В конце 30-х годов, итальянские ВВС (Regia Aeronautica) занялись разработкой схем окраски самолетов, предназначенной для их маскировки на земле и в воздухе.
В конце 30-х годов, итальянские ВВС (Regia Aeronautica) занялись разработкой схем окраски самолетов, предназначенной для их маскировки на земле и в воздухе. В 1936 году, Амедео Мегоччи, исследователь тактики применения бомбардировочно-штурмовой авиаци и, впервые предложил использовать камуфляж для окраски самолетов, «работающих» на малой высоте - с тем, чтобы затруднить их обнаружение и атаку сверху. ВВС приняли предложенные идеи, и в течение нескольких последующих лет разработали серию камуфляжных цветов (Mimetica). Краски наносились на истребители, бомбардировщики и штурмовики, большими, волнистыми полосами. Вначале, камуфляж наносился только на крылья, позднее им стали покрывать и фюзеляж. Первыми цветами этой схемы стали желтый (Giallo Mimetico), зеленый (Verde Mimetico) и коричневый (Marrone Mimetico).
Оттенки этих цветов изменялись в зависимости от производителя краски и авиатехники. Известны четыре типа желтого цвета: Giallo Mimetico 1 (FS 33531), 2 (FS 334 81), 3 (FS 33434) и 4 (FS 30266). Также существует три типа зеленого цвета - Verde Mimetico 1 (FS 34258), 2 (FS 34092) и 3 (FS 34102). Что касается коричневого цвета, он представлен тремя разновидностями - Marrone Mimetico 1 (FS 30118), 2 (FS 30109) и темно-коричневый цвет Bruno Mimetico (FS 30227).
Помимо вышеуказанных цветов, широко применялись оттенки Marrone Mimetico 53193 (FS 30140) и Verde Mimetico 53192 (FS 34227) – и тот и другой наличествуют в каталоге Arson SISI красок Giomar.
Нижние поверхности, как правило, не красили, оставляя естественный цвет алюминия – такая практика имела место вплоть до конца 1930 года, когда началось использование серого цвета Grigio Mimetico (FS 36231). Grigio Mimetico являлся стандартным цветом для нижних поверхностей с начала войны до 1941 года.
Опыт испанской войны подсказал итальянцам, что контрастные полуматовые цвета, наносившиеся угловатыми полями, маскируют само лет нелучшим образом. С 1937 года, вступила в действие директива о модернизации камуфляжных схем всех самолетов итальянских ВВС. Первыми субъектами этой директивы стали самолеты итальянской добровольческой группы в Испании («Aviazione Legionaria»), затем под ее действие попали заново выпущенные серийные машины. Так называемая «сотовая» с хема окраски использовала уже имеющиеся цвета, но схема нанесения усложнилась: контрастирующие цвета наносились мелкими размытыми пятнами. Такая схема применялась вплоть до конца войны.
В рамках «сотовой» схемы, имели место различия в окраске, между производителями авиатехники, между строевыми частями, и во многих случаях - между отдельными самолетами. Так, в качестве фонового цвета мог использоваться желтый или зеленый, поверх которого наносились контрастные пятна. Сами пятна были различной формы, пропорций и размеров – например, пятна Giallo поверх зеленого фонового цвета Verde; либо светло-зеленые пятна Verde Chiaro, на фоне темно-зеленого Verde Scuro, или наоборот. К этим цветам часто добавлялся третий - MarroneMimetico или BrunoMimetico. В конце войны, вместо третьего, коричневого цвета, использовались два зеленых и желтый оттенок.
В рамках «сотовой» схемы существует два основных типа окраски:
частое наложение пятен – обычно, темно-зеленого цвета на фоне желтого.
редкое наложение пятен – желтые или светло-зеленые поверх темно-зеленого фонового цвета, или наоборот. Иногда к этой схеме добавляли разрозненные пятна Marrone или Bruno.
В ходе войны, камуфляжные схемы упрощались. С 1941 года, когда вышла новая директива об упорядочении камуфляжных схем, трехц ветный камуфляж начал выходить из употребления. В дополнение к разнообразным «вариациям на тему» стандартной камуфл яжной схемы, использование конкретных цветов зависело и от производителя:
SIAI («Савойя-Маркетти» SM.79 и SM.81) – цвета Verde Mimetico 1, Giallo Mimetico 3 и Marrone Mimetico 3
Бреда (Bа 65) – вместо волнистых линий, фирма наносила цвета Giallo Mimetico 3, Verde Mimetico 3 и Bruno Mimetico крупными пятнами с четкими краями.
Бреда (Breda 88): самолеты этого типа, применявшиеся в начале 1940 года в Ливии, не окрашивались при помощи ц ветов Niccola Chiaro and Verde Oliva Scuro. На них также не наносились белые ленты. Эта информация подтверждается в с татье, опубликованной в февральском номере журнала NotiziarioClubModellismoPlasticoRavennaза 2004 год, и посвященной Ba 88 (стр. 11). Белые фюзеляжные ленты появились в конце 1040 года, а цвет Nocciola Chiaro был представлен во второй половине 1941; фотоснимок, опубликованный в книге камуфляжных схем CMPR-GAVS-GMT, на странице 55, изображает самолет с доработанным крылом, ни один из которых не летал в Африке. Снимок сделан в конце 1943 года.
Выдержка из статьи, о публикованной в CMPR 2/2004:
Камуфляж и маркировка
Камуфляж «Бреда» Ba.88, в том виде, как он представлен на снимках из клубного архива, является уникальным. Фонов ый цвет для верхних поверхностей – Verde Mimetico 3 (вероятно), поверх нанесены очень мелкие размытые пятна Giallo Mimetico 3 (вероятно). Нижняя поверхность планера окрашена в цвет Grigio Azzurro Chiaro 1 (сине-серый). Такой камуфляж также на носился на самолеты, направляемые в Африку.
Изображенный ниже профиль «североафриканского» Ва.88 взят из инструкции к декали Tauro Models Decal Sheet TM 72/ 522. (Рикардо Тротта)
Компании FIAT, CMASA и CANSA использовалицвета Giallo Mimetico 1, Verde Mimetico 1 и Marrone Mimetico 1. FIAT использовал цвета Giallo Mimetico 1, Verde Mimetico 1 и Marrone Mimetico 1 на ранних истребителях CR.32 и первой партии вы пущенных G.50 (с закрытой кабиной). На поздних G.50 и CR.42 применялись цвета Giallo Mimetico 3, Verde Mimetico 3 и Marrone Mimetico 2.
Компании «Капрони» и «Аэронавтика Предаппио» использовали цвета Marrone Mimetico 2, Verde Mimetico 3, Giallo Mimetico 3, Bruno Mimetico, Marrone Mimetico 53193 и Verde Mimetico 53192
Компания IMAM применяла цвета Giallo Mimetico 3, Verde Mimetico 3, Marrone Mimetico 2 и Bruno Mimetico.
«Макки» использовалицвета Verde Mimetico 2, Verde Mimetico 53192, Giallo Mimetico 4 and Bruno Mimetico. Истребители МС.200 «Саетта», окрашивалисьвзеленыйцвет Verde Mimetico 2, поверх которого наносилисьпятна Bruno Mimetico и Giallo Mimetico 4.
«Пьядджо» использовали цвета Giallo Mimetico 2, Verde Mimetico 2 , Marrone Mimetico 2 и Bruno Mimetico
«Редджиане» использовали цвета Giallo Mimetico 3, Giallo Mimetico 4, Verde Mimetico 2, Marrone Mimetico 1 и Marrone Mimetico 2. В частности, истребители Re.2000 окрашивались следующим образом: фон - Giallo Mimetico 3, камуфляж ные пятна - Marrone Mimetico 2 и Verde Mimetico 1.
Нижние поверхности окрашивались в цвет Grigio Mimetico всеми производителями, хотя отдельные самолеты не окрашивались снизу – это в основном касается самолетов довоенной постройки.
Рассмотренные схемы окраски использовались на Европейском и Африканском ТВД – тем не менее, предпочтение всегда отдавалось схеме с желтым фоновым цветом, если это было возможно.
Камуфляжная серия 2: Тавола 10
Serie Mimetica 2: Tavola 10
1941-1943
В 1941 году, многообразие схем окраски, применявшихся в итальянских ВВС, стало поводом для издания новой директивы. Ее целью было упрощение цветовой гаммы и применявшихся схем камуфляжной окраски. Конечным результатом стало сокращение цветов до 10 (так называемые цвета Тавола). Все цвета, согласно директиве, должны были быть матовыми, а граница между «верхним» и «нижним» цветом – размытой. Не менее важным, представляется то, что директива устанавливала стандартную схему окраски. Новыми цветами были:
Nocciola Chiaro 4 (FS 30219)
Verde Oliva Scuro 2 (FS 34052)
Grigio Azzurro Chiaro 1 (FS 36307)
Новая стандартная камуфляжная схема выглядела следующим образом: североафриканский ТВД – фоновый цвет Verde Oliva Scuro 2, поверх – мелкие пятна Nocciola Chiaro. По директиве, все «старые» светло-желтые и светло-зеленые тона изым ались из употребления, также как и Marrone Mimetico и Bruno Mimetico. Однако, все запасы уже произведенной краски, согласно той же директиве следовало использовать полностью, как в серийном производстве, так и в ремонтных мастерских – так что, «старые» цвета можно было видеть и после 1941 года. Такая ситуация сохранялась вплоть до капитуляции Италии – за исключением еще одной директивы, изданной в 1942 году, и касающейся «африканской» схемы. По ней, верхние поверхн ости самолетов надлежало красить в цвет Nocciola Chiaro 4, поверх которого наносить мелкие пятна Verde Oliva Scuro 2.
Наконец, следует рассмотреть, что обозначает понятие «мелкие пятна» применительно к тому или иному производ ителю:
FIAT: на последних сериях CR. 42 и G. 50 и прототипе G. 55, фоновый цвет был Verde Oliva Scuro, поверх наносились большие округлые пятна Nocciola Chiaro.
«Макки»: истребители C 200s, C 202s and C 205, задействованные на африканском ТВД, окрашивались в цвет Nocciola Chiaro, поверх которого наносились так называемые «кольца дыма» или «амебы», цвета Verde Oliva Scuro.
Морская авиация
Летающие лодки (например, Кант Z.501) и поплавковые гидросамолеты вступили в войну «с блеском» – планеры покрывались серебрянкой на лаке. Погружаемые части окрашивались в матовый черный цвет. С началом войны, с верхних поверхностей крыльев удалили ярко-красные полосы быстрого обнаружения (цвет Rosso Bandiera 8 FS 31105). Эти полосы были разработаны для нанесения на машины, задействованные в Эфиопии: активность истребителей там была фактически нулевой, а ярко-красный цвет помогал в к ратчайший срок обнаружить самолет, потерпевший аварию.
С началом войны, итальянский триколор на рулях направления стали заменять на савойский крест, поверх Verde Mimetico. Директва, изданная в 1941 году, потребовала перекрасить верхние поверхности самолетов морской авиации в темный серо-синий цвет Grigio Azzurro Scuro 3 (FS 36118). Этот цвет более подходил для Средиземноморья.
Специальные цвета и схемы.
На самолетах SM.79 в 1940 году стали применять новую камуфляжную схему: крупные полосы цветаMarrone Mimetico 53193, параллел ьно которым шли полосы Giallo Mimetico 3 (или Verde Mimetico 3) или Verde Mimetico 53192 (или Giallo Mimetico 3). Такая камуфляжная схема также состояла из повторяющихся и блеклых полос Giallo Mimetico 3, Marrone Mimetico 53193 и Verde Mimetico 53192.
Существовали и другие схемы окраски, скорее всего не заводские – чаще всего, они обнаруживаются на торпедоносцах, такх, как S.79 «Спарвиеро». Как пример, можно представить схему с фоновым цветом Giallo Mimetico, поверх которого нано сились крупные пятна Verde Mimetico 1, 2, 3 или Verde Mimetico 53192 – а в качестве примера позднего камуфляжа, схему с п ятнами Grigio Azzurro Chiaro поверх Verde Oliva Scuro 2. Чтобы усилить маскировочный эффект в окраске маловысотных торпедоносце в, особенно на последнем этапе захода на цель, носовая часть фюзеляжа и крыло окрашивалась в цвет Grigio Azzurro Chiaro.
Ночная авиация
Ночные истребители обычно окрашивались целиком в матовый черный цвет: при этом, закрашивались и белые поля в опознавательных знаках (за исключением, иногда, савойского креста на руле направления).
На ночных бомбардировщиках, в черный цвет окрашивались нижние и боковые поверхности фюзеляжа. Верхние поверхности сохраняли заводские камуфляжные цвета (особенно, в случае с цветом Verde Oliva Scuro 2, использовавшимся на S.79 III). Как и в случае с и стребителями, белые полосы на фюзеляже закрашивались.
Самолеты иностранной постройки
В большинстве случаев, трофейные самолеты не перекрашивались – с них просто удаляли опознавательные знаки. Иногда, цвета заменяли на итальянские камуфляжные – например, Grigio Mimetico или Grigio Azzurro Chiaro 1, в зависимости от периода времени – для нижних поверхностей, Verde Mimetico 2 или Verde OlivaScuro 2 – для верхних.
Три «Мессершмитта» Bf 110C и несколько «Дорнье» Do 217J, поставленных итальянским ВВС, были целиком окрашены в черный цвет, хотя полной уверенности в этом нет. Связные самолеты Fi. 156 окрашивались в цвет Verde Mimetico 2 – известна только одна машина, окрашенная по североафриканской схеме.
Более сложной представляется ситуация с истребителями Bf 109 F и G. Наряду с «тропической» схемой Люфтваффе, нек оторые самолеты были перекрашены в полевых условиях в итальянские камуфляжные цвета. Ме-109G и К, принадлежавшие Итальянской Со циальной Республике (ANR), окрашивались по схемам Люфтваффе, в цвета RLM 74/75/76 или RLM 76/80/83. Свастика и немецкие кресты заменялись эмблемами ANR на плоскостях. На обе стороны фюзеляжа, возле закрашенного креста, наносился итальянский флаг.
Захваченные французские самолеты также не перекрашивались: опознавательные знаки закрашивались краской Grigio Azzurro Chiaro 1. Так же поступали и с самолетами Виши.
Интерьеры самолетов
На большинстве итальянских самолетов II мировой войны, интерьер окрашивался в зеленый цвет Verde Anticorrosione (FS 34272), хотя конкретный оттенок мог быть различным и зависел только от производителя краски. Например, на истребителях Reggiane, оттенок интерьерной краски был ближе к серому на других самолетах он был зеленый, близкий к FS 34230.
Существует несколько важных исключений - например, фюзеляж S.79 окрашивался изнутри в серый цвет, сходный с GrigioAzzurro Chiaro 1.
Относительно интерьеров «Фиата» G.50, обратимся за пояснением к Рикардо Тротта.
«В первом номере журнала «Аэрофан» за 1981 год, мы можем найти статью с выдержками из официального докумен та C.A. 381 «Инструкции и нормативы по монтажу, регулировке и обслуживанию истребителя Фиат G.50 второй серии, выпущенного компанией CMASA. Документ датирован маем 1940 года, то есть до вступления в силу реестра цветов «Тавола 10». По инструкции, внутренние поверхности фюзеляжа полагалось покрывать серой антикоррозийной краской; неизвестно, был ли этот серый цвет идентичен Grigio Azzurro Сhiaro, но он несомненно был серым».
После выхода директивы о стандартизации цветов и новом цветовом реестре «Тавола 10» ( издана в 1941, вошла в силу в 1942), все интерьеры стали окрашивать в цвет Grigio AzzurroChiaro 1. Интерьеры самолетов, выпущенных до 1942 года, окрашивали сь в цвет Verde Anticorrosione, истребителей Reggiane Re. 2000 и Re.2002 – в цвет FS 34227. Так как многие машины, наприер MC. 200 и MC. 201 выпускались до и после 1942 года, получить ответ на вопрос, в какой цвет была окрашена кабина, можно, установив примерную дату выпуска по серийному номеру (Matricole Militare MM).
Цвета ANR 1944-1945
Итальянские ВВС, оставшиеся на севере страны после капитуляции, использовали три основных типа истребителя: Фиат G.55., Макки 205V и Bf.109. В очень небольших количествах также применялся Реггиане Re.2005. За исключением последнего, камуфляжные схемы повторяли немецкие, с цветами RLM 74/75/76 и RLM 80/83/76. Немецкие опознавательные знаки, крест и свастику, в основном закрашивали цветом Grigio Azzuro Chiaro – это относится к машинам, поставлявшимся ANR с немецких складов в 1944-1945 году. Тем не менее, в конце 1945 года, балканские кресты можно было видеть на фюзеляжах и нижних поверхностях крыльев Bf.109. Транспортные самолеты и бомбардировщики также окрашивались по образцу немецкой авиатехники: как правило, это был однотонный цвет Verde Oliva Scuro.
Литература:
Galvan, G. and Franзois, P., Regia Aeronautica Colors and Camouflage Schemes, Eagle Press.
Postiglioni, U. and Degl'Innocenti, A., Colori e Schemi Mimetici Della Regia Aeronautica, II Edizione, CMPR, GAVS sez Roma, GMT, 2a Ristampa, 1997
Waldis, P. and De Bortoli, M., Regia Aeronautica Caccia & Assalto 1940-1943 Parte I, Fighters & Ground Attack Units, La Bancarella Aeronautica, Torino, 2002* (Эта книга является одним из субъектов статьи «Переоценка камуфляжных цветов и схем окраски Итальянских ВВС», где она подвергается критике за поверхностность исследований – пер.)
Тема: Камуфляж и окраска самолетов Итальянски...(#78) - обсуждение
Спасибо! Отличная справочная статья! Ставлю в "Избранное" не задумываясь.