Немецкий эсминец Z-25 типа 1936А, также известен как тип «Нарвик», здесь представлен на декабрь 1944 года. В это время исторический прототип действовал на Балтике. Преимущественно в восточной части. Модель мною приобретена off-line в "Мире моделиста" 10 мая 2011 года. Корабль собирался в мае-июне 2011 года. Данная статья писалась параллельно сборке модели.
Об историческом прототипе
Строительство.
Корабль строился на верфи "Дешимаг А.Г." в Бремене. Во время строительства имел стапельный номер W959. Заложен 15 февраля 1939 года. Введен в строй 30 ноября 1940 года. Стоимость корабля составила 13,175,000 рейхсмарок.
Деятельность и модернизации
Модернизации.
Во время войны много раз модернизировался. Изменениям подвергались состав и качество вооружения и электронных устройств. Соответственно изменялся и внешний облик корабля.
Полубашня №2, которая находилась на кормовой надстройке за кормовым торпедным аппаратом, была демонтирована, но я не смог найти в литературе сведений о дате. Вероятно это произошло во время большого ремонта в сентябре – декабре 1943 года.
По фотографиям известно, что эсминец закончил войну с другим составом зенитного вооружения, при этом сведений о средних ремонтах и модернизациях нет, только мелкие ремонты. Возможно устаревшее зенитное вооружение заменялось постепенно.
Радар FuMO 21 на верхнем мостике был изначально. В декабре 1944 года был смонтирован радар FuMO 63 сзади кормовой дымовой трубы.
Деятельность.
Входил в состав 5-й и 8-й флотилий эсминцев.
Имел радиопозывные ZC и ZU.
Принимал активное участие в боевых действиях, перемежая их с ремонтами и модернизациями. До конца мая 1941 года занимался боевой подготовкой личного состава. Действия на Балтике и в Балтийских проливах в сентябре – октябре 1941 года, в ноябре 1942 – феврале 1943 года и в январе 1944 – мае 1945 года. Действия в Атлантике в феврале 1942 года (операция «Церберус»). Действовал в Арктике и Норвегии против полярных конвоев PQ-12, PQ-13 и QP-11 в феврале – мае 1942 года и в мае – августе 1943 года.
2 мая 1942 года принимал участие совместно с Z-24 и Z-26 в добивании легкого крейсера «Эдинбург», торпедированного 30 апреля подлодкой U-456, который перевозил золото из СССР в счёт оплаты поставок по ленд-лизу. Во время боя тяжело повредил эсминец "Фористер" из состава эскорта 3-мя 150-мм снарядами, но и сам был легко поврежден попаданием в радиорубку 120-мм снаряда с эсминца "Форсайт".
Многократно эскортировал военные и торговые корабли в Арктике и Балтике.
На Балтике в 1944 и 1945 годах 3 раза легко повреждался: 2 раза повреждения наносила советская авиация и 1 раз поврежден на донной мине.
Перед сборкой.
Имеем:
А) модель немецкого эсминца Z-25 в комплекте с набором фототравления;
Б) оцинкованная стальная проволока d=0,3 мм фирмы Chapuis;
В) черные нейлоновые нитки;
Г) краскиакриловыеTamiya и эмальRevell;
Д) леера Eduard для Kriegsmarine;
Е) фототравлениеHasegawa для IJN (QG 19, 72119);
Ё) фототравление Hasegawa для IJN (QG 35, 72135);
Ж) набор сухих пигментов Tamiya weathering master B;
З) остатки литников от других моделей;
И) декалиBegemot для Kriegsmarine;
К) вспомогательные средства.
Рабочая литература.
А) Энциклопедия «Немецкие эсминцы Второй Мировой. Демоны морских сражений»;
Б) Энциклопедия «Флоты Второй Мировой»;
В) Толковый морской словарь. Основные термины;
Г) Информация сети интернет.
Сборка
Использовавшаяся краска и места ее применения.
1) Revell эмаль №94 – винты;
2) Tamiya акрил X-11 – остекление катера, прожектор и полусферические купола на торпедных аппаратах;
3) Tamiya акрил X-22 – лёд на корабле;
4) Tamiya акрил XF-1 – остекление надстроек, ватерлиния, мины, козырьки дымовых труб, стволы зениток, растяжки крана и брашпилей и палубный катер от ватерлинии и ниже;
5) Tamiya акрил XF-2 – пламегасители зенитных автоматов и сиденья в шлюпках;
6) Tamiya акрил XF-9 – зона ниже ватерлинии;
7) Tamiya акрил XF-19 – все вертикальные и горизонтальные поверхности от ватерлинии и выше, кроме указанных в списке;
8) Tamiya акрил XF-56 – радары, бомбометы и глубинные бомбы якоря и якорные цепи;
9) Tamiya акрил XF-77 – палуба и настил под торпедными аппаратами;
10) Tamiya акрил XF-78 – настил палубы мостика, внутренняя часть шлюпок и катера.
Корабль.
Коробка.
О небольшом наборе фототравления в базовом комплекте говорят разве что цена в магазине, уж больно дорого для одного лишь пластика, и головной сайт Trumpeter. На самой коробке об этом тоже ни слова.
Лист фототравления, кроме стандартного пакета с картонной подложкой, герметично запечатан в отдельный пакет.
Габариты модели: длина 346 мм и ширина 34,6 мм. Всего в модели 379 деталей из пластика + 55 деталей фототравления.
Итоговый внешний вид модели несколько отличается от изображения на коробке. Общее.
Корпус корабля монолитный. Облоя почти нет.
Детали легко стыкуются без зазоров. Обрезать, кроме облоя на некоторых деталях, тоже ничего не пришлось.
В целом проблем во время сборки не было, но иногда детали в сборочной инструкции сливаются и возникает ощущение, будто их надо соединить, а на самом деле это не так. В таких случаях надо смотреть в лист окраски и маркировки. Хотя лучше увидеть простую сноску в сборочной инструкции с другим видом на сливающиеся детали или по иному расположить такие детали на чертеже. Так делает ряд других производителей масштабных моделей. Базовое фототравление.
Во многом детали из пластика и фототравления дублируют друг друга.
Скобы, условно удерживающие плоты, только из фототравления. На башне и полубашнях только горизонтальные скобы потому, что под плотами имеется жесткая площадка из фототравления. На жестких ограждениях крыльев мостика и на миделе перед кормовой дымовой трубой скобы монолитные и имеют 1 горизонтальное и 2 вертикальных направления.
Из базового фототравления выполнены леерное ограждение прожекторной площадки на фок-мачте и 2 крана на юте. Артиллерия главного калибра.
Главный калибр эсминца включает 4 (1х2 LC/38 и 2х1 LC/36) 150-мм орудия в башне и полубашнях. Под палубой носовой башни есть пластиковая втулка. Носовая башня поворачивается с небольшим натягом. Оба ствола выполнены одной деталью, поэтому поднимаются и опускаются совместно. Угол подъема и склонения стволов подобен историческому прототипу в районе 65 градусов. У полубашен втулок под палубой нет и сам штырь короткий, поэтому они зафиксированы. Стволы вставлены в проушины в стойках, которые в свою очередь приклеены к днищу полубашни. При желании собирающего, стволы можно оставить подвижными. В данном случае они зафиксированы на максимальном угле возвышения. Боекомплект исторического прототипа 120 снарядов на ствол. Зенитное вооружение.
Зенитное вооружение эсминца весьма разнообразно и представлено 2х1 автоматами С/30, 4х2 автоматами С/30, 2х4 20-мм автоматами С/38 "Фирлинг", 4х2 37-мм полуавтоматами C/30 и 4х1 37-мм автомата М/42. Все зенитки устанавливаются в выемки и отверстия. Пламегасители зенитных автоматов окрашены в белый цвет. У полуавтоматов пламегасителей нет. Боекомплект исторического прототипа 2000 снарядов на орудие. Торпедные аппараты.
