О самолёте-истребителе ЛаГГ-3 времен Великой Отечественной войны написано немало, есть и отличные лекции Геннадия Серова в цикле «Архивная революция» Михаила Тимина на YouТub. В этой статье я лишь кратко опишу свою попытку изготовления модели этого самолёта в масштабе 1:48.
Наиболее точные смоляные модели от Вектора и переразмеренный пластик от Южного Фронта стали раритетом, Mars Models уже три года обещает выпустить свой ЛаГГ, да воз и ныне там. В настоящее время получить модельЛаГГ-3 в 48-м масштабе можно лишь переделкой из доступного набора от ICM.
В 2013 году коллега SergeyZhuravlev проделал интересную работу, где показал требуемые для этого доработки:
Примерно в это же время Звезда выпустила модель Ла-51:48, которую я приобрёл вместе с их же Ла-5ФН. Для участия в «Дуэли на Лавках» я собрал из этих наборов Ла-5Ф, использовав от Ла-5 носовую часть фюзеляжа. Хвостовая часть и крыло остались и казалось, что проще срастить их с ICM, чем разрезать, делать вставки и смещать вниз стабилизатор.
В общем, спустя семь лет я взялся за этот вариант.
Еще раз посмотрев наработки от SergeyZhuravlev, решил без изменений размеров использовать носовую часть фюзеляжа, канал с обтекателем водорадиатора, козырёк и сдвижную часть фонаря от ICM. Крыло, стойки шасси и хвостовую часть фюзеляжа позаимствовал у Звезды. В заначке оказались руль направления и горизонтальное оперение от Вектора, их я использовал, отрезав роговой компенсатор на руле направления и добавив триммер с тягой{ на руль высоты. Из Векторовского же набора для кабины ЛаГГ-3 были использованы ручка управления, сиденье с бронеспинкой и «заушная» часть, где находится лючок аккумулятора. Больше всего информации у меня оказалось по ЛаГГу Л.А. Гальченко, его и взял за основу.
На носовой части фюзеляжа были зашпаклеваны лишние «жабры» охлаждения, заделан и прорезан новый, соответствующий 4-й серии, воздухозаборник обдува подкапотного пространства.
Добавил воздухозаборник в нижней части левой крышки капота. Верх носовой части был взят с одним УБС, в соответствующие места вклеил патрубки охлаждения пулемётов из медицинских игл и прорезал насквозь «жабры».
В крыле переделал купола ниш колес, убрал предкрылки, вырезал место под фару. Саму фару потом сделал из фольги, лампочку из прозрачного литника, а стекло сымитировал скотчем. Прорезал гильзовыбросы пушки и УБС и щели замков бомбодержателей. Выводы управления замками – из медицинских игл. Вклеил воздухозаборник водорадиатора.
Элероны поставил родные. Полностью сточил нанесённый на них рельеф, наложил маски и сымитировал тонким слоем грунта силовые элементы каркаса.
Половинки фюзеляжа из набора ICM сложил «насухо» и склеил только узел водорадиатора. Затем его вырезал и приложил к фюзеляжа Звезды с предварительно вырезанными соответствующими элементами:
Стыкуемость вполне приемлемая.
Отрезал носовые части обоих наборов и сложил их, приложив к отличным чертежам от коллеги Paul_S, всё неплохо!
Занялся кабиной. Всё оборудование кабины из набора Ла-5, добавлены аптечка, электророзетка, трубопроводы. Графики поправок взяты из набора фототравления от Gonza.
Вклеил силовой набор фюзеляжа и узел водорадиатора в правую половину фюзеляжа, затем склеил с левой. Нарастил киль в месте отсутствовавшего на 4-й серии рогового компенсатора РН.
Приклеил крыло и дальше начались долгие нудные работы по шпаклеванию - вышкуриванию.
Внутренние обводы канала водорадиатора не выдерживают никакой критики, пришлось их выводить сначала циакрином с содой для ускорения высыхания, потом просто циакрином, т.к. при быстром высыхания образовывались пузырьки, а затем Mr Surfacer 500 Аналогично поступил и при сопряжения его внешних обводов.
При установке смоляной закабинной части с лючками между «ушей» неожиданно выяснилось, что гаргрот Ла-5 в верхней части сильно заужен. Пришлось толщину его наращивать кусочками полистирола, и снова наждачка-Mr Surfacer 500-наждачка.
