Из армейских мотоциклов вермахта этот, наверное, самый известный - почему не понятно. Как обычно, слава достается не самым достойным, а самым разрекламированным. Ведь он не был настолько массовым как 700кубовый BMW R12. Он не обладал «неубиваемостью» Zundapp KS750. Но факт есть факт - детище Алекса Фалькенхаузена заняло свое место в анналах мотоциклостроения. А сам конструктор вместо славы, как гласит легенда, в качестве награды за свою разработку получил печку-буржуйку.
История
Как появился на свет «семьдесят пятый»? Рискну процитировать сам себя «В ноябре 1937 года вермахт объявил конкурс на разработку нового армейского мотоцикла. Основные требования были таковыми. Полезная нагрузка мотоцикла 500 кг, стандартная резина от Кюбельвагена 82 (4,5Ч16), макс. скорость с полным грузом 95 км/ч и запас хода 350 км. <…>Именно их вместе с прототипами БМВ спецы из Zundapp представили на испытания военным. В результате испытаний Цундаппу было отдано предпочтение. А проигравшие ребята из Баварии получили весьма чувствительный щелчок по носу. Они должны были ввести в конструкцию своего мотоцикла наиболее удачные узлы Цундаппа. Естественно руководство БМВ на это не пошло. Но… Когда повалил вал заказов от вермахта, руководство БМВ выступило с предложением „унификации основных узлов обоих мотоциклов для облегчения задач снабжения“. Мотоцикл имел оппозитный двигатель объемом 746 см3 и мощностью 25 лошадиных сил, карданную передачу, привод на колесо коляски 4х ступенчатую коробку передач с подключаемым приводом коляски и задним ходом. Рама была трубчатой. Новшеством для того времени была телескопическая передняя вилка и гидравлический тормоз заднего колеса. На этом, пожалуй, экскурс в историю закончим и приступим непосредственно к модели.
Краткая китография и афтермаркет
На данный момент на российском рынке присутствует пластик 4х фирм Tamiya, Italeri/Звезда, MasterBox, Lion Roar/Great Wall Hobby. Начну, пожалуй, в порядке дровоподобности.
Tamiya 1/35, N 3501 6German Motocycle B.M. W. R75 with side car.
Наверное, самый старый по дате издания кит из присутствующих на рынке. Настолько старый, что дата первого релиза формы и название фирмы на литниках стыдливо зафрезерованы. В наборе есть один мотоцикл с коляской, 4 фигуры. Фигуры, коляска и сам мотоцикл даны отдельно. При этом цвет пластика коляски и цвет самого тягача различаются. Существовал еще один тамиевский кит с BMW R75 „соло“. Видно по старинке в Шизуоки лепят коляску и тягач на разных ТПА. Кстати о пластике. Пластик темного зеленого цвета с незначительными оттенками относительно слоистый. Сам набор изначально носит „фигурно диорамную“ направленность. Что и подтверждается названием серии „Military miniatures” Следствием этого является достаточно слабая проработка самого мотоцикла, и куча оружия и снаряжения у фигурок. Хотя на 70е годы (а очень сильно подозреваю, что именно в это время состоялся релиз модели) смотрится очень неплохо. Колеса отлиты зацело с крыльями, заднее колесо отлито зацело еще и с картером двигателя. Немасштабно отлит пулемет, толстые стенки коляски, отсутствие ребреного гофра на вилке перечень продолжать можно долго. Чувствуется износ формы некоторые. По „дровометрической» шкале 7полен из 10 возможных.
Звезда 1/35 N 3528 Немецкий мотоцикл с коляской БМВ P75. (Italeri 1/35 N315 BMW R75)
Это старая разработка Italeri, которую до недавнего времени перепаковывала Звезда. К сожалению, на данный момент эта модель отсутствует в каталоге Звезды. Не знаю, делает ли эту модель сейчас Italeri. Судя по всему это италовский ответ на разработку Tamiya. Как и тамиевский данный кит несет тоже «фигурную“ идеологию. Но отлит и продеталирован немного получше тамиевского. Хотя членение мотоцикла от тамиевского почти не отличается. Более бедный набор амуниции солдат и бедная декаль. Пластик как у Звезды и у тамии примерно одинаков. На колесах присутствует надписи, по сравнению с Тамией лучше отлиты цилиндры двигателей и вилка. По „дровометрической» шкале 6 полен из 10 возможных.
Поспешу заметить, что оба кита продукт более чем 20 летней давности, по этому ждать от них чего ни будь супер достойного без приложения рук не стоит. Зато цена их весьма достойна от 160 до 300 руб. На этом заканчиваем с первой лигой и переходим в высшую.
Master Box, 1/35 N 3528 German Motocycle BMW R75, WWII
Одна из самых неплохих моделей за приемлемую цену находящаяся сейчас на российском рынке. Хорошая деталировка очень ажурное литье, впечатление от которого портит облой и некоторая замыленность деталей. На некоторых отливках встречаются утяжины на коляске и багажных кофрах. Пластик очень ломкий для такого ажурного литья. Очень богатая декаль 6 вариантов маркировки. Спицы и колеса собираются отдельно, однако из-за количества облоя эта операция превращается в очень трудоемкую. На выбор представлены 2 пулемета MG-34 и MG-42. Два варианта передних и задних крыльев Единственный недостаток это только то, что отсутствует воздушный фильтр «сахара» что не позволяет собрать мотоцикл для африканского ТВД. По «дровометрической» шкале 4 полена из 10 возможных. Примерная цена от 600 до 800 руб.
Lion Roar/Great Wall Hobby 1/35 N3510 R75 with sidecar
Один из самых лучших на сегодня китов R-75. Lion Roar выпускает мотоцикл как в варианте «соло» так и с коляской. В варианте с коляской прилагаются бонусом 2 буксируемые тележки и сцепное устройство. 2 варианта колес, обычные и сшироким протектором. В комплекте идет травление правда скудноватое. Зато травленые спицы правильно сведены «на треугольник» за что является большой проблемой для многих производителей травла. Литье очень и очень Облоя и утяжин как такового нет. Деталировка выше всмяческих похвал. – 169 деталей. Пластик не очень ломкий и не очень слоистый. Хотя при таком ажурном литье нужно все равно соблюдать осторожность. Небогатая декаль всего для 2х вариантов. «Европейского» воздушного фильтра не предусмотрено. Еще один серьезный недостаток это цена. От 1200 до 1800 ре. По «дровометрической» шкале 2 полена из 10 возможных
Афтермаркет, присутствующий на данный момент на рынке, именно для R-75 представлен одним набором. Это Eduard N35572 и сделан он для тамиевских дров. Мало того он сделан для варианта «соло». Было охота сделать мотоцикл с коляской, то я остановил свой выбор на травле Royal model N293 для Zundapp KS750. Почему травление от другого мотоцикла. Во первых KS750 и R75 близки по конструкции и узлы одного можно было использовать в другом. Что хорошо для прототипа подойдет и для модели. Во вторых это травло неплохо себя показало при сборке «Сборной солянки -1» Есть еще 2 доступных набора фототравления для мотоциклов это Voyager model N35033 Zundapp moto, N35144 DKW NZ 350 motorcycle. Травло вояджер очень тонкое дается для мотоциклов соло. К тому же других типов и интереса для меня не представляет. А вот Эдуард и Роял самое оно. В рояловском травлении помимо самой платы с травлом дан правильный смоляные колеса. Пулемет МG-34, 2 барабана к пулемету. Смоляная фляга, противогаз и котелок. Ко всему этому был еще куплен ствол на пулемет RB model RB35B39 7,92mm MG34, который потом был использован не по прямому назначению
Сборка
После того как все необходимые материалы для постройки были собраны был примерно накидан план действий. Самые жесткие дрова в виде звездовского и тамиевского китов были отправлены в шкаф. Ничем помочь они мне не могли. За основу был взят роаровский кит, который было решено собрать, используя дополнения и наиболее интересные детали. Это должен был быть мотоцикл 1941–1942 года выпуска предназначенный для Европейского ТВД. Оснащенный комплектом обогрева рук и ног водителя и подогревом коляски. Сборка началась с колес. Родные роаровские колеса оказались более правильными, чем рояловская смола к тому же собираются они поинтересней, на них набирается протектор. Из-за этого я остановился на обычном варианте протектора, а не на высоком. После этого последовала сборка двигателя. Т.к. на роаровский двигатель поподробней мaстербоксовского, поэтому был взят он. Т.к. на роаре нет воздушного фильтра для европейского ТВД, то пришлось взять его от кита MB. В отличие от построек звездовских мотоциклов, где сначала строится рама, а потом в нее садится двигатель пришлось собрать двигатель, а потом вокруг него строить раму.
При сборке двигателя также снес крепежный лист картера и амортизатора седла и заменил его на травленый. Становился не ахти как. Пришлось применить военную хитрость в виде «Момент-геля» с последующем его вышкуриванием. При сборке рамы был заменен родной роаровский горбатый фильтр на бензобаке на крышу бардачка для медикаментов от МВ. На крышке пришлось перенести замок-кнопку открывания с правой стороны вниз. Родные грязеотбойные щитки на дугах безопасности ставить не стал, поставил эдуардовские они поинтересней и выглядят более правдоподобно. Добавил травленый эдуардовский сигнал. Дальше началась разводка проводки и тросиков по всей раме. Работа эта достаточно муторная и трудоемкая. Но двигатель оплетенный кружевами тросов и проводкой того стоит. Материалом для всего этого послужила тонкая медная проволока. Добавил самодельные пыльники на карбюраторы. Далее настал черед сборки заднего крыла. Роаровское крыло мне не понравилось, и я решил поставить крыло от МВ. Выглядит оно гораздо изящней, к тому же состоит из 2х половин. На заднее крыло решил поставить травленый эдуардовский кронштейн крепления заднего седла, к которому навил и добавил амортизирующую пружину. С первого раза вклеить нормально крыло не удалось. Оно встало с перекосом.
Пришлось ломать и переклеивать по новой. Щиток под номер травленый из набора Роял. Седла были взяты от МВ. После этого взялся за выпускной коллектор. Сначала я пытался облагородить родной роаровский глушитель эдуардовской травленой накладкой-кожухом. Вышло у меня это омерзительно. Взял глушитель от МВ и немного его доработал. Сами трубы остались роаровские, а выхлопную трубу сделал из медной тонкостенной трубки. Поскольку мотоцикл в варианте с обогревом сделал кожухи для обогрева ног. Сделал их с нуля. От них провел трубки для отбора выхлопных газов из ресивера выпускной системы. Заменил на травленые рычаги управления и переключения КПП. Взяты из эдуардовского травла. Шишаки рычагов сделаны из паяльного олова. Передняя вилка собиралась почти без изменений кроме 2х. Первое это клееный из двух половин травленый рояловский номер и вклееный в фару рефлектор из фольги. На перья руля приклеил защитные чехлы для рук мотоциклиста, к которым подвел шланги отбора выхлопных газов из ресивера выпускной системы. На фаре изобразил спидометр из обечайки картуша от роял и эдуардовской пленки. Рама коляски, на которую сажается люлька — МБ.
От него же и амортизаторы поддерживающие люльку. Поскольку изначально планировалось загрузить коляску — рама была вклеена под углом, для чего ее пришлось малость переделать. Это было ошибкой, я дал слишком большой угол наклона рамы из-за чего багажные кофры чуть не цепляют землю. В принципе это не страшно т.к. байк пойдет в диораму, а там его занесет снегом. Сама люлька собрана без изменений. Разве что в багажном отделении в качестве «пасхалки» добавлен насос и домкрат. Цепь на заднее колесо взята из травла Роял. Оттуда же взяты крепления лопаты, петли тента и замок багажного отсека. Родной роаровский пулемет настолько хорош, что не было смысла его трогать. Все на что я решился это оставить открытой крышку ствольной коробки и добавить травленый ремень. Барабаны для пулемета вместе с точеным стволом я закинул в открытый багажный кофр. Ведь нужно же иногда менять ствол при его перегреве. Кстати о кофрах они травленые от Рояла. В коляску для будущей диорамы закинул 3 150 мм мины от Nebelwerfer 41 того же Lion Roar.В довершение ко всем украшательствам я прилепил канистру привязанную к коляске. Канистра родная из роаровского набора. Еще одним украшательством служат родные роаровские буксируемые тележки и прицепной узел. Они собраны вообще без всяких изысков Просто из коробки. На одной из тележек допустил косяк — положил второй буксировочный галстук в кузов, а он крепился по штату с внешней стороны тележки
Окраска
В окраске ничего принципиально нового изобретено не было. Модель красилась по мере сборки. Сначала грубая окраска основных агрегатов потом сборка и точная покраска, и прокраска мест склейки и шлифовки. Единственно, что попробовал это использование жидкого мыла в качестве маскола. Получилось весьма неплохо. Основной цвет – Звезда 14 Танковый серый. Камуфляж ХF-2 Тамия. Резкий контраст камуфляжа глушился пепельным белым пигментомMIG. Камуфляж наносился без масок, от руки. Черный цвет –Тамия XF-1. Дерево – охра Звезда 57. Металлик – Ревелл 99. Покраска мин – Тамия XF-1 и припылена Тамией XF-58. Пулемет — 8 Вороненая сталь. Декали взяты из кита МВ как раз под зимний вариант Сталинграда (зима 1942–43 года). Декали положил под микросол и сверху прокрасил тамиевским белым. Легкая грязь и копоть – тамиевская пудреница. Все это покрыто акановским полуматовым лаком.
Собственно это и все что я хотел сегодня вынести на ваш суд.
Впечатлили Ваши описания наборов - спасибо, учту, полезная информация. Сборка местами не аккуратно получилась - детали мелкие, понимаю... Окраску я тоже не понял - возможно на будущей диораме это как-то "сыграет", но пока не ясно - то ли снегом занесло, то ли это камо такой зимний. По матчасти я не спец, но наверное такая "солянка" себя оправдывает. На фото не хватает вида модели сбоку - все фото как-то под углом сняты...
GFOв 25.02.2010 - 07:34 Тема: 1/35 BMW-R75 - Сборная солянка-2
Пока я для себя не открыл циноакрилат - гель с мелкими деталями получалась действительно беда. А на счет камуфла -делалось оно по фотографиям. Большинство моцов красились зимой водоэмульсионкой которая илеля очень веселую привычку слезать.
stendapв 16.03.2010 - 22:40 Тема: 1/35 BMW-R75 - Сборная солянка-2
Впечатлён объёмом работы.Модель действительно получилась классная.В своё время собрал звездовские бимер и цундап.Могу не согласится на счет их оценки по копийности.Ко всем моделям нужно приложить руки.И в соотношении цена-качество, мне кажется, они оптимальны.Все-таки не все сыновья Рокфелеров.
Тема: 1/35 BMW-R75 - Сборная солянка-2(#2550) - обсуждение
Впечатлили Ваши описания наборов - спасибо, учту, полезная информация. Сборка местами не аккуратно получилась - детали мелкие, понимаю... Окраску я тоже не понял - возможно на будущей диораме это как-то "сыграет", но пока не ясно - то ли снегом занесло, то ли это камо такой зимний. По матчасти я не спец, но наверное такая "солянка" себя оправдывает. На фото не хватает вида модели сбоку - все фото как-то под углом сняты...