Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская атомная подводная лодка 2-ого поколения с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 661 «Анчар», по терминологии НАТО «Papa», выполненная из смолы в масштабе 1/350 фирмой Polar Bear, г. Северодвинск.
Прототип
К-162 (К-222) — советская атомная подводная лодка второго поколения, вооружённая крылатыми ракетами П-70 «Аметист», единственный корабль, построенный по проекту 661 «Анчар». Самая быстрая в мире подводная лодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 80 км/ч (44,7 узла). За дороговизну постройки лодку прозвали «Золотая рыбка».
Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки.
При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.
Спроектирована лодка в ЦКБ-16 Государственного комитета по судостроению (ныне – СПМБМ «Малахит»).
28 декабря 1963 года в цехе № 42 завода Севмаш (Северодвинск) под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка, которая 27 января 1965 года была вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй. 9 января 1970 года вошла в состав Краснознаменного Северного флота.
18 декабря 1970 года. Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА). При мощности реакторов 97 % была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.
30 марта 1971 года. Кораблю была поставлена задача — выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия XXIV съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости. К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Были сделаны 2 галса при 100 % мощности реакторов, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания — 44,7 узла.
25 сентября — 4 декабря 1971 года. Совершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.
24 октября 1972 года — 6 января 1975 года. Находилась в среднем ремонте на заводе «Севмаш» в Северодвинске.
15 января 1978 года. Присвоен новый тактический номер — К-222.
Декабрь 1984 года. Выведена из эксплуатации. Поставлена на прикол в Северодвинске.
14 марта 1989 года. Исключена из состава ВМФ.
7 ноября 1999 года. Спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия «Севмаш».
С 1988 года лодка находится в резерве, на хранении на морской базе в Северодвинске. В 2008 году начат демонтаж К-222 на «Севмаше». 23 июля 2008 года лодка переведена с ПО «Севмаш» к причалу центра судоремонта «Звёздочка» для дальнейшей утилизации.
2010 год сентябрь — октябрь: утилизирована на ОАО «ЦС Звездочка», трехотсечный блок находится на плаву неподалеку от причала № 27 (г. Северодвинск).
Основное вооружение лодки было представлено противокорабельным ракетным комплексом П-70 «Аметист» с 10 крылатыми ракетами, размещёнными в наклонных контейнерах, расположенных побортно вне прочного корпуса в носовой части. В лёгком корпусе для каждого контейнера имелся индивидуальный люк, открывающийся наружу.
Максимальная дальность стрельбы ПКРК П-70 составляла 70 км. Старт ракеты выполнялся из подводного положения с глубины до 30 м из предварительно затопленного заборной водой контейнера. Сразу после выхода из контейнера срабатывал стартовый двигатель, и раскрывалось крыло ракеты, а в надводном положении включался маршевый твердотопливный двигатель.
Весь ракетный боекомплект мог быть выпущен в двух залпах, интервал между которыми составлял три минуты. По мнению специалистов, это являлось крупным тактическим недостатком проекта, затруднявшим эффективное применение ПЛАРК по основным целям – авианосцам. Кроме того, у ракет П-70 имелся такой недостаток, как сильный дымный след от двигателя, который демаскировал лодку во время стрельбы.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Водоизмещение, тонн
• надводное – 5 197
• подводное – 7 000 - 8 770 (по разным источникам)
Основные размерения, м
• длина наибольшая – 106,92
• ширина наибольшая – 11,5
• осадка по КВЛ – 8,06
Главная энергетическая установка:
• ППУ В-5Р; 2 ВВР, мощность, мВт – 2 х 177,4
• 2 ГТЗА-618, 2 паровых турбины, мощность, л.с. – 2 х 40 000
• 2 турбогенератора ОК-3, мощность, кВт – 2 х 3000
Скорость хода, уз:
• надводная – 16-19 (по разным источникам)
• подводная (максимально достигнутая) – 44,7
Глубина погружения, м:
• рабочая – 300
• предельная – 400
Автономность, сут. – 70
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) – 85 (25)
ВООРУЖЕНИЕ
Ударное ракетное:
• ПУ СМ-97 ПКРК П-70 «Аметист» – 10 х 1
ПКР П-70 (4К66) «Аметист» (SS-N-7 «Starbright») – 10
Торпедное:
• 533-мм ТА – 4 (носовые)
• 533-мм торпеды и ПЛУР – 8-12 (по разным источникам)
Опыт, полученный при разработке проекта 661, был использован при проектировании ПЛАРК 2 и 3 поколения. В дальнейшем работы велись в сторону снижения стоимости и шумности лодки за счёт ходовых качеств. Прямым развитием данной концепции стал проект 670 «Скат». Кроме того, были продолжены работы по созданию опытовых и серийных лодок с титановыми корпусами.