Вклеил носовую часть. Вставками полистирола нарастил переднюю часть центроплана, из пластинок полистирола сформировал воздухозаборники карбюратора, от модели ICM не подошли, слишком малы. Циакрин - наждачка - Mr Surfacer 500 – Наждачка. Параллельно убирал ширину зализов крыла.
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.
Пришло лето, все модельные дела были отложены, потом другой проект…
Обычно так рождаются долгострои, но тут коллеги Никан и pirovskikh объявили турнир по самолётам ВВС КА Великой отечественной войны 1941-1945 гг.
ЛаГГ был извлечен на свет и продолжены работы по носовой части и зализами центроплана. Внимательный осмотр показал также, что кое-где проявились каверны от циакрина и усадки грунтовки.
Установил на место верх носовой части, особых проблем это не вызвало. Наложил маски и восстановил грунтовкой отрезанные части жаропрочных панелей за выхлопными патрубками. Сами патрубки высверлил и сточил излишнюю толщину пластины, на которой они вклеиваются.
Прорезал направляющие сдвижной части фонаря, на отливках они коротковаты. Саму сдвижную часть сделал работающей.
На руле направления установил весовые компенсаторы. На верхнем с помощью масок и грунтовки изобразил его крепление к рулю, как было на прототипе.
Установил на место горизонтальное оперение.
На рулях, в местах их навески, из фольги-самоклейки сымитировал круглые и квадратные перкалевые шайбы в соответствии с прототипом.
Штоки основных амортстоек сделал из медицинских игл, их же использовал для штоков цилиндров уборки-выпуска. Колеса - от Комплект ЗиП. Из медной проволоки сделал тормозные шланги.
Перед установкой козырька фонаря добавлены приборная доска, приборы кислородный системы и мягкие панели на бортах кабины в районе направляющих сдвижной части фонаря от Квинта студио; прицел и блок пневмоперезарядки вооружения под ним, по бортам кабины – рукоятки ручной перезарядка ШКАСов и трубопровод вентиляции кабины с отверстием в козырьке фонаря.
В нижней части капота сделал гильзовыбросы ШКАСов и выводы дренажей.
Сетки радиаторов использовал из набора травления от Gonza.
Окраска модели выполнена по материалам статьи Михаила Тимина "Камуфляжсамолетов ВВС РККА в 1941 году", «М-Хобби» № 8/2018. Красил осветленными красками ARM.PNT.
Пачкать сильно не стал, судя по фото более позднего периода, за самолётом следили достаточно хорошо. То же касается «обдиринга»: на самолёте он присутствует на жаропрочных панелях за выхлопными патрубками.
Его нанёс, уменьшив.
Декали использовал от Gonza.
Технадписи на фотографиях тех лет видны далеко не всегда, в зависимости от используемой фотопленки.
То же и с самолётом Л. А. Гальченко.
На декали надписи несколько великоваты, видимо, чтобы были читаемы. При съёмке модели крупным планом в ярком освещении они смотрятся излишне контрастно. На полке этот эффект теряется, но в следующий раз надо будет их приглушать, т.к. модель оценивается как раз по фото.
Объем работ оказался большой, но, как говорится, было бы желание…
не припомню где читал, но заметку такую себе с чего то сделал. не вижу в этом нечто невероятное, на заводе №21 в 42-м еще вовсю ЛаГГ делали, когда запустили в производство Ла-5 - вполне могли и колеса ставить из остатков. и технических противопоказаний нет - полетная масса новых "лавок" на том же уровне была.
jetac
На заводе №21 в 42-м еще вовсю ЛаГГ делали, только маленький нюансик есть.
Еще с лета 41-го на ЛаГГи колеса 650х200 ставили, с какой помойки они на Ла-5
600х180 нашли бы?
А технические противопоказания были - колеса 600х180 вес ЛаГГов не держали,
это в отчетах есть, начиная с И-301.
А технические противопоказания были - колеса 600х180 вес ЛаГГов не держали,
это в отчетах есть, начиная с И-301.
"— слишком высокая нагрузка на шасси при взлете;"
- это вроде не о колесах
Хороший запил и статья и работа конечно. Смущает цвет АМТ-4.