Уважаемые коллеги, хочу представить вам свою новую работу. На этот раз "на арену выходит" модель десантного планёра Як-14 - машина в модельном мире исключительно редкая. Этот летательный аппарат выпущен в этом году "всё тем-же "Croco.
ПЛАНЁР
Як-14 был спроектирован и построен в 1948 г., когда в распоряжении ВВС СССР ещё не было самолётов, способных перевозить крупногабаритные грузы и военную технику. До появления таковых наиболее дешёвый и быстрый выход из положения - постройка большегрузного десантного планёра. Задание на постройку планёра получили КБ Ильюшина и Яковлева.
Разработкой Як-14 занимались ведущие конструкторы Е.Г.Адлер и Л.Л.Селяков. Планёр был построен и проходил испытания в 1948 г.(два первых опытных экз.). Как водится, испытания, подтвердив хорошие лётные данные машины, выявили множество недостатков, которые следовало устранить. Для увеличения продольной устойчивости оперение снабдили форкилем, увеличили аэродинамическую компенсацию рулей, что снизило нагрузки на органы управления, усовершенствовалось швартовочное оборудование в грузовой кабине. В связи с появлением на вооружении новой десантной самоходки АСУ-57 грузоподъёмность планёра следовало увеличить с 3000 до 3500 кг. После большого количества доработок новая машина, получившая название Як-14М, была запущена в серию на заводе №168 в Ростове. Летом 1950 и 1951 гг. планёр проходил войсковые испытания, в ходе которых пришлось решать множество проблем, связанных с особенностями массового применения таких планёров в войсковых операциях.
Первые пять серийных Як-14 ростовский завод выпустил в 1949 г. Затем, в 1950 г. - 189 шт. и в 1951 г. - 80 шт. В 1951 г. к производству этих планёров был подключен оренбургский завод №47 (с 1951 г. по 1952 г. выпущено 139 шт..)
Планёры Як-14 поступили в подразделения ВДВ по всей стране от Белоруссии до Дальнего Востока. В процессе производства их непрерывно дорабатывали, например, на правом борту появилась вторая входная дверь, менялось электрооборудование, освещение, оборудование кабины, дренажная система, усиливалась прочность конструкции. Насколько изменился облик Яка видно, хотя-бы, из фото компоновки кабины пилотов:
Для загрузки техники на планёре имелись откидные носовая и хвостовая часть. Для облегчения погрузки планёр мог "приседать" на 450 мм. Для этого из амортизаторов шасси стравливали воздух и планёр садился на днище. Причём посадка напоминала поведение верблюда в такой-же ситуации: сначала он приседал на правую ногу, затем на переднюю и наконец, на левую. Обратный подъём нагруженной машины осуществлялся в обратном порядке, когда из бортовой воздушной системы подавался сжатый воздух. Чаще всего его давления не хватало для полного подъёма и тогда привлекали с десяток солдат, которые помогали машине подняться, ухватившись за подкосы крыла.
Планёры применялись в войсках до середины 50-х годов. Кроме советских ВДВ десяток планёров достался чехословацким ВВС (там они назывались К-14). В ЧССР их использовали до 1956 г.
После появления в эксплуатации самолётов Ан-8 и Ан-12 интерес к десантным планёрам быстро угас.
Самая яркая страница в судьбе Як-14 - это две экспедиции на полярные станции. В ходе последней четыре Як-14 со многими промежуточными посадками долетели с аэродрома "Мясново" тверской области до мыса Шмидта, где в Як-14 погрузили бульдозер, который туда в разобранном виде был доставлен на четырёх самолётах. Бульдозер поместился в Як в собранном виде, хотя для облегчения с него сняли верхние части гусениц, погрузив их в другую машину. Но и в этом виде "перегруз" достигал 700 кг. Тем не менее аэропоезд удачно взлетел и после 4 часов 40 мин. полёта благополучно приземлился на льдину полярной станции "СП-4" (по сути - строившийся промежуточный аэродром для действий стратегической авиации в случае военного конфликта с США).
Последнее фото, связанное с Як-14 я видел когда-то в чешском журнале "L+K": там был сарай, сделанный из грузового отсека Як-14 - увы, судьба многих, отслуживших своё, ЛА.
МОДЕЛЬ
Модель предусматривает варианты сборки с открытой носовой или хвостовой частью (либо без оного). Подвижность этих частей не предусмотрена. "Открытость нутра" вынуждает показывать внутреннюю конструкцию как грузового отсека, так и носовой и хвостовой частей. А "нутро" изобилует многочисленными ферменными элементами конструкции, от изображения которых никуда не денешься.
Все эти "фермы" в изобилии изображены на бортах или даны отдельно. "В выигрыше" будут те, кто возьмётся собирать Як "нерасстёгнутым", поскольку отпадает надобность начинять нутро многочисленными прибамбасами.
