Сборка модели заняла почти девять месяцев - с августа 2014 по май 2015 года, и, несмотря на многочисленные проблемы, доставила много удовольствия и позволила получить много нового опыта.
История самолета
XF5F-1 - самолет, созданный фирмой Grumman в конце 30х годов прошлого века для участия в конкурсе на двухмоторный палубный истребитель. Была построена всего одна машина (бортовой номер 1442), но она оказалась одним из самых долгоживущих прототипов, за всю историю американской авиации. Заказ на постройку был получен в июле 1938 года, первый свой полет он совершил 1 апреля 1940 года, а последний – 11 декабря 1944 года.
Более подробно почитать об истории самолета можно на уголке неба.
По этой ссылке небольшой рассказ на английском и хорошие фотографии.
При постройке использовалась книга Naval Fighters #31 Grumman XF5F-1 & XP-50 Skyrocket и фотографии, найденные в сети.
Модификации – варианты
За время своей жизни самолет неоднократно подвергался модернизации.
1. Начальный вариант (март 1940)
• Капоты - воздухозаборники внизу, выхлоп - труба по внешней стороне гондол
• Гондолы – короткие
• Шасси - две створки, открываются в стороны, в передней части створок вырез для воздухозаборника. Вырез под шасси – ассиметричный, более длинный по внешней стороне гондолы для колеса
• Кили - линия РН прямая
• Оружия нет, пулеметные порты зашиты
• Прицела нет, отверстие в фонаре под прицел закрыто скорее всего плексигласом
• Зализов между крылом и фюзеляжем нет
• Винты без коков
2. Первая модификация (изменение шасси)
• Шасси - три створки, большая передняя створка, откидывается вперед, две малые задние с вырезом для колеса. Вырез под шасси – симметричный
3. Вторая модификация (изменение выпуска). Скорее всего по времени была объединена с первой модификацией
• Выпуск изменен на 9 выхлопных патрубков по периметру капота, вместо одного внешнего, убран нижний воздухозаборник
4. Третья модификация
• Добавлены зализы между фюзеляжем и крылом
• Добавлены новые сбалансированные рули (new balanced rudders). Линия РН ломаная, Ш-образная
5. Четвертая модификация, поздний (конец 1941)
• Длинный нос
• Длинные гондолы
• Шасси - две длинные створки с выштамповкой под колесо
• Коки на винтах
• Кили - линия РН опять прямая с треугольным выступом в обратной части
На картинках ниже представлены фотографии раннего и позднего коротконосых вариантов.
О ките
Модель была запущена в серию, судя по клеймам на литниках, в 1998 году американской фирмой Minicraft Models.
Инструкция предлагает два варианта – условный ранний (коротконосый) и поздний (с длинным носом). Соответствие позднего варианта прототипу не анализировалось. А вот анализ соответствия пластика раннему коротконосому варианту показал, что для более-менее точного приведения его к любому варианту прототипа потребуются достаточно серьезные доделки.
Общее качество литья на 4-. Прозрачные детали, к сожалению, на 3 (толстые и мутные). Более подробно о нюансах пластика буду писать ниже по ходу описания сборки.
Описание постройки
В качестве прототипа при постройке был выбран самый ранний вариант. Для приведения пластика в соответствие нужно было выполнить следующие доработки:
• Срезать нарост (имитация ФКП) в носовой части, закрыть пулеметные порты
• Поменять конфигурацию выреза в мотогондолах под стойки шасси и сделать новые створки шасси
• Закрыть отверстие под прицел в передней части фонаря
Кроме того, необходимо было сделать следующие вещи, либо отсутствующие, либо неверные в исходном пластике:
• Добавить на кили мачты для растяжки антенн, антенные вводы и собственно антенны
• Заменить хвостовой дутик на что-то более подходящее (в пластике он раза в 1.5 – 2 меньше по размеру, чем должен бы быть)
• Лючки фиксации складных консолей
• Светотехника – хвостовой АНО, прожекторы на нижней поверхности левой консоли, прожектор в носке левой консоли, крыльевые АНО, строевой АНО на фюзеляже
• Тяги триммера на РН
• Заменить антенну РПК на что-то более похожее на оригинал
Практически все из намеченного удалось сделать, но сборка была очень нервной. Многие вещи приходилось переделывать, причем причиной в большинстве случаев были либо собственные кривые руки, либо простое головотяпство.
При сборке использовались набор травления от Eduard (48285), пара смоляных Wright R-1820G (late) от Vector (48-030) и elf-овские «стекляшки».
Ниже чуть более подробно расскажу о каждом из этапов сборки.
