Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Plasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детства

Моделисты со стажем, конечно, помнят эти замечательные модели, выпускавшиеся в ГДР. У многих именно с них и началось увлечение стендовым моделизмом. В те далекие времена почти каждый мальчишка хоть раз да собирал купленный в подарок немецкий набор и, придя в гости к какому-нибудь знакомому пареньку, часто можно было увидеть модель стоящую, где ни будь на серванте или телевизоре. Для некоторых это был единственный опыт постройки, но были и такие, кто заболевал этим в серьез и надолго.

Я хорошо помню свои первые модели. Друг со двора подарил мне уже собранные и наверно порядком надоевшие ему Ан – 2 и Як – 24п. Принеся, домой подарок я принялся приводить их в порядок (модели были в плачевном состоянии, грязные с отломанными частями). Вот с этого всё и началось. Первым купленным набором была «Каравелла». Стоила она тогда, если мне не изменяет память 2 рубля. Утром, когда я купил набор, (дело происходило на летних каникулах) придя, домой тут же принялся за сборку. В комплект набора входили клей и краска, которой нужно было согласно инструкции для придания модели элегантного вида (именно так было написано) окрасить нижнюю часть фюзеляжа и крылья.

Ах, этот не с чем ни сравнимый стойкий запах немецкой краски. Сколько раз в последствии мне приходилось получать нагоняй от родителей, не разделявших со мной радости от сборки новой модели. Но вернусь к «Каравелле». К концу дня модель была покрашена и собранна, заняв свое место где-то на серванте. Затем наступало время эстетического наслаждения от созерцания своего труда. В будущем, когда удавалось приобрести очередную модель, сборка в режиме non stop всегда занимала не больше одного дня. А что же дальше? А дальше были «Комета» и Ил – 62, Ил – 18 и Ту – 104. В общем, стала собираться коллекция. Чему в не малой степени способствовал умелый маркетинговый прием немецких товарищей, дававших на торцах красочных коробок маленькие рисунки выпускавшегося модельного ряда.
Plasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детства
Кстати о коробках – прекрасные работы Рейша – немецкого художника были действительно очень хороши. Они брали своей правдивостью. Вот Ту -104 садится зимой в буран где то на Дальнем Востоке, вот Як – 40, где в горах Абхазии, с чабаном в папахе и стадом овец на переднем плане, или Комета – 4 на фоне авианосца взлетает в аэропорту Гонконга, да еще много всего. Позднее Plasticart стараясь удешевить производство упростил свои упаковки, но в семидесятых это было нечто. Позднее работы Рейша часто можно было встретить на страницах немецкого журнала Flieger Revue и всегда они отличались высокой достоверностью. У нас сравнить с ним можно только уже давно ушедшего Эдуарда Молчанова, работавшего в то время в журнале «Моделист – Конструктор». И именно он во времена железного занавеса первым смог подать нам Москита и Мустанг, Ньюпор – 17 сражающегося с Альбатросами и многое другое.

Но извините, я отвлекся, хотя и пытаюсь передать дух той эпохи, когда «деревья были большими». Многие молодые современные моделисты наверно не смогут понять меня, но я уверен, что найдутся и такие кому все эти описания будут знакомы и не безразличны. Живя в маленьком городке, не просто было пополнять свою коллекцию. ГДРовские модели были в жутком дефиците и разбирались мгновенно. Исключением являлась Москва с ее знаменитым на всю страну магазином «Лейпциг», где торговали товарами из ГДР. В то время знающие люди говорили, что там весь ассортимент немецких моделей можно было приобрести максимум за один месяц.

Живя, в трех с половиной тысячах километрах от Москвы в это верилось как-то с трудом. Моя коллекция пополнялась буквально по крупицам. Хотя я взял себе за правило каждый день на каникулах обходить все детские магазины, в надежде купить что-нибудь новое, иногда это удавалось, но чаще нет. Вспоминаю один случай. Как-то вечером, случайно зайдя в местный военторг – магазин, торговавший военной амуницией. Среди погон и петлиц увидел громадную коробку Ту-144 – предел моих мечтаний. На красочной коробке был изображен взлетающий в ночь 144-ый работы Рейша. Спросив у продавца цену, к своему ужасу обнаружил, что денег не хватает. В то время это была самая дорогая Plasticart’овская модель. На все мои мольбы и просьбы убрать модель с витрины, и что я сейчас принесу деньги (дом был не далеко), продавец ответила отказом.
Plasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детстваPlasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детстваPlasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детства
С невероятной скоростью я помчался домой. Дома, наверно глядя на мой возбужденный вид, отец тут же вручил мне недостающий рубль. И я помчался обратно. Прошло не более 15 – 20 минут, когда я вновь влетел в магазин, моему разочарованию не было предела. Модель была продана! На мои расспросы продавец сказала, что модель только, что купил какой то мужчина. Это был настоящий шок! Я еще попытался сразу найти этого человека, чтобы выкупить модель, но всё было тщетно. Наверное, это было сильнейшее потрясение моего детства. Во всяком случае, я до сих пор помню об этом. Лишь только годы спустя, в восьмидесятом году, служа в армии в городе Ташкент, мне удалось купить Ту -!44 и многое другое, чего не хватало до полноты всей коллекции. Но это был уже другой в плане оформления коробки самолет. На мой взгляд, значительно хуже. А потом появилось Novo. И приоритеты поменялись. Я раздарил всех немцев друзьям. О чем сегодня сожалею. Остались только передние части тех немецких упаковок, которые сегодня я бережно храню. Теперь перейду к причине, почему я всё это вспомнил. Месяца полтора назад мне заказали модель какого-нибудь пассажирского лайнера. Выбор был свободный, и я вспомнил о лежащей у меня уже лет 20 старой Plasticart’овской коробке с не собранным Ту-154.
Plasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детстваPlasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детства
Получив одобрение заказчика, я принялся за сборку. Стоит сказать, что мне было самому очень интересно собрать раритетную модель по новому, с учетом всех современный технологий и материалов. Ввиду уникальности модели решил ничего не переделывать, а собирать всё как есть.

