Скажу сразу – я не специалист по фоккерам-монопланам, а всего лишь большой любитель. Естественно, выпуск декали на по этой тематике стразу же привлёк моё внимание, и я решил написать обзор, который занял у меня без малого две недели.
Итак: айндеккеры!
Первый вариант – E-I 5/15 Пилот: Курт Винтгенс.
Это так называемый «ранний» Фоккер, из первой серии M5K. От «поздних» отличается укороченными крыльями. Более того, борт номер 5/15 отличается от остальных «ранних» тем, что крыло крепилось выше. Именно этот экземпляр – высокоплан, тогда как все остальные айндеккеры-истребители являются среднепланами.
Также у Курта Винтгенса был характерный девайс: выдвижной подголовник на треноге.
Фотографий борта 5/15 довольно много, однако по моему субъективному мнению он достаточно «мутный». Про крепление крыла я уже сказал, но это ещё не всё. На снимках видно, что лента на фюзеляже появилась позже, а до этого он был абсолютно «голеньким», зато имел окошки на корневых частях крыльев.
Потом окошки исчезли, , и именно этот промежуточный вариант, к слову, предлагает собрать Wingnut Wings в 32-м масштабе.
Но самолёт продолжал эволюционировать дальше: через некоторое время на нём и появляется чёрно-белая лента, которую предлагает в качестве декалиPrint Scale, и странная выдвижная дверца в стиле советских сервантов и кухонных гарнитуров.
Комментарии по модели.
E-I 5/15 в пластике: нет, и вряд-ли появится. Строить его особого смысла нет, разве что если вы совсем уж «синий» поклонник айндеккеров вроде меня.
Второй вариант: E-I 13/15. Пилот Макс Иммельман
Это «поздний» вариант Фоккера E-I. С окраской не всё однозначно: полоса появилась позже. Альтернативный вариант полосы: бело-зелёные цвета Саксонии (Иммельман был уроженцем Дрездена). Известно, что на этом Фоккере Макс одержал 8 побед.
Комментарии по моделям.
E-I 8/15 в пластике нет. Как вариант – конверсия E-II от Airfix, либо ждать когда Airfix сделает это сам.
Третий вариант: E-II 43/15. Пилот: Вилли Розенштайн.
Известно, что на этом Фоккере летал и другой известный немецкий лётчик Эрвин Бёме.
Собственно, на фото именно он в своём любимом колпачке.
Иногда этот борт путают с 33/15, но на снимке видно, что первая цифра уж точно не похожа на тройку.
Существует несколько фотографий Фоккера 43/15, но как видите ни полосы ни креста на фюзеляже на нём нет.
Есть правда одно фото, подпись к которому утверждает, что это именно 43/15, но номера на борту нет.
Что касается модификации, то я берусь утверждать, что это не E.I, а E.II, так на снимках видно, что число цилиндров у двигателя точно больше семи.
На инструкции также есть пояснение об отношениях Розенштайна и Геринга, но я не уверен, что это ценная информация.
Комментарии по моделям.
E-I 43/15 в пластике нет. Как вариант – конверсия E-II от Airfix, путём замены движка. Но если моделист со мной согласен, то эйрфиксовский E.II подойдёт без доработок.
Четвёртый вариант: E.II 37/15
На вид ничем не примечательный Фоккер, за исключением того, что на нём летали Освальд Бёльке и Макс Иммельман. Правда Макс летал на нём мало, сбив на 37/15 один самолёт. На имеющихся фотографиях номера самолёта не видно, хотя подписи в книжках утверждают, что это именно 37/15.
Вот он. За штурвалом улыбающийся Иммельман.
Первое, что бросается в глаза - планшеты, разложенные на крыльях.
Предположительно это бета-версии современных 3G навигаторов. На крыльях также видна две приклеенная бумажка с нарисованным кругом, в который вписан какой-то масонский глаз в треугольнике. Хотя, скорее всего это какой-то девайс для его навигатора. Ну так вот: все эти вещицы тоже неплохо-бы дать в виде декалей, но их нет.
