Самолет P-51 носит звучное имя «Мустанг», но учитывая 144-й масштаб этой модели она тянет скорее только на пони. Впрочем, несмотря на размер и небольшое количество деталей и о её постройке есть что рассказать.
Но кроме самой модели интересна и история прототипа, выбранного в качестве варианта окраски, точнее пилота этого самолета Джеймса Хауэлла Ховарда (James Howell Howard). Казалось бы, с одной стороны на его счету не так много вражеских самолетов – 9, из которых шесть японских и три немецких. А с другой, Джеймс Ховард стал единственным пилотом-истребителем на Западноевропейском ТВД, которого наградили высшей военной наградой США — Медалью Почёта, а в американских газетах Ховарда даже называли «величайшим пилотом-истребителем времён Второй мировой войны».
Родился и ранние годы своей жизни Джеймс Ховард провел в Китае, где его отец обучался медицине, затем в 14 лет переехал в США и после колледжа поступил кадетом в ВМС США. Сначала нес службу на авианосце «Энтерпрайз», а с июня 1941 года поступил в Добровольческий американский корпус и снова вернулся в Китай, где сражался на Р-40 в составе знаменитых Летающих тигров.
В 1943 году в звании майора стал командиром 356-й тактической истребительной эскадрильи 354-й истребительной группы, которая базировалась в Англии. Именно в то время и произошло событие, сделавшее его таким знаменитым. 11 января 1944 года в германском небе в районе Ошерслебен на своем Мустанге Ховард около получаса в одиночку вёл воздушный бой примерно с 30-ю немецкими истребителями, которые атаковали группу B-17. Утверждается, что он мог сбить 6 самолетов, 3 из которых достоверно. После доклада командира группы бомбардировщиков действия Ховарда были высоко оценены. Через неделю ВВС США собрало в Лондоне представителей прессы, которым майор Ховард рассказал обстоятельства боя. Громкие заголовки газет и известность не заставили себя ждать. Спустя месяц Ховарду было присвоено звание подполковника, а в июне 1944 года он был представлен к Медали Почёта генералом К.Спаатсом.
Учитывая такое внимание к персоне Ховарда неудивительно, что его боевая машина засветилась на нескольких фотографиях и видео, сделанных в разное время. Как следствие и производителями масштабных моделей этот борт часто тиражируется, что впрочем, не делает его менее интересным.
Мустанг Джеймса Ховарда на носу фюзеляжа несет надпись «DING HAO!» . Это американский жаргонный термин времен Второй мировой войны, основанный на китайской фразе 挺好的 (“ting hao de“), на русский можно перевести как “очень хороший” или “номер один”. Надпись как видно из истории пилота вполне соответствует действительности.
Мустанг от Sweet стал четвертой моделью одномоторного истребителя в скромном 144-м масштабе, которую я собрал на данный момент. И это не считая Ил-20М от Восточного экспресса в той же размерности. И хотя я конечно еще далеко не эксперт по 144-му, но не могу не отметить разницу в разработке моделей этого масштаба от разных производителей.
На примере Мустанга от Sweet,бросается в глаза, прежде всего, тонкость линий расшивки и задних кромок крыла, рулей высоты и руля поворота. Благодаря этому, когда смотришь на фото готовой модели иногда можно засомневаться, не 72-й ли это. Вглядевшись внимательнее, конечно все становится ясно, но, тем не менее, определенное изящество имеет место быть и является несомненным плюсом модели.
Но и недостатки тоже присутствуют. Кроме традиционных для масштаба упрощений, прежде всего в части кабины пилота, имеются утяжины. Вообще из 4-х одномоторников в 144-м я их встретил на 3-х моделях. И не сказать, чтобы в данном случае утяжины были глубокими, но они расположены по значительной части крыла снизу и проходят как назло по линиям расшивки.
Так что заметная часть времени работы над моделью была посвящена именно процессу подшпаклевывания и выведения поверхности, который пришлось повторить несколько раз. Когда результат стал приемлемым, тонкой пилкой дорезал стертую расшивку.
