Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски

 Во второй половине тридцатых годов во многих КБ авиационных фирм европейских держав были спроектированы модели истребителей смешанной конструкции. Данная концепция была обусловлена прежде всего экономически.

 

История

Для производства таких самолётов в меньшем количестве требовалось дефицитное сырьё и материалы, время изготовления и трудозатраты также были меньше по сравнению с цельно металлическими конструкциями, а установка на такой планер достаточно мощных и компактных двигателей водяного охлаждения, разработка и внедрение которых также бурно велась в те годы, сулило конструкторам чистоту аэродинамических форм, и как следствие, хорошую энерговооружённость. Всё это вместе взятое позволяло оснастить ВВС своих стран в сравнительно короткие сроки современными самолётами. Временной фактор в те бурные и неспокойные, впрочем как и сейчас, годы имел одно из первостепеннейших значений. Яркими представителями данной концепции являются: в Великобритании - Хаукер Харрикейн, во Франции Моран Солнье 401 и последующие модификации, в СССР И-26 (в будущем Як-1), в Югославии Икарус Ик-3, в Чехословакии Авиа В.35 и его дальнейшее развитие В.135. Вот о последнем и будет сегодняшний рассказ.

Летом 1939 года в экспозиции павильона Чехии и Моравии на всемирной авиационной выставке в Брюсселе был представлен самолет истребитель фирмы AVIA Av-135.1(заводской индекс Авиа В-35.3 - третий прототип).Его конструктор Франтишек Новотны доводит и совершенствует своё детище с конца лета 1938 года.В серийное производство самолет идет уже при немцах. К этому времени самолёт заметно изменился (изменилась геометрия крыла, появились убираемые шасси, изменился и состав вооружения), неизменным оставался двигатель, выпускаемый по лицензии в Чехословакии французский Испано-Сюиза HS12Ycrs (860 л. с). Довести до серийного выпуска мощный мотор Авиа 12Y-1000 на фирме так и не смогли. Но даже с таким мотором самолёт понравился испытывавшим его болгарским лётчикам в июне 1940 года.Особо отмечались маневренные характеристики и управляемость машины. В результате переговоров Болгария подписала с фирмой Авиа контракт на покупку 12 самолётов Av-135, запчастей к ним и 62 моторов HS12Ycrs. Такое количество двигателей было необходимо потому, что болгары собирались выпустить дополнительно 50 истребителей по лицензии (под обозначением DARII) на своем заводе в Ловече. Этим планам не суждено было сбыться и поставленные Болгарии 12 машин этого типа оказались в истребительной школе в Дольна Митрополия, где пилоты переучивались на них с бипланов В.534.

В настоящих боевых действиях Av-135 проверить не удалось. Единственным боевым эпизодом в карьере этого самолета, остался скоротечный бой с американскими «Либерейторами» 30 марта 1944 г. В результате которого был сбит один бомбардировщик, возвращавшийся из рейда на нефтеперерабатывающие заводы в Плоешти. Вот, вкратце, и всё. Подробнее о судьбе этого самолёта можно прочесть тут и  тут .

Почему статья называется Як-1 по-чешски? В некоторых "работах" по альтернативной истории есть идеи о том, на сколько было-бы проще конструктору А.С. Яковлеву в работе по самолету И-26, если бы правительство СССР купило лицензию и тех. документацию на самолёт Авиа В-135. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения...

О самой модели

Решил я отметиться в проводимом в прошлом году турнире по союзникам Германии с самолётом Avia B-135 в масштабе 1/72 производства RS models. По модели могу сказать следующее. Модель-типичное ЛНД, отлита на троечку, встречается облой, многие мелкие детали какие-то замыленые и невнятные, в моем комплекте стойки шасси были отлиты со смещением, попытка обточить их до ровного состояния привела к сильному похуданию этих самых стоек, так что я стал опасаться, а выдержат ли они в итоге модель? Короче, стойки пришлось делать самостоятельно (откровенно говоря, родные стойки по форме все равно были не похожи на стойки шасси прототипа).

RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски

Фонарь кабины пилота отлит из довольно толстого пластика, и по-хорошему его надо или менять, или, используя родной как болван, тянуть самому из прозрачного пластика, или же шлифовать с последующей полировкой его изнутри. Я выбрал третий вариант (подогнать имевшийся в закромах вакушный и предназначенный для модели КР Павловский фонарь я так и не смог).

RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски

В наборе имеется небольшая платка фототравления с некоторым количеством уже окрашенных деталюшек для оформления интерьера кабины,деталями приборной доски, шлиц-шарнирами на стойки шасси, и имитацией решетки водорадиатора.
RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски 
Справедливости ради стоит отметить, что на готовой модели из-за узости кабины и толщины пластика фонаря видно в кабине практически ничего не будет, посему особо я его и не дорабатывал (сделал только недостающие и видимые элементы силового каркаса из тянутого литника и изготовил заново ручку управления самолётом, да немного сточил боковинки пилотского кресла). Ещё попытался сделать имитацию видимой через воздухозаборник водорадиатора части картера двигателя, получилось не очень, но пустоту заглушил. Исправил контур и добавил деталировки в ниши шасси.

 RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски

Как уже говорил ранее, из пластика фирмы «Эвергрин», проволоки и самоклеющейся фольги сделал новые стойки шасси. Колёса в модели мне категорически не понравились, их я заменил колесами найденными в зап.частях. Стойку антены изготовил из бамбуковой палочки и , снабдив проволочным штифтом, вклеил в фюзеляж. Патрубки рассверлил и бором убрал излишнюю толщину стенки для придания масштабной толщины. Сделал отсутствующую в модели трубку Вентури,которая располагалась на брюхе за совком водорадиатора.
RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски
"Болгарские" машины несколько отличались от чешских прототипов.Эти отличия были следующими: двухлопастной металический винт (в отличие от деревянного на чешских машинах), маслорадиатор,расположеный в левом крыле был гладким (на чешских же машинах радиатор имел фактуру) в пластике эта самая фактура выполнена, на мой взгляд, несколько неряшливо, и я со спокойной совестью зашпаклевал на своей модели эту имитацию, хвостовая стойка на болгарских самолётах была с оходящим от неё к конструкции фюзеляжа усилением (стоит отметить, что этот девайс встречается не на всех фотографиях болгарских 135-х, на своём такое усиление я сделал, благо нашёл фотоподтверждение, да ещё мотор-пушки на болгарских самолётах не стояли, а отверстие в коке винта закрывалось заглушкой (на своей модели не сделал, будем считать что потерялась и новую техник пока не установил :-). Так что летали они только с пулемётами винтовочного каллибра, которые стояли над двигателем. Поэтому факт сбития такой "дуры", как В-24, из такого пулемёта считаю чистой казуистикой.

RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски

Кстати, неоценимую помощь в работе над моделью оказала монография чешского издания MBI, так что тем, кто будет строить эту модель, как говорится, рекомендации лучших собаководов ;-). Далее покраска и отделка. Кабину красил - грунтовал грунтом «Ганзе-1000», а трубчатый каркас окрашивал кисточкой металликом фирмы «Цитадель». Почему так? В единственной монографии по данному самолёту (опять же MBI Publication) есть некоторое количество фотографий раскапотированых самолётов, на которых видно, что ферма фюзеляжа имеет цвет неокрашенного металла, а в тексте упоминается, что внутренние поверхности были окрашены на заводе в светло серый цвет (без указания оттенка), кресло пилота имело тёмно-серый цвет. На сколько это так - судить не берусь. Свой я окрасил именно так. Окраска наружных поверхностей модели была следующей... Грунтовка с исправлением дефектов грунтом «Ганзе-1000», прешейдинг тёмно-серым цветом, нижние поверхности я окрасил краской Акан № 143-(RLM-65) (да-да, краска ещё с тех времён, когда нумерация была трёхзначной, сейчас она имет номер, начинающийся с 8***), а верх красками «Ганзе» в цвета RLM 70, 71.Попытался сымитировать разницу оттенков поверхностей покрытых полотном. Далее Глянцевый лак с отвердителем «Акан», декали использовал родные.

RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски
Впечатление от декалей осталось двоякое. С одной стороны тонкая, эластичная подложка, крупные эллементы декали напечатаны чётко без смещения и имеют яркие цвета, через которые не просвечивает основной довольно тёмный камуфляж. С другой стороны, мне кажется, что опозновательные знаки на нижних поверхностях крыла должны быть несколько меньшего размера (возможно это и не так), и если бы сроки не поджимали, я накрасил их самостоятельно меньшего размера. Элементы декали на киль (марка и эмблема фирмы AVIA) переразмерены, к тому же эмблема фирмы напечатана со смещением. На декали положил ещё слой глянцевого лака, затем смывка (Миг), затем слой полуматового лака, и в заключении совсем чуть-чуть пастели на колеса и выхлопные патрубки. Антена из бантика, ну и для улучшения прозрачности фонаря покрыл его снаружи кисточкой футурой.

Вот так как-то... Что у меня получилось представляю на ваш суд.

RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски  RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешскиRS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски

С уважением, Дмитрий Архипов. 

 

» Информация о статье
Самая чешская модель
http://scalemodels.ru/articles/7107-RS-models-1-72-Avia-B-135---jak-1-po-cheshski.htmlСамая чешская модель http://scalemodels.ru/articles/7107-RS-models-1-72-Avia-B-135---jak-1-po-cheshski.html
yur в 18.02.2014 - 05:05
Отлично получился. Весьма редкий аппарат, но и интересный. А мой отлит получше и фонарь терпим. Только киль всёже перепилю, не точен.
Usatiymen в 18.02.2014 - 05:50
Тема: RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-чешски
Красиво и аккуратно! Интересный самолет.
Венедикт в 18.02.2014 - 07:44
Очень интересная работа. Давно мечтал о таком в 48-м. Понравился стапель на последнем фото, где такой раздобыть :) ?
Bertych в 18.02.2014 - 21:22
Красивая модель и отличная работа! Аккуратная покраска без излишеств,мой в 48-ом ждёт своего часа. Однозначно+ :grin:
AndreyDARK в 19.02.2014 - 10:24
Модель понравилась! Фонарь бы поменять - вообще было бы шикарно......
phantomii в 19.02.2014 - 10:31
Редкий и интересный прототип. Отличное исполнение в стиле "необходимо и достаточно" - мой идеал в моделизме, к которому пытаюсь стремиться :grin:
ADV.74 в 21.02.2014 - 07:35
Тема: RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-ч...(#7107) - обсуждение
Здравствуйте Коллеги!Спасибо большое за интерес к моей работе и положительные отзывы о ней.Венедикт,стапель классный и полезный, делает такие фирмочка Шрам из Чехии вот ссылка где брал :https://www.modelimex.com/sram-s-biplane-assembly-jig
С уважением, Дмитрий Архипов.
Венедикт в 21.02.2014 - 09:13
Спасибо, для моих целей (а в основном это - двухмоторные самолеты WW2) показался мне маловат, но на фото настолько все понятно, что ничего не мешает соорудить похожий требуемого размера.
ADV.74 в 21.02.2014 - 09:50
Тема: RS models 1/72 Avia B-135 - Як-1 по-ч...(#7107) - обсуждение
Венедикт,рад что заинтересовала данная приспособа, в качестве альтернативы могу порекомендовать ещё вот такую штуку
https://www.modelimex.com/1-72-wooden-stand-for-bi-planes-building-transport
https://www.modelimex.com/1-48-wooden-stand-for-airplanes-building-transport
сделана очень хорошо и у неё в комплекте идет мягкая накладка на ложементы, чтобы не повредить окрашенную поверхность модели при работе или транспортировке. Кстати в данном случае выпускаются под масштаб 1/72 и 1/48.
А вобще-то наверное надо будет сделать сравнительный обзор...
Пора заканчивать, а то нам сейчас влетит за непрофильный трёп.
С уважением, Дмитрий.
Алексей_Крюков в 24.02.2014 - 09:41
Модель действительно отличная Дмитрий! Особенно нравится аккуратность как сборки, так и финишной отделки.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy