Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)
Вопрос о создании на базе одноместного армейского штурмовика его учебно-боевого варианта возник в середине 70-х годов, а в 1977 году был разработан эскизный проект этого самолета....
Этот самолет - учебно-боевая спарка Су-25УБ и небольшой обзор по модели в 1/72 хочу представить сегодня вашему вниманию.... О прототипеВся начальная тренировка летного состава проходила на все том же УТС L-39, который не вполне давал полную картину работы на штурмовике. В 1983 г. работы по спарке, на время испытаний Су-25, были приостановлены. Построенные три опытных самолета остались в ангаре, а вот один борт взяли за основу для будущей усиленной модификации штурмовика Су-25Т.На госиспытания самолет был передан в 1985 г. Полностью все работы по летным испытаниям и подготовке к выпуску серийного образца завершились в 1986 г. И уже в 1987 г. серийные спарки стали поступать в части. Всего изготовлено 300 самолётов Су-25УБ. Поставлялся на экспорт в те же страны, что и Су-25: Анголу (2 самолёта), Болгарию (6), Ирак (12), КНДР (4), Чехословакию (6). После распада Чехословакии в 1992 году 4 самолёта достались Чехии, а 2 - Словакии. На основе Су-25УБ сделаны модификации: Су-25УБК - экспортный вариант Су-25УБ Су-25УТГ - учебно-тренировочный самолет для тренировки летного состава к посадке на палубу авианосца Су-28 - учебно-тренировочный самолет без боевых возможностей - только для обучению полетам О моделях...Су-25УБ обделен вниманием модельных фирм - не то что старший брат - одноместный штурмовик Су-25. Для желающих собрать же именно спарку и машины на ее основе, в М=1/72, приходится делать перепил модели Су-39 от фирмы «Звезда» или же брать за основу модель Су-25УБ от молдавского производителя MSV, оно же AER, оно же Unda. В обоих случаях перспективы не радостные.Сегодня же речь придет о возможности изготовления масштабной модели-копи учебно-боевого самолета Су-25УБ в масштабе 1/72 от MSV. Нашли коробочку и что же мы видим...Коробочкаизготовлена по тому же макету, что и коробки фирмы Revel – открывается сбоку, что не очень удобно для нашего брата-моделиста (так можно было б в нее что-то сложить, а так приходится только картинки вырезать). Сама коробка сделана из не плотного, обыкновенного картона. На передней стороне изображена пара «спарок» в полете. Сразу бросается в глаза «компьютерность» рисунка – сразу видно, что компьютерная графика, рисунок не сильно прорисован. Сзади коробки даны цветные боковики на 3 все схемы раскраски.Итак, вытряхнем же содержимое коробки, и...И извлечем из коробки аккуратно запаянный целлофановый пакет с 3-мя литниками, 1 прозрачным литником, декалью и несколькими листиками инструкции. Что же пало пред взором нашим?2 литника с крупными частями (крыло, фюзеляж, оперение), один литник с мелочевкой и подвесками + прозрачный литник с фонарем. Литники серого пластика с внутренней расшивкой. Частенько встречаются следы от толкателей («кружочки»). Отливки чистые, без сильных изъянов. Пластик серый, средней мягкости. Фонарь прозрачен, переплет дан в наружу – толстый, придется обрабатывать. Всего производитель дал 60 деталей – не много для достаточной деталировки. Что же по полиграфии?Инструкция состоит из 3 листиков А5 (тетрадного формата). Текст отпечатан на ксероксе. Сама инструкция на 4 языках, содержит краткую информацию о прототипе, схема литников, собственно, инструкцию по сборке, схему раскраски.Декаль напечатана на голубой декальной бумаге. Достаточно хорошего качества и нареканий не вызвала. Варианта раскраски(ну и декали соответесвенно) три. Это спарка Б/№ 42 белый ВВС РФ с пастью акулы и тигриной головой, спарка с Б/№ 002 ВВС Болгарии, ну и конечно спарка ВМС Украины (с флажком ВМС) и Б/№ 03. Дано немного технички, ОЗ всех названых стран, эмблема КБ Сухого, завода в Улан-Уде, и головы тигров для «тигриных» эскадрилий. Вся раскраска дана по палитре красок Humbrol.