Здравствуйте, коллеги по хобби! Представляю вашему вниманию модель довольно харизматичного вертолета - Sikorsky CH-53 GA.
Sikorsky CH-53 – это средний транспортный вертолет производства Sikorsky Aircraft Corporation, используемый для перевозки людей и различных грузов. Разработка производилась в начале 60-х годов в США в рамках тендера морской пехоты в качестве скоростного, всепогодного тяжелого транспортного вертолета. Серийно вертолет производится с 1965 года.
Каркас изготавливается из алюминиевых сплавов, усиленных в местах наибольшей нагрузки стальными элементами. Нижняя часть корпуса сконструирована с расчетом на возможность посадки на воду. Длина грузового отсека составляет 9,16 метра, максимальная ширина – 2,29 метра, высота – 1,98 метра.
Краткие технические характеристики:
Диаметр главного винта, м: 22.02
Диаметр хвостового винта, м: 4.88
Длина, м: 20.47
Высота ,м: 7.60
Масса пустого, кг: 10691
Максимальная скорость, км/ч: 315
Практическая дальность, км: 2075
Экипаж, человек: 2
Полезная нагрузка: до 64 человек / 13608 кг груза в кабине / 9072 кг на подвеске.
Модификация CH-53G обозначает вертолеты, построенные по лицензии компанией VFW по заказу армии Германии (110 экземпляров).
14 февраля 2007 года Федеральное управление оборонных технологий и закупок Германии заключило с компанией «Еврокоптер Дойчланд» контракт на модернизацию 40 транспортных вертолетов CH-53G(S) до конфигурации CH-53GA для продления срока их эксплуатации и совместимости с современными системами связи и управления.
Модернизация заключается в использовании новой системы управления, авионики, коммуникационного и навигационного оборудования, дополнительных топливных баков. Также модернизация предусматривает модификацию структурных элементов и некоторых узлов вертолетов, что позволит продлить срок их эксплуатации на 4000 летных часов (с 6000 до 10000 часов).
Сборка модели началась классически с кабины пилотов. На данном этапе все стыковалось хорошо, а сборка довольно легка. Для окраски использовался акрилTamiya:
Пол кабины пилотов, корпус панели приборов – XF-69 NATO BLACK.
Ручки управления, педали, основание кресел, экраны приборов – X-1 BLACK.
Кресла – XF-80 ROYAL LIGHT GRAY.
Пол грузового отсека – XF-62 OLIVE DRAB.
В данном месте повествования сделаем небольшое отступление: в самом начале сборки имелись довольно большие планы по доработке грузового отсека, так как хотелось сделать заднею крышку отсека открытой. Однако при изучении фотографии прототипов и их сравнении с грузовым отсеком модели стало ясно, что объем доработок, который следует сделать для достижения хорошего результата, достаточно велик. Проведя некоторое время в размышлениях, было принято следующее решение: для того, чтобы данный проект не стал в дальнейшем долгостроем с перспективой потери вдохновения и интереса к модели - закрыть заднюю крышку и внутри нечего не дорабатывать. Поэтому изнутри была произведена только условная окраска грузового отсека по инструкции в два цвета XF-62 OLIVE DRAB и XF-80 ROYAL LIGHT GRAY. Верх изнутри окрашен в XF-69 NATO BLACK. К тому же из-за небольших боковых окон грузовой отсек будет просматриваться не слишком сильно. После окраски стенок к одной из половин корпуса был приклеен пол с кабиной пилотов и разделительной стенкой.
Добавив и второю половину, можно наблюдать основу вертолета. Отдельно были собраны мотогондолы двигателей, «понтоны» задних стоек шасси со стойками. После их присоединения к корпусу вертолет стал иметь следующий вид.
Кстати, стекла вклеены изнутри половин корпуса. Недостатком данного способа крепления является то, что после того как у меня несколько стекол были отломаны в процессе дальнейшей сборки, их повторное закрепление являлось несколько затруднительным: корпус довольно длинный и узковат, а выпали как раз передние стекла. Но при помощи длинной полочки, небольшого кусочка пластилина (хорошо, что задняя стенка еще не была вклеена ) выпавшие стекла удалось закрепить заново.
Меня приятно порадовало то, что большая деталь переднего остекления хорошо состыковалась с корпусом.