Кабина пилота
Кабина пилота собрана без особых изысков с применением эдурдовского травления и подручных материалов. Кресло пилота спаяно из травления. Пластиковый силовой набор и имитация приборов по бортам кабины срезаны и заменены на травление и припой.
Как правило, пластиковые приборки имеют существенно лучше проработанный рельеф, по сравнению с травленым, поэтому приборная панель собрана по обычной для меня схеме – в пластиковой приборной доске на месте шкал просверлены отверстия, снизу подложена ацетатная пленка с приборами и тонкий пластик.
Параллельно со сборкой кабины делал всякие мелочи. Срезал имитацию ФКП и двухкомпоненткой закрыл пулеметные порты в носовой части фюзеляжа, сделал места под прожектора на левой консоли, сделал триммеры на РН.
Планер
Членение модели довольно специфичное. Планер состоит фактически из двух частей – крыло, на котором собирается сиденье пилота, приборная доска и т.п., а затем на него сверху ставится фюзеляж. А носовая часть фюзеляжа собирается из трех деталей – боковые панели оружейного отсека и собственно нос. Поэтому перед сборкой немного опасался возможных проблем со стыковкой/выравниваем узлов.
В результате решил собирать в следующей последовательности:
1. Сначала вклеил панели оружейного отсека в соответствующие половинки фюзеляжа. Места стыка усилил листовым пластиком.
2. В два захода склеил половинки фюзеляжа. Сначала хвостовую часть до козырька панели приборов, а после тщательной просушки – носовую часть.
3. Потом подогнал и приклеил нос фюзеляжа. Клеил тоже в два захода – сначала правую сторону, затем, после просушки из литника сделал распорку, которой вывел левую панель оружейного отсека в уровень с носом и приклеил левую сторону. Швы для надежности пролил циакрином.
4. После этого, подогнав стыки по месту наклеил фюзеляж на крыло.
В результате, все состыковалось более-менее пристойно. Мелкие щели в местах стыка носа фюзеляжа и крыла залил циакрином. Проблемным оказалось место стыка задней кромки крыла и фюзеляжа. Пришлось довольно много сошлифовывать, потом шпаклевать и выводить.
Попутно было собрано хвостовое оперение и поставлен китовый задний дутик.
Двигатели
Китовые двигатели, особенно учитывая возраст модели, очень даже неплохи - отдельными деталями выполнены картер, блок цилиндров, толкатели, выпуск. Но мне захотелось «красоты» и поэтому были куплены два смоляных Wright R-1820G (late) от Vector (48-030).
Первым делом, были высверлены отверстия в картере, в которые вклеил пластиковые оси винтов. Это сильно упростило последующую сборку. При примерке двигателей и капотов вполне ожидаемо оказалось, что внутренний диаметр капотов маловат. Для решения этой проблемы был выбран вариант подрезки нижней части цилиндров параллельно с уменьшением толщины капотов. Все цилиндры подрезал отрезным кругом где-то на миллиметр-полтора. Пластик с капотов срезал ножом, попутно сделал открытыми отверстия верхних воздухозаборников.
По совету Сергея KSL для толкателей были взяты обыкновенные булавки. Сначала было очень страшно сверлить под них отверстия в головках цилиндров и картере, но все получилось. При сборке булавка заводится через отверстие в головке цилиндра в отверстие в картере, потом обрезается, булавка утапливается заподлицо с поверхностью головки цилиндра, фиксируется каплей циакрина.
Красились все узлы отдельно, до сборки. Для свечной проводки использовался припой. Выпуск приспособил китовый. В результате получилось два очень, на мой взгляд, нарядных мотора.
Шасси и мотогондолы
Как было отмечено выше, одна из доработок для приведения пластика в соответствие прототипу – изменение форм ниш основного шасси. Для этого были вклеены на место задние части створок, места стыка обильно зашпаклеваны, после просушки стыки зашлифованы и потом вырезана верная форма ниш.
Вырезал отверстия в откосах и двузвенниках.
Сделал из проволоки и сеточки от чайного пакетика сетки радиаторов.
Решил срезать штоки амортизаторов и заменить их стальными трубками. Также из трубочек и проволоки сделал имитацию воздухопроводов вдоль стоек. Сами стойки сложил в мотогондолы до вклейки. Приклеил нижние части мотогондол к консолям, потом приклеил верхние части, потом закрыл капотами.
Места стыков потребовали шлифовки шпаклевки, после выведения была восстановлена расшивка, замки капотов сделал из тонкого листового пластика.
Изменение конфигурации выреза в мотогондолах под основное шасси потребовало переделки (а вернее сказать – изготовления новых) створок. При этом захотелось передать внутренний набор. Первый вариант делал из тонкого листового пластика. В качестве «силовых элементов» использовались полосы, вырезанные из китовых створок. Все, в принципе, получилось, но створки вышли очень грубыми.
