Информации по созданию и боевому пути этого интересного самолёта в сети очень много, поэтому историю опущу, приведя только один любопытный факт- это был единственный японский серийный боевой самолёт с мотором водяного охлаждения.
Представлена модель самолёта из 244-го сентая пилота cpl. Ando, периода декабрь 1944- январь 1945 г. Япония. Самолет таранил B-29, пилот, предположительно, погиб.
В 244-й сентае служили девять кавалеров "Букосё", включая майора Терухико Кобаяши, самого молодого командира сентая. В сентай входило подразделение, специализирующееся на таранах B-29. На счету части 73 сбитых и 92 поврежденных B-29. Это самый знаменитый сентай в системе ПВО Японии.
МОДЕЛЬ
Впервые эту модель я увидел у нас в клубе в начале 90-х, но опыта работы с ваку я тогда не имел, кроме того, отсутствие фонаря также напрягало, потому отказался от идеи приобрести её. Но пару лет назад, товарищ, ревизируя свои запасы, подарил несколько вак из «тех» времён.
Модель неизвестного производителя выполнена методом вакуумформования. В комплекте также присутствовали «сухие» декали. Постройка обещала быть интересной и вполне подходила к условиям форума Совместная Постройка (GB) им. Папы Карло.
Геометрию, после промеров, признал удовлетворительной, но ожидались сложности:
во- первых толщина пластика всего 0,6-0,7мм в самых толстых местах;
во- вторых, "замыленость" посадочного места фонаря, стыка крыла и кока;
в- третьих, отсутствие фонаря в принцЫпе, его и не предусмотрено.
Первым был собран ФЮЗЕЛЯЖ. Убрал заваленные кромки у фонаря, на кромках припилил полку для посадки, приклеил полоски полистирола от грохотки, получилось посадочное место фонаря, на задней части и скосе дополнительно вклеил толстые кусочки полистирола. После высыхания клея, в поднутрения снаружи фонаря капнул цианкрила и присыпал содой, через пару часов обработал заподлицо с фюзеляжем. доработал заднюю часть кабины, собрал ниши шасси, решётку радиатора.
Очень хотел сделать «клёпку», но фюзеляж получился «живой», поэтому прокапал внутрь фюзеляжа строительный клей «Космофен», покрутил его там и присыпал содой Фюзеляж стал весьма прочным. Впоследствии выполнил клёпку, только в районе кабины, там где нет «упрочнения», клёпку почти не видно. Кроме того, того, кто попробует также «армировать» модели, хочу предупредить, что клей, в большом количестве, при соде, нагревается, так что, приглядевшись, можно увидеть, что киль на модели поведён в сторону. Исправить можно было только разобрав сделанное, что практически невозможно.
Следующим этапом стало изготовление фонаря.
Давно, ещё в 1999 году, попали мне в руки кружки оргстекла толщиной 0,9 мм. Вот из них и делаю фонари.
Сначала изготовил деревянную матрицу, делая бумажныешаблоны с модели. Потом пропитал полученную матрицу суперклеем, и обработал мелкой наждачкой. После всех процедур смазал матрицу растительным маслом. Если этого не сделать, то может отпечататься фактура дерева, так как матрицу делаю из обычных, не твёрдых пород, деревяшек. Будь там бук или дуб, возможно и без масла и суперклея можно было обойтись.
Нагрев осуществляю на перевёрнутом утюге, предварительно накрыв алюминиевой фольгой (иначе возможны проблемы семейного характера).
Нагретая органика напоминает по консистенции резину от велопокрышки. Ухватив пасатижами с двух сторон "натягиваю" на матрицу, зажатую в тисах и жду пока остынет.
Раньше, когда была возможность давить на работе, нагревал на разогретом машинном масле, тоже неплохо получалось.
Первый фонарь попытался сделать сразу с "крылышками"- треугольными секторами под козырьком. Не получилось. Вторую пришлось выбросить, ошибся с шаблоном и получил слишком широкую заднюю часть. Третий и четвёртый были поломаны при обработке. Только пятый смог подогнать. Затем приклеил "крылышки" из пластика 0,3 мм. Потом покрасил обычную бумагу в Н-66, и наклеил переплёт на суперклей.
Потом фонарь отмыт от масла и пыли и обработан футурой.
КАБИНА была выполнена из «подручных» материалов. Из набора воспользовался только спинкой и приборной доской. «Чашку» сиденья выдавил из обрезки ваки, ремни из малярного скотча.
КРЫЛО собрано без особых сложностей, с «армированием» «космофеном».
Затем наступил чёред склейки фюзеляжа с крылом. Технология заделки стыка похожа на сварку: несколько точек- прихваток, а потом капнуть и присыпать содой и т.д. Причем заметил, что космофен с содой даёт более мягкий шов, вполне возможно нарезка расшивки, а из тюбика- как камень.
КОК был деформирован, пришлось выправить и, опять, капнуть суперклея и присыпать содой. Лопасти применил от какого-то старого винта.
Самые хрупкие места большинства моделей шасси, ПВД и антенну выполнил из трубок и мед. игл.
Стойки ШАССИ спаял из состыкованных латунных трубок, «обвес» из пластика и проволоки. Колёса из запасников с доработкой, как и хвостовая стойка.
Антенна из латунной трубки, обклеенной пластиком для придания каплевидного сечения, ПВД из латунной трубки с вставкой из инсулиновой иглы. Вклел новые, самодельные, выхлопные патрубки. Добавил БАНО и фару.
Кое-где пришлось исправить расшивку. После окончания сборки планера задул грунтовкой, разметил и нанёс имитацию клёпки.
ПОКРАСКА
С помощью масок задуты белые полосы под кокарды, жёлтые передние кромки крыла, чёрный капот.
Декалями нанесены кокарды, белые и красные полосы, разметка и коврики на крыльях, эмблема на киле. Так же декалями выполнен переплёт на фонаре.
Иероглифы на кромке над закрылками и зелёные «яблоки».
Использовались тамиевский грунт, тамиевские и самодельные нитрокраски, зеленые разводы- валехо. Смывка- гуашь с фейри. Антенна-чулок.
Модель строилась в рамках конкурса Совместная Постройка (GB) им. Папы Карло .
Подробности стройки здесь http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=80476
Благодарю коллег AlexRain, Zaets54, yur, 23ro за поддержку, предоставленные материалы, помощь в постройке и обсуждении.
С уважением, Андрей.
Андрей, прошу понять правильно.
Я уже говорил, что в моделизме есть 2 полярных подхода: мастерский ("движение - все, конечный результат - ничто" , не в смысле неважно, что получится, а в смысле потери интереса к модели, после того, как она закончена) и коллекционерский - "хочу на полку в коллекцию модель именно этого аппарата в разумном или максимальном качестве в зависимости от предпочтений".
Реальные случаи в основном промежуточные.
Я сам больше, чем на 50% коллекционер моделей. При этом даже есть модели, которые я хочу иметь в коллекции, но строить самому совершенно в лом, просто не лежит душа.
И мнение мое - это мнение на 50+% коллекционера.
Один мой ныне уже покойный друг в ответ на удивленный вопрос - why? часто отвечал: it's a challenge!
Это вполне достаточные мотив и причина.
Извините, если задел.
Снимаю шляпу (и маску).
Мало кто сейчас делает такие трудоемкие вещи.
Импонирует, что автор делал не "собирательный образ", а конкретный, сравнительно редкий борт.
А недостатки... А у кого их нет?
Wherewolfв 16.03.2020 - 10:00 Тема: Kawasaki 1/72 Ki-61 Otsu Hien - Ласточка из 90-х
А ничотак вышло, для такого исходника-то...!
Респект.
По прототипу - ошибочка вышла. Не единственный... были с водяным ещё ....
исходник мы представляем хорошо, но можно все недостатки его, и как они были устранены перечислить.
Будет еще фотосессия?
Основные проблемы:
1. Тонкий пластик. Кроме сложностей со склейкой, из-за этого так же пришлось "армировать" фюзеляж и крыло для нанесения клёпки.
2. "Замыленые" кромки кабины и зализа крыла. Исправлено с помощью "космофена"+сода.
3. Необходимость изготовления фонаря.
Из менее"глобальных" доработок: изготовления содержимого кабины и шасси, БАНО, антенна и прочая самодельная мелочёвка.
Так же опробовал "рисование" камо зубочисткой.
Очень удачно получилось из таких дров.Чисто технический вопрос.Как рисовали зубочисткой?(степень разбавления,количество проходов/тычков)Результат очень неплох,хочу взять на вооружение.
А поиски смысла и целей хобби ))))).Последний облом - как только завершил Каваниши Н8К (старые дрова от хаси),в продаже появился новый,на порядок лучше.Так что новости производителей не читаю,а пилю то что есть в закромах - алаверды коллега.
Я уже говорил, что в моделизме есть 2 полярных подхода: мастерский ("движение - все, конечный результат - ничто" , не в смысле неважно, что получится, а в смысле потери интереса к модели, после того, как она закончена) и коллекционерский - "хочу на полку в коллекцию модель именно этого аппарата в разумном или максимальном качестве в зависимости от предпочтений".
Реальные случаи в основном промежуточные.
Я сам больше, чем на 50% коллекционер моделей. При этом даже есть модели, которые я хочу иметь в коллекции, но строить самому совершенно в лом, просто не лежит душа.
И мнение мое - это мнение на 50+% коллекционера.
Один мой ныне уже покойный друг в ответ на удивленный вопрос - why? часто отвечал: it's a challenge!
Это вполне достаточные мотив и причина.
Извините, если задел.