Кроме борьбы с дефектами литья выполнил ряд стандартных доработок:
- кабину дополнил деталями фототравления от Eduard. Правда оно на модификацию D, но это гораздо лучше, чем ничего, да и не так важно при закрытом фонаре. От себя кабину пилота дополнил прицелом и РУС из проволоки. Верхнюю часть ручки и брезентовый чехол изобразил эпоксидным клеем;
- стволы пулеметов из проволоки;
- посадочную фару вырубил пробойником из фольги, вклеил в крыло, залил эпоксидным клеем и отшлифовал;
- отсутствующую в модели заднюю часть водорадиатора сделал из листового пластика, тянутых литников и дополнил створкой из фототравления с тягой из проволоки;
- высверлил патрубки;
- уменьшил толщину створок шасси. Створки, закрывающие колеса, решил показать в выпущенном положении, как после длительной стоянки. Хотя на Мустангах они чаще закрыты или только слегка провисают, но если клеить так, то не стало бы видно весьма симпатичного рельефа на их внутренней стороне. Да и в закрытом положении стыковка створок так себе и не хотелось снова заниматься выведением поверхности. Ниши шасси не дорабатывал, да и не заморачивался с окраской. Должно быть, конечно, посложнее, но в 144м масштабе можно сделать неаккуратно, поэтому не стал рисковать;
- нарезал несколько отсутствующих линий расшивки на нижней части фюзеляжа в районе водорадитатора.
На фото прототипа можно видеть как стандартный фонарь P-51В, с которым он летал сначала, так и выпуклый Malcolm Hood британского образца, который поставили на него позднее. Этот фонарь на мой вкус симпатичнее, да и кабина через него видна лучше, так что выбрал именно его. Фонарь стыковался с небольшими щелями, для их устранения воспользовался двухкомпонентной эпоксидной шпаклевкой.
Окраска производилась краскамиMr.Color и акрилом Tamiya.
На одном из фото прототипа видны подвесные топливные баки, которые вероятно серые. Но баки встречались и не крашенные, так что для контраста с базовыми цветами захотелось их покрасить в алюминий. На мой взгляд, для итогового вида модели так интереснее.
При покраске решил придать неоднородности ЛКП, для чего использовал метод тонировки по шаблонам. Но эти субтильные эффекты видны только, когда рассматриваешь модель вживую, а на фото их передать не получилось, так что в этом плане есть над чем работать.
Белые полосы и нос накрашены беи использования декалей. Сами декали вполне хорошие - четкие, с тонким лаковым слоем и переводятся без проблем.
«Светофор» на нижней части крыла самодельная декаль – вырубил пробойником кружки из декальной бумаги, покрытой цветными тамиевскими лаками.
После задувки в базу окончательная тонировка выполнялась аэрографом, а так же эмалями, масляными красками, художественными карандашами и немного пигментов для колес.
Думал уже, что работа затерялась, отправлял на публикацию еще в феврале, видимо очередь большая.
pirovskikh
Да Александр, на фото вижу, что шов выделяется, хотя вживую не помню такого эффекта. Наверное из-за размера модели добавление резкости при обработке добавило черноты на фото, хотя черной смывки на модели нет вообще, даже на рулях.
Алексей_Крюков
Тогда надо как то колдовать над фото. "Тонировку по шаблонам не видно", а шов наоборот темный
Может, дело в освещении при фотографировании?
Могу только предполагать.
Пробовал и лампы с меньшей цветовой температурой и вместо рассеянного света от лайткуба прямой.
Но эффект неоднородности лкп вживую отлично виден, а на фото нет. Все таки человеческий глаз чувствительнее, чем матрица фотоаппарата. Решил, что просто надо это учитывать и на будущее тонировать лкп активнее, да еще хочу добавить прямой фронтальный источник света.
А чернота просто от чрезмерной резкости скорее всего, ползунок резкости для 144-го меньше надо выкручивать. То что для 72 и 48 нормально, на 144-м уже слишком.
hawk126в 14.03.2022 - 13:12 Тема: Sweet 1/144 Р-51B Mustang Ding Hao! - номер один
Ну ващеее!Блоху подковал !)
Roman-Nordв 15.03.2022 - 04:32 Тема: Sweet 1/144 Р-51B Mustang Ding Hao! - номер один
Салют, всем! Салют, Алексей!
Точно про блоху! "Подковано" отлично!
57в 15.03.2022 - 12:24 Тема: Sweet 1/144 Р-51B Mustang Ding Hao! - номер один
Очень хорошо выглядит для одномоторного самолёта в 144-м масштабе.
Думал уже, что работа затерялась, отправлял на публикацию еще в феврале, видимо очередь большая.
pirovskikh
Да Александр, на фото вижу, что шов выделяется, хотя вживую не помню такого эффекта. Наверное из-за размера модели добавление резкости при обработке добавило черноты на фото, хотя черной смывки на модели нет вообще, даже на рулях.