В ходе сборки столкнулся с неприятной особенностью модели: при стыковке в закрытом виде носовой или хвостовой части с грузовым отсеком никто не гарантирует точного совпадения торцов обоих отсеков, поэтому следовало-бы применить шаблон для обеспечения совпадений при сборке. При откинутом положении этих частей такая проблема отпадает. Следует постоянно следить за точностью положения устанавливаемых частей. При сборке "салона", носовой и хвостовой части приходилось красить их внутренний интерьер по ходу сборки.
Сборка была далеко не лёгкой, однако иного и нельзя было ожидать от смоляной модели с таким количеством деталей. Тем не менее, чего-то такого, требующего героических усилий, не встретилось и проект плавно подошёл к окраске. Заклеив всё прозрачное масками, загрунтовал всю модель, затем постарался устранить те дефекты, что вылезли после грунтовки. Окраску решил делать своими нитрокрасками, к которым привык.
Серийные машины (в отличии от опытной, окрашенной сверху в двухцветный камуфляж) были элементарно зелёными сверху и светло-серыми снизу. Декали к модели предусматривают окраску Як-14 советских ВДВ и окраску К-14 чешских ВВС. Крорме основных элементов на декали есть даже"техничка" (напр. трафарет положения ручки для запирания замков откидной части, правда, почему-то только для одного замка, хотя откидных частей - две).
В инете фоток Як-14 немало, но вот снимков с бортовыми номерами почти нет. Все фото изображают Яки со звёздами, но без номеров. Видимо, все они относятся к прототипам, проходящим испытания. В строевых частях бортовые номера обязательны, иначе команда загрузиться в аппараты может вызвать у личного состава замешательство (в какой конкретно? Они-же все одинаковые...) Имеется лишь два фото с бортовыми номерами. На одном "авиатор" сметает метлой снег, стоя на крыше хвостовой части (там ниже неплохо просматривается номер "24") и снимок с номером "6" на борту. Видимо, автор декали ориентировался на этот снимок и дал "шестёрку" в синем и красном варианте. Я думаю, она, скорее всего, была жёлтой, но и красный цвет не исключаю. Для верности выбрал из запасов жёлтую пятёрку от декали к какому-то "фашисту" - она вполне гармонично смотрится на борту. Поскольку звёзды, по некоторым данным, вернулись на верх крыльев (с их исчезновением с борта) лишь в 1955 г., то звёзды решил наносить лишь снизу крыльев. Остальные звёзды - на борту и киле.
Установив антенну из "бантика" и отдельно окрашенный нос и колёса, получил, наконец, законченную вещь.
В комплекте есть "сходни" (трапы) двух типов для погрузки техники: малые - для нетяжёлой поклажи и более длинные - для погрузки техники в "сидячем" положении Яка. Использовал малые, поскольку делал Як с "сиденьками" для перевозки десантников. Все фото говорят, что в случае перевоза техники эти скамейки просто снимались с машины, т.к. в откинутом положении я их нигде не видел. В принципе, можно изобразить Як в "сидячем" положении, хотя набор и не предусматривает такого варианта. Модель тяжеловата на хвост и проблему стояния на трёх ногах может решить какой-нибудь грузовик 1/72, нагруженный соответствующим грузом или что-то вроде этого. В моём случае техники в салоне не предполагалось.и я использовал элементарную подпорку из скрёпки, хотя можно было изобразить для загрузки какой-нибудь "зелёный ящик", каких в войсках множество.
В результате всех моих усилий получилось следующее:
Если-бы я собирал "нерасстёгнутый" вариант, то выглядеть он мог-бы приблизительно так:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В собранном виде модель вполне похожа на прототип, если верить многочисленным фото. Что скажу о сборке? Она не проста, но я с интересом провёл это время и даже обошлось без без нервных срывов. Может, ещё кто-нибудь захочет попробовать...
Заслуженный плюс за этакий шифоньер! Но есть над чем работать... под декаль нужно наносить глянцевый лак, серебрение убивает объективное восприятие модели.
Интересная модель и собрана хорошо (а столько "палочек-фермочек" из смолы собирать -- весьма непросто).
И статья замечательная -- коротко, но полно и по делу.
Благодарю за внимание к этой работе. Без недостатков не обошлось. Некоторые из них - следствие "бюджетности" способа производства: смола, вакуформное остекление. Под декали, однако, футуру наносил, но видимо, это спасает не всегда. Должен признаться в неточности: аэродром "Мясново" под Тулой, а не в Тверской области (спасибо danil 1973 за уточнение).
Что интересно, модели Як-14 выпускались и раньше. вот фото выпущенных моделей от " LUFTWAFFE 1946 MINIATURES" (1/300), бумажная от "Dragos" (1/100), от "MINIWING" (1/144).
Тема: Croco 1/72 Як-14М - Окрылённый верблюд