Что ж, готова ещё одна модель и ещё одна статья – а значит, я снова приветствую всех, кто не равнодушен к моделизму, или просто заскочил по случаю, и представляю модель Horch Typ 1a w/2cm Flak 38.
Идея построить такую вот конверсию была давно, да что-то не мог собраться с мыслями. Конверсия довольно распространённая в Сети, и интуитивно понятная широкому кругу лиц: сейчас СМИ пестрят кадрами из той или иной горячей точки, на которых запечатлены всевозможные джипы и грузовики, приспособленные для военных нужд посредством установки стрелкового или артиллерийского вооружения разной степени адекватности, так что идея – не уникальна.
Такие конструкции возникают прежде всего в условиях нехватки боевых машин того или иного назначения. Не является исключением и данная машина: зенитная артиллерия времён 2 Мировой войны в основном была буксируемая, что, не смотря на жёсткие нормативы по подготовке орудия к бою не способствовала оперативности открытия огня по внезапно появившемуся самолёту противника, так что идея создания ЗСУ была актуальна, и первые самоходки такого типа, производимые даже в заводских условиях, являлись фактически переделками тягачей или бронетранспортёров под монтаж тех или иных зенитных орудий, ранее выпускавшихся в буксируемом варианте.
Ну а пределу фантазий полевых мастерских так вообще не было предела.
В моём случае носителем вооружения является военный автомобиль повышенной проходимости общего назначения Horch Typ 1a, в котором по задумке автора организована импровизированная платформа для монтажа орудия 2cm Flak 38.
Получившаяся в итоге машина позволяет значительно повысить мобильность данного орудия, и представляет собой огневое средство, способное поражать низколетящие самолёты или бороться с живой силой, огневыми точками, небронированной и легкобронированной техникой на дистанции порядка 2,2 км. Собственно, все присущие шасси недостатки – только усугубляются, и дополняются, по донесениям с фронтов, изломом рамы. Все возможности орудия – сохраняются, разве что работа заряжающих имеет свои особенности.
ПРОТОТИП
Модель я делал «из головы», это некий «зенитный сферический «Хорьх» в вакууме», представляющий обобщённый образ машины и моего видения таких ЗСУ. Я счёл это возможным, так как предполагаю, что не смотря на большое, но всё же ограниченное количество фото таких машин в сети – реальное количество таких машин было значительно, ведь не даром же была выпущена даже полноценная заводская модификация с открытой платформой с откидными сетчатыми бортами.
МОДЕЛЬ
Для постройки модели использованы следующие наборы:
1. Tamiya 35052 Horch 4x4 Type 1a – всем известный старый набор весьма посредственного качества с крайне бедной деталировкой;
2. Травление Eduard 35 542 – набор травления, призванный устранить недостатки и повысить деталировку набора от Tamiya. Травление годное, рекомендовано к использованию, если Вы всё же захотите построить «Хорьх» из тамиевского набора;
3. Dragon 6268 2 cm Flak 38 mit Sd.Ah.51 – набор отличного качества с зенитным орудием и трейлером к нему;
4. Voyager model 35111 – набор фототравления для зенитного орудия, призванный заставить постоянно искать ответ на вопрос «а чем травление из набора хуже» и затянуть стройку на долгое время;
5. Griffon Model LB35018 – ствол орудия Flak38. Чем лучше пластикового? Перфорированный пламегаситель, пару деталей для мелкой деталировки, и модный текстурированный «шершавый» поясок на стволе для облегчения смены ствола и хватания за него перчатками;
6. Panzer Art RE35-286 Road wheels for Horch 1a (Gelande) – смоляные колёса весьма неплохого качества но… с рядом особенностей, о которых ниже;
7. На модель ушло изрядное количество ящиков для снарядов от Hauler, и один открытый – от Aber. Ящики этих фирм мне нравятся больше всего. Шанцевый инструмент – весь из запасов от наборов Dragon;
8. Травлёная пластинка от Aber c противоскользящим покрытием «ромбом» для имитации поверхности боевой платформы;
9. Точёные ограничители габаритов от RD Model 35A01.
Описательная часть будет на этот раз короткой.
Итак,
ШАССИ
Модель Horch Typ 1a от Tamiya довольно известна.
В связи с тем, что я для монтажа орудия установил площадку, полностью закрывающую салон, я был избавлен от многих доработок и переделок, традиционно необходимых при сборке машины в обычном варианте. Но всё-же..
1. Первое и главное: из всей пассажирской части машины выкинуто всё не нужное, имитирован силовой каркас из пластиковых двутавров. Поверх него установлена платформа. Для прочности и вместе с тем простоты монтажа, сделано так: травлёная пластинка с имитацией противоскользящей поверхности приклеена на супер-клей к листовому пластику Tamiya (под «гнётом», чтобы не повело), а затем приклеена модельным клеем к силовому набору. В пластине заранее подготовлены отверстия под штыри, которые будут фиксировать пушку на платформе (всё-же, просто так её лучше не клеить: поверхность рифлёная, да ещё и клеить придётся «краску к краске», что не способствует прочности модели);
2. Исправлена известная проблема набора с неверным раскроем дверей;
3. Выполнена заново вся мелкая деталировка травлением: крепления шанца, деталировка отделения управления, общая деталировка машины с использованием травления Eduard. Во всех элементах, на которых вытраавлены имитации головок болтов или т.п – эти имитации высверлены, и элементы установлены на болты от MasterClub подходящего размера;
4. Заменены колёса на смоляные от Panzer Art. Здесь такая деталь: смоляные колёса хороши, но набор не содержит никаких указаний по монтажу, или «ответных» частей, которые крепятся к подвеске. И если с «запасками» вопросов особых нет, то с основными – могут возникнуть. Я вырезал из «стоковых» центральные части, которыми они должны были клеиться к подвеске, вклеил внутрь смоляных, и затем уже данную сборку устанавливал на стандартные посадочные места модели. Впрочем, сейчас есть аналоги колёсам Panzer Art, а также Вы можете применять колёса от Sd.kfz.222;
5. Добавил также домкрат автомобильный из обрезком пластиковых трубок (едва ли правда он виден, т.к. крепится где-то под приборкой в районе ног пассажира на переднем сиденье);
6. Добавил силовой набор в салоне и изготовил заново из трубок подходящего диаметра узел крепления винтовок;
7. Посредством двухкомпонентной шпатлёвки и последующего обтягивания упаковочной бумагой для обуви, пропитанной ПВА, имитировал чехол на ветровое стекло и сложенный тент (да, их часто не убирали, хотя вроде как необходимости в нём особой не было при установленном орудии. Скорее всего, он играл роль своеобразного бортика);
8. В фары вставил отражатели и стёкла от Elf. Кстати, такой момент: мне кажется, что именно изкоробочные фары довольно неплохо передают облик фар реальной машины, и прямая замена их корпусов на Elf – не вполне оправдана. Так что я взял отражатели, вместо лампочки вставил точёную заклёпку (такие делает RB Model), и ножку заклёпки вклеил в рассверленное посадочное гнездо в фаре (так супер-клей не касается фольки отражател – это раз, всё крепко держится – это два, и заклёпка имитирует лампочку – это три);
9. Сделал «рабочее» зеркало из наклейки для боксов Tamiya;
10. Установил точёные ограничители габаритов от RB Model;
11. К фарам и звуковому сигналу изготовил проводку.
ОРУДИЕ
Здесь комментарии излишни. Первое и главное что я понял: набор вполне самодостоаточен, особенно если нужно собрать только орудие. В итоге – почти полностью из коробки, разве что некоторые щитки заменил на травлёные. Те или иные узлы – травление вперемешку, где-то лучше травление от Voyager, где-то – элементы из набора.
Конечно же заменил ствол на точёный.
Интересно получилось с магазинами: собирать травлёные не очень хотелось (да и… не сильно получалось), поэтому я рассверлил поглубже отверстия в верхней части пластиковы (5 маленьких круглых отверстий на каждом магазине), а для деталировки нижней части и скруглённой грани – наклеил полоски, предназначенные для сборки травлёных магазинов. Вышло довольно интересно, как по мне.
На пушку добавлены всякие цепочки, винты-барашки и прочая мелочь.
АКСЕССУАРЫ
Для меня при сборке немецких ЗСУ времён 2 Мировой войны принцип всегда один: снарядов мало не бывает. Подумайте сами: скорострельность орудия в разных модификациях от 280 до 450 выстрелов в минуту. Заряжается оно магазинами на 20 снарядов. В одной металлической коробке – 2 магазина. Так что – сколько не положите, всё равно мало, и лишь прицепленный трейлер Munition Anhanger 51 решает вопрос положительно. Так что, моя машина обильно усыпана патронными ящиками, для удобства расчёта разложенными крышкой к борту (подсмотрел на Sd.kfz.7/1).
