Ни один винтокрылый аппарат своми пропорциями и статью не внушает мне столько симпатии, как вертолет гения мирового вертолетостроения Игоря Ивановича Сикорского Sikorsky H-34 в его самых различных исполнения: как в виде его английского клона Уэссекса, так и в виде "идейно близкого" ему советского Ми-4.
Планы по постройке данного аппарата, представленного отливками относительно старого, но вполне достойного Italeri, имелись еще в момент проведения конкурса Hello Vietnam, однако тогда им не суждено было сбыться. И вот новый конкурс "Вертикальтный взлет-2" дал мне прекрасную возможность сдержать свое обещание перед почтенной аудиторией сайта. Italeri предлагает помимо прочего оформить вариант вертолета, пилотируемого подполковником Клэппом (LtCol Clapp) и участвовавший во Вьетнамской войне в 1962 году. В архивах сохранились не только черно-белые, но и цветные фотографии данного прототипа.
В работе использовал информации из источников:
Flugzeuge Der Bundeswehr 06 - Sikorsky H-34 G-I,II,III
Squadron Signal [Aircraft In Action] 1146 H-34 Choctaw
Наиболее характерной изюминкой данного вертолета являлось наличие большого количества сеток охлаждения, которые я захотел заменить капроновым масштабным аналогом. Очень хотелось добиться "сквозного просвечевиния" промежуточного трансмиссионного отдела между двигательным отсеком и пилотской кабиной, что было очень характерной чертой вертолета, судя по фотографиям, и мне это удалось.
Вклеивание капроновой сеточки решил провести по новой для себя технологии, а именно приклеивания снаружи. В свою бытность на вертолете Ми-4 приклеивал сеточку изнутри, что влекло за собой очень длительный и скучный процесс выборки излижнего пластика с внутренней стороны, да еще и последующую опасную работу с чрезвычайно хрупкой тонкой кромкой. Здесь я решил приклеивать капроновую сетку снаружи выпиленных отверстий обильно на бутилацетате с последующим "втаптыванием" ее в пластик и значительной заливкой цианокриловым клеем по периметру сетки, служащим после застывания своеобразной шпатлевкой. Как мне показалось, этот вариант оказался намного производительней и позволил всего за один вечер полностью "осетить" весь вертолет. Кое в каких местах ее не стал вклеивать в силу излишней труднодоступности для работы.
Работу над грузовой кабиной оказалось не такой объемной, как в ранее исполненном мной Н-19 Shawnee. Тому способствовал более простой и мелкий ее отсек, да и единственная дверь, что позволило мне "схалявить" на правом борте.
Пилотская кабина также не насыщена оборудованием у "Морского конька", и из дополнений использовал только фотоэтчед фирмы Airwaves для рамы крепления пилотских кресел и приборной доски. На внутренней части остекления добавил только рычаг гидроцилиндра тормоза НВ и магнитный компас.
В окончательном виде весь интерьер принял вполне "вертолетный" вид, близкий данному аппарату.
Вот с двигательным отсеком пришлось попотеть. Здесь полностью пришлось делать две перегородки, отделяющие промежуточный трансмиссионный отдел, что повлекло за собой их длительную подгонку с половинками капота.
У вертолета, соответственно и у модели, видны головки цилиндров, поэтому пришлось изготавливать весь двигатель Wright R-1820 целиком, но в данном случае Векторовский "движок" оказался очень кстати.
Кроме того пришлось изготавливать элементы моторамы двигателя, а в последующем наполнять весь отсек "кишочками", то есть многочисленной проводкой.
После этого сборка приняла рутинный характер без каких-либо трудностей и преград. Окраска - наверно, самое приятное и любимое занятие в моделизме. Красил краскамиХоббиплюс. Изучение цветных фотографий показало незначительные вариации в окраске Н-34 во Вьетнаме (даже пришлось пересмотреть фильм "Цельнометаллическая оболочка"), видимо вызванная эксплуатацией в тропических условиях да и перекрасами вертолета в полевых условиях. Все инструкции и мануалы рекомендуют использовать краску FS34097 - и она, в принципе, наверно самая близкая к действиельности. Из-за отсутствия такой краски в свих закромах пришлось использовать очень близкий цветовой аналог FS34095, и, как мне показалось, с цветом я угадал. Задняя часть капота - желтая, но не оранжевая, как указывает инструкция Italeri.
Декали использовал родные от Italeri, при этом расположение элементов сверял с фотографиями. Их же самих закреплял жидкостью Markfit Strong. В результате, даже не понадобилось покрывать слоем лака после нанесения декалей. Мелочевки в родной декали нет, поэтому использовал оные из декали от Print Scale для этого же вертолета.
Переплет кабины делал традиционно для себя методом сухой декали, то есть напылением толстого слоя нитрокраски на полиэтилен с последующим перенесением красочного слоя на модель
На завершающем этапе работы пришлось немного доделать лебедку и помучиться с антенным хозяйством на брюхе. Но здесь, как впрочем и в других спорных местах, очень кстати оказалась помощь, наверно, главного специалиста по "вертолетным делам" на сайте уважаемого коллеги Robertas.
В окончательном виде модель вертолета представлена в галерее.
Еще раз выражаю признательность коллеге Robertas в помощи при изготовлении модели
Отличная работа, Рудольф, и заслуженные плюсы за модель и за статью.
Не кажется тебе, что на цветном фото прототипа дорожка сверху на хвосте чёрная, а не серая? :???:
С уважением - Олег.
Спасибо, коллеги, за внимание к моей статье и модели и, конечно же, за похвалу!
Не кажется тебе, что на цветном фото прототипа дорожка сверху на хвосте чёрная, а не серая?
да, ты прав, черная!!!..... ну дык она выгорела - Вьетнам, солнце, пляж, девочки :grin: :grin: :grin: :grin:
Не кажется тебе, что на цветном фото прототипа дорожка сверху на хвосте чёрная, а не серая? :???:
С уважением - Олег.