Отливка отлита из пластмассы 3-х цветов - фюзеляж, крылья, двигатели и стабилизатор – белого цвета, стойки и створки шасси, лопатки турбин, антенны – серебристый пластик, колеса, а их 14 штук на отливке – из черной пластмассы. Расшивка на модели внешняя, А-ля «Лежачий полицейский», но повторяю, ничего переделывать не стал. Зато в прозрачных деталях даны все иллюминаторы пассажирского салона, что конечно является плюсом. Ведь сегодня большинство современных моделей авиалайнеров не имеют остекления, а имитируют его с помощью декалей.

В общем, описывать процесс сборки простейшей модели не имеет смысла. Хочется остановиться лишь на некоторых мелочах. Перед склейкой фюзеляжа обе половины были покрашены изнутри черным цветом. Это было сделано для предания объема и глубины внутренней части салона. Так же это позволило замаскировать груз (кусочки металла) в носовой части модели. Раньше для этого использовался пластилин. К тому же темные окна на готовой модели выглядят значительно лучше. Пропадает аквариумный эффект. Стоит сказать, что после склейки всех основных элементов все швы были зашпаклеваны и зашкурены. После этого модель была загрунтована двухкомпонентным акриловым грунтом NOVOL 3+1 после чего, опять зашкурена шлиф шкуркой № 800. Декоративные продольные полосы или кокарды на фюзеляже были покрашены. Хотя имелись и штатные деки. Это было сделано по двум причинам. 1) Прозрачные части декали накладывающиеся на окна, к окнам не прилегают. Между окном и декалью получается промежуток примерно в 1 мм. В результате чего дека может порваться. 2) при окраске, так же окрашиваются торцы иллюминаторов, что, безусловно, улучшает вид модели. В остальном же были применены штатные декали, которые, не смотря на свой возраст, переводились прекрасно и приваривались микро солом. Так как модель собиралась по-современному, то покраской были выделены следующие детали.

Plasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детстваPlasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детстваPlasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детства

Обечайки двигателей были окрашены полированным алюминием. Этой же краской я выделил предкрылки и переднюю кромку киля. Законцовки и стабилизаторы были окрашены сигнальным красным. Так же были выделены диски колес. Сама модель окрашена в цвета Аэрофлота семидесятых годов. Так как модель сувенирного типа, то после покраски она была покрыта глянцевым двухкомпонентным акриловым лаком. Хотя имеется штатная подставка модель стоит на шасси. Без подставки самолет явно проигрывает в зрелищном восприятии, поскольку теряется динамика движения, но такого было техническое условие заказчика. В общем, глядя на модель можно сказать, что в целом модель воспринимается легко. Старые немецкие мастера разработчики прекрасно знали свое дело. И на сегодняшний день модель актуальна и мало в чем проигрывает своим современным одноклассникам. Так и хочется скомандовать всем этим Ревелям, Тамиям, и Хасегавам : «Равняясь! Смирно!!! Равнение на средину!»

Plasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детства

Ибо перед Вами старейшина всего пластикового моделизма Союза Советских Социалистических Республик – легендарный Plasticart. Который был первым, а быть первым – это всегда почетно.

С уважением Слапыгин Игорь Георгиевич.
Фото: Николай Усачев.
Компьютерная обработка фотографий и спец. эффекты: Слапыгина Александра.

