Многие моделисты при изготовлении той или иной копии пристально изучают геометрию, «вгоняют в чертежи» до миллиметра пластик, до мельчайших подробностей прорабатывают кабину и другие немаловажные, но, зачастую, невидимые потом мелочи. При этом о некоторых вещах, которые хорошо заметны, иногда просто забывают или сознательно их пропускают.
В этой статье речь пойдет о копийности колес и дисков для моделей FW. 190, а также небольшой обзор продукции фирм Эльф и Экипаж, выпускающих диски и колеса для многих типов авиационной техники. Для написания этой статьи были сделаны геометрические обмеры колес и дисков от моделей некоторых известных фирм, которые затем сравнивались с обмерами продукции от вышеназванных производителей.
Но, для начала небольшой историко-технический экскурс
На самолеты Фокке-Вульф 190 на основные стойки шасси устанавливались диски двух типов (в статье речь пойдет только о машинах со звездообразным мотором БМВ).
Перфорированные «шестидырые» диски устанавливались на модификации А-0 до А-4 ранних выпусков, а также на отдельные машины модификаций А-5 ранних выпусков, А-6 - очень редко, на бомбардировочные версии F-1, F-2 и F-3 (те которые были переделаны из А-5 ранних выпусков или выпущены на заводе Арадо), G-1, G-2 (ранние), G-3 (сделанные на базе А-5 ранних выпусков) , S-5 (возможно). Эти диски имели кольцо для фиксации покрышки и из-за своей конструкции очень часто калечили наземный персонал во время замены шин. И несмотря на то, что с версии А-4 поздних выпусков должны были устанавливаться диски нового образца, на некоторые машины поздних серий устанавливали такие диски.
Диски раннего образца:
FW.190 A-1 с дисками раннего образца:
FW.190 A-4 c дисками раннего образца:
FW.190 A-6 с дисками раннего образца:
Цельноштампованные «бездырые» диски позднего образца устанавливались на машины модификаций А-5 поздних выпусков и дальше, F-8 и дальнейших выпусков, а также на G-2 (поздние), G-3 (сделанные на базе А-5 поздних и дальше), G-8, S-8.
Диски нового образца имели ряд преимуществ: во-первых крепление шины было изменено, и стало безопасным для персонала; при использовании машин с грунтовых аэродромов при плохой погоде диски не забивались грязью, и их не надо было разбирать и чистить. А именно разбор диска для чистки со съемом шины приводил к травматизму среди персонала. Но такие диски имели и недостатки, в частности из-за плохой вентиляции при интенсивном торможении барабаны могли раскалываться, что приводило к заклиниванию как тормозного механизма, так и самой ступицы. Что приводило, в конечном итоге, к капотированию. Поэтому, иногда наземный персонал менял диски нового образца на старые, несмотря на опасность их использования для себя.
Диски новго образца:
Диаметр дисков и старого и нового типа был 410 мм, диаметр отверстия в диске старого типа 110 мм.
В книге Aero Detail 6 FW.190 A/F при изучении материала была обнаружена такая схема:
Обратите внимание на рисунок диска в форме лучей.
Так же в книге "In Action" Камбелла был обнаружен следующий рисунок:
В попытке разобраться, где исследователи увидели такие диски, было найдено вот это фото FW.190 A-0:
Действительно, на первый взгляд может показаться, что рисунок такой как показан на схемах. Но, взгляните на следующее фото этой же машины, сделанное под другим ракурсом:
Таким образом, можно считать схему с дисками «раннего типа» ложной, возможно исследователи не имели возможности изучить другие фото представленного выше А-0, или не захотели этого. В других источниках схема с таким рисунком диска не встречается.
Шины основных стоек шасси, устанавливающиеся на FW. 190 имели размер 700х175 мм и два разных рисунка протектора. Рисунок «поперечные канавки» характерен для шин компании «Continental», «Fulda» и «Dunlop» выпускаемых с начала войны и до конца 1944 года из натурального каучука с дополнением синтетических усиливающих добавок. Шина имела черный цвет, как раз за счет цвета синтетических добавок и сажи. Износостойкость такого вида покрышек была очень хорошая и позволяла использовать машины с аэродромов с разным типом покрытия. Но производство такого вида покрышек зависело от поставок синтетических добавок, с которыми у Германии к концу войны начались существенные перебои.
