Участие в Group Build «Рыцари небес» стал для меня уже традиционным. Каждый раз я стараюсь собрать не столько красивую модель, сколько модель более сложную, нежели предыдущие. В этот раз я решил взяться за новинку от Wingnut wings FE.2b, новинкой она была не только потому, что недавно вышла, но и потому, что это первая модель британского самолета в моей коллекции.
В моделях британских самолетов меня всегда настораживали плоские расчалки. Если с обычными – круглыми, как у германцев, все было просто и ясно, то как и из чего изготавливать плоские расчалки мне было непонятно. Однако теперь у меня все было на руках: и отличная модель, и фирменная нить для имитации плоских расчалок.
Итак, сборку я начал, традиционно с двигателя. Я всегда сначала собираю и дорабатываю двигатель, а затем крашу его в сборе. С одной стороны может показаться трудным, однако это не так. Плюсы такого метода – исключается повреждение ранее окрашенных деталей при их склейке… (Ну и, буду честен, люблю иной раз перед покраской поглядеть на проделанную работу, задумчиво мурлыча под нос: «Ай, да Пуш… эээ… Сергей, ай да сукин сын!» ) Минусы метода – надо будет больше поработать кистью, но кисть понадобится и при сборке заранее окрашенных деталей.
Доработку двигателя я осуществлял при помощи 0,4-0,5 мм трубочек от Griffon, корончатых (0,5мм) и обычных с шайбами (0,5мм) гаечек от Мастер клуб, проволоки 0,2 мм диаметром. Свечи я использовал смоляные от Taurus model.
Параллельно стал работать над кокпитом наблюдателя и пилота. Для имитации яркой древесины я приобрел набор декалей для FE.2b от HGW Model - 532027 FE.2b cockpit. Однако данными декалями я недоволен в полной мере – слишком большое зерно печати. При близком рассмотрении пиксели хорошо видны. Еще один нюанс – производитель рекомендует переводить декали на предварительно окрашенные детали, указывая цвет окраски – белый, желтый или оранжевый. Опытным путем я установил, что самый лучший результат дает только глянцевая белая краска. На белом глянце хорошо различима фактура древесины, а на желтой или оранжевой основе она сильно скрадывается или вовсе пропадает.
Так как декаль была дана не для всех «древесных» элементов в кабине, остальные мне пришлось красить. Для себя я разработал алгоритм для окраски «под яркое дерево» - сначала детали грунтовались, затем наносилась глянцевая белая краска Акан, затем несколькими полупрозрачными слоями наносил краску Revell №88 или №16, затем маска для имитации фактуры дерева от RB production и Tamiya XF-64 в качестве цвета прожилок и финальная задувка глянцевым лаком «футура». Вроде бы сложно, но только при такой методике мне удалось добиться желаемого результата. Таким образом мною были окрашены стойки крыльев, хвостовая ферма и детали кокпита для которых не было декали. Честно говоря – пожалел, что использовал декаль – ведь мог спокойно накрасить «древесину» сам, и не то, чтобы хуже, а, пожалуй, даже лучше.
Так же в кабину были добавлены отсутствовавшие рычажки, боуденовские тросики к ним, расчалки между фермами каркаса фюзеляжа.
Настало время собирать вместе: интерьер и половины фюзеляжа. На детали фюзеляжа предварительно были переведены декали, нанесена окраска «под полотно», для этого я использовал краску Mister Kit BC05 clear doped linen RFC/RAF. Так же этот цвет был использован для окраски нижних поверхностей крыльев, неокрашенных поверхностей хвостового оперения и верхнего крыла.
Фюзеляж и верхние поверхности крыльев я красил mr.Hobby H52 Olive Drab и H329 Yellow – смешивал, как говорится "на глаз", по двум причинам, первая - это потому, что на FE.2b была, так сказать, предтеча PC10 и вторая - сам PC10 по цвету варьируется от оливкового до красно-бурого. Далее – фюзеляж и нижнее крыло были задуты «футурой», на них были переведены декали, на металлических частях корпуса были имитированы сколы до металла, а на полотняных нарисовано растрескивание краски до полотна. Так же добавил на крылья несколько «заплаток» цвета полотна.
Довольно-таки трудной… нет, не столь трудной, сколько нудной задачей явилось сделать уйму проволочных колечек для установки расчалок фермы хвоста и междукрыльевых расчалок. Я не успевал замечать, как у меня заканчивалась очередная партия колечек и приходилось крутить новые. В общей сложности, вместе с колечками, улетевшими из пинцета в неизвестные и прекрасные дали, вышло около 100-120 заготовок на эту модель. Да уж… а я думал, что для Готы я много крутил колечек…
Установив крылья, которые, должен отметить, стали на стойки как влитые, я начал расчаливание. На нижнем крыле нити уже были закреплены на колечках. Оставалось при помощи двух пинцетов – прямого и изогнутого – натянуть нити и зафиксировать их циакриновых клеем. Вот так…. Всего несколько строк в статье, а на деле я шел к этому несколько недель…
Вот, вроде бы все и готово… осталась мелочевка, однако эта мелочевка отнимает весьма много времени – то тут подкрасить, то там… Доработал пулеметы при помощи фототравления от HGW model, стволы имитировал при помощи латунных трубочек. В кабину наблюдателя положил огнетушитель и пулеметный диск. Из остатков фототравления сделал скобы, для удержания подвижной пулеметной турели наблюдателя.
Задул всю модель полу-матовым лаком Vallejo. При помощи пигментов и Tamiya XF-57 Buff имитировал запыление на шасси, крыльях и у корня крыла. Добавил потеков ГСМ от двигателя.
В финале, по традиции, установил пропеллер. Его я окрасил revel №88, имитировал прожилки древесины и покрыл сначала в несколько слоев лаком Акан «Махагон», затем «футура».
Модель получилась весьма немаленькая – 450мм размах крыла * 300 мм длина фюзеляжа. А по расчалкам - это и вовсе самая сложная из моделей, которые я собирал.
Однако, когда я смотрю на нее я ощущаю чувство глубокого удовлетворения от проделанной работы, она поистине была мне в радость.
Спасибо за внимание!
Отличная работа,Сергей!Древесина вышла обалденно,как и все остальное!Как и Олег рассматривал с удовольствием(и благговейным ужасом перед расчалками-"веревочками" :grin:)
Плюс однозначный!
Респект и уважуха! Великолепная работа! У самого такой лежит, никак не могу определиться с вариантом. Обязательно использую Вашу статью при постройке. Еще раз - Модель очень понравилась!
Замечательно! Только превосходные степени! Впечатлён, поражен, нервно курю в сторонке!
Кстати, да! Про Сопвич я и забыл совсем. Там тоже мало расчалок. Только тросы управления.
Не только тросы. Достаточно много растяжек, причём "пронизывающие" среднее крыло (весьма "неудобные" растяжки). Согласен с подборкой Геннадия.
Тема: Wingnut Wings 1/32 FE.2b early - Крылья, крылья... главное -