Здравствуйте, коллеги!
Долгая была песня с этим Яком: занимался с ним, практически, 1,5 года, наверное, самая долгая непрерывная постройка. Перерывы, конечно, были небольшие, но модель на рабочем столе присутствовала постоянно.
Отмечу, что собирал одновременно два Як-3, далее на фото это будет видно. До финиша пока дошёл только один Як. ) Вторая модель на некоторых фото будет в качестве сравнения. Все работы с пластиком были одинаковы, но дополнения, которые использованы в работе, были разными. Об этом и расскажу подробнее.
В общем-то использование афтермаркета связано , в основном, с интерьером.
Смоляной набор кабины от А-резин 32003. Насколько я разобрался, этот набор заточен на один конкретный самолет - это машина Еремина , которая находится в музее Задорожного. Об этом говорит полка с радиооборудованием, размещенная за бронеспинкой.
Если это не так, поправьте меня.
Мой прототип был другой ( об этом ниже), а смоляной набор альтернатив никаких не дает, поэтому была использована смоляная радиостанция СМК Q32276.
Смоляное кресло пилота не использовал - посчитал, что штатное, с обточенными кромками на чашке сиденья и привязными ремнями от RB, будет выглядеть намного интереснее.
Смоляную приборную доску тоже не стал использовать т.к. она мало чем отличалась от пластиковой. Поставил травленую приборную доску от Yahu. Очень красивая вещь! Педали в смоле были хороши, без всего остального можно обойтись и, при желании, доработать руками. Плюс ко всему силовой набор был кривой, его пришлось выпрямить.
Также в этом наборе были рулёвки которые практически повторяли аналогичные элементы в пластике , но с менее выраженным рельефом.
Смоляны лопасти винта были использованы.
Сборку модели начал со сборки крыла.
Для начала вклеил смоляной пол. Сточил заднюю кромку крыла. Установил топливомеры.
Установил стенки ниш - это потребовало усилий и подгонок. Расширил при помощи стамески посадочные места для передней стенки ниш.
После установки стенок ниш, убедившись, что половинки крыла нормально сходятся, добавил проводку и поставил замки в ниши. Приклеил верхние части консолей, сделал самодельные АНО. Переточил элероны ( и остальные рули) и вклеил вырезанные из пластика триммеры.
После склейки крыла обработал воздухозаборники двухкомпонентной шпаклевкой. Немного изменил угол перехода к воздухозаборникам , сделав его более выраженным
Вообще скажу, и это не будет преувеличением, что стыковка, практически, любого узла в этой модели требовала усилий ( в смысле, что надо было при стыковке того или иного узла применять силу, поджимать и т. д .) и подгонки. Это и отнимало большую часть времени сборки.
После сборки крыла, прежде чем приступить к сборке кабины пилота, изменил форму кромки обтекателя патрубков.
Наглухо с внутренней стороны заклеил места установки патрубков. А т.к. устанавливались металлические патрубки Rexx, вариант, предложенный производителем, не подходил.
На бортах сделал имитацию петель из медной проволоки.
Склеил половики фюзеляжа, вырезал и просверлил недостающие отверстия. В верхней крышке капота рассверлил отверстия для имитации огневых труб и вклеил трубочки подходящего диаметра. Сделал из медной фольги накладной лючок.
Рваные недоливами края крышки капотов устранил суперклеем.
Приступил к сборке – установке кабины пилота.
После сборки кабины добавил проводку из припоя, загрунтовал и покрасил.
Добавил на приборы в травлении Yahu остекление. Вырезанные пластиковые кружки посадил на футуру.
Прицел Nordstar. Стекло для прицела вырезал из тонкого прозрачного пластика.
Соединение крыла с фюзеляжем, на мой взгляд, самое слабое место. Получились довольно большие щели, а в нижней части стыка еще и приличная ступенька. Ступеньку я убирал еще до смыкания крыла с фюзеляжем - так удобнее.
Оставшиеся щели были заклеены тянутым литником, после высыхания пролиты суперклеем и зашлифованы с последующим восстановлением расшивки.
Из толстой медной проволоки выточил трубку вентури.
Из фольги сделал обтекатели тяги на руль направления.
Пришло время заняться обтекателем винта. На мой взгляд, кок из набора какой-то худой и не совсем верной формы. В этом вопросе мне помог коллега по увлечению, друг и просто хороший человек, Володя Носиков aka (ВладВал). Подарил отпечатанный на 3D принтере кок винта по чертежам журнала «моделист-конструктор». Печать несколько грубоватая , но удалось этот кок довести до нужного результата. Для него был выточен из латунных трубок храповик. Трубочки соединил одна в одну, место стыка пролил припоем и зашлифовал.
Пришлось повозиться с установкой фонаря - он не очень хорошо садился на своё место.
Вообще с фонарем было очень много хлопот: в последствии его пришлось оторвать , отполировать и искупать в футуре. Но в итоге все сложилось хорошо.
