Приветствую, друзья и коллеги!
Давно я не размещал статей на сайте, вот и решил восполнить этот пробел. Представляю вашему вниманию модель Су-30МКК, китайского “Trumpeter”а.
Теперь обо всём по порядку.
Увидев однажды фото «спарки» Су с портретом П.О. Сухого на киле я «загорелся» построить именно такую модель в свою коллекцию. Начались поиски информации по этому уникальному борту. Первое, что выяснил, что это Су-30МКК. Вот такая информация у меня по нему:
Су-30МКК №504 (04.2000), испытания в ГЛИЦ, участник МАКС'03, после испытаний «504 стояла в Ахтубинске,
её не трогали, так как она была "президентом" МКК, пока не кончилась гарантия на серийные машины»,
ориентировочно в 2006–2007 годах, отправлен «на пенсию» (выполнил 502 полёта), в один из ангаров в Ахтубинске,
в 2011 г. передан компании «Сухой», на КнААПО был доработан до варианта Су-30М2, 08.2013 замечен на гоночной площадке ЛИСа
(КнААПО), используется как цель и как тренировочный (ресурсный), взамен вышедших из эксплуатации Су-17, 10.2013, 08.2014
Далее начал искать модель в нашем масштабе. Для себя решил, что наиболее оптимальный вариант- «Трамповская» модель Су-30МКК. Заказал модель и травление на неё от «Дриммоделс». Пока модель ехала из Китая, постарался найти как можно больше фоток с ракурсами, чтобы составить для себя представление о схеме окраски. Оставался один небольшой, но очень важный нюанс: как сделать портрет…
Узнав о моих поисках, мой друг, Толя Сушон, подарил мне на День рождения декаль американской фирмы «Каракал» (Caracal models)! Теперь я мог, наконец, осуществить свою мечту с постройкой!
Получив модель на руки, я сам начал изучать её на соответствие прототипу. Хороших и достоверных чертежей, к сожалению, найти не удалось, но и без них было понятно: модель сильно далека от совершенства.
Работу решил начать с килей. На модели кили меньше, чем должны быть. Знаю, что есть смоляные кили на неё (сейчас уже не вспомню чьи), но я решил изготовить их самостоятельно.
Далее- ниши основных стоек шасси. У китайцев они развёрнуты относительно оси самолёта на очень заметный угол. Честно сознаюсь: сначала хотел просто доработать их и оставить этот факт как есть. Но друзья убедили меня, что на готовой модели этот «косяк» будет заметен. Решил переделывать.
Канал ВЗ решил сделать с опущенным клином, как это предполагает набор травления от «Дриммоделс».
Носовая ниша. Ну, здесь сразу решил максимально точно (по своим возможностям) привести к оригиналу.
Следующий момент, который мне не давал покоя- это не правильное сечение НЧФ в районе кабины. На собранной модели этот момент очень хорошо заметно. (Отсутствует характерная для «Сушек» «припухлость щёчек».
Исправлять решил при помощи двухкомпонентной шпатлёвки. Вот на этом, казалось-бы, простом этапе я и застрял. Перепробовал несколько видов шпатлёвки, перепробовал все известные мне способы нарезки расшивки: никак не получался результат, который бы меня устраивал. Моральный запас сил иссяк и модель отправилась в коробку на долгие месяцы.
К концу прошлого года вдохновение вновь посетило меня, и я решил-таки довести работу до логического завершения! Не знаю, то-ли я отдохнул от модели, то-ли она от меня, но получаться всё стало как-то более хорошо. Или изменился уровень моей критичности оценки. Я доделал кабину, убрал шов, отполировал, зафутурил фонарь. К сожалению, толщина фонаря очень велика (это видно на фото), ну это я решил оставить на совести китайцев (учитывая, что изначально планировал делать его открытым). На откидную часть наложил с двух сторон маски и приклеил травление от «Дриммоделс». А вот с козырьком пришлось повозиться побольше: на нём пришлось полностью переделать КОЛПС. Окрашивал кабину тематическим акрилом от АКАНа (чуть-чуть осветлив его). Кресла К-36 решил использовать смоляные (фирму уже не помню, лежали в запасниках).
Стойки шасси практически «изкоробка», лишь чуть доработанные ( проводка и двузвенники). А вод колёса родные решил не использовать: на основные стойки поставил пневматики и диски собственного производства ( когда делал колёса на Ту-22М-2 сделал пару дисков для Су-27. Вот и пригодились), а колёса носовой стойки взял из набора «Хасевского» Су-35С. Щиток- травление Дриммоделс. Дальше- грунтовка и окраска.
Окраска. Ещё один момент, после которого я едва не забросил модель. Дело в том, что в наборах АКАНа именно на этот борт цветов нет. Пришлось мешать самому. Цвета показались мне довольно простыми. Ключевая фраза «показались». Намешав цвета я полночи красил модель и все щитки-закрылки (выводя все пятна). Лёг спать удовлетворённый и довольный. Утром, глянув на модель при свете солнца я ахнул: два цвета из трёх сильно отличались оттенком от оригинала! Да, каюсь: совершил самую глупую и распространённую ошибку: не подбирать цвета при искусственном освещении (пару раз прокатывало, но не в этот раз).
Выбора было два…нет, три: 1:шарахнуть об стену (нет, совсем не мой вариант). 2:оставить как есть, задвинув в самый дальний угол (но не для этого я реанимировал стройку! Да и места у меня катастрофически не хватает).
