Позвольте представить мою очередную модель - на этот раз-Як-11 от чешской RS Models.Давно собирался сделать модель этой симпатичной машины. Как ни странно, Як-11 долго оставался невостребованным у производителей моделей.
Насколько я помню, сей самолёт долгое время был представлен лишь одной моделью: вакуформ польской фирмы "WAKU" в 1/72, качество которой было далеко от идеала. Интерес к Яку проснулся "неожиданно и сильно" года три назад. Теперь у желающих иметь модель Як-11 есть возможность поставить на полку эту машину аж в трёх масштабах: это модель от "Bilek"(1/48), модели от "Микромир" и "RS Models" (1/72) и ещё одна от "Микромир" (1/144). Даже "Дагостини" выпустила свой Як-11, пусть и аляповатый и в непонятном масштабе.
Мне довелось поработать с моделью от RS и некоторыми своими впечатлениями и выводами хочу поделиться. Содержимое симпатичной коробки порадовало взгляд деталями из светлобежевого пластика с аккуратной тонкой расшивкой.
Тем не менее, надеющиеся на то, что модель соберётся "на щелчке", будут разочарованы: работа потребует подгонки и доделки деталей.
Работу начал с доделки мелких деталек. Нарезал протектор на колёсах, изготовил рукоятки на бортовых панелях кабины, на стойках шасси остриём резачка придал "ажюрность" деталям двузвенников (шлицшарниров). Педальные узлы озадачили: они даны плоскими деталями, повторяющими контур данногол узла, однако узел-то был собран из трубок. Пришлось изготовить всё это вручную. Подготовил и прочие детали кабины Прицел в передней кабине пришлось заменить самодельным - родной был раза в полтора больше нужного.
По большому счёту не стоило заморачиваться с подробностями деталировки в кабине, поскольку фонарь кабины хоть и вполне прозрачен, но со стенками изрядной толщины, поэтому даёт заметный параллакс, в результате все, доставшиеся трудами, "навороты" рискуют стать "сусликами" (их не видно, но они есть). По той-же причине избыточной толщины стекла, я не советовал-бы любителям "открытых" кабин распиливать фонарь. Торцы срезов будут мозолить глаз толщиной стенок. Что делать? Либо смириться с закрытостью фонаря, либо изготовить самодельный (что далеко не каждому под силу), либо дождаться подходящего афтемаркета. Всё по той-же причине я не рискнул изображать прозрачную перегородку между кабинами, дабы не подчеркнуть толщину стенок. Хотя, может и зря боялся...
При сборке кабины напрягло то, что привязка многих деталей к своим местам отсутствует. Положение некоторых деталей по отношению к полу и стенкам кабины нужно выискивать опытным путём.
В конце концов мне удалось заключить окрашенную внутренность кабины между половинами фюзеля. На закабинной полке размечены места установки радиоаппаратуры, однако, самих деталей этой аппаратуры в наборе нет. Просмотрев все имеющиеся снимки и рисунки самолёта и не найдя однозначных данных, я всё-же рискнул установить кое-какие "ящички", имитирующие радио.
Мачта антенны представлена в наборе довольно субтильной деталькой. Из опасения, что она прогнётся при нпатяжении антенны, я решил заменить её выточенной из металла (элементарно из гвоздя).
После склейки половинок фюзеля и подгонки фонаря, пришла пора примерок прочих деталей. Капот модели состоит из цилиндрической части, на которую спереди наклеивается обечайка, придающая носовой части обтекаемость. Примерка показала, что по ширине капот оказался узковат и обечайка по бокам явно вылезает за обводы капота. Пришлось скорректировать этот недостаток вклейкой вставки толщиной 1 мм в нижнюю линию стыка половин капота.
