Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская АПЛ 2-го поколения проекта 671 «Ёрш» (по классификации НАТО – Victor I), выполненная в масштабе 1/350 отечественной фирмой Polar Bear.
Прототип
Если отечественные атомоходы 1ого поколения (пр. 627, 627А и 645) создавались для борьбы с надводными кораблями противника, то во второй половине 50-х гг. стало очевидно, что и Советскому Союзу необходимы АПЛ с «противолодочным уклоном», способные вести борьбу с ракетными ПЛ потенциального противника на позициях вероятного использования ими оружия, обеспечить развертывание собственных ПЛАРБ (осуществляя противодействие подводным и надводным силам, действующим на противолодочных рубежах), а также защищать корабли и транспорты от вражеских ПЛ. Разумеется, не смнимались и традиционные для торпедных лодок задачи борьбы с надводными кораблями противника (в первую очередь – авианосцы), действия на коммуникациях, осуществления минных постановок и т.п.
3 ноября 1959 года было утверждено техническое задание на новую торпедную атомную субмарину водоизмещением 2 000 тонн и глубиной погружения не менее 300 м. Особо в задании оговаривались габариты гидроакустического комплекса, которым планировали оснащать лодки. Главным конструктором проекта стал Г. Н. Чернышев, выпускник Николаевского кораблестроительного института (1943). Лодки разработаны в СКБ-143 (с 1974 г. СПМБМ «Малахит»).
В основу нового проекта подоводных лодок были положены:
одновальная АЭУ, обеспечивающая высокий КПД гребного винта и его минимальную шумность;
форма корпуса в виде тела вращения;
увеличенный диаметр прочного корпуса и размещение в одном отсеке паротурбинной установки (ПТУ) с автономными турбогенераторами (АТГ);
совмещение торпедного и жилого отсеков в одном.
Как и на атомоходах 1-го поколения, на новой лодке было решено применить двухреакторную энергетическую установку, полностью удовлетворяющую требованиям надежности. Была создана компактная паропроизводящая установка с высокими удельными показателями, почти вдвое превышающими соответствующие параметры предшествующих энергетических установок.
"В виде исключения" Главком ВМФ С.Г. Горшков дал согласие использовать в проекте 671 один гребной вал, что позволило уменьшить водоизмещение и шумность. За счет перехода на одновальную схему обеспечивалось получение значительно более высоких, чем у зарубежных аналогов, подводных скоростей.
Реализация одновальной схемы позволила разместить в одном отсеке главный турбозубчатый агрегат и оба автономных турбогенератора со всем сопутствующим оборудованием. Это обеспечило уменьшение относительной длины корпуса лодки. Т. н. адмиралтейский коэффициент, характеризующий эффективность использования мощности силовой установки корабля, превзошел аналогичный показатель АПЛ проекта 627 примерно в два раза и фактически сравнялся с коэффициентом американских АПЛ типа "Скипджек". В конструкции прочного корпуса было решено применить новую сталь марки АК-29, что позволяло увеличить глубину погружения.
В отличие от АПЛ 1-го поколения, новый корабль было решено оснастить автономными (а не навешенными на ГТЗА) турбогенераторами, что повышало надежность работы электроэнергетической системы.
Согласно первоначальным проектным проработкам, торпедные аппараты планировалось сдвинуть к центру корабля, как на американских АПЛ типа "Трешер", расположив их под углом к диаметральной плоскости АПЛ. Однако в дальнейшем выяснилось, что при подобной компоновке скорость подводной лодки в момент торпедной стрельбы не должна была превышать 11 узлов (что оказалось неприемлемым по тактическим соображениям: в отличие от американских АПЛ типа "Трешер", советская лодка предназначалась для борьбы не только с подводными лодками, но и крупными надводными кораблями противника). Кроме того, при "американской" компоновке серьезно осложнялись торпедопогрузочные работы, и становилось полностью невозможным пополнение боекомплекта в море. В результате торпедные аппараты на АПЛ 671-го проекта было решено установить в носовой части корабля, над антенной ГАС.
Вооружение корабля состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов, обеспечивающих стрельбу на глубинах до 250 м.
Двухкорпусная подводная лодка с характерным "лимузинным" ограждением выдвижных устройств имела прочный корпус, выполненный из высокопрочной стали АК-29, толщина листов которой достигала 35 мм. Внутренние плоские переборки были рассчитаны на давление 10 кгс/см2. Корпус корабля делился на семь водонепроницаемых отсеков:
1-й - торпедный, аккумуляторный и жилой;
2-й - центральный пост, провизионные и вспомогательные механизмы;
3-й - реакторный;
4-й - турбинный (в нем же размещены и автономные турбоагрегаты);
5-й - электротехнический и вспомогательных механизмов (в нем же находился и санблок);
6-й - жилой и дизель-генераторный;
7-й - рулевой (здесь же расположены гребные электродвигатели и камбуз).
Балластные цистерны имели кингстонную (а не шпигатную, как на всех предыдущих советских ПЛ послевоенных проектов) конструкцию.
При создании АПЛ проекта 671 определенное (хотя и недостаточное) внимание уделялось и вопросам снижения шумности. В частности, было применено гидроакустическое резиновое покрытие легкого корпуса (со второго корпуса серии), сократилось количество шпигатов. В результате акустическая заметность лодки по сравнению с атомоходами 1-го поколения уменьшилась приблизительно в пять раз.
По сравнению с наиболее современным американским аналогом - атомной подводной лодкой SSN-637 "Стерджен" (головной корабль серии вступил в строй 3 марта 1967 г.) советская субмарина имела более высокую подводную скорость (соответственно 29 и 33,5 узлов), несколько большую глубину погружения и соизмеримый боекомплект. В то же время американская АПЛ обладала меньшей шумностью и более совершенным гидроакустическим оборудованием, что обеспечивало ей лучшие поисковые возможности. Среди советских подводников бытовало мнение, что "если американская лодка обладает дальностью обнаружения 100 км, то наша - лишь 10 км". Вероятно, это было преувеличением, однако проблемы скрытности и повышения дальности обнаружения противника на лодках пр. 671 в полной мере так и не удалось решить.
Всего было построено 15 лодок данного проекта. Строительство велось на Адмиралтейском ССЗ (Ленинградское Адмиралтейское Объединение) в г. Ленинграде (Санкт-Петербурге).
ТТХ АПЛ
Водоизмещение:
надводное: 3 500 (4 250?) т
подводное: 4 700 (6 085?) т
Длина: 92,5 м
Ширина (корпуса): 10,6 м
Осадка (средняя): 7,2 м
Скорость:
надводная: 11,5 уз.
подводная: 33,5 уз.
Глубина погружения:
рабочая: 320 м
предельная: 400 м
Экипаж: 76 (68?) человек
Автономность: 60 (50) суток
Вооружение: 6х533 торпедных аппарата (боезапас 18 торпед или до 36 мин)
Прототипом выбрал шестую лодку серии – К-323.
Заложена 05 июля 1968 г., спущена на воду 14 марта 1970 г., вступила в строй 23 сентября 1970 г.
8 декабря 1972 г. лодке присвоено наименование «50 лет СССР» (снято в 1992 году) присужден юбилейный почетный знак ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.
С 10 февраля 1984 года по 1986 год модернизирована по проекту 671К (установлен новый ракетный комплекс с крылатыми ракетами большой дальности РК-55 «Гранат» (SS-N-21).
3 июня 1992 года переименована в «Б-323».
30 июля 1993 года исключена из боевого состава флота.
Осенью 2006 г. утилизирована.
Более подробно о службе корабля здесь: СМОТРИМ ИСТОРИЮ СЛУЖБЫ КОРАБЛЯ
Набор
Корпус лодки выполнен одной деталью с рубкой и кормовым оперением. Отдельно идут только гребной винт, НГР и несколько ВУ. Декалей в наборе нет, есть несколько невнятных наклеек.
Длина модели составляет 270 мм, ширина (корпуса) – 29 мм. Выполнена модель из очень твердой смолы, поверхность не гладкая, пошкурить можно не везде из-за опасения утраты тонких элементов поручней, лючков и т.п. Расшивка на корпусе прямо скажем траншейная. Плюс ко всему отсутствуют гребные винты вспомогательных движителей. Их придется делать вручную.
Сборка
Сборку выполнял на дружеском сайте каропка.ру в рамках проводимого там GB: Советско-Российский ВМФ.
По сборке особо рассказывать нечего, т.к. собирать тоже практически нечего. Самое основное, как на модели АПЛ проекта 661 – это шлифование продольного шва от стыка пресс-форм. Местами присутствовали смещения этих самых пресс-форм, в общем, работа занудная, но от нее никуда не деться. Шпаклевки и шкурки ушло изрядное количество на эту операцию, но обводы были выведены. Также на корпусе высверлил посадочные места для АСБ, их же выточил из пластикового прутка D = 3.2 мм.
Далее подработал НГР, обточил их до нормально толщины, восстановил расшивку.
Затем дошло дело до ПМУ. Те заготовки, что были в наборе, пошли в помойку. РКП взял из набора от Хобби Боссовского 671РТМ, остальные сделал из медицинских игл и пластиковых прутков из запасов.
Гребной винт сделан очень грубо, но переделывать не стал. Выточить новую ступицу из пластикового прутка мне не сложно, но сделать нормальные лопасти (учитывая опыт с «Варшавянкой») у меня не получается.
Гребные винты вспомогательных движителей изготовлены с нуля, поскольку в наборе их не было.
Окраска
Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалямиTamiya, Gunze Mr. Color. Схема уже отработанная: сначала WL, затем низ и в последнюю очередь верх лодки. Следы эксплуатации – пудреницы Tamiya.
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!
Коллеги, спасибо за отзывы, за внимание к работе.
Насчет блеска - "в живую" он не так заметен. На фото - следствие моего неумения правильно выставить свет для съемки. Увы, но фотографирую я хуже, чем моделю. Так что и в том и в другом есть где расти.
Oleg83ttв 04.02.2014 - 10:26 Тема: Polar Bear 1/350 АПЛ К-323 50 лет СССР пр. 671 Ёрш
Тема: Polar Bear 1/350 АПЛ К-323 50 лет ССС...(#7059) - обсуждение
Славный Ёрш!! Понравился!