Ну, и ближе к делу, ближе к пластику. Сначала поверхностно, потом углублюсь в геометрию модели. Кабинапредставлена довольно просто – кресло, ручка, приборка, полик, стенка. Все довольно упрощенно, разве что на кресле дан некоторый рельеф, да и оно само состоит из 2-х боковушек, сиденья-спинки и заголовника. Приборка дана декалью. Еще одна не приятная деталь – фонаре придется вырезать стенку, на месте второго пилота, дабы фонарь мог нормально встать.Что же дальше? Фюзеляж. Дан двумя половинками продольного разреза. Ежели не сильно придираться, то стыкуемость нормальная, особых ляпов не было, но геометрия... За это немного позже.Мотогондолы– больное место любого производителя Су-25 и его модификаций. Молдавский производитель не сильно отличился – мотогондолы примитивны. Кромка ВЗ дана отдельным, овальным колечком, которое несколько портит настроение. При склеивании половинок мотогондол образуются некоторые нестыковки, которые приходится править надфилем. При склеивании мотогондол с фюзеляжем образовывается ступенька, не очень приятное и не совсем легко устранимое явление.Крыло. Ну, вот крыло можно сказать удалось. Плоскости даны двумя половинками (всего 4 детали). Расшивка дана несколько условно – дано только основные линии. Довольно интересно даны рулевые поверхности – закрылки даны вместе с крылом – показаны расшивкой, а вот элероны даны уже отдельными деталями. Законцовки тоже нареканий не вызвали, ну разве что надо несколько скруглить кромки – больно они квадратные, да и дорезать расшивку тормозных щитков. Так же даны прозрачным пластиком фары и ее отражатель.Оперение. По качеству литья нареканий нет – отлито чисто, на киле руль поворота дан отдельной деталью. Расшивка практически вся – не хватает пару лючков на киле. МелочевкаПВД производитель просто сделал 2 одинаковых, не учтя, что на прототипе на одной трубке отсутствуют «крылышки» ДИСС (учел он это уже в инструкции, предложив срезать лишние «крылышки»). Шасси. Носовая стойка пролита вместе с колесом, понятно, что о копийности тут говорить не приходится. Основная стойка дана 3-мя деталями: колесо и 2 детали стойки. Как это все дело прикрепить к абсолютно лысой стойке для меня было вопросом. Створки тоже даны достаточно условно. На носовой створке расшивкой показана небольшая выпуклость под колесо носовой стойки.АнтенныВ общем, нареканий не вызвали – сделано аккуратно, красиво без изъянов. Пойдем еще немного дальше. Вооружение, как и вся модель – все довольно условно. Мною был опознано:Ракета ближнего боя Р-60, блоки УБ-32А, ПТБ на 800 л 2 штуки, пару БетАБ-500СП и ФАБ-250. Пушка ГШ-30-2 дана тоже условно – как приплюснутый раздвоенный литник. В общем, радости мало.На выбор производитель дает только отклонение руля направления и элеронов. Остальное – небольшие дополнительные ВЗ на мотогондоле, направляющие для зарядов, ограничители крайнего положения аэродинамических тормозов вообще упразднены.Все что сейчас писалось – писалось для «изкоробочной» сборки. Теперь посмотрим еще немного ближе на проблемы модели, для любителей половить миллиметры. А анализ, править или не править геометрию модели - делать вам, уважаемые читатели. Геометрия.Начну с приятного... Крыло. В целом, по чертежу крыло легло хорошо, нареканий не было ни по размаху, ни по хорде. Разве что расшивка погуляла – линии лежали не на своем месте – но это меньшее из зол. Тоже могу сказать и про законцовки.Оперение. Ну, тут уже интереснее. Стабилизаторы лишились 5 мм по передней кромке – это довольно существенно. По размаху у них все было нормально. Естественно и расшивка на стабилизаторе по передней кромке понеслась в пляс.Кильже вырос в высоту на 2 мм, получил скругленную «пилотку» и лишился тех же 5 мм по передней кромке. За расшивку естественно молчу.Теперь пойдем на крупное – фюзеляж. Фюзеляж, при вкладывании в чертеж, потерял нормальную форму носа – он стал меньше, уже. А следующий косяк идет в комплексе с фонарем. Все дело упирается в заднюю кабину, точнее в особенность в её конструкции на этом самолете. Все дело в том, что фонарь перекрывает значительную часть кабины и причем таким образом, что снаружи (при виде сбоку) видно только часть заголовника катапультного кресла и кусочек приборки. Вот производитель или по раздолбайству или просто решил, не париться и дал линию фонаря условно, расшивкой. Так вышло, что заднему пилоту отрезали приличный кусок кабины, уже не говоря про кабину при таких «модернизациях».Да и сам фонарь не идеален. Небольшой горбик начинает немного не в том месте, где ему нужно быть.Ну что, готовы? Готовы? Набрали воздуха? Они натягивают их на баклажаны.... (с) М.Задорнов) Ну и у меня почти тоже. Готовы? Теперь самое сочное – мотогондола. Берем сначала приятное – она писалась в чертеж по длине. При виде самолета сбоку в районе двигателя есть небольшой наплыв, который производитель благополучно дал в другом месте. По верху ничего не замечено. Теперь мысленно продолжаем экскурсию по самолету и отправляемся наверх. При виде сверху мотогондола прототипа имеет сложную форму – наплыв в районе двигателя, небольшое раздутие в районе ВЗ. Все это было объедено в одну усреднённую линию естественно с ущербом для расшивки. Я уж и не говорю про внутренности самой гондолы – упрощенные лопатки компрессора и сопла, сам канал ВЗ тоже голый – вместо ровной овальной трубочки канала красуется темные провалы внутренностей мотогондолы. Не предусмотрел этого производитель. Это был финальный аккорд по геометрии. Так что изкорбничать не сильно получится – уж больно явные косяки геометрии, чтобы ими пренебрегать. В целом – для сборки нормальной модели надо либо ваять чудеса из модели от молдавского производителя или же пробовать с Су-39, памятуя, что в 1983 г. КБ взяло недостроенный, опытный Т-8У (прародитель Су-25УБ) на разработку тяжелой версии штурмовика Су-25Т. При этом можно (и нужно) пользоваться афтермаркетом, что прилагается и к обычному Су-25 – колеса от Eqpage и двойной набор кабин от фирмы Neomega. Думаю, что этого должно вполне хватить, с учетом всех передок и изготовления новых стоек шасси, нового фонаря, новых пилонов, нового вооружения. Специально спарки не выпускают декалей, так что придется выкручиваться из того наличия декалей, которые выпускают для Су-25. ИтогПосле всей ругани за модель можно сказать, что она выпущена на уровне своего времени – 90-е гг. Чтоб собрать качественную и проработную модель конечно надо приложить руки, чего на начальном этапе моделизма редко бывает. Так что я б не посоветовал эту модель новичкам, а людям, которые действительно хотят собрать модель учебно-боевого самолета Су-25УБ, а эту модель использовать лишь как отправную точку для начала работы.При работе использовал: |
|
» Автор | |
---|---|
Любомирский | |
Опыт: | 1436 |
Репутация: | +77 |
Откуда: | город-герой Одесса |
Любомирский в 20.05.2008 - 16:06 Тема: Re: Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)(#940) - обсужде Статья очень полезная, я вот в свое время не мог найти по сабжу нормальной инфы(не считая обзорчик в Аэроплане за 90-е года). Но есть пару придиризмов: 1. По прототипу: а как же Су-25/УБ в Македонии, Перу, Эфиопии? 2. Дим, какие чертежи использовал при проверке геометрии? 1. Ну если чесно, то просто скачал, не проверял информацию. ну а по 2-му, скачал чертежи с уголка неба, не знаю чей источник :oops: [url=http://www.postimage.org/image.php?v=Pq1ofrE0][/url] Вот одна страничка этих чертежей. По ним и Су-25 и сейчас Су-25УТГ делаю. |
oleg-vit в 20.05.2008 - 18:19 Насчет источника - на чертежах стоит значек КБ Сухого, насколько это может говорить о их истинности?
Вот к примеру в изданиях 4+ на чертежах ставятся значки КБ ( Микояна, Миля и т.д.) и по мнению многих их графика заслуживает доверия. Если кто может, разъясните, откуда ноги растут у этих чертежей. |
Pilchak в 20.05.2008 - 18:26 Вот к примеру в изданиях 4+ на чертежах ставятся значки КБ ( Микояна, Миля и т.д.) и по мнению многих их графика заслуживает доверия.
Если кто может, разъясните, откуда ноги растут у этих чертежей. Прям в точку! Это тот самый 4+, только латинские буквы перебиты(причем не очень аккуратно) на русские. Вроде как говорили, что эти чертежи не очень правильные, но тем не менее они самые распространенные. |
oleg-vit в 20.05.2008 - 18:43 Есть еще чертежи из АиВ ( один из первых выпусков ) , но вот не помню есть там чертежи на УБ\УТГ. |
Pilchak в 20.05.2008 - 19:09 Есть еще чертежи из АиВ ( один из первых выпусков ) , но вот не помню есть там чертежи на УБ\УТГ.
Были там на учебки, но по некоторой инфе они вообще не катят :( . |
Любомирский в 20.05.2008 - 19:10 Значит вся геометрия напрасна? :(
Но я не все смотрел по чертежу - смотрел и по фото и по логике. ну нос реально в точку сходит, и мотогондола - я реально по фото рассказал. Так что, думаю, не все там не правильно. |
Pilchak в 20.05.2008 - 19:22 Значит вся геометрия напрасна? Sad
Как говорится все "в этом мире относительно"(с), вот к чертежам это относится не в последнюю очередь... |
foxbot в 03.06.2008 - 06:46 Эта модель когда-то, лет 10-15 назад, изготавливала UNDA из Кишинева. Знаю точно, поскольку сам возил партии этих моделей в Киев. Как посмотрю, за это время никто так и не удосужился исправить многочисленные косяки. С другой стороны, в 1/72 масштабе все равно модель никто другой не делает. Да и в 1/48 когда-то делали чехи из OEZ, да и эта модель сейчас - большой раритет. Так что, похоже, альтернативы все равно нет. Так что рашпиль в руки - и вперед!
Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды: Кстати, то ли чехи, то ли поляки когда-то издали книгу по Су-25. Есть там чертежи и УБ, и УТГ, и Су-25Т. Насколько достоверны эти чертежи, спорить не буду, но если кому интересно, могу сосканить отдельные страницы. |
Romanych в 10.03.2012 - 19:47 Кстати, то ли чехи, то ли поляки когда-то издали книгу по Су-25. Есть там чертежи и УБ, и УТГ, и Су-25Т. Насколько достоверны эти чертежи, спорить не буду, но если кому интересно, могу сосканить отдельные страницы.
интересно. И именно на УТГ |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
Тема: Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)(#940) - обсуждение
Статья очень полезная, я вот в свое время не мог найти по сабжу нормальной инфы(не считая обзорчик в Аэроплане за 90-е года).
Но есть пару придиризмов:
1. По прототипу: а как же Су-25/УБ в Македонии, Перу, Эфиопии?
2. Дим, какие чертежи использовал при проверке геометрии?