Практически трагедия. Экстремальная конверсия. Переделка модели 1/72 Ла-5ФН «Звезда - Italeri» в учебно-тренировочный вариант Ла-5УТИ.
«Чтобы пойти на этот номер надо быть серьёзно больным, но
,в последнее время, я что-то плохо себя чувствую»
Датчанин (он же В.Пыркош) из х /ф «Ва-Банк».
Изначально целью постройки данной модели был чисто «спортивный» интерес — получиться или не получиться. В шкафу завалялась коробка со старой модель от «Звезды» (она же «Italeri») и наличествовал двухместный вак-формованный фонарь, оставшийся от модели Ла-5УТИ в том же масштабе, чешской фирмы «AML». Вообще, чехи дают в своей модели этих самых фонарей с большим запасом — три варианта по две штуки. На этом, впрочем, все достоинства модели «AML» и заканчиваются. Достаточно сказать что мне, например, так и не удалось обнаружить в «мировой паутине» хотя бы одну-единственную публикацию о сборке модели Ла-5УТИ в 1/72 от «AML» (при том что статьи о переделках в Ла-5УТИ, к примеру, моделей 1/48 от «Звезды» там есть), что выглядит очень странно, учитывая что эта модель выпускается и продаётся уже лет десять. Выходит никто в мире так и не рискнул собрать её? При этом откровенно негативных рецензий на любые Ла-5 от «AML» в 1/72 (а эта фирма производит ещё и одноместные варианты «пятёрки», например Ла-5Ф), основанных на обмере отливок, без полной сборки, в Интернете обнаружилось великое множество.
Впрочем, тех, кого интересуют подробности и все нюансы сборки изображающего Ла-5УТИ откровенно корявого ЛНД от «AML» я отсылаю к статье об этом «горьком катаклизме», опубликованной в «М-Хобби» №9-2018.
Все закидоны и косяки италовского пластика Ла-5 почтеннейшей публике прекрасно известны — из него и нормальный-то, одноместный Ла-5ФН, можно построить практически только лишь методом Микеланджело или, если вам так больше нравиться, Папы Карло, фактически вырубая нужное изделие из имеющегося куска мрамора или же полена. А уж построить «спарку» - тем более проблематично.
Но, как пели в одном старинном фильме «не созданы мы для лёгких путей».
В данном случае эти «дровишки» переделывались в некий ранний Ла-5УТИ, т.е машину переделанную в ПАРМе из Ла-5 с высоким гаргротом, поскольку имеющийся в наличии фонарь был более всего похож как раз на эту модификацию.
Форма фюзеляжа подгонялась под всё тот же двухместный фонарь (который у«AML», кстати говоря, заужен более чем на миллиметр, т.е идеалом он ни в коей мере не является, но давить специально ради такого случая новый фонарь — увольте).
При первых прикидках выяснилось что кабина оригинала заужена сзади и чрезмерно широка впереди.
Исходя из этого была произведена коррекция сечений фюзеляжа, исходя из ширины имеющегося фонаря — впереди стык половин фюзеляжа был сточен, сзади, наоборот, вклеена вставка между половинами фюзеляжа . Имеющийся гаргрот бы срезан с вклеиванием распорки между бортами.
Далее из подходящего куска полистирола был изготовлен новый гаргрот, соответствующий ранним Ла-5.
После подгонки форм фюзеляжа были изготовлены (практически заново) кабины и их оборудование, начиная с пола и кончая прицелом. Надо сразу сказать, что многое там пришлось додумывать и домысливать уже по ходу дела и двухместная кабина хотя и получилась более-менее похожей на то, что должно было быть, не является стопроцентно аутентичной — слишком мало достоверной информации по размещению и состава приборного оборудования в кабинах Ла-5УТИ и отличиях между собой кабин разных вариантов этих «спарок».
Сразу стоит сказать что, то, что сделано в кабине италовского Ла-5ФН не похоже вообще ни на что — все, ну или почти все, кто сталкивался с этой моделью, должны помнить увешанную какими-то непонятными, да ещё и зеркально повторёнными по обеим бортам, трубопроводами пилотскую кабину этой «лавочки» и тамошнюю приборную доску, с четырьмя здоровенными «будильниками» неизвестного назначения (и более ничего!). Так что как-то использовать в мирных целях это , с позволения сказать, «оборудование кабины» явно не реально.
Затем половины фюзеляжа были склеены. Далее была установлена на место передняя часть капота, для которой были изготовлены новые жалюзи, которые в закрытом виде были установлены вместо «родных» - переделками или заменой двигателя заниматься совершенно не хотелось.
Лопасти винта пришлось изрядно переточить, приблизив к форме оригинала, а вот кок винта практически не потребовал доделок.
Сильных переделок потребовала и хвостовая часть данного Ла-5УТИ — был основательно переделан руль направления, ради доведения толщины его задней кромки до приемлимой величины и изображения «рёбер», обтянутых полотном.
Также пришлось изготовить элементы новые воздухозаборника двигателя, соответствующего ранним вариантам двигателя М-82 (модель «Звезды» пытается изображать из себя поздний Ла-5ФН) и перерезать под него раскрой створок капота, дополнив выходные створки большими «ушами», прикрывающими общую трубу выхлопного коллектора с каждого борта.
Аналогичное пришлось выточить и наклеить перед фонарём несимметричные обтекатели казённых частей пушек.«Родные» были спилены подчистую из-за их общей непохожести.
Есть мнение, что на, как минимум, части Ла-5УТИ правая пушка демонтировалась и её порт зашивался накладкой (полных чертежей на Ла-5УТИ нет, а по фото невозможно разглядеть, так ли это было в действительности и понять что являлось стандартом для этих «спарок» — одна пушка, две или вообще полное отсутствие вооружения, скорее всего существовали все три варианта). А раз так, на этом Ла-5УТИ был имитирован зашитый правый пушечный порт.
Крыло италовской модели в чертежи (имея в виду любые имеющиеся чертежи одноместных Ла-5) ложиться плохо, это тоже давно ни для кого не секрет. Его стреловидность по передним кромкам чрезмерна, а ниши стоек шасси прорезаны слишком близко от передних кромок крыла и расположены далеко не под нужным углом друг к другу, а расстояние между колёсными нишами слишком мало ( впрочем это традиционное упущение почти всех производителей ранних моделей Ла-5).
Для выправления стреловидности нижняя часть крыла была разрезана пополам, поперёк размаха и в разрез вклеена клиновидная вставка, «разворачивающая» консоли крыльев вперёд. Из-за этого имел место ещё одни положительный момент — промежуток между колёсными нишами основных стоек шасси увеличился практически до приемлемой, масштабной величины.
Ниши стоек шасси пришлось прорезать по-новой, ориентируясь на чертежи, а их старую, неверную часть заклеивать вставками из полистирола.
Купола колёсных ниш в наборе Ла-5ФН от «Звезды» отсутствуют как факт и их тоже пришлось делать самостоятельно , выклеив из кусков полистирола.
После приклеивания верхних частей консолей крыльев было ещё очень много доделок, связанных с правкой формы крыла в плане а также его сечений и толщины кромок.
Стыковка крыла с фюзеляжем выявила изрядные щели сверху, между консолями и зализами центроплана. Для шпаклевания они широковаты, соответственно туда были вклеены пластиковые вставки.
В итоге, крыло относительно неплохо состыковалось с фюзеляжем.
Затем на место был установлен самодельный маслорадиатор, который у италовской модели тоже никуда не годиться.
Стабилизаторы тоже пришлось исправлять и по форме в плане, и по сечениям, и по толщине кромок.
Стойки и щитки створок шасси тоже пришлось делать новые, из «подручных материалов». Сами пневматики основных колёс были использованы доработанные, из набора — искать замену им уже категорически не хотелось.
Конечно, отдельные эстеты скажут что можно было бы купить набор смоляных или резиновых колёс, но сейчас такой комплектик стоит на уровне звездинской молели Ла-5ФН в 1/72.
Соответственно, заново была изготовлена и хвостовая стойка со створками.
Окраска после грунтовки производилась эмалями «TAMIYA» - получился некий «усреднённо-безымянный» вариант, окрашенный по стандартной двухцветной серой схеме камуфляжа для советских Ла-5 конца войны - сочетание полей цветов АМТ-11 и АМТ-12 сверху и АМТ-7 снизу, с красными пятиконечными звёздами на положенных местах и белым бортовым номером «17». Декали сборные, частично использовались обрезки от модели «АML». После нанесения декали - слой «Футуры» и матовый лак. Далее без фанатизма изображены кое-какие следы эксплуатации.
В целом, переделка звездинско-италовского Ла-5ФН в Ла-5УТИ — это работа из числа тех, которые не пожелаешь и врагу.
Тем более что фонарь от модели «AML», как уже было сказано выше слишком узок и разного рода эстеты могут легко придраться к нему по части геометрии. Возможно, дело поправила бы какая-нибудь конверсия (фонарь и оборудование кабин) для переделки Ла-5 в Ла-5УТИ, но в 1/72 такого никто пока не делает (при том что, к примеру, для Ла-7УТИ как в 1/72 так и в 1/48 такие, заточенные под подукцию «Eduard» комплекты существуют), что, в общем, можно понять — потенциальных желающих прикупить нечто подобное, чтобы переделать из боевого учебный вариант Ла-5 практически не найдётся. А раз так, на этом особо не заработаешь.
Кто-то может сказать, что могло помочь ФТД для одноместных Ла-5 в 1/72, но в данном случае не хотелось тратить лишние деньги.
И ещё стоит предупредить всех, кто рискнёт взяться за подобную конверсию — имейте в виду, что никакой вменяемой графики именно на Ла-5УТИ (полные чертежи в четырёх проекциях) в природе до сих пор не существует.
До сих пор из статьи в статью про истребитель Ла-5 кочуют лишь боковики Ла-5УТИ, имеющие в своей основе материалы незабвенной книги В.Воронина и П.Колесникова «Советские истребители Великой Отечественной Войны — Миг-3, Лагг-3, Ла-5», изданной в СССР ещё в бесконечно далёком 1986-м.
При этом, из скудного иллюстративного материала по Ла-5УТИ, можно сделать вывод о том, что в «спарки» переделывались Ла-5 практически всех основных серийных модификаций и, исходя из этого, имело место минимум три основных конфигурации получившихся в итоге Ла-5УТИ - ПАРМовские переделки из ранних Ла-5 с высоким гаргротом (на них верхний контур гаргрота являлся продолжением верхнего контура фонаря кабины и лежал с ним более-менее на одной прямой); переделки из Ла-5Ф с пониженным гаргротом (здесь верхние контуры фонаря и гаргрота находились под небольшим углом друг к другу и задний срез последней секции фонаря в ряде случаев был не вертикальный, а скошенный) и переделка из поздних Ла-5ФН (примерно то же самое, что и переделки из Ла-5Ф, только с неизбежной разницей в капотах, воздухозаборниках и расшивке зализов крыла).
И авторы большинства статей по семейству истребителей Ла-5 (а, соответственно, и чертежей к ним) всех этих нюансов совершенно не улавливают и рисуют ранние и поздние варианты Ла-5УТИ либо только с гаргротами по раннему типу, либо только по позднему, а разница в размерах и сечениях фюзеляжей ими, как правило, игнорируются.
Так что надо терпеливо ждать пока кто-нибудь наконец уже прорисуете основные существовавшие варианты Ла-5УТИ, благо у некоторых современных исследователей доступ к архивным материалам есть — здесь могли бы помочь, к примеру, фотоотчёты об испытаниях прототипов Ла-5УТИ в НИИ ВВС РККА.
Так, или иначе, переделка Ла-5ФН от «Звезды» (а равно любого другого раннего Ла-5 в 1/72) в Ла-5УТИ это номер из категории тех , по поводу которых можно повторить стандартную фразу из заокеанских телешоу «не пытайтесь повторить это дома». Эта работа уж точно не станет для вас «приятным развлечением» для того, чтобы скоротать длинные зимние (ну или воскресные) вечера.
Проведённая переделка в Ла-5УТИ Ла-5ФН от «Звезда-Italeri» доказывает только лишь то, что при наличии горячего желания, «правильно заточенных рук» и некоторого опыта, вполне осуществима и подобная, практически безнадёжная, конверсия. Но это уже явно выходит за рамки вполне себе респектабельного хобби, а скорее является занятием для сугубых фанатов «садомазомоделизма» - людей из которых можно запросто делать гвозди или гусеничные траки..... В остальном на подобную переделку в здравом уме пойдёт только тот, кто реально не может жить конкретно без этой «спарки» и я не думаю, что таковых отыщется сильно много.
Правда, на сей момент «дровишки» от «AML» или жёсткая переделка, типа описанной выше альтернатив всё равно не имеют.
Разве что, к примеру, «КР» когда-нибудь выпустит «спарку» в своей новой линейке Ла-5 в 1/72, но подобные планы данной фирмой не озвучивались. А обещанный когда-то смоляной Ла-5УТИ в 1/72 от фирмы «Prop & Jet» то ли вообще не появился, то ли вышел микроскопическим тиражом.
Ну, а полученный путём столь извращённой конверсии Ла-5УТИ , в конечном итоге, всё-таки нашёл своего владельца — одного широко известного в узких кругах коллекционера, у которого, согласно известной формуле А.Райкина «есть всё, но кое-чего иногда нет». Его эта модель вполне устроила, несмотря на некоторые, неизбежные, описанные выше, огрехи.
Тема: Переделка Ла-5ФН 1/72 Звезда в спарк...(#12420) - обсуждение
Отличная конверсия.