Набор
Сложно назвать набором. Корпус лодки выполнен одной деталью с рубкой и кормовым оперением и сборка практически не требуется. Отдельно идут только гребные винты, НГР и несколько ВУ. Декалей в наборе нет, есть несколько невнятных наклеек.
Длина модели составляет 308 мм, ширина (корпуса) – 32,5 мм. Выполнена модель из смолы, поверхность не гладкая, пошкурить можно не везде из-за опасения утраты тонких элементов поручней, лючков и т.п. Расшивка на корпусе, прямо скажем, траншейная.
Сборка
Собственно, вся сборка свелась к удалению шва от стыка пресс-форм литья модели (в диаметральной плоскости), установке НГР, винтов, высверливанию отверстий под навигационные огни, аварийно-спасательные буи. АСБ также сделал самостоятельно.
Окраска
Как обычно грунтовка Mr. Surfaser 1200. На подводной части сделан прешейдинг черным по линиям расшивки. Затем накрашиваем по корпусу произвольную белую полосу, маскируем скотчем S=0,4 мм - WL готова.
Подводная часть окрашена Tamiya TS-33 Dull Red. Верхняя часть корпуса... Основной цвет - сильно осветленный Tamiya XF-1 Black и осветление по верхним поверхностям рубки, корпуса, рулей. Далее неразведенным Tamiya XF-1 Black и тонким факелом сделал постшейдинг по кромкам рулевых поверхностей и кромкам крышек ракетных шахт. Затем глянец, декали, глянец, смывка, матовый лак, сухая кисть серебрянкой и все.
Что сказать в завершение? Собирать особо нечего было, покрасить постарался красиво и аккуратно. Насколько удалось, судить Вам, коллеги. Есть ли смысл в приобретении этой недешевой модели? Сложно сказать, альтернатив в пластике нет и вряд-ли будет, так что можно сказать, обладаю «эксклюзивом».
К недостаткам модели можно отнести:
поверхность отливки корпуса имеет сильную шагрень. Требуется шлифовка, но делать это надо аккуратно, чтобы не убить палубное хозяйство;
расшивка траншейная и местами грубая;
ужасный шов и смещение половинок в носовой части на стыке форм для литья. Удалить его очень непросто.
отсутствие декалей (марки углубление и т.п., бортовые номера, флаги) и инструкции по сборке (она конечно не особо нужна, но все же);
грубо отлиты гребные винты и ВУ.
Достоинство одно – нет никаких альтернатив у модельных фирм. Поэтому вывод прост: нужна модель – бери то, что есть. Хотя за такие деньги можно было бы производителю и поднапрячься для устранения выше указанных «косяков».
На этой лодке удалось побывать разок во время прохождения практики (после завершение 2ого курса училища) на заводе «Севмаш» в г. Северодвинске в 1998 г. Так что ностальгия и желание заиметь на полочке частичку нашей истории сделали свое дело.
В написании статьи использовал материалы с сайтов: раз и два
Всем отличного настроения и приятного просмотра!
Тема: Polar Bear 1/350 ПЛ К-222 - Золотая рыбка