Обечайка, наконец, вписалась в обводы капота и я решил сравнить контуры носовой части модели с фото реальных Яков. К моему удивлению, носы реальных машин смотрелись более обтекаемо, чем у модели. В чём причина? Вымерив "обтекаемость" по чертежам, я не обнаружил ошибок и тогда начал просматривать фотографии, пытаясь докопаться до причины. Просмотрев множество фото, я наконец, обнаружил, что искал. Разглядел, что "скругление на обтекаемость" носа начинается не на обечайке, а ещё позади неё, захватывая переднюю кромку откидных створок капота. Вот на этом фото заметно, что передние кромки створок "слегка отогнуты":
Это увеличивает радиус и длину дуги "скругления", и оттого носовая часть кажется более обтекаемой. Увы, автор модели "RS" не ухватил этот момент. Ну, что-ж, не оставалось ничего иного, как взяться за надфиль и "легко-легко" поводить им по соответствующим местам (главное - не перестараться!). После обточки, нос моего Яка меня вполне устроил.
Продолжив сравнение экстерьера модели с фото реальных машин, я заметил, что меня как-то напрягает "хвост" машины. Вроде какой-то узковатый. Выверка по чертежам показала, что так оно и есть. Пришлось отделить от киля руль направления и прибавить ему ширины подклейкой полоски пластика, толщиной около 2 мм.
Доделанный хвост смотрелся вполне достойно и не резал глаз.
Сборка крыла не принесла неожиданностей, хотя носки крыльев не слишком соответствовали "яковлевскому" профилю "Clark YH" с его характерной острой передней кромкой и я не удержался и "попилил" немного профиль носка крыльев. Полного эффекта достич не удалось, но стало чуть более похоже. Для фары в крыле предусмотрена прозрачная деталька, но она исключала возможность что-либо рассмотреть под ней и я решил заменить её полоской прозрачной плёнки, изобразив рефлектор фары, который хорошо виден под плёнкой.
Примерка крыла к фюзеляжу выявила очередной конфуз: крыло, будучи совмещённым с ответными частями фюзеляжа, образовало ступеньку между передом нижней части центроплана и низом капота (они должны составлять одну линию). Если их всё-же совместить (как и требуется), то "разъедутся" торцы консолей и зализов крыла на фюзеляже. Спиливать низ капота до уровня центроплана - плохая идея. Капот отчасти утратил-бы цилиндричность. Я совместил уровни центроплана и капота, а разъехавшиеся консоли и зализы "помирил" без особых хлопот. Образовавшуюся спереди щель между центропланом и зализом на фюзеле с правой стороны "заткнул" кусочком "доширака", а с левой это место закроется деталью воздухозаборника. Образовавшуюся ступеньку между торцами консолей и зализами вдоль бортов можно без проблем сточить.
После подгонки всех стыков, крыло встало на своё законное место. Подгонка стабилизаторов сюрпризов не принесла и я приступил к изготовлению шасси. Щитки основных стоек показались толстоватыми и я сточил избыток толщины с наружной стороны. При этом пришлось пожертвовать имитацией выколоток на верхних детальках с их последующим самодельным восстановлением.
Примерка щитков и стоек к крылу показала, что стойкам явно не хватает 1 мм длины. Эту недостачу пришлось компенсировать за счёт размеров узла поворота стойки, а положение самой стойки в нише сместить вниз.
Примерив подкосы стойки по месту, обнаружил, что длина их избыточна и они по-любому не влезут в отведённые им места. Пришлось укоротить "треугольную" часть подкосов, вклеив в обрез самодельную поперечинку.
Дополнив узлы шасси пневмоцилиндрами и имитацией тормозных шлангов, я примерил насухую шасси к нишам и убедился, что "сидит" неплохо. Подгонка хвостовой опоры обошлась без сюрпризов.
Из крупных деталей осталось примерить винт. В наборе даны два винта: основной ВИШ-111В-20 с причудливо выгнутыми вперёд лопастями и менее распространённый ВИШ-111Д-15 с лопастями простыми, прямыми. Выбранный мною вариант окраски предусматривал основной винт и примерка не выявила каких-либо "засад". Я лишь сточил избыточную толщину лопастей.
