Собрал и сфотографировал модель голландского крейсера «Де Рюйтер» (Hr. Ms. «De Ruyter») от российской фирмы Pacific Cross Roads.
Строительство растянулось на год, т.к. участвовал в конкурсе на форуме с «Вирибусом Унитисом», а крейсер это время ждал окончания своего строительства. Корабль представлен на 1942 год.
Этот крейсер был заказан правительством Нидерландов для службы в Ост-Индии и назван в честь великого голландского адмирала Михаэля Де Рюйтера.
Первоначально из соображений экономии предполагалось, что водоизмещение крейсера составит 5250 тонн, но это делало крейсер слишком слабым и ТТХ были пересмотрены, водоизмещение увеличено до 7500 тонн, удлинён корпус. Корабль получил броневой пояс толщиной 50 мм, 30 мм траверзы, броневую палубу, такая же толщина брони была у башен, боевых рубок, барбетов и коммуникационных шахт. Вооружение в итоге состояло из семи 150 мм орудий, 10 – 40 мм зенитных автоматов фирмы «Бофорс» на спаренных турелях Хаземейера и четырех спаренных 12.7 мм зенитных пулеметов. На борту сразу за дымовой трубой разместили 18 метровую катапульту, с которой могли запускаться гидропланы Fokker CX-1W(их на крейсере было две штуки). «Де Рюйтер» получил современные для своего времени приборы наведения и управления стрельбой. Например, зенитные автоматы имели дистанционное управление стрельбой, систему стабилизации турелей и высокую автоматизацию. Мощность машин составляла 66000 л/с, корабль мог развивать скорость свыше 32-х узлов. На тот период – это был самый сильный и современный корабль Голландских ВМФ.
Крейсер был передан флоту в октябре 1936 года и претерпел несколько модернизаций. В итоговом виде (на 1942 год) крейсер внешне существенно отличался от первоначального своего облика, к наиболее заметным отличиям можно отнести: кожух дымовой трубы, дополнительные крылья мостика на носовой надстройке, новые краны и щиты на «Бофорсах», спасательные плотики вдоль борта и на кормовой надстройке. В отличие от предвоенного периода, когда «Де Рюйтер» нес светло - серую окраску, в 1942 году он был окрашен в камуфляжные цвета, которые были разработаны для голландцев Британским Адмиралтейством. Такая окраска существенно отличается от общепринятой (по польским рендерам) схемы, но я считаю ее более исторически подтвержденной. Именно в таком виде я и постарался представить модель.
Крейсер провел почти все время своей службы в Ост-Индии, а после начала войны на Тихом океане он вошел в состав объединенного американо-англо-голландско-австралийского военно-морского командования (ABDACOM), под флагом его командующего – голландского адмирала Карела Доормана.
Почти все корабли из этого соединения пострадали или погибли в боях с японским флотом прикрывавшим высадочную операцию в так называемой битве в Яванском море. Погиб и «Де Рюйтер» получивший в ходе дневного боя 27 февраля 1942 года с тяжелыми японскими крейсерами Nachi и Haguro попадание 203 мм снаряда, а почти в полночь попадание 610 мм торпеды с того же Haguro, крейсер загорелся, затем начали детонировать боеприпасы.. Через два часа он затонул вместе с адмиралом и всем экипажем, удалось спастись только двум морякам подобранным американской подлодкой S-37..
Литературы использовал немного, т.к монографии по нему (кроме малюсенькой книжечки от польских Профилей Морских) не обнаружил. Кое, что есть в «Энциклопедии крейсеров», кое-что в « Cruisers of WW II» M. J. Whitley. Чертежи использовал тех же Профилей Морских, но в них оказалось довольно много неточностей, причем весьма заметных (в 1942 нарисованы краны не той конструкции, нет щитов на Бофорсах), хорошо, что в сети довольно много фото корабля. Кроме того, Борис Муленко предоставил мне фото модели крейсера из музея в Голландии, и результаты своих изысканий по камуфляжной схеме на 1942 год, что сняло много вопросов.
По строительству модели:
Сам набор сделан с рядом недостатков, вызванных работой с неверными чертежами Профилей морских (причем в их самом раннем и самом неверном варианте). Модель я бы отнес к трудоемким, быстро и правильно сделать ее практически не реально. Имеющийся набор травления не весь применим, но в нем есть и очень нужные оригинальные элементы. При этом не нужно забывать, что такую модель никто не выпускает в этом масштабе, а это делает ее безальтернативной и редкой (ни одной полностью собранной я не видел).
Надводная и подводная части корпуса подходят друг к другу не очень хорошо. Но с помощью кусачек, японской пилы для смолы, клея, шпаклевки и длительной работы по шлифованию – эта проблема была решена. Листы обшивки изобразил с помощью скотча и грунтовки.
Исправил форму броневого пояса. Упорно клеил козырьки над огромным количеством иллюминаторов. Сделал из пластика правильной формы площадку внутри кожуха дымовой трубы, из травления и латунных трубочек обвес кожуха, пароотводные трубки, лестницы, леера на площадке.
Так же пришлось сделать площадку для прожектора на носовой надстройке, полностью сделать там дальномер, срезать смоляные лестницы и заменить травленными.
Надстройку, на которой стоит дымовая труба тоже пришлось сильно переделать. Были выпилены фрагменты с обеих сторон, вместо них сделаны из пластика узкие фрагменты, подпорки и вентиляционные шахты с сетками, а с крыши срезан световой люк. Полностью из латуни сделаны обе мачты с травлеными элементами от Рэйнбоу.
Изменена форма рубки под кормовым КДП, сделал из латуни саму площадку КДП круглой (правильной)формы, переделал само КДП, чтобы стало более похоже. Сделал на кормовой надстройке рельсы и лебедку для движения гидропланов по этим рельсам.
Усовершенствовал катапульту по фотографиям. Практически полностью сделал из латунных трубочек, пластиковых прутков и кусочков травления краны.
Срезал и сделал заново кабестаны (шпили) на носу и корме. Часть кнехтов заменил на смоляные от Арсенала, т.к. производитель дает их все одного размера, киповые планки Рэйнбоу. На зенитных автоматах сделал ограждения и магазины, установил щиты.
Зенитные пулеметы тоже постарался детализировать по чертежу и фото из музея.
Леера полностью заменил на WEM и Fly Hawk, сетчатое ограждение Allians Modelworks. Якоря сделал более объемными, подклеив кусочки пластика. Заменил шлюпки на корме на правильные. Сделал откидные оригинальные шлюпбалки в центре корпуса, кормовые подобрал из запасов. Кроме этого использовал:
Rainbow – бомбосбрасыватели и глубинные бомбы, параваны.
L Arsenal – смоляные сигнальные лампы, кнехты, часть морячков, компас, «деревянные» ящики
Allians Modelworks –поручни, доп. детали на надстройках,
NorthStarModels – скоб трапы, морячков из разных наборов,
Five Star- травленные «деревянные ящики»;
Очень пригодились наборы для гидропланов и палубных самолетов от Рэйнбоу, в основном использовал элементы фонарей кабин из травления, подгоняя для «моих» Фоккеров, антенна и растяжки крыльев – нить Modelkasten
Красил: Подводная часть – GSI Creos, Надводная: Вертикальные поверхности -Light grey - Тамия, Dark Grey(507A), Medium Grey(507B) – WEM, горизонтальные поверхности: German Grey - Тамия . Смывка – Тамиевский Смоук. Лаки – акриловые от Тамии.
Такелаж растянул металлической нитью Modelkasten толщиной 0,1 мм и эластичной Хобби +. Декали из набора и из набора для германского флота WWI.
Большое спасибо оказавшему значительную помощь визуальными материалами и дополнительными смоляными деталями Борису Муленко. Юрию Саламатину за помощь в обработке фотографий.
Это моя двенадцатая модель. Недостатки в ней, безусловно, есть (некоторые оказались практически неустранимыми). А некоторые я допустил сам (например, флаг Голландии был приклеен вверх ногами, я исправил, а на фото осталось..)
Постараюсь улучшить качество работ в будущем.
PS Следующим будет линкор «Алабама» на 1943 год.
Мне нравятся твои свежие модели: они стали лаконичней, "чище" и гармоничней.
Очень достойный результат.
P.S.
В этот раз у тебя итоговые фото несколько хуже чем обычно: малая относительно общей площади кадра зона фокусировки (диафрагма) и какое-то паразитное зерно (задранный ИСО).
Удачи! :wink: