В 1934 году Министерством авиации Великобритании было выдано техническое задание на проектирование и постройку многоцелевого самолёта для воздушных сил Королевского флота. Требовалось создать цельнометаллический скоростной двухместный моноплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной экипажа, способный выполнять во многом взаимоисключающие задачи – пикирующего бомбардировщика и истребителя сопровождения. Кроме того, самолёт должен был взлетать и садиться на палубу авианосца и иметь складывающееся крыло.
Несмотря на явную сложность и новизну поставленной задачи, за её исполнение взялись сразу несколько известных британских авиационных фирм. Победителем в этом соревновании стала фирма «Блэкберн» со своим прототипом с двигателем воздушного охлаждения Бристоль «Меркюри» IX. Первый экземпляр был построен в конце 1936г. и совершил первый полёт в феврале 1937г.
В Европе явно назревала большая война, и потребность в новых самолётах была такова, что заказ на 190 будущих «Скуа» был сделан Министерством ещё до первого полёта прототипа – в июле 1936г. В серию самолёт пошёл с другим двигателем - Бристоль «Персей» XII. Эта замена отнюдь не улучшила и без того не высокие лётные данные «Скуа», но выхода не было, «Меркюри» не хватало даже для «Бленхеймов» и «Гладиаторов», а их производство было приоритетным.
Как бы то ни было, самолёт с новым двигателем стал называться «Блэкберн D. B. 1A Скуа II». Первый серийный «Скуа» поднялся в воздух в августе 1938, производство продолжалось до марта 1940г.
Назвать «Скуа II» удачным самолётом нельзя при всём желании. Мощности двигателя ему явно не хватало, склонность к штопору ограничивала и без того низкую маневренность машины. Плохой обзор из кабины вперёд, критически важный для палубного самолёта, и удлинённая передняя часть самолёта делали посадку на палубу весьма сложной. Из-за этого, а так же недостаточного запаса топлива на борту, что приводило к вынужденным посадкам, не боевые потери этих машин во время эксплуатации с палубы авианосцев волне сравнимы с боевыми потерями от огня противника. В довершение, и истребитель из него получился посредственный, недостаток скороподъёмности, низкая скорость и плохая маневренность не оставляли ему шансов при встрече с истребителями практически любого противника. В прочем, в роли перехватчика для защиты корабельных соединений от атак бомбардировщиков самолёт применялся сравнительно успешно, В норвежской кампании в начале ВМВ собственные потери этих машин, летавших в основном с «Арк Рояла», были примерно равны количеству сбитых самолётов противника. Позже, во время эвакуации экспедиционного корпуса из Дюнкерка, «Скуа» применялись в качестве пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков, и понесли существенные потери. С сентября 1940г. «Скуа» использовались в средиземном море, защищая британские корабли от атак итальянских бомбардировщиков. В начале 1941г. последние оставшиеся в строю машины были переданы в учебные части.
Модель этого самолёта в масштабе1:72 производится чешской фирмой Special Hobby по технологии литья под низким давлением. В набор, кроме пластиковых деталей, входят небольшая пластинка фототравления и детали из полиуретановой смолы, в первую очередь, это двигатель с системой выхлопных патрубков, колёса шасси и некоторые другие мелкие детали. Декаль неплохого качества представляет два варианта машин с авианосца «Арк Роял». Один из них, а именно Skua, принадлежавший 803 эскадре FAA с авианосца «Арк Роял» на момент атаки на броненосный крейсер «Шарнхост» 13 июля 1940г. и послужил прототипом для моей модели.
Сборка модели начинается, как всегда, с кокпита. Деталировка весьма неплохая изначально, есть некоторые детали фототравления, осталось только аккуратно всё собрать и покрасить, ничего не испортив. От себя добавлен только авиационный прицел, имеющийся в наборе на себя похож весьма отдалённо, так что пришлось использовать «смоляной» от «Квикбуста». Окрашен кокпит водорастворимым «Аканом» и выполнена смывка жидкостями «MIG».
После сборки половин фюзеляжа и установки на место крыла с хвостовым оперением и шпаклеванием стыков, потребовались некоторые доработки.
В первую очередь, в глаза бросились отсутствующие в пластике, а точнее, обозначенные расшивкой на модели, но выступающие наружу на реальных машинах каналы воздуховодов в верхней передней части фюзеляжа сразу за моторамой. Они были изготовлены, а точнее вытянуты из тонкого полистирола. В крыле были заменены БАНО, изготовленные из цветного прозрачного пластика и фары в передней кромке крыла.
При монтаже на своё место фонаря кабины выяснилось, что в задней части фонарь уже, чем его посадочное место, так что пришлось делать небольшие вставки из полистирола в вырез фюзеляжа под фонарь кабины.
Сборка двигателя и капота с выхлопной системой особенностей не имеют и доработок не требуют, но большое количество мелких и хрупких деталей и не совсем внятная инструкция требуют определённой аккуратности и внимания.
Сборка шасси особенностей не имеет, а вот отсутствие бомбы, при наличии бомбодержателя, неприятно удивило. Пришлось подыскать в старых запасах подходящую деталь вооружения, без которой образ самолёта, являвшегося ещё и пикировщиком, мне кажется неполным. Да и атака на «Шарнхост» прототипа модели подразумевает именно бомбометание.
Перед окраской модель покрывалась серой грунтовкой «Alclad», затем слой металлика «Alclad», а затем уже окраска в основные цвета водорастворимым акрилом от «Ганзы», «Тамии» и «Валехо». Некоторые слои краски шлифовались наждачной бумагой 2000-3000 номеров с водой для имитации повреждений и естественного износа ЛКП.
После слоя «Future» нанесены декали, ещё слой «Future» и смывка с тонировкой жидкостями MIG и масляными красками.
После слоя финишного полуматового лака на основе всё той же «Future» нанесены следы эксплуатации тамиевскимипигментами и произведена окончательная сборка модели.
В завершение прозрачные части фонаря кабины покрыты слоем «Future» мягкой кистью и натянута антенна из тонкой рыболовной лески, окрашенной металликом.
Александр, очень понравилась работа! Мог был +нуть - плюснул.
Можно вопросик? После металлика перед акрилом не Футурили? Соскрёбы краски не продирали металлик потом?
Спасибо, коллеги!
Можно вопросик? После металлика перед акрилом не Футурили? Соскрёбы краски не продирали металлик потом?
Нет, не футурил, нет необходимости. Металлик лежит на грунтовке и держится "насмерть", в отличие от акрила. А дальше - шкуркой "нулёвкой" с водичкой, очень аккуратно. Вообще, способ вышлифовывания краски богат возможностями получения реалистичного эффекта повреждения и старения ЛКП, единственно, не совместим с прешейдингом.
Тема: Special Hobby 1/72 Blackburn Skua Mk.II(#9650) - обсуждение
Аккуратненькая такая работа!
Правда самолет еще тот образец британского "изящества" :mrgreen: