Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

AZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для Эстонии

Военная авиация независимой Эстонии появилась на свет 21 ноября 1918 года. В этот день вышел приказ об образовании армейского инженерного батальона, имеющего в своём составе авиационное подразделение. В 1919 году была образована самостоятельная «Авиационная Рота», на вооружение которой эстонцы получили 24 самолёта из Англии, кроме того, были приведены в порядок самолеты, доставшиеся от русской и немецкой армий. В 1925 году прошла реорганизация военной авиации Эстонии, были образованы три авиадивизиона, дивизион ПВО, лётно-техническая школа и авиационно-ремонтная фабрика. Эстонская авиация стала называться «Авиационный полк» - Lennuväe Rügement .

 

На службе в Lennuväe Rügement

В 1932 году Эстонское правительство приняло решение закупить новые самолёты для перевооружения своей авиации. В Англии эстонцам было предложено приобрести Fairey Fox II или Hawker Hart. Учитывая, что Hart стоял на вооружении RAF, а, следовательно, проблем с запчастями и обслуживанием не должно было возникнуть, предпочтение было отдано ему. Сделка состоялась и в Эстонию отправились восемь Хартов (четыре самолёта имели сменное шасси – колёса/поплавки).
В Эстонии самолёты получили бортовые номера 145 – 152. Самолёты на колёсном шасси (б/нн 145 – 148) первоначально поступили на вооружение 3-го дивизиона в Ласнамяэ, а в 1934 году были переданы 1-му дивизиону, базировавшемуся в Раквере. Самолёты с б/н 149 – 152 были направлены в группу гидроавиации, местом базирования которой была Минная гавань в Таллинне. В 1936 году в Испании началась гражданская война. В разгорающемся конфликте эстонское правительство и командование армии видят возможность избавиться от стареющей техники, а вырученные деньги потратить на приобретение новой. Республиканское правительство Испании готово купить все, что способно летать и в Испанию убывают стоявшие на вооружении эстонской авиации истребители Bristol Bulldog и бомбардировщики Potez 25A. Однако, быстро найти замену убывшей технике не удаётся и в 1937 году принимается решение – группа гидроавиации расформировывается, Харты «переобуваются» на колёса и отправляются в 1-ый дивизион, где они и продолжили свою службу до 40-го года. Единственный трагический инцидент произошёл 21 августа 1939 года, в это день разбился Харт б/н 145, пилот и стрелок погибли.
AZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для ЭстонииAZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для ЭстонииAZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для Эстонии

 

 

МОДЕЛЬ


Когда я решил собрать данный аппарат, в наличии имелась модель от чешской фирмы AZmodel. Правда, до этого светлого момента я дел с бипланами не имел, но всё же решил рискнуть и приобрёл данный «кит» (AZ 7260). Модель выполнена по традиционной чешской технологии ЛНД из серого пластика. Качество отливок было вполне нормальное, обилия утяжин, облоя и «прочего добра» - нет. Главный сюрприз данного «кита» заключается в следующем. Фюзеляж, дающийся в наборе, предполагает возможность собрать модификацию «Харт-истребитель» и имеет иное посадочное место под турель, нежели нужно было мне. Проблема решается следующим образом – в наборе даётся второй фюзеляж от «шведского» Харта с «правильным вырезом». Далее, от первого фюзеляжа отрезаем всё «ненужное», от второго всё «нужное» и приклеиваем к первому. Всё очень просто - вот только конечный результат меня не порадовал (связано это только с личным «мастерством»). Было принято решение отложить это дело на неопределенное время в ожидании чуда.

 

AZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для ЭстонииAZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для ЭстонииAZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для Эстонии

Чудо явилось в виде «Osprey» от Amodel. Мне он по качеству проработки различной «мелочёвки» понравился больше, а учитывая кровное родство двух бипланов, сомнений не было – надо брать и попытаться сделать хоть что-то. В итоге от Amodel взяты:
- фюзеляж;
- горизонтальное оперение;
- стойки и колёса основного шасси;
- верхнее крыло; Крыло у обеих моделей имеет одинаковый размах, соответствуя данным «Харта» - 11м 40см, у «Osprey» крыло на 12 см короче, (часть центроплана, от задней кромки до топливных баков, взята от «Харта» AZmodel, на «Osprey» он иной формы.).
От AZmodel в дело пошли:
- вертикальное оперение;
- нижние крылья;
- водяной радиатор.

AZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для ЭстонииAZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для ЭстонииAZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для Эстонии
Учитывая производителей и технологию литья могу сказать, что сборка особых проблем не вызывает. Главная головная боль для меня – это было установить верхнее крыло. Пришлось заново делать боковые стойки, «родные» оказались короткими. И самое «страшное» - растяжки. Различная мелочёвка – из обоих наборов, огни от «Эльф». Заново сделал масляный радиатор, получилось несколько грубовато, но, хоть, похоже. Краска «Акан»: «полотно» - 86001, «метал» - 86004. Декали от «Blue Rider»».
В заключение могу сказать – конечно, сборка бипланов имеет свою специфику и не всё у меня вышло, как хотел. Но начальный опыт получен, а Ваши замечания и советы помогут мне в дальнейшем.
С уважением, Андрей.

AZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для ЭстонииAZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для ЭстонииAZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для ЭстонииAZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для Эстонии

» Информация о статье
Максим Былкин в 22.08.2010 - 15:57
Тема: AZmodel/Аmodel 1/72 Hawker Hart – «Олень» для Эстонии
Симпатичный бипланчик, видно внимание к мелочам, а то, что где-то огрехи- так масштаб слепой, в натуре их и не видно, наверно:). Работа понравилась, наверно это будет не последняя модель из семейства Хаукер?
BigSeXy в 23.08.2010 - 01:12
Андрей, очень хорошая модель получилась! Поздравляю!
Как приедешь, сделай фотку, покажи его на ладони :)
sergio_vitalio в 23.08.2010 - 07:51
Симпатичный бипланчик, видно внимание к мелочам, а то, что где-то огрехи- так масштаб слепой, в натуре их и не видно, наверно
То, что биплан симпатичный ни кто и не спорит :grin:, а вот внимания к "мелочам" уж не знаю, я увидел несколько моментов явно бросающихся в глаза, если автору будет интересно потом назову, а так не буду портить общую картину красивого самолета :grin:
korolevvlad в 23.08.2010 - 17:16
Чебадон, доброго времени суток!

Однозначно понравилось. И сама модель красивая и удачно выбраны ракурсы при фотографировании. +1

По матчасти ничего сказать не могу, специально данным самолетом не занимался, но в глаза ничего такого не бросилось. :mrgreen:

Удачных работ!
С уважением, Влад.
Чебадон в 28.08.2010 - 10:04
Всем добрый день! Прошу прощенья, что отвечаю с некоторым опозданием, только сегодня был выгружен из поезда и доставлен домой :grin: . Спасибо Вам за оценку моей скромной работы и Ваши замечания. Теперь от лирики к конкретике.

EXPrompt
Виккерс простовато выглядит...
У стрелка стоял "Льюис". То, что идёт в обоих наборах - нечто оплывшее, по этому поставил "ДА" (был у меня когда-то ТБ-3, это всё что от него осталось :wink: ). Спасибо за мысль о "литых пулемётах", они ещё понадобятся, а этот можно будет поменять.

sergio_vitalio
Вы когда строили эту модель видели фото реального прототипа, я имею ввиду тот который на колесах?
Видел. Фото 39-го года, тут 152-й уже без вооружения, но думаю с пулемётом смотрится всё же эффектнее :wink:

Спасибо Вам всем, с уважением Андрей.
sergio_vitalio в 28.08.2010 - 17:12
Чебадон
Ну вот и славно.
У стрелка стоял "Льюис".
Хотел уточнить вот эту фразу, это достоверно известно, что 152-ой был вооружен? По моим данным этот самолет числился, как учебный будучи еще гидропланом, соответственно он не вооружался и будучи переобутым, т.е. на нем не было не только турельного пулемета, но и курсового, хотя конечно Вы правы с пулеметом красивее. :wink:
Ну и теперь мелкие нюансы, я приведу фото побольше, чтобы было понятнее.
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=Tst8k8S][/url]
Начнем с ОЗ на верхнем крыле, они были поширше и смещены чуть к нутри, цифра 152 на фюзеляже была поубористее и приближена ближе ко второй кабине, на крыльях БАНО не было, на капоте наплывы имели несколько иную форму, и на краю, который ближе к пилоту, тоже был наплыв и горловины, храповик был все же покороче, ну и последнее лючки на крыльях, особенно возле элеронов выглядели несколько иначе и вряд-ли были белые, да по моему еще на брюхе у Харта если мне не изменяет память был "стеклянный люк".
Ну вот вроде все, надеюсь без обид. От меня заслуженный +1. :grin:
Чебадон в 28.08.2010 - 21:40
Уважаемый Сергей! Обид нет и быть не может, идёт нормальный, конструктивный разговор. Собирая "эстонца" я пользовался вот этими источниками
, плюс - то что смог найти в сети. Информация даётся общая - сколько, какие моторы стояли, вооружение, по какой цене брали, где базировались... Если 152-й использовался сразу как учебный, то выходит, что это уже эстонская "переделка", т.к. эстонцы получили Харты осенью 1932-го, а серийные учебные "Харты" начали производится с лета 1933-го. Судя по всему Вы обладаете более полной информацией. Оставим пулемёт на моей совести :wink: . БАНО - тут я колебался как "генеральная линия", видно такой ракурс и качество моего фото, плюс к этому мне кажется у Харта б/н 146 БАНО стоят - решил поставить, вижу ошибся.
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=aVFeJC0][/url]
Цифра на фюзеляже "казённая", какая есть. Лючки на крыльях - может это "игра" света и на фото просто кажутся "тёмными"? У меня они из фольги и белыми ни как быть не могут :grin: . Замечания может и мелкие, каке-то моменты спорные, но всё по существу, по этому повторюсь - ни каких обид, это только на пользу. Спасибо Вам.

С уважением. Андрей.
kochegar в 29.08.2010 - 05:16
Стыковка панелей на фюзеляже ужасная . Правая верхняя консоль так же имеет зазор с центропланом . Товарищ явно куда то спешил .
Чебадон в 29.08.2010 - 08:49
Уважаемый Михаил, спасибо что обратили внимание на работу. Спасибо за высказанное Вами замечания. Мне только остаётся работать «над собой»

С уважением, Андрей.
kochegar в 29.08.2010 - 09:35
Работать , лучше над моделью . А в себе развивать внимание и терпение, модель ведь делаете для себя !

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy