Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская ПЛАРК 2-ого поколения проекта 670 «Скат» (по классификации НАТО – Charlie I), выполненная в масштабе 1/350 отечественной фирмой Polar Bear.
Прототип
После рассмотрения нескольких предложений КБ техническое задание на разработку дешёвой и относительно простой атомной подлодки проекта 670 (шифр «Скат»), которая была оптимизирована для борьбы с надводными целями, выдали в мае 1960 год горьковскому СКБ-112 (в 1974 году переименовано в ЦКБ «Лазурит»). Этот молодой коллектив конструкторов, образованный при заводе «Красное Сормово» в 1953 году, до этого занимался работами по дизель-электрическим подводным лодкам проекта 613 (в частности, СКБ-112 готовил документацию, которая передавалась Китаю), поэтому для СКБ создание первого атомохода стало серьёзным испытанием.
Проект был разработан ЦКБ -112 на основе РЭВ, энергетического и другого оборудования, создаваемого промышленностью для серийных АПЛ 2-ого поколения, а также с использованием технического задела в части ракетного вооружения, полученного при разработке и постройке ПЛАРК проекта 661 «Анчар». В качестве корпусного материала ПЛАРК проекта 670 была принята сталь. Спроектированная для строительства на внутренних заводах, специализирующихся на постройке ПЛ, ПЛАРК имела ограничения по водоизмещению и главным размерениям, обеспечивающим ее спуск на воду и последующую транспортировку по внутренним водным путям к местам достройки и базирования. Для выполнения требований ТТЗ ВМФ с учетом ограничений по постройке ПЛАРК, ее ракетный боекомплект был ограничен 8-ю ПКР «Аметист», уменьшена по сравнению с АПЛ 2-ого поколения других типов предельная глубина погружения, принята одновальная, однореакторная АЭУ с уменьшенной в четыре раза, по сравнению с АЭУ ПЛАРК проекта 661, мощностью. ПЛАРК сконструирован однокорпусной в средней части корабля. В носовой части ПК выполнен в форме двойной вертикальной восьмерки для компактного расположения ракетных контейнеров в междубортном пространстве.
Корпус субмарины разделялся на семь водонепроницаемых отсеков:
1-ый отсек (составлен из трёх цилиндров) – аккумуляторный, жилой и торпедный;
2-ой отсек – жилой;
3-ий отсек – аккумуляторный, центральный пост;
4-ый отсек – электромеханический;
5-ый отсек – реакторный;
6-ой отсек – турбинный;
7-ой отсек – электромеханический.
Чтобы снизить гидродинамический шум при движении на больших скоростях, а также для улучшения гидродинамических характеристик впервые на отечественных подлодках применили механизмы закрытия вентиляционных и шпигатных отверстий.
Поскольку на корабле была только одна линия вала, конструкторами были предусмотрены 2 резервных движителя – водометы с электроприводами, обеспечивающими движение лодки со скоростью до 5 узлов.
Для снижения акустического поля ПЛАРК применялись звукоизолирующая амортизация механизмов и их фундаментов, а также облицовка палубных настилов и переборок вибродемпфирующими покрытиями. Резиновым противогидролокационным покрытием были обшиты все наружные поверхности лёгкого корпуса, ограждение рубки и надстройка. Внешнюю поверхность прочного корпуса покрывал подобный материал. Благодаря этим мерам, а также однотурбинной и одновальной компоновке, ПЛАРК 670-го проекта имела очень низкий, для того времени, уровень акустической заметности (среди советских атомоходов второго поколения данная подлодка считалась самой малошумной). При этом большая часть акустического диапазона и естественные шумы моря совпадали. На подлодке имелось размагничивающее устройство, призванное снизить магнитную заметность судна.
Гидравлическая система подводной лодки была разделена на три автономные подсистемы, которые служили для привода общекорабельных устройств, рулей, крышек ракетных контейнеров. Рабочая жидкость гидросистемы в процессе эксплуатации подлодок, являвшаяся из-за своей высокой пожароопасности предметом постоянной «головной боли» для экипажей, была заменена на менее горючую.
На корабле 670-го проекта по сравнению с судами первого поколения резко увеличили уровень автоматизации. Например, автоматизировались управление движением подлодки по курсу и глубине, стабилизация без хода и на ходу, процесс всплытия и погружения, предотвращение аварийных провалов и дифферентов, управление подготовкой к торпедной и ракетной стрельбе и т.п.
Несколько улучшили и обитаемость на подлодке. Весь личный состав был обеспечен индивидуальными спальными местами. У офицеров имелась кают-компания. Столовая для мичманского и матросского состава. Дизайн внутренних помещений улучшился. На субмарине применялись лампы дневного света. Перед ограждением рубки располагалась челночная всплывающая спасательная камера, предназначенная для спасения экипажа в аварийной ситуации (всплытия с глубин до 400 метров).
Ракетное вооружение ПЛАРК 670-го проекта – восемь противокорабельных ракет «Аметист» – располагалось в пусковых контейнерных установках СМ-97, размещённых вне прочного корпуса в передней части корабля побортно под углом 32,5 градуса к горизонту. Твердотопливная ракета П-70 (4К-66, натовское обозначение – SS-N-7 «Starbright») имела стартовую массу 2900 кг, максимальную дальность 80 км, скорость 1160 км/ч. Ракета выполнялась по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло, раскрывающееся после старта автоматически. Полёт ракеты проходил высоте 50-60 метров, что затрудняло ее перехват средствами противовоздушной обороны кораблей противника. Радиолокационная система самонаведения противокорабельных ракет обеспечивала автоматический выбор самой крупной в ордере цели (то есть цели, которая имеет наибольшую отражающую поверхность). Типовой боекомплект подлодки состоял из двух ракет, оснащенных ядерными боеприпасами (мощность 1 кт) и шести ракет с обычными боевыми частями массой около 1000 кг. Огонь противокорабельными ракетами мог выполняться с глубины до 30 метров двумя 4-хракетными залпами при скорости подлодки до 5,5 узлов, при волнении моря менее 5 баллов. Существенным недостатком ракет П-70 «Аметист» являлся сильный дымный след, оставляемый твердотопливным ракетным двигателем, который демаскировал субмарину во время пуска противокорабельных ракет.
Торпедное вооружение подлодки проекта 670 размещалось в носовой части судна и состояло из четырех 533-миллиметровых торпедных аппаратов с боекомплектом из двенадцати торпед СЭТ-65, САЭТ-60М или 53-65К, а также двух 400-миллиметровых торпедных аппаратов (четыре торпеды МГТ-2 или СЭТ-40). Вместо торпед подлодка могла нести до 26 мин. Также, в торпедный боекомплект субмарины входили ложные цели «Анабар».
Всего было построено 11 лодок.
ТТХ АПЛ:
Водоизмещение:
надводное: 3 580 т
подводное: 4 980 т
Длина: 95,6 м
Ширина (корпуса): 9,9 м
Осадка (средняя): 7,5 м
Скорость:
надводная: 12-13 уз.
подводная: 25-26 уз.
Глубина погружения:
рабочая: 240 м
предельная: 300 м
Экипаж: 90 (77?) человек, в т.ч. 20 офицеров
Автономность: 60 суток
Вооружение: 4х533 торпедных аппарата (боезапас 12 торпед)
2х400 торпедных аппарата (боезапас 4 торпеды)
8 ракет П-40 «Аметист»
На Западе субмаринам проекта 670 присвоили обозначение «Charlie class». Необходимо отметить, что появление в составе флота СССР новых ракетоносцев значительно усложнило жизнь авианосным соединениям ВМФ США. Обладая меньшей шумностью, по сравнению с предшественниками, они были менее уязвимы от противолодочных средств потенциального противника, а возможность подводного старта ракет делало использование их «главного калибра» более эффективным. Низкая дальность ведения огня комплексом «Аметист» требовала подхода к цели на дальность до 60–70 километров. Однако у этого были и свои плюсы: небольшое подлётное время маловысотных трансзвуковых ракет делало весьма проблематичным организацию противодействия удару из-под воды с «кинжальных» дистанций.
Информацию взял отсюда: РАЗ и ДВА
Прототипом выбрал третью лодку серии – К-25.
Заложена 02 декабря 1965 г., спущена на воду 31 июля 1968 г., вступила в строй 30 декабря 1968 г.
08 января 1969 г. включена в состав КСФ с базированием в Западной Лице.
1970 г. во время выполнения боевой службы в Средиземном море столкнулась с неизвестным объектом на глубине 120 метров.
1974 г. во время выполнения ракетных стрельб попала в буксир ракетой. Экипаж объявлен «отличным».
Осень 1984 г. совершила подледный трансарктический переход на ТОФ.
24 июня 1991 г. исключена из состава ВМФ.
2003 г. – утилизирована.
Более подробно о службе корабля здесь: ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ КОРАБЛЯ
Набор
Корпус лодки выполнен одной деталью с рубкой и кормовым оперением. Отдельно идут только гребной винт, НГР и несколько ВУ. Декалей в наборе нет, есть несколько невнятных наклеек.
Длина модели составляет 272 мм, ширина (корпуса) – 28 мм. Выполнена модель из очень твердой смолы, поверхность не гладкая, пошкурить можно не везде из-за опасения утраты тонких элементов поручней, лючков и т.п. Расшивка на корпусе, прямо скажем, траншейная.
Сборка:
Как обычно, первым делом зашпаклевал и зашлифовал продольный шов от стыка пресс-форм. Теперь, можно сказать, полдела сделано, самая кропотливая работа закончена. Далее сделал посадочные места для АСБ на корпусе, высверлив их, из пластикового прутка D=3,2 мм сделал сами АСБ. Также подготовил места для навигационных огней на кормовом вертикальном оперении лодки.
Чуть больше пришлось поработать с крышей рубки. Зашпаклевал там лючки ВУ и прорезал их заново в соответствии с фото. Засверлил заново отверстия под ВУ чуть большего диаметра чем были, иначе верхние части ПМУ просто не поместились бы там.
ВУ сделал заново из мед иголок, пластиковых прутков и других деталей из запасов, комплектное осталось только РКП.
Окраска
Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалямиTamiya, Gunze Mr. Color. Здесь никаких новшеств: сначала WL, затем нижняя часть корпуса, затем верхняя. Потом глянцевый лак, декали, глянец поверх декалей, смывка и финишный лак. Следы эксплуатации на этой модели не наносил.
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!
Очень просто: супер клеем. Внутри подставки пластиковый штырь, который входит снизу в корпус лодки, все на суперклее.
спасибо
меня больше интересует крепление к корпусу лодки. я так понял в корпусе делается отверстие для пластикового штыря который приклеевается к корпусу и подставке.
правильно понял?
Игорь, поздравляю с пополнением коллекции.
Зачетно.
кстати о подставках - смотрю на корпусе приливы как раз в районе подставок, это на прототипе так, или обусловлено технологиейотливки модели?
кстати о подставках - смотрю на корпусе приливы как раз в районе подставок, это на прототипе так, или обусловлено технологией отливки модели?
Спасибо, дружище!
Фото прототипа в доке не нашел, но по виду это именно отливки модели, а не особенность прототипа.
HarryER
Спасибо за отзыв, WL - накрашена, затем замаскирована скотчем 0,4 мм, затем уже окраска низа и верха лодки. По боксам свяжусь с челом, который мне их делает и скину информацию в личку.