Не самым положительным моментом сборки стала не очень хорошая стыкуемость половин корпуса, «понтонов», мотогондол. С другой стороны, это стало неким стимулом для пополнения моего инструментария путем приобретения шпатлевки Tamiya Putty White. Таким образом, это для меня первая модель, где была использована шпатлевка. Наличие внешней клепки несколько усложняло устранение мест стыков деталей.
На задних и передней стойках шасси были срезаны имитации двузвенников и изготовлены новые из листового пластика. Также была добавлена имитация гидравлических магистралей на задние стойки шасси из проволоки.
После маскирования остекления модель можно покрывать грунтом, в качестве которого использовался Tamiya Fine Surface Primer (Light gray). Далее был сделан прешейдинг цветом XF-69 NATO BLACK, после чего можно начинать наносить основной цвет.
Из предлагаемых производителем вариантов окраски была выбрана трехцветная схема German Air Force. Камуфляж наносился без масок, «от руки», по предварительной разметке простым карандашом по схеме зеленый (XF-81 DARK GREEN 2 (RAF)) – коричневый (XF-68 NATO BROWN) – черный (XF-69 NATO BLACK).
После нанесения основных цветов был нанесен слой глянцевого лака X-22 CLEAR и переведены декали. Здесь следует поблагодарить производителя за подробную и вполне качественную декаль. Для окраски более мелких деталей также использовались:
Антенны, входы двигателей, поручни по верху корпуса и хвоста - X-1 BLACK.
Заглушки двигателей, БАНО на хвосте – X-7 RED.
В качестве эксперимента решил попробовать сделать высветление цветов выступающих частей корпуса путем распыления полупрозрачных слоев жидко разведенной белой краски XF-2 FLAT WHITE.
После нанесения еще одного слоя глянцевого лага была сделана«смывка» черной и светло-серой (на местах черного цвета) акварелью. Итогом покраски стало нанесение полуматового лака x-35 SEMI GLOSS CLEAR.
На этом работы по самому вертолету были завершены и начаты работы по основному и хвостовому винтам. К лопастям основного винта была добавлена имитации различных магистралей из двух видов проволоки (от телефонного и жил витого провода). Основной цвет винтов – XF-69 NATO BLACK. Законцовки лопастей хвостового винта окрашены с участием белого XF-2 FLAT WHITE и красного X-7 RED цветов; элементы лопастей основного винта – с участием XF-16 FLAT ALUMINUM.
После установки основного (без клея) и хвостового винтов (без клея), шасси, снятия масок модель готова.
В итоге модель, в целом, оставила положительные впечатления. В «бочке меда» находятся, несомненно, полученные удовольствие от процесса сборки и конечный модельный результат, величаво стоящий на полке и раскинувший большие лопасти винта. «Ложка с дегтем» зачерпнула не совсем идеальную стыкуемость. Также эта модель стала для меня первым опытом работы со шпатлевкой.
По модели готов принять конструктивную критику.
С уважением, Marakar.
P.S. Сейчас на стапеле находится БМПТ Терминатор от Meng.
Marakarв 06.03.2015 - 12:04 Тема: Revell 1/48 Sikorsky CH-53 GA Heavy T...(#8225) - обсуждение
lavr41, спасибо! Про декали знаю. Ничем не "приваривал". На воде. При нанесении старался выгнать всю воду и хорошо обогнуть рельеф. Надо мне еще поработать над нанесением декалей. :-)
Очень хорошая сборка и окраска. Жаль, что общий вид портят серебрящиеся декали. Обязательно обзаводитесь спец.жидкостями для приварки декалей.
Желаю удачи в будущих проектах.
Marakarв 06.03.2015 - 17:12 Тема: Revell 1/48 Sikorsky CH-53 GA Heavy T...(#8225) - обсуждение
Борода, Pazanius101, DimaADA, спасибо за отзывы!
Про спец.жидкости уже думаю. :-)
Marakarв 07.03.2015 - 15:18 Тема: Revell 1/48 Sikorsky CH-53 GA Heavy T...(#8225) - обсуждение
Usatiymen, МатVei, Air, спасибо!
МатVei: учту уровень яркости фото в последующих проектах.
Air: Спасибо за совет. Имитацию провиса лопастей была задумка в процессе постройки сделать.
:-)
С уважением, Marakar.
Тема: Revell 1/48 Sikorsky CH-53 GA Heavy T...(#8225) - обсуждение