» Информация о статье
olten в 24.07.2008 - 12:05
Здравствуй, уважаемый Игорь!
Еще раз внимательно перечитал статью и рассмотрел фотографии модели. Возникло несколько вопросов.
Какими красками красилась модель – верх и низ? Ты указал только полированый аллюминий(обечайки, предкрылки), а об основных красках не написал. Мне очень понравилось, как легла основная серебрянка.
Каким методом изолировались иллюминаторы? Неужели каждый по отдельности закрывался скотчем?! Это же титанический труд!!!
И еще вопрос. Уже по иллюстрации на коробке.
Меня всегда в детстве удивляло, почему никто не обращает внимания на малюсенькие буковки в нижнем углу лицевой стороны коробки: REICH.(пишу по памяти, могу ошибиться в правописании).
Это много позже я узнал, что так подписывались художники на своих произведениях.
А тогда, в далекие 70-е мое детское мировозрение воспринимало эту надпись как некую идеологическую шутку-провакацию со стороны производителей, потому что иначе как РАЙХ или РЕЙХ я это слово перевести не мог. Тем более, что я в школе изучал немецкий.
Так как же на самом деле правильно перевести это слово: РЕЙШ или все же по-другому?
А модель хороша! Очень мне понравилась!
Что на очереди из PLASTIKART-а?
Удачи в творчестве! С уважением. Олег.
Слапыгин_Игорь в 24.07.2008 - 15:52
Здравствуйте,уважаемый Олег!
Модель красилась красками лаборатории Шпец Хакер. Лаборатория по подбору автомобильных красок. Краски изумительного качества,ложаться идеально ровно,практически без шагрени. Очень большая цветовая палитра. Произведено в Австрии. На счёт иллюминаторов ,могу сказать ,что синий задувался произвольно ,до склейки фюзеляжа,затем вклеивались окна,а затем склеивался фюзеляж.Окна маскировались сплошной полосой ,нарезаной из Тамиевского скотча. На счёт художника ,могу сказать, что его фамилия действительно читается,как Рейш. Это известный немецкий художник работающий в авиационной тематике. Его работы постоянно публиковались в ГДРовском журнале Флюгер Ревью. На очереди из Пластикарта наверное АН 14. Модель очень хорошая. Дана деталировка салона,но модель уже в 72 масштабе.
С уважением Слапыгин.
olten в 25.07.2008 - 09:19
Игорь, приветствую!
С иллюминаторами придумано здорово! Очень рациональное решение. Молодец!
А вот эти краски Шпец Хакер, они только глянцевые, или есть мат и полумат?
Если это автомобильные краски, значит они нитро? Какова их фасовка?
Есть ли они в продаже В Украине и в Росии?
Можно ли поподробнее о биографии этого самого Рейша?
Вот сколько вопросов сразу!
С уважением. Олег.
Слапыгин_Игорь в 25.07.2008 - 11:14
Здравствуйте,Олег!
На счёт краски могу сказать,что она идёт двух видов. 1.Двух компонентный акрил- сохнет относительно долго и обладает повышенным глянцем.2. Однокомпанентный акрил-сохнет мгновенно. после покраски имеет ровную матовую поверхность,которая при желании легко полируется в глянец.Фасуется краска в фирменную пластиковую тару. Размер которой зависит от преобретаемого объёма материала.Фирма Шпец Хакер довольна известна,так что лаборатории должны быть по всюду. Стоит поинтересоваться у маляров на СТО,где они берут краску на подбор цвета.К сожалению биографией Рейша,как то не интересовался,так ,что ни чего сказать не могу. Попробуйте запросить поисковые сайты Интернета.
С уважением Слапыгин.
SilverGhost в 25.07.2008 - 16:55
Ждем отчета по сборке и готовой модели Ан-14!
Модель незаурядная, всем будет интересно. Тем более, если я не ошибаюсь, кроме Пластикарта его почти никто не делал.
Успехов Игорь!
Anonymous в 19.09.2008 - 06:20
Огромное спасибищще!!!!!
Меня аж чуть на мужскую скупую не пробило.
palubnik в 21.09.2008 - 08:26
Тема: Re: Plasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детства
Здравствуйте коллеги,
у нас в Болгарии тоже были в продаже моделли "Пластикарта"
Первый у меня был Ту-144 в 1972 г. А потом.....Не успел преобрести
только Ил-14 и Ту-104. И сейчась смотрю с носталгию про тех лет
когда собираль эти моделли.
С уважением:palubnik
Hawk__33 в 08.01.2011 - 08:32
Тема: Plasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Родом из детства
Как с вами можно связатся черкните если не трудно.
aleksandr_harche@mail.ru
BBORMAN в 04.02.2011 - 21:04
Тема: старый добрый PLASTICART
Посмотрел Ваш форум и накупил PLASTICARTовских моделей аш 12 штук, жду времени когда собирать, но скорее всего до весны, что бы можно было спокойно уединиться в гараже.
Да и расходники подкупить надо!!!
Игорю спасибо за статью.
Игорь если возникнут вопросы по сборке можно будет задать?
Борис.
(В годы PLASTICART у меня вся комната была в моделях самолётов с встроенными в них лампочками, в тёмное время суток это было супер!)
Спасибо ещё раз. :smile:
zii в 12.10.2012 - 15:32
Тема: Plasticart 1/100 Ту–154 (Tu-154) - Ро...(#1035) - обсуждение
У меня такой кит в ящике лежит вмести с ту-134 и ту-20.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy