Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Выставляю на Ваш суд свою очередную работу. Это мой любимый самолет Первой мировой, поэтому старался сделать модель максимально детализированной, а как вышло судить Вам.
I. История создания.
История создания Fokker Dr.I "Dreidecker" началась, когда Энтони Фоккер в очередной раз приехал на фронт, чтобы поговорить с пилотами о недостатках и достоинствах своих самолетов и машин конкурентов. Он был единственным фабрикантом, производившим самолеты, который лично общался с фронтовыми пилотами, и был известен у летчиков-истребителей тем, что выслушивал их пожелания и выполнял взятые на себя обязательства. В конце апреля 1917 года Фоккер посетил 11-ю эскадрилью (Jasta 11) и встретился с Манфредом фон Рихтгофеном. Во время беседы знаменитый ас рассказал о том, что недавно - 20 апреля, он провел несколько учебных боев на своем "Альбатросе" (Albatross D.III), и соперничающий с ним пилот на трофейном триплане "Сопвич" (Sopwith Triplane), не дал ему ни малейшего шанса, ни в атаке, ни в маневре. Он также говорил о необходимости, как можно скорее получить в армии самолет, эффективно противостоящий британским истребителям. После беседы Рихтгофен пригласил Фоккера осмотреть Sopwith Triplane, и показал ему учебный бой "Сопвича" с "Альбатросом".
Фоккер, всего за полтора месяца обдумал предложение Рихтгофена, и уже 13 июня, он выдал задание Рейнхольду Плацу, главе бюро по производству прототипов, переделать в триплан, строившийся образец биплана, по заказу Австро-венгерской армии.
Еще до того как опытный Fokker D.VI (1661) был готов, Техническое ведомство германской армии узнало об испытаниях и проявило к нему интерес, предложив профинансировать этот проект. Лейтенант Вернер Фосс - ас и друг Антони Фоккера, побывал на его заводе в Шверине, и учавствовал в испытаниях D.VI (1661). Вполне возможно, что его мнение о самолете, повлияло на предпринятые меры по модификации D.VI (1661). Фосс считал, что летные качества машины по маневренности и скороподъемности отличные, но беспокоился, что после оснащения триплана для фронта возрастет взлетный вес, а летные качества ухудшатся.
Фоккер не ожидал заказов от правительства, и 5 июля 1917 года на заводе в Шверине начинает постройку следующего триплана, который получил тоже обозначение - D.VI и заводской номер 1697 (позднее - войсковой номер 101/17). Так как, Техническое ведомство германской армии оплатило строительство трех образцов, и согласно его политике заказов, Фоккер обязан был построить две модификации - одну с ротативным мотором воздушного охлаждения, другую с рядным мотором водяного охлаждения.
После того, как D.VI (1697) успешно прошел заводские испытания, Фоккер получил сообщение от Технического ведомства о том, что испытания начнутся очень скоро, и ему нужно, помимо D.VI (1697) подготовить еще два триплана. Сообщалось, также, что триплан под номером 1697 должен пройти статические испытания - нагрузкой до полного разрушения. Два последующих - войсковые испытания на фронте. 11 июля началась постройка двух следующих "Дрейдеккеров" с заводскими номерами 1729 и 1730 (в последствии F.I 102/17 и F.I 103/17). В официальных производственных документах Фоккера оба эти триплана обозначены, как прототипы V.4.
14 июля 1917 года Техническое ведомство выдало Фоккеру заказ на серию из двадцати Fokker "Dreidecker". Самолетам этой серии присваивалось временное войсковое обозначение "F", как классу трипланов. Причем, уже построенный D.VI (1697), и еще два находящиеся в стадии строительства включались в число серийных. Летные испытания D.VI (1697) проходили с 7 по 9 августа, там он уже нес на бортах войсковое обозначение F.I и войсковой номер 101/17. Статические испытания нагрузкой до полного разрушения самолета состоялись 11 августа. В официальном отчете об испытаниях для министерства авиации D.VI (1697) указывается как Fokker Dr.I 101/17. Это интересно тем, что обозначение "Dr", как обозначение класса трипланов, было введено министерством авиации только 19 августа 1917 года. Оба "Драйдеккера" F.I 102/17 (1729) и F.I 103/17 (1730), были готовы 16 августа, затем приняты Центральной приемочной комиссией под старым обозначением "F" и отправлены сразу на фронт. На заводе Фоккера обозначение "Dr" ввели перед началом серийного выпуска "драйдеккеров".
Оба триплана были поставлены 19 августа в 1-ю истребительную эскадру (Jagdgeschwader 1), которая базировалась в Бельгии. Fokker F.I 102/17 (1729) взял себе командующий 1-й истребительной эскадрой Манфред фон Рихтгофен, a Fokker F.I 103/17 (1730) получил его друг, командир 10-й истребительной эскадрильи Jasta 10.Вернер Фосс. 28 августа состоялся показ новых истребителей для пилотов 4-й армии, которой была подчинена 1-я истребительная эскадра. Возможности нового истребителя демонстрировал сам Энтони Фоккер, совершив несколько полетов на F.I 102/17. Первый боевой вылет "Драйдеккера" состоялся утром 1 сентября. Войсковые испытания F.I закончились очень быстро. Рихтгофен ушел в отпуск 6 сентября 1917 года и его триплан F.I 102/17 достался командиру Jasta 11 Курту Вольффу, который вернулся из госпиталя 11 сентября 1917 года. Он погиб в воздушном бою 15 сентября, а 23 сентября такая же участь постигла Вернера Фосса. Он был убит в воздухе, а его триплан упал за линией фронта. Этот "Драйдеккер" был исследован британцами. В исследовательском отчете говорилось о том, что на этом триплане стоял двигатель "Рон" (Le Rhone) мощностью 110 л.с. с заводским номером 6247, снятый с британского "Ньюпора 17" (Nieuport 17), который пропал без вести 11 сентября.
Описание конструкции.
Fokker Dr.I - одноместный одностоечный безрасчалочный триплан имел смешанную деревянно-металлическую конструкцию. Крылья толстого профиля имели деревянный коробчатый лонжерон с нервюрами из фанеры. Внутри верхнего крыла проходили тяги к элеронам. Носок крыла был оклеен фанерой, остальная часть крыла обтягивалась тканью, прихваченной клеем вдоль нервюр. Крылья не имели никаких внешних расчалок, кроме двух расположенных крест на крест между стальными трубами V-образных стоек верхнего крыла. Оно было оснащено сбалансированными элеронами, которые выступали за законцовки крыла. Элероны были сделаны из стальной трубки и плоских нервюр, и обтягивались тканью. Снизу верхнего крыла находились 4-е лючка для доступа к роликам, через которые проходили тросы к элеронам. Среднее крыло имело два выреза с обеих сторон фюзеляжа, для улучшения обзора из кабины вперед вниз. Подкосы между крыльями имели деревянную конструкцию с металлическим креплением. Стабилизатор и рули высоты имели конструкцию из стальных труб. Руль направления крепился в конце сужающегося фюзеляжа. Фюзеляж имел конструкцию, сваренную из стальных труб с внутренними диагональными расчалками, и обтягивался тканью. По бортам фюзеляжа устанавливались два треугольных обтекателя из фанеры для сопряжения округлого капота двигателя с прямоугольной коробкой фюзеляжа. Они были установлены для улучшения обтекаемости самолета. Капот двигателя, изготовленный из алюминия, полностью закрывал двигатель сверху до точки ниже оси пропеллера и имел одно отверстие под втулку винта и два круглых симметрично расположенных отверстия вентиляции выше центра пропеллера.
На самолет устанавливали 9-и цилиндровый ротативный двигатель Oberursel Ur.II мощностью 110 л.с., моторы фирмы Phenania - лицензированный "Оберурсел". Винты ставились двухлопастные деревянные "Axial", диаметром 2,54 м. Внутри фюзеляжа, сразу за двигателем устанавливались топливный бак на 60 литров и масляный на 15 литров. В нижней части фюзеляжа между стойками шасси находился люк для доступа к агрегатам двигателя. Вооружение триплана состояло из двух синхронных 7.92 мм пулеметов "Шпандау" (Spandau) модели 08/15 с воздушным охлаждением и боезапасом, по 500 патронов на каждый. Пулеметы монтировались на фюзеляже перед кабиной, а боеприпасы размещались внутри фюзеляжа в коробках.
Шасси с двумя колесами крепилось к фюзеляжу на V-образных стойках, вверху закрепленных на раме фюзеляжа, а в нижней части соединялись коробом, внутри которого проходила ось вращения колес. Амортизатором служил резиновый шнур. Стойки в передней части соединялись двумя расчалками, крест на крест. Короб был сделан разъемным и обтекаемым. Задняя опора конструктивно выполнена в виде рычага, который крепился в нижней части фюзеляжа на шарнире и вверху, внутри фюзеляжа, резиновым шнуром.
Фирма «Роден» одна из немногих фирм, которые выпускают модели самолетов Первой мировой в большом количестве и разных масштабов. Качество пластика неплохое, декали просто кошмар (очень толстые и неэластичные). В общем, по соотношению цена качество, модель стоит примерно $ 30,00 это самое лучшее предложение на рынке для 32-го масштаба.
В дополнение к набору мной был приобретен набор фототравления для пулеметов Spandau за очень небольшую цену.
Вкратце о доработках:
Это первая моя модель в таком большом масштабе, поэтому хотелось доработать ее по-максимуму (насколько хватило бы средств и умения), тем более что это мой любимый самолет.
Итак, на двигателе к каждой свече были приклеены тонкие проволочки для имитации электрических проводов зажигания.
В фюзеляже на обеих половинках просверлил по 62 дырки для имитации шва, которым сшивалось полотно, в них вставлял и приклеивал небольшие куски проволоки. Получился симпатичный такой шовчик.
Стенка за креслом пилота была обшита кожей или тканью соответственно были просверлены дырки и имитирован шов с помощью тонкой лески.
Захотел сделать подвижными элероны, рули направления и высоты, а также всю механизацию крыла. Провел в фюзеляже и крыльях ко всем подвижным деталям тонкую леску, теперь при движении штурвала, двигается руль высоты и элероны. До педалей невозможно добраться, их только видно, поэту двигая руль направления можно увидеть и движение педалей.
Была идея поставить небольшой моторчик от виброзвонка мобильника, чтоб крутился двигатель с винтом, но при «испытаниях» была сильная вибрация, и я стал опасаться, что стойки шасси не выдержат. К сожаленью от этой идеи пришлось отказаться.
Хоть пулеметы из набора и неплохо смотрятся, я их выбросил без сожаления и купил набор травленки. Немного помучался, сгибая плоский кожух пулемета в цилиндр, толстый попался металл, еще просверлил дуло пулемета.
Также была сделана имитация треугольных фанерных обтекателей по обеим сторонам фюзеляжа и сделаны (только в кабине) диагональные расчалки труб каркаса.
Вот и все доработки, можно было конечно купить набор травленки от Eduard’a, и еще больше детализировать самолет, но цена почти в $20,00 как-то кусается. Я думаю, самолет и так получился неплохо.
IV. Покраска
Как вариант окраски был выбран самолет лейтенанта Йозефа Карла Якобса командира Jasta 7, Fokker Dr.I 450/17(w/n 2075), полностью черного цвета с белым рулем направления. На боковой поверхности фюзеляжа был изображен черт с крыльями и огнем изо рта. К. Якобс имел на своем счету 41 официально зарегистрированную победу, и он числится пятнадцатым в списке немецких асов Первой мировой. Вот единственные реальные фотографии этого самолета, которые я смог найти.
P.S. Модель мне очень понравилась, можно сказать, что я отдыхал при ее сборке, недорогая и достаточно хорошего качества. Единственное что вызвало трудность – это декали, чем я их только не приваривал и спиртом и уксусом, все равно в некоторых местах заметно серебрение. К сожаленью специальных жидкостей пока нет.
это по поводу шва, может конечно не очень ровный получился
Ровность шва тема отдельная ,я о форме он ведь сделан зигзагообразный,а не параллельными стежками как Вы сымитировали.
у Вас ручка управления отклонена вправо и стоит по центру,а элероны параллельно отклонены вверх,и руль высоты стоит на кабрирование.
действительно ручка управления не совпадает с положением элеронов и руля высоты, т.к. фотографии делались не в одном их положении, элероны и руль высоты я двигал
Насколько я понимаю Вы делали модель копию,и за такими вещами следить нужно тем более в 32 масштабе.
Деревянных треугольников я на Вашей моделе не увидел
треугольники были под обшивкой, соотв. они внутри кабины на фото №6 в правой части кабины видно
Это я к тому что Вы заморачивались по поводу невидных(с первого взгляда)деталей проработки ,но игнорируете вещи которые на виду.
Не совсем понятна имитация тросов управления,и растяжек. - в что именно?
Хотябы их натянутость,ну и узлы навязаны прям как на пирсе во время швартовки.
Также непонятно почему трапеция шасси деформирована- я как-то не заметил где именно она деформирована?
Даю наводку ,фото низа фюзеляжа очень четко виден увод в право .
на самом деле я это заметил, только сегодня после того как сфоткал еще раз
:lol:
Ltlв 29.12.2015 - 19:34 Тема: Роден 1/32 Fokker Dr.1 Йозефа Карла Якобса (Roden)
Очень хорошая интересная статья - зачитался прямо! А модель к сожалению никакая... Смотрел фотографии - думал. что-то она как-то бедноватенько смотрится для 48-го, может - 72-я? Глянул в название статьи и обалдел - это 32-ой масштаб! (К пулемётам это не относится, пулемёты - шикарные!)
это по поводу шва, может конечно не очень ровный получился
Ровность шва тема отдельная ,я о форме он ведь сделан зигзагообразный,а не параллельными стежками как Вы сымитировали.
у Вас ручка управления отклонена вправо и стоит по центру,а элероны параллельно отклонены вверх,и руль высоты стоит на кабрирование.
действительно ручка управления не совпадает с положением элеронов и руля высоты, т.к. фотографии делались не в одном их положении, элероны и руль высоты я двигал
Насколько я понимаю Вы делали модель копию,и за такими вещами следить нужно тем более в 32 масштабе.
Деревянных треугольников я на Вашей моделе не увидел
треугольники были под обшивкой, соотв. они внутри кабины на фото №6 в правой части кабины видно
Это я к тому что Вы заморачивались по поводу невидных(с первого взгляда)деталей проработки ,но игнорируете вещи которые на виду.
Не совсем понятна имитация тросов управления,и растяжек. - в что именно?
Хотябы их натянутость,ну и узлы навязаны прям как на пирсе во время швартовки.
Также непонятно почему трапеция шасси деформирована- я как-то не заметил где именно она деформирована?
Даю наводку ,фото низа фюзеляжа очень четко виден увод в право .