Также, положил футляр с запасными стволами (а то вдруг бой будет жаркий, столько снарядов-то набрали?).
ОКРАСКА И ТОНИРОВКА
Всё предельно просто. Красил отдельно машину и орудие в разные в общем-то цвета: Tamiya Dark grey – машина, и Panzergrey – орудие. Затем высветления осветлённой краской, фильтры голубой и тёплый серый в разной пропорции на машину и орудие.
Немного масла серых и коричневых тонов втёр насухо.
Нанёс декали из комплектов наборов: машину записал в 3-ю танковую дивизию СС «Мёртвая Голова», мотопехотный батальон.
На орудие нанёс победные отметки: 5 сбитых самолётов и 2 танка. Много или нет – не знаю, но с учётом того, что машина принадлежит войскам СС – ещё даже мало, я думаю: те бы подрисовали силуэты бомбардировщиков, которые летают в разы выше чем эта пушка стреляет и тяжёлых танков, которые не пробиваются из этой пушки в принципе никак.
Поверх нанесён матовый лак Ultra Matt Varnish от AK Interactive.
Снарядные ящики дались почему-то не сразу. Поверх слоя тёмно-зелёной краски нанёс полуматовый лак от Tamiya, затем тонировал сухой кистью, обильно покрыл сколами и имитировал потёртости на ручках.
На самой машине грязи довольно не много: есть конечно кадры с такими машинами, пробирающимися по грязной дороге, но в большинстве случаев это могло бы закончиться печально: всё же почти полтонны допю нагрузки на задние колёса, не считая БК и экипажа…
Тем не менее, грязь нанесена на нижнюю часть и в колёсные арки моим любимым Soli Effect DARK EARTH от Tamiya. На этот раз наносил прямо на пластик, ДО покраски, что мне в общем понравилось: держится даже прочнее.
Глушитель конечно же насухо натёр пигментами ржавых тонов от Mig.
Общее запыление – аэрографом, красками землистых тонов, плюс насухо пигменты Mig.
Платформу обильно тонировал од грязь пигментами разных цветов.
ФИНАЛЬНАЯ СБОРКА
Когда компоненты были готовы, приклеил колёса, установил орудие, посадил на супер-клей все ящики на платформу. Что получилось – перед Вами.
Кстати, на этот раз я вообще не правил балланс белого в редакторе: снимал в облачную дневную погоду, и именно такие фото передают в итоге настоящий цвет модели, пусть даже это и моё видение цвета Panzergrau.
Ну и… как же без этой рубрики…
КАК СДЕЛАТЬ ВАШ Horch Typ 1a w/2cm Flak 38 ЛУЧШЕ?
Поле для работы – огромное, коллеги.
Главный вопрос: КАК орудие держалось в кузове? Например, есть музейный образец, где так же как и у меня – просто стоит на опорах. На фото я не вижу явных крепления или ограничителей, благодаря которым оружие не сползёт с машины на повороте. Хотя с такой конструкцией в кузове в итоге всё равно лучше не дрифтовать, даже не смотря на все управляемые колёса. Но можно поизучать этот вопрос плотнее или проявить больше фантазии.
В качестве платформы Вы можете использовать не только металл, как я, но и имитировать дощатый настил поверх каркаса, будет по-своему интересно.
Есть вариант монтажа, где сохраняется ящик за задними сиденьями, а одна их опор орудия немного заходит в отделение управления.
Самое главное: я конечно же никак не трогал ходовую часть машины, а там переделывать надо довольно много: возможно, проще дождаться, когда кто-либо сделает более новый набор самой машины? ICM сделал другую версию, с запасками внутри, которая менее подходит для конверсии, но это уже совершенно другой уровень.
В сети также много фото, по которым можно построить модель, но... они часто довольно избиты, так что я рекомендую проявить фантазию: она будет уместна.
Требуют внимания крепления шанца, фар и деталировка салона: в базовом наборе выполнено довольно примитивно, а травление всех вопросов не закрывает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот такая весьма распространённая конверсия получилась. Оценку настоящим машинам, которые строились силами полевых мастерских или даже в заводских условиях – давать трудно. Это просто очередное мобильное огневое средство, которое было необходимо «здесь и сейчас». Такая машина могла сопровождать колонны на марше, охранять те или иные объекты от штурмовиков, вести бой вместе с панцергренадёрами, поддерживая их с расстояния точным огнём орудия Flak 38, снаряды которого быстро заставят замолчать пулемёт, подавят позицию недостаточно укрытого орудия, огневую точку, и прижмёт к земле пехоту. Конечно, такая машина и сама представляет отличную мишень: довольно высокая, не защищённая никакой бронёй (кроме щитка наводчика) – она быстро может стать братской могилой. Хотя, впрочем, с учётом её полной открытости – скорее всего просто её экипаж при не аккуратном обращении превратится в простых пехотинцев.
Каким был, как и где воевал, и каким будет в итоге воплощённый в модели Ваш Horch Typ 1a w/2cm Flak 38 – решать Вам, а мой – перед Вами.
Машина-звэр... Шайтан-арба в представлении сумрачного тевтонского гения :grin:
Сначала подумал, что шушпанцер, однако было и такое
Очень удачно, и статья хорошо написана. Фото бы чуть светлее...
С уважением - Олег.
Omega, спасибо!
Коллега, я... в шоке сейчас! Реально, чуть если переиначить - то можно было сделать модель по Вашей фото!
Прям почти один-в-один! В крайнем случае, сочетание "шасси+тип колёс+ЗУ" - такое же! Трос повесить-не вопрос, полоску на капоте тоже.
А "светомаскировку" на фарах делать в разы проще чем "зрячие глаза". Я как-то внимания не обращал именно на эту фотку...
Вообще же фоток подобных машин реально много, поэтому я даже счёл возможность делать её "из головы". Все в основном на африку с клевером делают.
Всем рекомендую такую скромную конверсию для разминки.
Есть комментарий по фото: я не знаю как так вышло, но в статье указал даже по этому поводу: фотки нарочно не правил. Я снимал 8 кажется числа, утром, в Москве, при облачной погоде, с соответствующим балансом белого, с долбаническим приоритетом диафрагмы и ISO400. На выходе: при попытке выравнять баланс белого в фотошопе (что я обычно делаю) - цвет уходил в ядовитый на ящиках и фиолетовый на машине.
А вот на необработанных фото, которые я подгрузил в статью - он реально передаёт то, что стоит у меня на полочке.
Вот таки дела :)
Трос повесить-не вопрос, полоску на капоте тоже.
И развернуть станину пушки на 180 градусов, если ориентироваться на фото. Пушка там сдвинута ближе к центру машины.
С уважением - Олег.
Трос повесить-не вопрос, полоску на капоте тоже.
И развернуть станину пушки на 180 градусов, если ориентироваться на фото. Пушка там сдвинута ближе к центру машины.
С уважением - Олег. - всё верно.
Кстати, я именно эту фотографию получается не видел. Но оказывается у меня есть такая машина: тот самый самый "Хорьх с клевером",
оказывается, вот оно как!
Ну и, на всякий случай отвечаю на не заданный но возможно возникающий вопрос: "а можно ли строить такую ЗСУ на шасси ICM-овского "Хорьха"?
Он ведь другой серии а фото таких машин в основном с двумя наружными запасками!" - Можно! Ибо во-первых, у такой переделки конечно свои особенности,
как раз из-за внутреннего размещения колёс, но это вряд-ли проблема для тех, кто зенитчик в душе :)
И по традиции, выкладываю в свою же тему интересную фотографию, обнаруженную мной недавно.
Это "Хорьх" с ЗУ в кузове.
Из интересного: деревянная боевая платформа, множественные отметки о сбитых самолётах, и очень не характерный трёхцветный (!) камуфляж.
На заметку будущим "хорьхофлакостроителям".
Отличная модель получилась!
Тема не моя, но увидев фото ЭТОГО на главной странице, не смог пройти мимо.
Зашел, а тут еще и статья очень обстоятельная и познавательная. Почитал с интересом, хотя сам наверно строить что либо подобное вряд ли буду.
Тема: Tamiya+Dragon 1/35 Horch Typ1a w/2cmF...(#9651) - обсуждение
Машина-звэр... Шайтан-арба в представлении сумрачного тевтонского гения :grin:
Сначала подумал, что шушпанцер, однако было и такое
Очень удачно, и статья хорошо написана. Фото бы чуть светлее...
С уважением - Олег.