Торпедное вооружение включает в себя 2х4 533-мм торпедных аппарата. Крайние трубы торпедных аппаратов находятся немного впереди внутренних труб. Запасных торпед нет. Оба торпедных аппарата расположены на барбетах. Специальных отверстий в палубе для этого нет, поэтому они зафиксированы. Места торпедистов закрыты и оснащены сверху полусферическим куполами. На историческом прототипе купола были прозрачными. На модели корабля купола из пластика и покрашены краской серебряного цвета. Исторический прототип комплектовался прямоходными парогазовыми торпедами типа G7a. Морские мины.
В комплекте есть морские мины. На модели 6 морских мин расположены на рельсах по левому борту напротив носового торпедного аппарата. Хотя исторический прототип штатно комплектовался 60-ю минами, на сколько мне известно за всю войну он ни разу мины не устанавливал. Глубинные бомбы.
Имеются 4 бомбомета, по 2 с каждого борта напротив торпедных аппаратов. 4 глубинные бомбы непосредственно заряжены в бомбометы, 8 глубинных бомб находятся на специальных подставках по обе стороны от каждого бомбомета. Остальные бомбы в погребах – так в литературе. При этом люков и кран-балок рядом нет, хотя в зависимости от типа, масса 1 глубинной бомбы составляет 150 или 180 кг. Если рассматривать модель корабля, то логично запас глубинных бомб разместить в 12-ти рундуках, которые находятся на палубе по 3 единицы возле каждого бомбомета. Бомбосбросов нет. Штатный боекомплект исторического прототипа составлял 30 глубинных бомб. Радары.
Радар на носовой надстройке сделан из фототравления из 2-х деталей. Радар на миделе оставлен пластиковым. Чтобы прикрепить на его место радар из фототравления надо было срезать пластиковый радар и на очень тонкое основание кое-как попытаться приклеить фототравленый, который сам состоит из 3-х деталей. С учетом густоты решетки радара и покраски, такую замену я посчитал не стоящей свеч.
Как в воду глядел. Клей ни как не хотел закреплять основание радара на миделе к площадке. Радар постоянно наклонялся в сторону кормовой дымовой трубы на протяжении нескольких часов. Положение спасла только покраска основания радара и его площадки. А если бы это был фототравленый радар, то по опыту было бы совсем с ним туго. Спасательные средства.
Представлены 1 катером, 2 шлюпками и плотами. Катер находится на палубе бака и на воду спускается при помощи крана на баке. Обе шлюпки различного размера удерживаются на кран-балках. Плоты горизонтальном и вертикальном положениях в основном находятся в носовой части и на миделе. Плоты, расположенные вертикально на башне, полубашнях и жестких ограждениях. Условно удерживаются на модели при помощи скоб из базового фототравления, кроме плотов на срезе крыльев мостика. Всего на корабле с учетом моего дополнения 32 плота. Экипаж корабля 332 человека, из них 11 офицеров. Трапы и лестницы.
Все лестницы насечены на пластике.
Все трапы на модели выполнены из базового фототравления, которым комплектовался корабль, включая 2 вертикальных трапа с перилами, ведущими на площадку с фирлингами. При желании трапы и лестницы можно оставить пластиковыми. Остекление надстроек и прожектора.
Светло-серый фон корабля и традиционный для меня серебряный цвет остекления надстроек корабля плохо различимы, поэтому остекление мостика я сделал краской черного цвета. При этом остекление прожектора оставил окрашенным краской серебряного цвета.
Доработки
Плоты.
Добавил 4 плота (2+2) на скосе жесткого ограждения крыльев мостика из деталей базового набора эсминца. Всего на мостике стало 12 плотов (6+6). Леера.
Для корабля применил леера Eduard для Kriegsmarine. Всё леерное ограждение нарезал и устанавливал по факту.
Лестницы.
При помощи набора Hasegawa для IJN (QG 35, 72135) добавил лестницу на фок-мачте с правого борта от верхнего мостика к “вороньему гнезду”. Наложил лестницы из фототравления Hasegawa для IJN (QG 35, 72135) поверх всех выдавленных в пластике лестниц для лучшей видимости. Якорная цепь.