На внутренней стороне фонаря сделал ручки, повесил тросик, установил зеркало из двухкомпонентной шпаклёвки, сделал имитацию уплотнителя на задней части фонаря. Проволоку, (каркас) проходящую под уплотнителем, пришлось впоследствии удалить. Она не давала бронеплите встать на бронестекло. По сути этого все равно не видно, так что удалил без сожаления эту перемычку.
Добавил проводку на стойки шасси. На задней стойке вырезал двухзвенник, доработал механизм уборки створки. На щитках шасси удалил выштамповку и сделал заново из двухкомпонентной шпаклёвки новые более похожие на прототип.
Модель загрунтована и пришло время заняться окраской.
В качестве прототипа взят Як-3 командира 15-го ИАП капитана А.Н. Ситковского (276-ИАД. 16-я ВА, 1й Белорусский фронт) весна 1945г.
На нижних поверхностях сделал прешейдинг.
Самый сложный вопрос по окраске и он же традиционный - это, конечно, подбор цвета.
Готовых решений не было, а те которые были, мне не понравились. Но о них мы говорить не будем. )
Очень мне приглянулась палитра краски «Hataka» оранжевая серия - примерно так я для себя и представлял цвета для Як-3 .
Выкраски этих красок сделал и передал мне Алексей Крюков, за что ему огромное спасибо!
На основании выкрасок «Hatаka» и подбирал цвет. Для нижних поверхностей был сделан микс из красок «Тамия».
АМТ-7
XF-2 (20)+XF-8(1)+XF-23(2)+XF-18(5)
Верхние цвета камуфляжа замешивал красками «Ганза»
Для АМТ-11 в палитре «ганзы» есть практически готовое решение - надо лишь немного осветлить.
Н-56(11)+Н-1(2)
АМТ-12
Н-56(10)+Н-55(5)+Н-1(1)
Камуфляж рисовал от руки.
Декаль «Бегемот», как всегда прекрасна в работе! Но вот, что я заметил впервые на этих декалях это микротрещины на белой краске. Не знаю с чем это связано с условиями хранения или еще с чем, но такого я не замечал раньше на этих декалях. Но никаких проблем при переводе и приварке не было.
И еще один момент: элемент декали №37, метка-крестик, который наносился на одну из лопастей с обратной стороны - его не было. Вернее, фактически он присутствует в виде подложки, но без краски. Думал сослепу, не вижу. Перевёл, но ничего не появилось. ))
В декали варианта на выбранный прототип с Б/Н «14» не было, но был № 114 с подходящим шрифтом,
поэтому просто отсёк единичку и получил нужное.
После окраски, перевода декалей и лаков, сделал легкую тонировку маслом и пигментами.
Изобразил грязевые дорожки снизу. Этот момент может кому-то показаться спорным. Но с учетом времени года, а это весна 1945 г. , почему бы и нет.)
В самом конце вклеил указатели выпуска шасси «солдатики», стойки, щитки, установил смоляные колеса СМК , натянул трос антенны, поставил на место выхлопные патрубки.
Это не полный перечень работ, некоторые вещи уже просто забыл, о некоторых нет смысла писать. Старался описать работу с моделью, тезисно. Делая упор на фото.
Как итог, сделал фотосъёмку - она перед вами.
С уважением, Денис.
Котовскийв 22.10.2021 - 07:39 Тема: Special Hobby 1/32 Як-3
Отличная работа и , главное, впечатляющий результат!
ЗЫ Что касается грязевых дорожек, то они не только на взлете могут появиться. Про посадку -то тоже не стоит забывать. А там и обороты другие и скорость при посадке меньше.
Добавлено спустя 4 минуты 34 секунды:
coda69
С учётом того, что брызги не могут лететь вверх под 90 градусов, а под некоторым углом. На мой взгляд вполне логично.
Котовский
YSG
Dr_Pirogov
Спасибо за отзывы коллеги. Рад, что модель понравилась.
, подскажи, пожалуйста, а как ты кромки стачиваешь? В моих моделях это одно из слабых мест Sad
Володь, с внутренней стороны.)
DimaADAв 22.10.2021 - 18:09 Тема: Special Hobby 1/32 Як-3
Засмотрелся)))
coda69в 22.10.2021 - 18:24 Тема: Re: Special Hobby 1/32 Як-3
Засмотрелся)))
Ну хорошо же))
Дима, спасибо!
dreamtimв 25.10.2021 - 21:02 Тема: Special Hobby 1/32 Як-3
Хороший Як вышел. Браво,
pilot64в 27.10.2021 - 05:30 Тема: Special Hobby 1/32 Як-3
Замечательная модель. Хорошая сборка, деталировка.
А главное - прекрасная окраска: ровная, без эффекта апельсиновой корки,
что очень важно.
Работа, достойная внимания и похвалы.
Тема: Special Hobby 1/32 Як-3
ЗЫ Что касается грязевых дорожек, то они не только на взлете могут появиться. Про посадку -то тоже не стоит забывать. А там и обороты другие и скорость при посадке меньше.
Добавлено спустя 4 минуты 34 секунды:
coda69
С учётом того, что брызги не могут лететь вверх под 90 градусов, а под некоторым углом. На мой взгляд вполне логично.
Могут не то, что на 90, а и на 180 и на 270.