Комментарии по моделям.
Конечно же Airfix! Но учитывая, что планшетов и наклеек в наборе нет, ценность декали весьма сомнительна.
Пятый вариант: неизвестный E.II без номера из первого кампфгешвадера
Дратути! Здесь даже номера нет.
Наконец, после долгих поисков я нашёл-таки изображение этого Фоккера. Действительно, если верить литературе на нём летал один из первых немецких асов Отто Паршау.
Комментарии по моделям.
Особенностью данного экземпляра является то, что мы видим только правый борт Фоккера, и обтекатель за капотом, если верить книжкам и авторам декали треугольный. А это значит, что во-первых эйрфиксовский E.II придётся допиливать, так как у него один из обтекателей квадратный, а во-вторых это может быть и Fokker E.III, и в этом случае задача моделиста облегчается – подойдёт Eduard-овский E.III.
Наверно это самый известный из всех Фоккеров айндеккеров.
Между тем историки до конца не уверены это E.II, или E.III ранних серий. Обратите внимание на обтекатель капота: с одной стороны он треугольный, а с другой квадратный.
С 1963 года эту модель выпускает Revell.
55 лет назад книжек и фотодокументов было в разы меньше, а потому немцы особо не заморачивались, и нарекли эту модель Фоккером E.III, а заодно и снабдили двумя треугольными обтекателями с обеих сторон, что как мы видим было ошибкой. А вот в Print Scale не ошиблась, и на боковике изобразили обтекатель квадратным. Ставим им за это плюс.
Не меньше споров вызывают и цвета ленты: Print Scale предположила, что она имеет чёрно-белые цвета Гогенцоллернов; часть историков рисует её в чёрно-бело-красных цветах Германской Империи; а вот энтузиазисты из Wingnut Wings считают, что на борту нарисована сине-белая лента «Голубого Макса». Любая из этих теорий имеет право на существование. Я же считаю, что лента точно не чёрно-белая. На снимке видно, что широкая тёмная полоса светлее, чем чёрный крест. Да она даже светлее, чем полотняный фюзеляж! Это точно не чёрный.
Комментарии по моделям.
На что же эту декаль лепить? На новый Fokker E.II от Airfix, конечно! Ну или на E.III от Эдуарда после небольших дорабаток, или на ревелловский E.III после большого запила.
Османской Империи было продано в общей сложности 22 Фоккера E.III. Буддеке – весьма известный немецкий ас, одержал на турецком фронте 13 из 20 своих побед, правда, в основном его противниками были тихоходные Фарманы.
Мне известны две фотографии его самолёта. Первый из них – 96/15, а второй предположительно окрашенный в коричневый цвет Фоккер без номера.
Комментарии по моделям.
Если желаете запилить турецкий айндеккер, то нужно иметь в виду, что необходимо либо разжиться парой спицованных колёс (для борта 96/15), либо сделать весьма оригинальный Фоккер шоколадного цвета, и лучше всего для это цели подойдёт модель от Eduard.
Ну, уж конечно, Print Scale никак не могла обойти вниманием Fokker E.IV. Ещё-бы – эту модель выпускает киевская ICM!
И сразу же самый известный вариант.
Как ни увеличивал я снимок, а номера так и не увидел, хотя конечно же он там есть, но наверно заляпан грязью. Моделисту также следует обратить внимание на сочетание цветов на колпаках – чёрно-бело-красный. Напомню, что это цвета Германской Империи, однако выпустившая эту модель ICM ошибочно предположила, что колпаки сине-бело-красные. Но с чего бы это Бёльке красить их во французские цвета? Наконец-то ошибка исправлена хотя-бы здесь. Ещё один плюс ПринтСкейлу.
Комментарии по моделям.
Ежели вы соберётесь собрать Fokker E.IV от ICM не забудьте, что у Бёльке стоял 1 пулемёт, а не три как указано там в инструкции. И запаситесь мелкоскопом и терпением – вам предстоит выпилить альтиметр на палочке.
Ещё Fokker E.IV выпускала чешская MacDistribution, но эту модель я в руках не держал и в продаже в России не видел.
Я цифр на снимке вообще не разглядел.
Джентльмены из Виндсока разглядели одну четвёрку.
Историки из Print Scale разглядели ещё единицу.
Интересно, что моделисту предлагается самому дорисовать последнюю цифру в номере. Хотя «дорисовать» - неверное утверждение так как в декали даны запасные цифры. По мне так тоже спорный вариант. Хотя, пилот, конечно интересный: Хёндорф был лётчиком-испытателем Сименс-Шуккера, а ещё до этого помогал позабытой ныне фирме «Унион Флюгцойгверке» построить свой первый бомбардировщик, увы, развалившийся в первом полёте.
Комментарии по моделям.
Помимо номера необходимо изготовить закреплённый на стойке шасси анемометр.
Десятый вариант. E.IV с неизвестным номером. Пилот: Эрнст фон Альтхаус
На мой взгляд не стоило размещать в декали этот Фоккер, предлагая моделистам фантазировать с номером; хотя Альтхаус – один из первых германских асов, одержавший 9 воздушных побед.
Комментарии по моделям.
Нет.
Фоккер на декали нужно заменить!
Одиннадцатый вариант. E.IV с неизвестным номером. Пилот: Курт Штудент.
Чем дальше, тем всё страннее и страннее.
Я не увидел окрашенных в прусские цвета колёс, хотя экземпляр и существовал в природе. И даже не один.
Комментарии по моделям.
Нужно сделать зеркальце, подголовник, альтиметр и анемометр А ещё на фото какая-то подозрительная пирамидка на крыле; впрочем может пирамидка мне и показалась. И зачем нужен этот вариант? Номера нет, а колёса можно покрасить и самим - вот совсем всё неинтересно. Неужели не нашлось ничего другого?
Заключение
Ещё никто не выпускал ничего подобного, но и у Print Scale декаль получилась весьма спорная.
Теперь как это сделать лучше?
Во-первых. Выкидываем 10-й вариант Альтхауса без номера, и меняем его на 183/16 того же Альтхауса. Айндеккер в камуфляже - это более интересно.
Во-вторых. Выкидываем 11-й вариант Штудента, и меняем его на гауптмана фон Эссена с более красочными колпаками колёс.
В третьих. Выкидываем 3-й вариант Розенштайна, и меняем его на «Папу» Рёшке и его морской Fokker s/n LF70 с невероятной окраской.
В четвёртых. Выкидываем 1-й «мутный» вариант Винтгенса и меняем его на самый-самый первый Fokker E.I 1/15 Отто Паршау.
В пятых. Выкидываем 5-й вариант Паршау без номера и меняем его на другой безномерный Фоккер из 42-го полевого воздушного авиаотряда с озорным немецким Весёлым Роджером. Точнее с весёлым Рюдгером.
Ну и в шестых: дорабатываем-таки Фоккер Бёльке-Иммельмана.
На этом кажется всё.
Нет, не всё.
Декаль интересна тем, что она есть. Покупать её или нет, советовать не буду – моделисты пусть решают сами.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Взгляд настоящего эксперта-поклонника Айндеккеров ! )
спасибо за разъяснения, в частности, с полуфантазийным Е4 с декоративными колпаками колес, который и МАС еще "дает" к модели
Тема: Обзор Print Scale 1/72 Декаль Fokker...(#11170) - обсуждение
Взгляд настоящего эксперта-поклонника Айндеккеров ! )
спасибо за разъяснения, в частности, с полуфантазийным Е4 с декоративными колпаками колес, который и МАС еще "дает" к модели