Выполнена из латуни и наложена поверх выдавленной цепи на палубе. Я ее купил случайно off-line и на упаковке только иероглифы. На чеке была только окончательная цена. Единственное, что определил по штрихкоду, цепь произведена в Японии. Грот-мачта.
Как и в случае с японским эскортным кораблем "Ukuru" пришлось упрочнять хрупкую мачту. В этот раз это грот-мачта. Способ тот же - стальной стержень из набора корабля Tamiya. Собственно и стержень тот же. На уровне перекладины с задней части прикреплен небольшой флагшток из подвернувшегося стержня фототравления. Для увеличения площади сцепления стержень фототравления загнут вверх. Кран и брашпили.
Растяжки от стоек к оконечностям стрел на кране бака и на 2-х брашпилях на юте сделаны из оцинкованной стальной проволоки d=0,3 мм фирмы Chapuis. На кране бака вместо пластиковой грузоподъемной части с символическим крюком, установил грузоподъемную часть с крюком из фототравления Hasegawa для IJN (QG 19, 72119). "Паука", связывающего крюк крана и катер в 4-х точках, сделал из черной нейлоновой нитки. Такелаж и флаг.
Такелаж тянул из черных нейлоновых ниток. Для небольших пролетов применил разрезанные леера.
Флаг в коробке представлен в виде декали из двух флагов: прямой и развивающийся. Внутрь белого круга вклеивается крест, образующий с другими элементами круга свастику. Я заменил его на флаг от Begemot. Катер.
Добавлены леера на кокпите, флагшток на юте, вал и винт. Всё из набора фототравления Hasegawa для IJN (QG 19, 72119). Вал был очень длинным, поэтому его пришлось немного укоротить. Снег и лёд.
Узнал у родни и знакомых о наличии снега зимой в восточной части Балтики. При помощи набора сухих пигментов Tamiya weathering master B (87080) сделал имитацию снега на поверхностях модели корабля.
Лёд на корабле сделал глянцевым прозрачным лаком Tamiya X-22. Особенно на носу и на корме, так как эти части корабля чаще остальных заливаются волнами.
Судьба исторического прототипа
Корабль уцелел во время войны. Капитулировал в Копенгагене. Один из немногих немецких эсминцев, оставшийся боеспособным. После войны по договору о разделе немецкого флота передан Великобритании. В 1946 году передан Франции и вошел в состав флота под названием «Hoche» и бортовым номером Т02. Судя по фотографиям, базировался на г. Алжир. В 1953 году переклассифицирован в быстроходный эскортный корабль 1 класса. С 20 августа 1956 года в резерве. До вывода в резерв корабль прошел свыше 46000 миль. Продан на слом 30 июня 1958 года.
Поздравляю с завершением постройки! И спасибо за подробную статью. Я ее прочитал с большим интересом.
Можно несколько вопросов - советов?
1. Белые пламегасители - почему? Немцы их красили в белый цвет, или это имитация защиты от попадания воды в ствол?
2. Днище - ИМХО темновато... Ревелл для немцев дает более красный цвет. А тамиевский цвет уместнее на японцах... А в остальном цвета подобраны вполне гармонично.
3. Что случилось с аэрографом? Кисточкой красить конечно быстрее, но на маленьком корабле косяки покраски гораздо заметнее чем на линкоре. Поэтому приятное впечатление от модели на первом снимке, и вообще от фотографий общих планов сильно портится при рассматривании фрагментов. Попробуйте как-нибудь покрасить корабль целиком аэром с масками, в том числе лодки, самолеты, прямоугольные окошки и прочую мелочь - уверен, результат Вас очень порадует!
4. Цвет плотов. Почему такой? Я сам не могу определиться, какого цвета были плоты на кораблях Кригсмарине. Было бы интересно услышать Ваше мнение.
Насчет проблемы с "падающим радаром" - если мне надо какую-нибудь мелкую и неустойчивую деталь приклеить, я использую суперклей. Надо только сразу поставить деталь правильно - и через десять секунд она уже никуда не упадет;)
Насчет Грот-мачты - она же совсем простая - проще было заменить ее целиком на иглу от шприца, а рей сделать хотя бы из булавки, которыми рубашки в упаковках закалывают. А вообще, Лион Роар делает такой ассортимент трубок и стержней разных диаметров, что из них можно сваять почти все.
