Ещё один Спит в гражданской одёжке - peace brother!История этого борта довольно насыщена событиями - побросала его жизнь, однако) И он до сих пор жив, здоров и летает: Live to fly - Fly to live!
ПРОТОТИП
Spitfire Mk IXb, MH434, серийный номер CBAF.IX552 был изготовлен на заводе Виккерс в Касл-Бромвич в августе 1943 года. 19 августа 1943 года MH434 был доставлен к месту службы в 222-ю эскадрилью RAF и получил там код «ZD-B», став персональным бортом командира звена из Южной Африки Генри «Пэта» Ларднер-Берка. На момент получения МН434 «Пэт» уже был асом с пятью победами, поэтому на борту МН434 в районе кабины были отметки воздушных побед и имя его жены, Милкрэйн. На счету «Пэта» было пять итальянских истребителей, сбитых, когда он находился на Мальте. В Европе Ларднер-Берк собъёт еще два Fw 190 и одержит одну совместную победу над Bf 109G. Так что - борт MH434 вполне себе боевой.
В октябре 1943 года Ларднер-Берк уехал на должность в штаб истребительного командования, а Spitfire MH434 летал в 349 и 350 бельгийских эскадрильях RAF. В течение второй половины 1944 года на вооружение стали поступать Spitfire Mk XVI с двигателем Packard Merlin и Spitfire Mk XIV с двигателями Griffon. Среди многих Mk IX, подлежащих списанию MH434 отправился на хранение, а в марте 1945 года был переведен в 9-ю ремонтную мастерскую в Косфорде для утилизации с конечной целью - списание.
Перспективы полетать у MH434 уже не было, но Голландии срочно потребовались спитфайры для восстановления военно-воздушных сил. Спитфайры были хорошо известны голландским пилотам сразу после войны, так как они воевали на спитах в RAF. В Англию отправились нескольких пилотов, чтобы они нашли Спитфайры в летном состоянии, протестировали их и подготовили к транспортировке. Двадцать шесть «Спитфайров» были упакованы в ящики, всего 52 ящика. Они были доставлены морем в Роттердам 13 июня 1947 года. Коллега МН434 в упаковочном ящике.
MH434, также разделенный на два ящика, ушел с двадцатью другими Спитфайрами в Индонезию. 22 июля транспорт прибыл в Батавию, где ящики со «Спитфайрами» были загружены на грузовики и доставлены через джунгли в Калиджати. Здесь в сентябре Спитфайры собрали и облетали. МН434 был присвоен код H-105 и начался его азиатский период службы.
Из интересного - на МН434 17 ноября 1947 года был проведен 65-минутный испытательный полет с 90-галлонным сбрасываемым баком, после чего пилот заявил, что это «похоже на танцы с 9-месячной беременной женщиной». Такие баки больше не использовались. 22 декабря 1947 года MH434 вместе с группой «Спитфайров» отправился в Семаранг, где ему был присвоен код H-68. 19 декабря 1948 года MH434 был задействован в боевых действиях против коммунистов со скромным название «Вторая полицейская операция». MH434 совершил в общей сложности 25 боевых вылетов.
В 1949 году МН434 не повезло - его пилот Нейвенинг, по его словам, был настолько впечатлён пейзажами индонезийских джунглей, что забыл о шасси при приземлении и совершил свое первое приземление на живот. К счастью, повреждения были не такими уж серьезными, и самолет быстро вернулся к полетам. В дальнейшем Нейвенинг еще три разных Спита посадил на брюхо - наверное дело было всё же не в пейзажах.
Летом 1950 года МН434 вернулся в порт Роттердама и вместе с другими 17-ю «Спитфайрами» был продан Бельгии. В Бельгии Спиты практически не летали (наступила эпоха реактивной авиации), но ушатали их капитально. В таком виде МН434, побывав буксировщиком мишеней, опять готовился к списанию.
Но MH434 опять повезло - он был выставлен на продажу в 1963 году и куплен пилотом авиакомпании Тимом Дэвисом. Он получил британскую регистрацию G-ASJV. Первоначально MH434 летал с обрезанными крыльями, но отчасти из-за короткой ВПП были установлены эллиптические законцовки крыльев. Затем Тим Дэвис использовал Spitfire как самолет для увеселительных полетов.
В июле 1964 года начались съемки фильма «Операция «Арбалет». Помимо Софи Лорен на экране также появился «Спитфайр» MH434. На четырнадцатой минуте начала фильма MH434 влетел в кадр в сумерках. Он изображает фотографа-разведчика, вернувшегося с миссии в секретном немецком исследовательском центре Peenemünde. В общем роль была так себе - "Четвертый справа в кепке я лежал" (с), но это была первая роль MH434, как оказалось в его чрезвычайно насыщенной кинокарьере.
За первым фильмом последовали ещё десятки ролей, в том числе в фильмах «Битва за Британию» и «Дамбастеры». На этих кадрах из разных фильмов всё тот же герой моего рассказа - МН434.
До 80-х МН434 поменял нескольких владельце, пока 14 апреля 1983 года во время аукциона Christie's был продан за рекордную сумму в 400 000 евро компании Old Flying Machine, которая всё ещё существует на сегодняшний день, а МН434 с тех пор является постоянным летающим участником выставок и шоу, выступая на них в разных ливреях.
МОДЕЛЬ
Модель основана на ливрее МН434 в период нахождения на гражданской службе в Бельгии.
Обратите внимание на то, какой он чистый, поэтому смывки на модели нет, за что её не так давно пинали на голосовании по турниру "Гражданская и спортивная авиация".
Модель Спита от Хасегавы можно собрать с закрытыми глазами и она мне нравится больше в процессе сборки, чем модель от Эдуарда. Декали взяты от модели AZ model, краскаэмали Тамия. Больше о сборке рассказывать не хочется - всё просто и в удовольствие, перейдем сразу к итоговым фотографиям от Андрея Янчика:
Spitfire MH434 всегда продолжал летать, как только покинул завод.
Он никогда не был статичным музейным экспонатом, предназначенным для коллекционирования пыли.
LIVE TO FLY - FLY TO LIVE, чего и нам всем желаю.
Капитальная историческая справка.
Мало какой машине выпадает такая богатая и счастливая ("мимо свалки") судьба.
Модель удалась.
Во время "голосовалки" думал, что AZ.
Спасибо, коллеги, за отзывы!
Стараюсь не делать модели "no name" или "по мотивам".
Отдельные положительные эмоции получаешь, когда копаешь историю прототипа.
Но этот Спит просто удивил, не ожидал от него такой насыщенности истории :wink:
Дима, с интересом и удовольствием прочитал статью.
Какая интересная и насыщенная у самолета история! Также любопытно было видеть изменения внешности прототипа на протяжении его жизни.
Ну и да, модель смотрится, несмотря не ее незагаженность.
Тема: Hasegawa 1/72 Spitfire Mk.IX OO-ARA ...(#14495) - обсуждение
просто (вроде бы), но красиво!