3: полностью перекрасить. (я упрямый! Портить- так до конца! Хуже-то уже не будет!). Первое, что сделал- подобрал-таки цвета наиболее близкие (при свете дня). Затем ИПСом аккуратно смыл краску (насколько было можно). Увы, кое-где расшивка-таки забилась.
Ну- далее занятие ещё на одну ночь: база-маски-пятна. На этот раз результат попадения в цвет меня вполне удовлетворил. Казалось- бы: финал близок! Но….
На этой модели использовал новую для себя грунтовку (были причины). Пока в качестве масок использовал БЛЮ-ТАК, всё было нормально. Затем, на отклоняемом носке крыла понадобилось вывести кромку (серая). Приклеил Тамиевский скотч. Накрасил. Снял: в нескольких местах сошло всё до самого пластика… Смывать всё с носков и начинать по-новой просто уже не осталось моральных сил. Исправил как смог.
Так-как декаль для меня была очень ценна, решил поменять последовательность операций привезеринге:
Сначала выделил расшивку, затем- глянцевый лак и только потом- декали. Расшивку выделял как обычно: пастель+фейри.
Перешёл, наконец, к декалям! Тут особых осложнений не возникло. Всё легло великолепно. (клеил три дня, используя свой любимый метод с футурой). Далее- глянцевый лак. Чуть-чуть подправил выделение расшивки, затем совсем немного добавил следов маслом. Ну и наконец- слегка осветляющее полу-матовое покрытие и окончательная сборка.
Финальная деталь- стремянки от «Дриммоделс». Пару слов о них: позиционируются они фирмой как Су-27УБ/Су-30. Однако (уже при установке) я обнаружил, что конструкция у стремянок Су-27/30/35 отличаются.
Стремянки-трапы от «Дримов» имеют нижний упор под фюзеляжем (такое заметил на Су-27УБ ранних выпусков). На новых Су-30 (и моём в том числе) упор осуществляется на кромку наплыва (там есть и незакрашенная металлическая площадка). Ну, мне пришлось ставить то, что есть.
Ещё отдельно пару слов о соплах: Изначально хотел ставить травлёные сопла от «Дриммоделс», но после того, как мне в руки попали смоляные сопла от АМИГО моделс, я однозначно сделал выбор в пользу последних! К модели подгоняются очень хорошо (единственное, нужно чуть-чуть обеспечить наклон сопел вниз). Собираются сопла просто и красятся удобно. Окрашивал я их металликами и пигментами АКАНа, потом ещё немного тонировал разной подручной химией, добиваясь сходства с имеющимися фото.
На этом, пожалуй, всё. Понимаю, что получилось не идеально, но- результатом я остался доволен!
в общем конечно все хорошо, за ниши и обводы кабины отдельный респект! но на самодельных килях заметно пустующее отсутствие не воспроизведенных части расшивки/клепки. лучше уж было родные нарастить/оставить
Re: Trumpeter 1/72 Су-30МКК КнААПО- самый русский китаец
Димон поздравляю ,отличная работа !!!
Каждый день его вижу и любуюсь.
Высший балл.
Дима, Спасибо! Интересно было узнать твоё мнение именно потому, что ты видел (и видишь) этот борт "живьём". :grin:
Добавлено спустя 1 минуту 16 секунд:
Re: Trumpeter 1/72 Су-30МКК КнААПО- самый русский китаец
Отличная работа.
Не в качестве наезда, но первые фотки выглядят несколько "замыленными", а вот те, что на взлётке получились на много лучше
По фото не знаю почему так вышло...фотографировал всё в один день, одним объективом. :???:
Добавлено спустя 5 минут 4 секунды:
в общем конечно все хорошо, за ниши и обводы кабины отдельный респект! но на самодельных килях заметно пустующее отсутствие не воспроизведенных части расшивки/клепки. лучше уж было родные нарастить/оставить
Спасибо! По килям: всё не так просто. Наверное, Вы решили, что мне было лень перенести расшивку с "родных" на новые? :lol:
Во-первых, "родные" не только ниже, но и РН на них неправильный. Расшивка- да, красивая...но абсолютно не верная. Сравнение имеющихся фоток и схем, показало несоответствие расшивки Су-30 китайцев. Но для нарезания новой- материала у меня было недостаточно. "От балды" делать- нет смысла. Поэтому так.
Дима, поздравляю с завершением, красивая Сушка!
Но для нарезания новой- материала у меня было недостаточно. "От балды" делать- нет смысла. Поэтому так.
Дык это, есть же тема с матчастью 30-ки, спросил бы там, помогли бы кто чем может (хоть и не много, но кое-чего есть).
Дима, отличная и педантичная работа.
Саша, спасибо!
Добавлено спустя 1 минуту 52 секунды:
Дима, поздравляю с завершением, красивая Сушка!
Но для нарезания новой- материала у меня было недостаточно. "От балды" делать- нет смысла. Поэтому так.
Дык это, есть же тема с матчастью 30-ки, спросил бы там, помогли бы кто чем может (хоть и не много, но кое-чего есть).
Паша, спасибо! А про кили: когда начинал, я с тобой на эту тему общался. ;) Толковой инфы тогда и не было. А сейчас уже, конечно, можно что-то найти.
Да помню, как обсуждали, только вроде расшивки тогда не касались, а были уже тогда фотки голых килей с завода.
В любом случае- теперь уже как есть. :grin: Вот когда будет Су-30СМ- тогда и посмотрим на расшивку... :lol:
Вот когда будет Су-30СМ- тогда и посмотрим на расшивку...
Там кили другие, и фоты, соответственно, тоже другие будут :lol:
Я знаю. Просто сообщаю, что там ужо смотреть буду более детально на расшивку.