Шина с рисунком протектора "поперечные канавки"
Второй тип рисунка протектора «продольные канавки» применялся на шинах позднего периода производства (с конца 1944 года), такая шина изготавливалась целиком из натурального каучука и имела темно коричневый c красноватым оттенком цвет. Износостойкость покрышек была ниже чем у предыдущего типа, поэтому буквально после нескольких посадок рисунок протектора стирался и шина становилась абсолютно «лысой». Такого типа покрышки встречаются на машинах А-8, F-8, G-8 и последующих модификациях.
Уже "лысая шина":
Шины имели технические надписи с названием фирмы производителя, клеймо производителя, места производства (некоторые заводы фирмы Dunlop находились за пределами Германии, например завод «Debica» в Польше), размера, максимальной нагрузки, даты изготовления, штамп соответствия стандартам. Основным поставщиком шин для FW. 190 была фирма «Continental». Смотрите фото с диском нового образца, размещенное выше.
Рабочее давление в шинах при взлетном весе до 4300 кг составляло 4,5 Атм, при взлетном весе больше 4300 кг – 5.0 Атм.
Диск хвостового колеса был стандартным для всех версий и модификаций диаметром 160 мм, с шиной с размером 350х135 мм. Шина выпускалась из синтетического каучука «Буна-S» или SBR, в основном компанией «Fulda» имела маркировку «Buna», размер, место производства, дату, клеймо производителя, штамп соответствия стандарту.
Шина имела черный цвет. Иногда шина имела светлую полосу, как на фото
Стоит обратить особое внимание на шины с такой полоской, точнее на последствия отражения таких шин с дисками на чертежах и возможных искажениях при изготовлении деталей.
Ниже приведена часть чертежа автора М. Носжака (издательство Кагеро), как раз здесь и отражена эта полоса. Поэтому, можно подумать, что диск имеет увеличенные размеры.
Рабочее давление составляло при взлетном весе до 4300 кг – 4.0 Атм., при взлетном весе более 4300 кг – 5 Атм.
Шина хвостового колеса, устанавливаемая на некоторые модификации FW.190 (190 A-5 / U12 W.Nr. 150813, 150814, 190 A-5 / U-14 W.Nr. 150871, 150872, 190 С-0, Та-152 Н) имела размер 380х150 мм.
В книге Русецкого «Истребитель FW. 190. История, конструкция, вооружение, боевое применение.» написано, что хвостовое колесо имело размер 380 х 150, а на ранних сериях – 350 х 135. Такая же фраза имеется в книге издательства AJ Press FW. 190 A/F/G под редакцией А. Ярского, только на польском языке. При этом в чертежах на все варианты и модификации FW. 190, данных в книге Русецкого размер хвостового колеса составляет 350 х 135 мм. Мне чертежи показались перерисованными из других изданий, компоновка А-8 на стр. 24 очень похожа на чертежи А. Бентли (хотя это мое личное мнение, может быть, я ошибаюсь).
Данные на основании чертежей известных мне авторов (стоит учитывать погрешность, связанную с печатью, при замерах использовались оригинальные чертежи, распечатанные в масштабах 1/8, 1/24, 1/48 на профессиональном оборудовании, замер делался инструментом с вероятной погрешностью 0,1 мм, все полученные данные были переведены к масштабу 1/1)
Как вы можете увидеть, существует некоторая путаница в цифрах. Особое недоумение вызвали размеры на чертежах М. Носжака (Кагеро). И если в размерах основного колеса нет никаких таинств, непонятно откуда взялись цифры 690 х 200 мм при заявленных в тексте 700 х 175 мм, а так же диска с размером 470 мм.
На фрагменте чертежа явно видно неправдоподобно низкий профиль шины, по отношению к любому взятому фото. Возможно, был сделан обмер одной из отреставрированных машин с неоригинальными шинам основного шасси.
Фрагмент чертежа из Кагеро с основным шасси
Теперь перейдем к рассмотрению колес и дисков к моделям от различных производителей.
Ниже приведена таблица с размерами шин и дисков основного шасси настоящего FW.190 приведенных к масштабу - 1/48, а также размеры шин и дисков известных производителей.
Таблица с обмерами хвостового колеса и диска
Выводы на основании таблиц, вы можете сделать сами.
Особо хочется отметить колеса основного шасси фирмы Eduard. Они хоть и имеют правильный диаметр, но ширина их намного меньше нужного размера, что, кстати, слишком бросается в глаза. Диаметр отверстий в дисках раннего типа также намного меньше необходимого.