Вертикальные лесенки отлитые в пластике лучше срезать - все-таки травленка наклеенная поверх пластиковой имитации грубовато смотрится. Что бы травленая лесенка стояла у стенки с зазором и не сливалась с ней, можно просто крайние ступеньки отогнуть из плоскости лесенки, и клеить лесенку на эти отгибы.
Как-то даже неудобно писать, но вот посмотрите на вторую фотографию в статье - платформа ПВО крупным планом. Что за дыры на ограждениях? подозреваю незачищенный литник... Пользуйтесь тамиевской шпаклевкой! Что бы она лучше схватывалась и не сильно крошилась, можно после нанесения ее промазать тамиевским супержидким клеем или суперклеем. Тогда она лучше прилипнет к пластику и лицевой слой будет более прочным - будет легко шлифовать!
Z-25 - это мой 38-й корабль.
1) Я знаю Revell дает цвет №36 - красный кармин. В литературе: ...для подводной части использовались 4 оттенка красного... С тем же успехом я мог дать и Revell №37 или Revell №331, но они сохнут долго.
2) Светлые, возможно белые, пламегасители я увидел на фото Z-25 данное на декабрь 1945 года в сухом доке Вильгельмсхафена. Очень хорошо видны пламегастители на 2х2 37-мм автоматах М/42, находящиеся перед мостиком. Я посчитал логичным сделать так на всех пламегасителях.
3) На счет цвета плотиков и других спасательных средств никакого четкого указания в литературе я не нашел. Я предпочёл не мудрить. Аналогично американским кораблям: сказано цвет всех вертикальных поверхностей снаружи - "W" (условно), значит всё красят в "W" а то, что за компанию окрашивают в "W" и спасательные плоты, находящиеся снаружи, это уже дело десятое. Не нравится - прячь плоты внутрь.
4) Вертикальные лестницы на пластике достаточно пару раз пройти кистью и они уже почти не видны. То, что они вообще видны это целиком заслуга фототравления.
5) К сожалению не удалось показать винт у катера. Очень мелко. А я его четко установил и окрасил золотым цветом. Только потом сообразил, что надо было сделать его фото до установки катера на корабль.
6) Лёд на палубах ни разу на фотографиях не дал отблеск. А я им обильно палубы "поливал". В том числе крылья мостика.
7) На платформах - реальный косяк.
8) На Z-39 закрытые места торпедистов выглядят иначе.
9) Я израсходовал менее половины набора лееров Eduard. У меня есть в коробке миноносец типа 1939 (а может и 2 миноносца) и минный тральщик. Все в наборе Kriegsmarine от Heller в масштабе 1/400.
В данный момент, в ожидании прихода травления из Украины из Донецка от http://www.aftermarket.com.ua/ (с заказом на http://www.freetimehobbies.com у меня не получилось), я на стол решил выложить японскую летающую лодку H8K2 от Hasegawa в масштабе 1/72. Она будет моим самым большим самолётом. Фюзеляж - 41,8 см, размах крыльев - 52,4 см, высота (не указана) ~14 см. В комплекте также трактор с водителем, к которому прицепляется самолёт для условной буксировки на колёсном шасси, не на брюхе. Всего 182 детали. Пе-8 по габариту чуть меньше (315 деталей). Аэром залить будет за милую душу. Кроме ниток и пары пигментов (сажа и ржавчина) не будет никаких дополнений.
Добавлено спустя 13 часов 20 минут 34 секунды:
По поводу окраски. Не секрет, что немецкая промышленность к концу 1944 года была в плачевном состоянии. Химическая промышленность не исключение. Не удивительно, что корабль так покрашен. Это попытка показать некачественную краску.
Если бы я был командиром корабля, и мне бы предложили на выбор отличный внешний вид или боеспособность, то я бы выбрал боеспособность. Исторический Z-25 до конца войны был боеспособен.