Осталось примерить лишь мелочи: выхлопные патрубки, совок радиатора, бомбодержатели, ПВД и приклеить к кончикам консолей БАНО. Сборка модели насухую не выявила проблем:
Пора приступать к малярным работам. Закрыв масками прозрачные детали (фонарь, фара), я покрыл модель и отдельные детали грунтовкой от "Тамия",затем нанёс чёрный прешейдинг (как-то не особо удачно) и начал подбирать основной цвет.
Из четырёх, предлагаемых моделью вариантов окраски, я выбрал северокорейский. Увы, по корейской окраске Як-11 данных сохранилось очень мало. Предложенный декалью вариант взят с кадра кинофотопулемёта американского истребителя F-82. На фото видна лишь хвостовая часть Яка с опознавательным знаком и номером "06" на киле. Каких-либо иных внятных фото корейских Як-11 не обнаружено. Окраска этих машин не отличалась от советской (светлый, голубовато-серый цвет на всех поверхностях). Опознавательные знаки в инструкции по окраске предусматриваются в шести позициях, однако, просмотр фото корейских поршневых машин того периода (Ил-10, Як-9, Ла-9) убеждает, что ОЗ наносились "на советский манер" только на фюзеляже и снизу крыла.
Разобравшись в "корейских особенностях", я приступил к работам. Даже не знаю, есть-ли какая-нибудь аутентичная модельная краска для этого цвета. Я решил использовать нитроэмали, подбирая цвет смешиванием красок и ориентируясь в отсутствии точного образца, больше на "понятия", чем на какой-то стандарт. Подобрав, наконец, то, что меня удовлетворило, я решился начать задувку. После просушки покрыл окрашенную поверхность футурой и снова просушил. Ниши шасси, стойки, щитки, колёса задувать не привык и окрасил их кистью, подобрав более тёмный цвет с чуть заметной "прозеленью".
Далее пришла очередь декалей. Они перевелись без проблем. Какой-либо "технички" декаль не предусматривает, но всё-же перевёл кое-что из запасов на те места, где они точно были. Покончив с обдекаливанием, нанёс поверх ещё слой футуры. После просушки покрыл всю поверхность лаком, имеющим лёгкую полуматовость. Осталось лишь выделить расшивку, тамиевскими пудреницами нанести кое-где "оживляж" и подкрасить отдельные мелкие части. После установки антенны из капроновой нити, модель приобрела окончательный вид:
Как я оцениваю данную модель? Мы видим, что она потребует и доделок, и исправлений, однако "нечеловеческих усилий" это не потребует. Афтемаркет к этой модели, насколько мне известно, не выпускается, однако, учитывая схожесть конструкции этой машины с Як-3, можно, пожалуй, использовать часть его афтемаркета (напр. по кабине и шасси).
Сравнить модель "RS" с моделью от "Микромир" не имею возможности, т.к. не держал её в руках, однако обзоры по этой модели на "Скале" уже были. Желающим попробовать и то, и это - флаг в руки!
С уважением, Константин.
P.S. Большое спасибо за поддержку Константину и Жене.
Возник только вопрос - скажите, пожалуйста, как Вы протектор нарезали?
Мне стыдно признаться, но протекторы я всегда нарезаю на глаз, кончиком резачка, вставив лупу в глаз.
Костя, очень понравился твой Ячок, выглядит цельно и гармонично. Масштаб не угадывается на фото, сначала, когда еще не читал, а пролистал фотки, подумал что 48)))
И, прототип неизбитый. Традиционно отличная копия из под твоих золотых рук))
Константин, замечательная, аккуратная работа!
Как уже отметили коллеги, сразу и не понять, в каком масштабе выполнена.
В общем смотреть не насмотреться. Очень понравилась. :)
Мне стыдно признаться, но протекторы я всегда нарезаю на глаз, кончиком резачка, вставив лупу в глаз.