Все диски предлагаемые в наборах моделей не имеют каких-либо надписей на шинах. И наиболее копийными, на мой взгляд, являются диски и шины Tamiya.
Eduard дает заднее колесо как в сборе, так и отдельно, Tamiya вместе с костылем.
Диски и шины от AIRES я видел только на фото, на первый взгляд оставляют приятное впечатление. Но заднее колесо отсутствует.
Экипаж
Диски выполнены из смолы, сделаны качественно, но неверно проработана часть диска, которой он крепится к ступице. Причем исправить это невозможно. Шина сделана из мягкой резины с большим количества облоя, который очень трудно обрабатывается. Ни каких надписей и маркировок шина не имеет.
Диски и шины от компании Эльф понравились больше всего из вышеуказанного материала.
Диски только позднего типа, хоть и выполнен из пластика (черного цвета), проработан очень качественно и копийно.
Шины раннего и позднего типа выполнены из плотной резины черного цвета. Очень хорошо проработаны, имеют маркировку в виде названия фирмы производителя «Continental», размера шины и еще какие-то трудно читаемые знаки. Рисунок протектора также хорошо проработан. Облоя нет вообще, резину обрабатывать не надо.
Диск хвостового колеса сделан качественно. Шина имеет маркировку «Buna» и данные размера.
В наборе дополнения от Эльф имеется также шина и диск для хвостового колеса увеличенного размера.
Несмотря на то, что в статье не были указаны размеры для моделей в 32 и 72 масштабах, думаю материал будет полезен всем любителям замечательного самолета FW-190.
Список использованных источников:
Adam Skupiewski “Monografie lotnicze 18 FW.190 A/F/G”. Gdansk, A.J.-Press, 1994.
Brian Filley FW. 190 A, F, and G in action. Squadron/signal publication.
Jerry L.Campbell FW 190 in action. Squadron/signal publication
Focke-Wulf Fw. 190 A – Praha, Modelpress, 1991.
Malcolm Laing and E. Brown Ryle Walk around Fw. 190 A/F, Squadron/signal publication.
Чертежи A.L .Bentley
Focke-Wulf Fw. 190 A/F Aero detail 6
Peter Rodeike «Focke Wulf Jagdflugzeug»
Krzysztof Janowicz Focke Wulf FW. 190 Vol.1 Lublin, Kagero. 2003
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Sulla
Спасибо. Всё понятно. В 48-м колёса от Эльф действительно правильно выглядят, а вот в 72-м - диски основного шасси полгое Г. Потому то я и оставил диски из набора, а резину и хвостовое колесо применил от Эльф.
Anonymousв 22.09.2009 - 10:45 Тема: Re: Колеса для моделей самолета Fw-190
Да, тамиеские колесики выглядят красиво и пропорционально, вот только в диаметре чуть ли не на миллиметр меньше...
обзор хорош. но вот Айрисовские смолянные колеса, там есть рисунок и в целом они не плохие, но как быть с местом соединения литника и шины. Там точно рисунок при обработке будет утерян.
обзор хорош. но вот Айрисовские смолянные колеса, там есть рисунок и в целом они не плохие, но как быть с местом соединения литника и шины. Там точно рисунок при обработке будет утерян.
А чем-нибудь типа скрайбера протектор потом восстановить разве нельзя будет? Спрашиваю без иронии, на самом деле интересно знать.
yvk можно пропилить пилками от Хасегавы, я на смоле так восстанавливал. Главное не отламывать литник, а спилить его аккуратно. Посмотрите на диски от Экипажа, там такой же случай. Только расшивки особой нет, но тоже очень не удобно сделано, особенно хвостовой диск.
Спасибо за хороший обзор. На двух из найденных мной в районе аэродрома Луостари FW 190F-8 стояли разные шины хвостового колеса. Одинаковый только размер 350х135, на одном надпись SPORN, на другом VERSTARKT DUNLOP. Первая более "квадратная" в сечении, вторая более "круглая", если можно так выразиться. Протектор на обоих-продольные канавки.
Спасибо. Всё понятно. В 48-м колёса от Эльф действительно правильно выглядят, а вот в 72-м - диски основного шасси полгое Г. Потому то я и оставил диски из набора, а резину и хвостовое колесо применил от Эльф.