысль пришла в голову. В принципе ещё можно было расковырять сделанное и попробовать изобразить требуемое. Лень помешала. Стыдно-то как...
:oops:
Ещё один маленький ньюанс: ветровые (передние) стёкла крепились посредством шнуровки....
Я об этом указывал в ветке. Спереди шнуровка заклеивалась лентой, а вот изнутри её показать было выше моих возможностей.
Имхо, кандидат на "модель года".
Ну и загнули Вы тоже :shock:
А что касается "Сейбра", то Вам за этот месяц удалось второй раз меня удивить(после Корсара)! Только не подумайте, что льщу! Правда,правда!
Вы совершенно правы. Когда я значительно продвинулся в фюзеляже, то именно эта мысль пришла в голову. В принципе ещё можно было расковырять сделанное и попробовать изобразить требуемое. Лень помешала. Стыдно-то как...
:oops: