Уважаемые коллеги! Кто-то наверняка уже видел эту модель на других сайтах, но тем не менее, мне хотелось бы послушать критику вашего уважаемого сообщества. Как-никак, первый полноценный "блин" в 1/72 (школьные эксперименты, не дожившие до наших дней, можно не считать). Хотелось бы верить, что не таким уж "комом". Первоначально информация о данной модели была выложена на форуме, но потом поступило предложение оформить эту работу в виде статьи, что я и сделал.
Мне всегда нравился этот самолет, еще с тех пор, как я впервые посмотрел фильмы «Разрешите взлет» и «Последний дюйм» (правда, в последнем снимался Як-12М, но внешние различия с А не столь существенны). Поэтому, когда модель этого самолета от фирмы А-Модел завезли к нам в магазин, я взял ее не раздумывая, даже не смотря на то, что масштаб, в общем-то, не совсем «мой» - на полке среди «боингов» и «аэробусов» в 1/144 этот самолетик смотрится, как Гулливер в стране лилипутов.
При первом взгляде на отливки я с приятным удивлением обнаружил, что качество литья «А-Модел» за последние годы значительно улучшилось. Даже несмотря на то, что модель сделана по технологииЛНД, расшивка тонкая и достаточно аккуратная, утяжин и облоя немного. Конечно, мелкие детали качеством выполнения не обрадовали, но это уже было не так страшно, т.к. их не трудно изготовить самому. Всего в наборе пять литников с деталями, в том числе один – с элементами остекления и один – с лыжами для зимнего варианта. Декали предлагались для советского и польского вариантов окраски.
В качестве прототипа был выбран экспонат музея техники Вадима Задорожного, расположенный в Подмосковье – Як-12А с бортовым номером СССР-Л5275. Отчасти, он был выбран потому, что это оказался единственный самолет в родной аэрофлотовской окраске, да еще и сфотографированный в цвете (по крайней мере, из всего, что мне удалось найти на бескрайних просторах всемирной паутины).
Интерьер кабины был представлен чересчур просто – панель, штурвал, два кресла (каждое из которых собиралось из трёх деталей), заднее сиденье. Поэтому, вооружившись имеющимися фото, я принялся дорабатывать кабину своими силами. На панели приборов были имитированы сами приборы, различные ручки и краны, нарисованы тумблеры и шильдики. На сиденьях из фольги и проволоки изготовлены ремни безопасности, кроме того на передних сиденьях сделаны поручни. На бортах имитирована обивка из дермантина, ручки аварийного сброса дверей, топливомер (только справа – к сожалению, очень поздно узнал, что аналогичный прибор стоял и с левой стороны), тряпичные поручни на стойках.
Далее я приступил к установке остекления. Пожалуй, это единственное, что меня в исходной модели по-настоящему огорчило – качество его исполнения оставляет желать лучшего. Стекло мутное, очень хрупкое. Попытки осветлить его большого успеха не дали. Успокоил себя тем, что на реальных самолетах малой авиации остекление никогда особо не отличалось чистотой (во всяком случае, на тех, на которых мне приходилось летать). После склейки половин фюзеляжа установил импровизированный силовой набор в районе потолка кабины, прикрепил к нему фонари подсветки панели приборов, солнцезащитное стекло, на козырек панели установил компас.
Собрав таким образом печку, от которой можно плясать, я приступил к сборке крыла – здесь никаких трудностей не возникло. Склеиваем две половинки, подгоняем по месту крепления к фюзеляжу. Также я срезал пластиковую имитацию БАНО на законцовках (в дальнейшем установил на их место оплавленные кусочки прозрачных литников, окрашенные в соответствующие цвета) и сделал самодельную посадочную фару из фольги и эпоксидной прозрачной смолы. На этом этапе целесообразно немного углубить и сделать более равномерной расшивку. При установке крыла на фюзеляж следует обратить внимание, что разработчики модели не совсем верно сделали его сочленение с верхней частью лобового остекления кабины. Можно, конечно, запастись фото и исправить это место, но я решил обойтись малой кровью и просто аккуратно зашпатлевал загиб кромки крыла. Установка хвостового оперения сложностей не вызвала, единственное – при заделке щелей важно понять, как оно должно правильно выглядеть, поэтому тем, кто будет собирать эту модель, я рекомендую внимательно изучить фото прототипа.
Итак, модель почти собрана. Устанавливаем капот двигателя, красим его изнутри в черный цвет (чтобы он не отсвечивал светлыми внутренностями на готовой модели) и устанавливаем на самолет. Клеим стойки шасси (амортизаторы лучше изготовить самому, т.к. родные неправильной длины), подкосы крыла. На левый малый подкос можно установить «датчик температуры наружного воздуха» - примотанный к нему проволокой обычный градусник +50/-50°С.
Окрашена модель автомобильнойнитрокраской немецкой фирмы Standox – с некоторых пор я отдаю предпочтение именно ей, поскольку она недорогая, удобная в работе и очень качественная. Цвета подбирались по фото, однако с синим цветом возникли сложности, поскольку на разных фото он выглядит по-разному в зависимости от условий съемки и освещения. В итоге, было решено намешать нечто среднее. Декаль изготавливалась самостоятельно – качество этого вида продукции от известных производителей перестало меня устраивать достаточно давно, поэтому я заказал в типографии гумированную бумагу, покрытую лаком (аналогичную той, которую используют для термопереноса изображений на керамику). Для печати использую цветной лазерный принтер Hewlett Packard. У этого метода есть один минус, проявившийся, в частности, и на данной модели – декали, изготовленные по такой технологии, не имеют белой основы. В результате синяя полоса по фюзеляжу получилась комбинированной – от хвоста до двери и в верхней части капота накрашена аэрографом, а сегмент с «птичкой» - декаль.
Два элемента модели огорчили меня достаточно сильно – воздушный винт и колеса. Если первое бросается в глаза не сильно (лопасти по сравнению с прототипом сделаны зеркально, в результате винт призван вращаться в другую сторону), то от использования колес из набора пришлось отказаться вовсе. Как я ни пытался над ними колдовать, добиться от них схожести с прототипом оказалось невозможно. К счастью, фирма «Экипаж» делает колеса для самолета Як-6, которые без проблем подходят к Як-12А. Также пришлось заменить выхлопные патрубки на самодельные. В завершение была изготовлена вся мелочевка (ППД, расчалки, ступеньки, антенны и пр.) – её немного и она хорошо просматривается на имеющихся фото.
В целом модель оправдала мои ожидания – она достаточно неплохо ложится в чертежи и собирается без особых затруднений. Очень надеюсь на то, что у «А-Модел» в планах имеется дальнейшее развитие линейки этого типа машин, в частности – Як-12М.
Волкраунд по Як-12А не проблема, пусть только потеплее станет....,а вот М-ку я не встречал, возможно у Гены есть фото М-ки.
вот немножко из личного архива - перелёт 2007г.
Пропорции и размеры понятия суть разные.
Если на фотографическом портрете увеличить уши и нос, а глаза и рот уменьшить - вы и без точных замеров скажете что пропорции нарушились и
Вы сами не понимаете, что написали. В любой вменяемой книге по фотографии можно встретить рекомендацию не использовать широкоугольный обьектив для сьёмки портретов - именно потому, что он искажает пропорции лица. Одно и то же лицо снятое широкоугольным и длиннофокусным обьективами будут заметно отличаться. То же относится и к другим обьектам
расстояние до объекта повлияет не сильно. :smile:
Ещё как влияет, особенно при широкоугольном обьективе.
Вот каюсь. Столько лет уже на Скале, а заметил модель только сейчас, да и то на баннере. Модель очень понравилась, Респект и уважуха!!! Вообще к теме легких самолетов Яковлева после Як-18А коллеги Раммса дышу неровно... Спасибо за удовольствие от просмотра!!!