Решил попробовать новую для себя технологию и сделать их из картона, пропитанного циакрином. Нарисовал выкройки, вырезал, мотогондолы от длинноносого варианта использовал в качестве формы, выгнул на них картонные заготовки, залил циакрином, для разделения использовал обычный полиэтиленовый пакет. Силовой набор внутри стоек делал из тонких пластиковых прутков. Сверху тоже на циакрин вклеил внутренние элементы из картона и кронштейны тяг из обрезков фототравления.
По форме щитки получились удачными, а вот качество поверхности подкачало. Потребовалась многократная шпаклевка/шлифовка для приведения ее к более-менее приемлемому виду.
В качестве вывода, можно сказать, что технология имеет право на жизнь, для изготовления деталей одинарной кривизны, но весьма трудозатратна при финальном выведении поверхности.
Окраска
Как оказалось, окраска стала самым проблемным этапом сборки. Поскольку существенная часть планера (вся верхняя поверхность крыла) имеет желтый цвет, который обладает небольшой укрывистостью, модель была финально загрунтована белой грунтовкой Mr.Base White. Перед покраской решил добавить неравномерности и прошелся шлифовальной губкой по элеронам (это было ок) и по лючкам (а вот это было зря). В результате, после задувки желтым на лючках появились непонятные темные пятна. Пришлось отбивать их скотчем задувать белым, потом опять желтым.
После желтого нужно было красить оставшийся планер в алюминий. Красить собирался алкладом, который, как известно, «любит» глянцевую подложку. Опять же решил поэкспериментировать, как потом оказалось, очень зря. В качестве глянцевой подложки выбрал футуру. Перед «зафутуриванием» некоторые области закрыл масками, тоже, чтобы подчеркнуть неравномерность.
После задувки алюминием казалось, что все ок. Явно были видны изменения тона окраски (например кольца на хвосте фюзеляжа). Следующим шагом решил отбить скотчем отдельные панели и задуть их другим оттенком алклада. А вот тут и скрывался мелкий северный пушной зверек. Как впоследствии оказалось, адгезия алклада к футуре далека от хорошей. При снятии масок алклад слез (особенно сильно - на боках фюзеляжа под кабиной пилота). Пришлось зашлифовывать и перекрашивать.
Мелочи
Довольно любопытная история вышла с маркировкой пропеллеров. Инструкция и декаль предлагают на оба винта маркировку Hamilton Standart вертикально. На фотографиях прототипа видно, что во-первых винты несут разную маркировку, во-вторых ни одна из них не Hamilton Standart. В результате коллегиальных изысканий было выяснено, что правый по полету винт должен иметь стандартную маркировку Curtiss (круглую), а левый – раннюю Curtiss-Reed (в виде параллелограмма, расположенного под углом к оси лопасти). Декалей Curtiss-Reed я нигде не нашел, поэтому на правом венте была сделана маркировка Curtiss из запасов, на левом оставлена штатная Hamilton.
На этой модели я попробовал делать лючки из фольги – понравилось.
Вся светотехника за исключением крыльевых АНО сделана из различных эльфовских «лампочек».
Хвостовое колесо было заменено на более масштабное по размеру.
Впервые попробовал делать натяжные антенны и изоляторы из тянутых уховерток – понравилось. После растяжения пластик уховерток с одной стороны сохраняет упругость, с другой – достаточную жесткость, чтобы его можно было вставить в трубочки-изоляторы. Красится тоже вполне нормально. Результат – на картинках.
Сборка модели заняла почти девять месяцев - с августа 2014 по май 2015 года, и, несмотря на многочисленные проблемы, доставила много удовольствия и позволила получить много нового опыта.
Итоговые картинки:
Более подробно ход и нюансы постройки отражены в соответствующей ветке форума
В заключение, хотел бы сказать большое спасибо за помощь в постройке
Олегу omega, Сергею sergeyPT, Сергею KSL, Олегу o_leg.ok, Диме Dmitry2222
С превеликим удовольствием посмотрел на это чудо! :cool: Красивый вышел аппарат, сам такой хотел, но никак не получается "догнать". Достойное пополнение коллекции. :grin:
Ух ты, кракозябра какая! :) Я и не знал, что такой есть. Самолет забавный и модель прекрасная! Наверное, этот самолет лучше всего демонстрирует известную фразу, что самолет - это прежде всего крыло, а всё остальное - только обвес в зависимости от задачи. :)
Саша_Бе
Очень интересная модель получилась!
Я прошляпил завершение, теперь вот прошляпил статью... :oops:
Тем не менее, поздравляю с завершением проекта! ЗдОрово!