2) Светлые, возможно белые, пламегасители я увидел на фото Z-25 данное на декабрь 1945 года в сухом доке Вильгельмсхафена. Очень хорошо видны пламегастители на 2х2 37-мм автоматах М/42, находящиеся перед мостиком. Я посчитал логичным сделать так на всех пламегасителях.
А можно фотографию?
Читал, что стволы от заливания и замерзания защищали следующим образом:
В ствол - пробку, а потом на ствол одевался чехольчик и затягивался веревкой. Светлое на пламягасителях - это точно не чехлы?
Само фото надо отсканировать. Сканер у меня есть. Само фото находится в книге:
Патянин С.В., Морозов М.Э. Немецкие эсминцы Второй Мировой. Демоны морских сражений.- Коллекция: Яуза: ЭКСМО. 2007.- 160 с. Серия "Арсенал коллекция". Страница 141 внизу.
Просмотрел всю книгу. Чехлов на зенитках я не увидел. Все пламегасители чёрные. Такая закупорка канала ствола (пробка с чехлом и верёвкой) характерна скорее для подлодок. Возможно эсминец перед передачей Великобритании привели в "товарный" вид. Хотя подтёк ржавчины под полуклюзом достаточно сильный.
При этом все фотографии крупным планом сделаны в походе и(или) в тёплое время. Надо просмотреть фотографии тяжёлых кораблей на стоянках и в зимний период.
Чехлы на стволах ГК примерно соответствуют, на мой взгляд, цвету стволов. Это массово.
Тема: Trumpeter 1/350 Немецкий эсминец Z-25...(#4162) - обсуждение
Поздравляю с завершением постройки! И спасибо за подробную статью. Я ее прочитал с большим интересом.
Можно несколько вопросов - советов?
1. Белые пламегасители - почему? Немцы их красили в белый цвет, или это имитация защиты от попадания воды в ствол?
2. Днище - ИМХО темновато... Ревелл для немцев дает более красный цвет. А тамиевский цвет уместнее на японцах... А в остальном цвета подобраны вполне гармонично.
3. Что случилось с аэрографом? Кисточкой красить конечно быстрее, но на маленьком корабле косяки покраски гораздо заметнее чем на линкоре. Поэтому приятное впечатление от модели на первом снимке, и вообще от фотографий общих планов сильно портится при рассматривании фрагментов. Попробуйте как-нибудь покрасить корабль целиком аэром с масками, в том числе лодки, самолеты, прямоугольные окошки и прочую мелочь - уверен, результат Вас очень порадует!
4. Цвет плотов. Почему такой? Я сам не могу определиться, какого цвета были плоты на кораблях Кригсмарине. Было бы интересно услышать Ваше мнение.
Насчет проблемы с "падающим радаром" - если мне надо какую-нибудь мелкую и неустойчивую деталь приклеить, я использую суперклей. Надо только сразу поставить деталь правильно - и через десять секунд она уже никуда не упадет;)
Насчет Грот-мачты - она же совсем простая - проще было заменить ее целиком на иглу от шприца, а рей сделать хотя бы из булавки, которыми рубашки в упаковках закалывают. А вообще, Лион Роар делает такой ассортимент трубок и стержней разных диаметров, что из них можно сваять почти все.
Вертикальные лесенки отлитые в пластике лучше срезать - все-таки травленка наклеенная поверх пластиковой имитации грубовато смотрится. Что бы травленая лесенка стояла у стенки с зазором и не сливалась с ней, можно просто крайние ступеньки отогнуть из плоскости лесенки, и клеить лесенку на эти отгибы.
Как-то даже неудобно писать, но вот посмотрите на вторую фотографию в статье - платформа ПВО крупным планом. Что за дыры на ограждениях? подозреваю незачищенный литник... Пользуйтесь тамиевской шпаклевкой! Что бы она лучше схватывалась и не сильно крошилась, можно после нанесения ее промазать тамиевским супержидким клеем или суперклеем. Тогда она лучше прилипнет к пластику и лицевой слой будет более прочным - будет легко шлифовать!